Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пифагор и пифагорейцы.



2019-12-29 223 Обсуждений (0)
Пифагор и пифагорейцы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Важным направлением в ранней греческой философии было пифагорейство, основанное Пифагором (ок.580-ок.500 до н.э.) в городе Кротоне (Южная Италия).

В известном смысле можно сказать, что пифагорейцы (Алкмеон, Архит, Гиппас, Филолай) занимались рассмотренными выше вопросами о субстанции, о фундаментальном начале природы и об изменении. Но предлагаемые ими ответы отличались от ответов милетцев, Гераклита и других. Пифагорейцы исходили не из материальных элементов, а из структур, форм: математических соотношений.

Пифагорейцы полагали, что природа может быть “раскрыта” с помощью математики. Об этом, по их мнению, свидетельствовали следующие обстоятельства.

1.Учение о гармонии раскрывает связь между математикой и таким нематериальным феноменом, как музыка.

2. Теорема Пифагора, устанавливающая соотношения между сторонами прямоугольного треугольника и имеющая вид cІ=aІ+bІ , показывает, что математика применима также и к материальным вещам.

3. Круговые движения небесных тел демонстрируют, что эти тела также подчиняются математике.

Пифагорейцы считали, что математические структуры и отношения лежат в основе всех вещей, то есть, является субстанцией.

В пользу подобного понимания математики ими выдвигались и такие аргументы. Число вещи не есть сама вещь, численные отношения неизменны, а отношения вещей и сами вещи текучи. Следовательно, числа являются самостоятельно существующими объектами и сущностью вещей. Математическое знание является точно определенным знанием, так как его объекты не меняются. В общем, пифагорейцы полагали, что в математике они нашли ключ ко всем загадкам вселенной. В силу этого математика приобрела для них мистический, божественный характер. Поэтому у Пифагорейцев религиозный мистицизм и математическое исследование шли рука об руку. Можно считать, что именно с пифагореизма начинается идеалистическое объяснение мира, ибо способ философствования пифагорейцев прямо противоположен стихийному материализму и диалектике милетцев и Гераклита.

Следует отметить, что именно пифагорейцы ввели в науку и философию понятие противоположности. Противоположности они определили как-то, возникновение чего означает гибель другого. Они должны исключать друг друга. Пифагорейцы не дошли еще до понимания, что противоположности одновременно и предполагают друг друга, хотя ощущение их единства у них было.

Пифагорейцы составили таблицу 10-ти пар противоположностей: предел и беспредельное, чет и нечет, единство и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящиеся и движущееся, прямое и кривое, свет тьма, доброе и злое, квадрат и параллелограмм. Из этой таблицы видно, что понятие противоположности у пифагорейцев еще не четкое. Если сравнить пары “мужское и женское” и “квадрат и параллелограмм”, то первая пара действительно взаимоисключающие взаимополагающие противоположным, а 2-ая пара нет, ибо квадрат может спокойно существовать и без параллелограмма.

Главное, что схватили пифагорейцы, - гармония мира основана на сочетании противоположных начал, подобно тому, как музыкальная гармония состоит из сочетания высоких и низких тонов.

Вкладом пифагорейцев в мировую философию стало открытие, что существенную сторону действительности составляет количество, которое выражается посредством величины, пропорции, численности. До пифагорейцев греческая философия знала только качество. Впоследствии мера уже будет понята как единство качества и количества.

Не забудем и то, что Пифагор был первым, кто назвал свои рассуждения о смысле жизни философией (любомудрием). На этот счет существует интересная легенда. Согласно ей, когда Пифагор пришел в греческий город Флиунт, владыка этого города Леон спросил его:

· В какой науке ты считаешь себя сведущим?

· Ни в какой, - ответил Пифагор. – Я только философ.

· Что такое философия ?- спросил с недоумением Леон.

· Человеческую жизнь, - был ответ Пифагора, - можно сравнить с рынком и Олимпийскими играми. На рынке имеются продавцы и покупатели, которые ищут выгоды. На играх участники их заботятся о славе и известности. Но есть зрители, внимательно наблюдающие за тем, что там происходит. Так и в жизни людей. Большая часть их заботится о богатстве и славе, все здесь в погоне за ними, только немногие среди шумной толпы не принимают участия в этой погоне, но созерцают и исследуют природу вещей и познание истины любят больше всего. Они называются философами-любителями мудрости, а не софосами-мудрецами, потому, что только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней.

Пифагорейцы развили интересную космологию, которая оказала влияние на космологию Аристотеля и Птоломея. Дело в том, что пифагорейцы, в отличие от астрономов Египта, впервые попытались построить систему мироздания, иначе говоря, его теорию. И в этом выразилась та страсть греков к теории, которая как раз и отличала их науку от науки более древних цивилизаций. Это было не простое эмпирическое описание, а некоторая объяснительная модель мира. В частности, пифагореец Филолай в центр мироздания поместил Мировой огонь, вокруг которого у него обращается Солнце, Луна, Земля, а также пять планет и сфера неподвижных звезд. Все они светят отраженным светом Мирового огня. Характерно, что для достижения совершенного числа небесных тел, выраженного в числе 10, Филолай ввел в эту первую негеоцентрическую систему Противоземлю. По его мнению, невидимая Противоземля находится между Землей и Мировым океаном.

Политически пифагорейцы были сторонниками четко иерархического устройства общества. Замечено, что философы, оперирующие сложными истинами, усвоение которых требует упорный длительной учебы и особых интеллектуальных и моральных качеств, часто утверждают, что общество должно быть иерархически упорядоченным. В частности, знающие члены общества заслуживают почестей и привилегий и должны управлять им.

В целом же следует отметить, что учение пифагорейцев вызывало восхищение у Платона, а позднее, в эпоху Возрождения (вместе с учением Демокрита), сыграло выдающуюся роль в становлении экспериментального естествознания.



2019-12-29 223 Обсуждений (0)
Пифагор и пифагорейцы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пифагор и пифагорейцы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)