Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Использование ребусов и кроссвордов для проверки и коррекции знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ по информатике



2019-12-29 383 Обсуждений (0)
Использование ребусов и кроссвордов для проверки и коррекции знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ по информатике 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации

По теме

«Использование ребусов и кроссвордов при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ»

 

Автор работы: Абашина Н.В.

 

Оглавление

 

 

- Введение………………………………………………………………………. 3

- Использование ребусов и кроссвордов для проверки и коррекции знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ по информатике…………...... 4-15

- Алгоритмы создания кроссвордов средствами Microsoft Office Excel , PowerPoint и других готовых программ ………………………………...…... 16-27

 

- Создание кроссворда по информатике при помощи программы Decalion 1.2…………………………………………………………………….…. 28-31

- Выводы …...........................……………………………………………….... 31

- Литература ……………………………………………………………… 31-32

- Приложения (программы и готовые материалы в папках «Ребусы» и «Кроссворды»)

 

 

«У ребенка есть страсть к игре,
ее надо удовлетворять.»
А.С. Макаренко

Введение

Цель работы: Изучение способов организации проверки и коррекции знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ по информатике на основе использования ребусов и кроссвордов

Задачи:

1. Систематизация данных об использовании ребусов и кроссвордов, как нетрадиционных способов проверки и коррекции знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ по информатике.

2. Рассмотрение методов создания кроссвордов с применением Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint и готовых программ.

3. Создание кроссворда с помощью программы Decalion 1.2.

Актуальность: Необходимое условие успешной сдачи единого государственного экзамен по информатике заключается в знании и понимании основных терминов и умении применять их при решении задач. На проверку знания терминов и ориентировано использование ребусов и кроссвордов.

За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, проверки знаний, которые представляют несомненный интерес и направлены:

1) на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами, реферат);

2) на развитие внимания (ребус), памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест, викторина);

3) на развитие воображения (аукцион);

4) на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);

5) на развитие речи учащихся (культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);

6) на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);

7) на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест, кроссворд, реферат).

 

 

Использование ребусов и кроссвордов для проверки и коррекции знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ по информатике

Рассматривая способы организации проверки и коррекции знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ по информатике, хочу остановиться на таких компьютерных продуктах для проверки знаний учащихся, как: ребусы, электронные кроссворды.

На уроках информатики возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида, подобные задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах урока: в начале урока, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Начать урок можно с отгадывания кроссворда, при изложении нового материала включить «кусочек» культурологической игры, а для закрепления подойдут тест, викторина, ребус. Это удобно и для учителя, и для учащихся - разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся.

Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.

В каждой теме курса «Информатики и ИКТ» выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

Большое разнообразие видов заданий даёт возможность выявить результаты усвоения школьниками разных компонентов содержания образования, контролировать уровень овладения разными видами учебной деятельности, умения воспроизводить и творчески применять знания.

В моей работе приведены некоторые виды ребусов, кроссвордов для проверки знаний учащихся по отдельным разделам информатики. Представленные задания предназначены для разных возрастных групп школьников. Поэтому педагогу необходимо предварительно проработать их и сделать выборку для групп в зависимости от сложности вопросов. Представлен материал для нетрадиционной формы проверки знаний учащихся.

Ребус – один из игровых способов текущей проверки знаний. По сравнению с кроссвордом ребус более сложный вариант игры. Чтобы у учащихся не исчез интерес к игре, необходимо постепенно усложнять игровой материал.

Ребусы — довольно интересный и популярный вид занимательных задач. Впервые они появились в XV веке во Франции, а в 1582 году здесь вышел первый печатный сборник ребусов, составленный Э. Табуро. В XVI веке рисованные загадки проникли в Англию, Германию, Италию. В России ребусы появились в 1845 году на страницах журнала «Иллюстрация». Постепенно ребусы усложнялись, расширялись возможности ребусного письма за счет введения различных кодовых знаков. В канву рисунка органически вплелись буквы, приобретающие порой самые причудливые очертания. Они часто оживают в ребусе - бегают, прыгают, карабкаются на предметы, громоздятся друг на друга, как акробаты.

Слово «ребус» произошло от латинского res, что значит «вещь» или «предмет». В творительном падеже множественного числа получится: по-латински — rebus, а по-русски — «вещами», «предметами».

Своими историческими корнями ребусы уходят в очень далекое прошлое, когда не существовало еще письменности как таковой, алфавитов с графическим изображением букв, и людям приходилось передавать ту или иную информацию с помощью рисунков (пиктографическое и идеографическое письмо). Если древний человек изображал на песке или на скале, например, лук со стрелой, животных, означающих названия племен, страну смерти в виде трех небес с тремя солнцами, лодку с людьми, плывущими в ее сторону, да еще глаз со струйками слез, то рассматривающему такой рисунок становилось ясно, что в данном месте разразилась война, принесшая людям много горя и лишений. Рисуночное письмо явилось первым шагом на пути к букве, к созданию современных систем письменности.

При всем своем внешнем сходстве с древним рисуночным письмом ребусы отличаются тем, что каждый изображенный в них предмет обычно очень далек от того, что имел в виду шифровщик. Если бы древний человек хотел сказать, что воины, допустим, шли по дороге, то он и нарисовал бы именно дорогу. В ребусе же вместо нее, возможно, будут изображены дом и рога, то есть предметы, никакого отношения к данному понятию не имеющие. Вот почему без знания приемов шифровки прочесть ребус не всегда просто.

В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.

Ребус имеет несколько степеней сложности. При разгадывании и составлении ребусов необходимо знать несколько правил:

1.  Названия предметов читаются только в именительном падеже

2.  Запятая в ребусе - это знак исключения буквы в зависимости от того, где он стоит

3.  Зачеркнутая буква означает, что ее надо исключить, иногда ее приравнивают к другой букве

4.  Если рисунок ребуса перевернуть «вверх ногами», то его надо прочитать на оборот

5.  Если возле рисунка ряд цифр, то буквы надо расставить в том порядке, как расставлены цифры

6.  Если буквы, слоги, рисунки расположены один в другом, над другим, то нужно прибавить соответствующий предлог.

Числовые ребусы (криптарифмы) представляют собой зашифрованные буквами примеры на выполнение каких-либо арифметических действий. При этом одинаковые цифры шифруются одной и той же буквой, а разным цифрам соответствуют различные буквы. Подобные ребусы представляют собой логико-математические задачи, в которых путем логических рассуждений и математических вычислений требуется расшифровать значение каждого символа и восстановить числовую запись. Их использование на уроках информатики позволяет учащимся развить уровень математического мышления и по-новому взглянуть на структуру простейших арифметических действий. Приведу некоторые числовые ребусы, разработанные и используемые в педагогической практике:

АН х A = ЛИЗ (34 х 3 = 102),

АН х AЛ = ОГИЯ (34 х 37 = 1258),

ЗА х Д = АЧА (42 х 6 = 252),

КТО + WHO = ЕСТЬ (327 + 697 = 1024),

ОДИН + ОДИН = МНОГО (6823 + 6823 = 13646),

АУДИО + ВИДЕО х 2 = МЕДИА (37561 + 26501 х 2 = 80563),

ША х Б = ЛОН (24 х 7 = 168).

На уроках информатики, а также во внеклассной работе, ребусы играют не только роль развлекательного момента, но и помогают развивать мышление и творчество, так необходимые для успешного изучения предмета, подготовки к ЕГЭ и широкому применению информационных технологий в других областях деятельности, в том числе при осуществлении самостоятельного образования.

Кроме того, использование на уроках готовых ребусов ведет к тому, что школьники с увлечением втягиваются в увлекательный процесс составления ребусов по различным предметам школьного курса. Если школьникам, проявившим особый интерес к изучению отдельных направлений информатики и способным к самостоятельной проектно-исследовательской деятельности, предложить принять участие в разработке и тестировании данных заданий, это не только окажет стимулирующее воздействие на их творческий потенциал, но и позволит применить многие из созданных ими проектов в качестве наглядных учебных пособий, успешно внедрить практические результаты проектной работы в учебный процесс.

В соответствии со спецификацией контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по информатике и ИКТ задания по разделам курса информатики распределены следующим образом:

Название раздела Число заданий Максимальный первичный  балл Процент максимального первичного балла за задания данного вида от максимального первичного балла за всю работу (=40)
1 Информация и её кодирование 5 5 12,5%
2 Моделирование и компьютерный эксперимент 2 2 5%
3 Системы счисления 2 2 5%
4 Основы логики 3 3 7,5%
5 Элементы теории алгоритмов 9 12 30%
6 Архитектура компьютеров и компьютерных сетей 2 2 5%
7 Технология обработки графической и звуковой информации 1 1 2,5%
8 Обработка числовой информации 2 2 5%
9 Технологии поиска и хранения информации 2 2 5%
10 Программирование 4 9 22,5%

Итого:

32 40 100%

Основные термины и определения не входят в кодификатор ЕГЭ, но это – фундамент для подготовки и успешной сдачи экзамена. Предлагаю подборку ребусов для проверки усвоения отдельных терминов

Наименование
1. А. А. Дуванов. Роботландия. 2002. 24 ребуса
2. Е.С. Самохина Ребусы по информатике
3. 11 ребусов с ответами
4. В.В. Зайнуллина. Новые ребусы по информатике

 

Другим вариантом проверки знаний учащихся на уроке по той или иной теме может служить кроссворд.

Кроссворд (англ. Crossword — пересечение слов, крестословица) — самая распространённая в мире игра со словами. Существует множество периодических изданий, специализирующихся на кроссвордах, их также часто печатают в неспециализированных печатных СМИ.

Из истории кроссворда

При раскопках древнеримского поселения Коринум в 1868 году в Англии была найдена плита с изображенным на ней рисунком, очень похожим на кроссворд. Находка датировалась III–IV веками. Нечто подобное было обнаружено и на колонне в знаменитых Помпеях при раскопках 1936 года. Это творение относилось к 79 году нашей эры и поражало тем, что кроссворд мог читаться одинаково слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх.

Кроссворд, в современном понимании этого слова, появился совсем недавно, около века назад (для сравнения — шахматам и шашкам более полутора тысяч лет). Версии его возникновения на сегодняшний день очень противоречивы. Три страны — Великобритания, Соединенные Штаты Америки и Южно-Африканская Республика — оспаривают ныне право называться родиной кроссворда.

Жители туманного Альбиона считают, что первый кроссворд появился в Англии. По их мнению, первые кроссворды печатались уже в середине XIX века в лондонской газете «Таймс», а первым автором игры был Майкл Девис. Эти головоломки были очень просты и предназначались в основном для детей. Задача состояла в следующем: заполнить буквами клеточки квадратов таким образом, чтобы одно и то же слово получалось и по горизонтали, и по вертикали.

Жители США утверждают, что первый в мире кроссворд был опубликован 21 декабря 1913 года в воскресном приложении «Fun» к газете «Нью-Йорк Уорлд» и придумал его журналист Артур Уинн, эмигрировавший в Америку из Англии. Один издатель поручил Уинну составить к рождественским праздникам приложение к газете, которое вызвало бы интерес не просто отдельного читателя, но сразу целой семьи. И тут журналист вспомнил, как его дед задавал ему в детстве головоломки. Это были так называемые «магические квадраты», в которых горизонтали и вертикали заполнялись одинаковыми словами. Уинн усовершенствовал эту игру. Он решил, если слово в задаче будет встречаться только один раз, это сделает ее интереснее. И Уинн, что называется, попал в точку. Его изобретение так понравилось читателям, что они, в своих многочисленных письмах, просили газету продолжить печатать подобные задачи. Артур Уинн первым также применил в кроссворде затемненные клетки для разделения слов.

Есть и совсем романтическая история появления первого в мире кроссворда. В начале XX века житель ЮАР Виктор Орвилл, виновный в автомобильной катастрофе, был приговорен к трем годам тюремного заключения. В камере, где он сидел, пол был вымощен каменными плитами, которые представляли собой своеобразную сетку. От скуки он стал заполнять клетки буквами пересекающихся слов. Затем это было перенесено на бумагу, а к словам подобраны определения. Товарищи по несчастью одобрили новинку Виктора. Тогда Орвилл решил отправить свое изобретение по почте в редакцию крупной газеты Кейптауна. Он назвал игру «Туда-сюда по квадратам». Редактор не сразу оценил ее, но его друзьям игра так понравилась, что они весь вечер только и занимались отгадыванием слов, после чего редактор вынужден был опубликовать кроссворд: именно такое название получила игра к моменту выхода ее автора на свободу. Кроссворды стали печатать другие газеты и журналы, в результате чего на счету Орвилла скопилась приличная сумма гонораров.

Итак, из трех версий происхождения первого в мире кроссворда за основу взята американская: как-никак названы конкретный автор, дата издания, печатный орган. Если появление первого в мире кроссворда проверить сложно, то первый в России кроссворд, как считалось до последнего времени, был напечатан в журнале «Огонек» (№ 18) от 12 мая 1929 года. Недавно стали известны новые сведения о происхождении первого русского кроссворда. Журнал «Мир приключений» еще летом 1925 года ввел новый раздел «Переплетенные слова». Точно известно, что термин «крестословица» ввел русско-американский писатель В.В. Набоков.



2019-12-29 383 Обсуждений (0)
Использование ребусов и кроссвордов для проверки и коррекции знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ по информатике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Использование ребусов и кроссвордов для проверки и коррекции знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ по информатике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)