Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инструменты государственного регулирования



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
Инструменты государственного регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1.

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношений — защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.

Для выхода из кризиса необходимо разработать стратегию сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям:

1) реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на прорывных направлениях науки и техники;

2)создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся федеральной собственностью и не используемых по назначению;

3) разработка системы использования лизинга как эффективного

рыночного механизма для субъектов инновационной деятельности,

разрабатывающих  и      производящих  наукоемкую  продукцию

с использованием дорогостоящих приборов и оборудования;

4) совершенствование механизмов системы привлечения банковского

кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала;

5) разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энергетический комплекс;

6)создание в финансово-промышленных группах наряду с системой консолидации финансовых и производственных потенциалов специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты;

7)формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами из числа научно-технических работни ков, ученых и специалистов;

8)образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность (Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере и др.), ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи прорывным проектам;

9) формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов работ, освоением инноваций, патентованием новых решений, при обретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и беспатентных лицензий;

10) разработка предложений об изменении налогового законодательства,

обеспечивающих значительное повышение инновационной активности.

2.2.

Инструментами государственного регулирования должны стать:

• социально-экономические   и   научно-технические   прогнозы
государственной политики в области финансов, цен, денежного обра­
щения, воспроизводственной, структурной политики и др.;

• государственно-административные, общеэкономические и рыночные
регуляторы;

• федеральные и региональные программы, балансы и модели оп­
тимизации экономических процессов;

• государственные заказы и современные контрактные системы;

• индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных
предприятий и организаций и других форм собственности;

• механизм интеграции регуляторов и структур.

К основным функциям государственных органов в инновационной сфере В. А. Васин и Л. Э. Миндели относят следующие: 1)аккумулирование средств на научные исследования и инновации; 2)координация инновационной деятельности; 3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование

инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск

устаревшей продукции; 4)создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы

защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной

собственности;

5)кадровое обеспечение инновационной деятельности; 6)формирование научно-инновационной инфраструктуры; 7)институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях

государственного сектора;

8)обеспечение социальной и экологической направленности инноваций; 9) повышение общественного статуса инновационной деятельности;

10) региональное регулирование инновационных процессов;

11) регулирование международных аспектов инновационных процессов.

 

К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности Л. М. Гохберг относит следующие:

• прямое финансирование;

• предоставление индивидуальным изобретателям и малым вне­
дренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

• создание венчурных инновационных фондов, пользующихся зна­
чительными налоговыми льготами;

• снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных
изобретателей;

• отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим
изобретениям;

• реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;

• создание сети технополисов, технопарков и т. п.

Основными направлениями государственной поддержки инновацонной политики, по мнению Ю. В. Яковца, являются следующие: а)содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост  конкурентоспособности  отечественной  продукции  на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

б) ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих
инноваций, составляющих основу современного технологического
уклада;

в) сочетание государственного регулирования инновационной дея­
тельности с эффективным функционированием конкурентного
рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной
собственности;

г) содействие развитию инновационной деятельности в регионах
России, межрегиональному и международному трансферту технологий,
международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов
национального инновационного предпринимательства.

В России уже введен ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий (МП). В частности, исключается из налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи МП, действует упрощенный порядок налогообложения. МП разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3 лет в качестве амортизационных отчислений.

Созданы специализированные государственные органы — Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур МП. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции МП, осваивающих новые технологии.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях дивер­сификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при

 

использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.  

Исключительной прерогативой государства является, как отмечают В. А. Васин и Л. Э. Миндели, правовое регулирование инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики. В этом аспекте весьма важен закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.96. Этот закон определил стратегию, принципы и порядок формирования государственной научно-технической политики; место научной и научно-технической деятельности в государстве, обществе, экономике; правовой статус научного работника; закрепил виды научных организаций, множественность источников финансирования отрасли, принципы управления научной деятельностью, основные формы воздействия органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях в сфере науки; отразил правовые основы регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества.

Организационный механизм государственного регулирования иннова­ционной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел пауки и образования аппарата Президента. В 1995 г. при Президенте РФ

создан Совет по научно-технической политике, являющийся консультативным органом. Основными задачами Совета являются: информирование Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом; разработка предложений о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации; анализ и экспертиза поступающих на заключение Президента проектов законодательных актов по научно-техническим вопросам; подготовка предложений о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам; участие в подготовке официальных документов и материалов по научно-техническим вопросам для Президента РФ.

Органы законодательной власти РФ — Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах фун­кционируют соответствующие комитеты — Комитет Госдумы по образованию, и науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию.

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую непосредственно возглавляет Председатель Правительства. Основными функциями комиссии являются обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.

Министерство промышленности, науки и технологий РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим фор­мирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач Миннауки РФ относятся: организация научно-технического прогнозирования; выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники; разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов; разработка государственных научно-технических программ и проектов; методическое руководство подготовкой региональных и межрегиональных научно-технических программ; финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения; создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности; формирование соответствующих систем экономического стимулирования и организационных структур; создание условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований; обеспечение формирования государственной политики в области международных связей в сфере науки и техники и др.

Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, и том числе меры по стимулированию инновационной активности, организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.

Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

 

Задачи каждого элемента, вошедшего в структуру механизма госу­дарственного регулирования, вкратце были рассмотрены выше.

И. В, Липсиц и А. А. Нещадин предлагают конкретные меры государственного регулирования научно-технической политики в целом по промышленности РФ и по отдельным технологическим укладам.

К мерам государственного регулирования для всей промышленности РФ относятся следующие:

1. Согласование ценовой политики с принятой государственной структурной политикой. Кризис нельзя ликвидировать без государственного регулирования цен.

2.Формирование финансово-промышленных групп, крупных корпораций, холдинговых компаний, охватывающих технологически связанные цепочки предприятий, путем:

• предоставления приоритетного права на приобретение пакетов акций
предприятий;

• снятия ограничений на деятельность инвестиционных фондов
и предоставления налоговых льгот;

• содействия формированию государственной системы взаимодействия
крупных предприятий с малыми и средними предприятиями.

 

3. Распределение прав и полномочий по управлению предприятия
ми различного уровня - федерального, регионального, местного.

4. Регулирование степени открытости внутреннего рынка.

Меры по государственной поддержке отраслей 5-го технологического уклада России:

1. Внутренний спрос на продукцию этого уровня (вооружение, авиация, ракетно-космическая техника, биотехнология, атомная энергетика, микроэлектроника) должен генерироваться государством, а продажа на внешний рынок государством должна контролироваться. 2.Государственная поддержка сбыта продукции на внешний рынок. 3.Государственная поддержка формирования совместных предприятий.

4. Создание и организация функционирования государственных и
государственно-частных лизинговых фирм.

5.Формирование и оплата госзаказа на высокотехнологичную продукцию.

6.Оказание государственного содействия при создании вертикально интегрированных холдинговых структур, включающих в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытные и серийные предприятия путем предоставления головной компании пакета акций.

Меры по государственной поддержке отраслей 3 и 4-го технологических укладов России:

1. Стимулирование внутреннего и внешнего спроса на потребительские
товары, выпускаемые российскими предприятиями, путем роста
заработной платы.

2. Ипотечное кредитование населения в целях стимулирования
спроса на жилье и товары длительного пользования.

3.Предоставление населению кредитов.

4.Направление бюджетных средств только на приобретение отличной продукции.

5. Развитие лицензионных и сборочных производств предметов
потребления совместно с ведущими зарубежными фирмами.

6.Содействие в формировании собственной сбытовой сети.

7.Создание в России информационных систем по всем видам выпускаемой продукции.

Вопросы государственного регулирования международных связей в об­ласти инновационной деятельности, на наш взгляд, достаточно полно освещены в разделе, написанном В. А. Васиным и Л. Э. Миндели /25/.

Государственное регулирование международных связей в инновационной сфере должно базироваться на ряде общих принципов, таких как взаимная выгода, недопущение дискриминации, эквивалентная технологическая зависимость сторон,     рациональное сочетание либерализации и

 

протекционизма и т. п. Как и при воздействии на внутренние научно-инновационные процессы, здесь используются прямые и косвенные связи.

Государство может инициировать и непосредственно финансировать из бюджетных средств двусторонние и многосторонние международные инновационные программы, деятельность международных ис­следовательских организаций и технологических центров и т. д. Среди косвенных методов регулирования можно назвать как общеэкономические (например, налоговые и кредитные льготы участникам), так и специфические — таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты, международные патентно-лицензионные механизмы и др.

В перечне инструментов государственного регулирования между­народного научно-технического сотрудничества отмечаются также:

• выбор и рационализация приоритетных направлений сотрудничества;

• финансирование кадровых обменов;

• подключение к мировым системам научно-технической информации;

• включение в мировое технологическое пространство путем введения в
стране международных стандартов и норм;

• оказание юридических, посреднических, консультационных и
других услуг участникам сотрудничества;

• поддержка международных контактов малого и среднего иннова­
ционного бизнеса;

• государственное стимулирование зарубежных инвестиций в ин­
новационную сферу и аналогичных вложений отечественных ин­
весторов за границей;

• зарубежное патентование за государственный счет;

• закупка зарубежной научно-технической литературы;

• привлечение зарубежных экспертов к оценке масштабных программ и
проектов и другие инструменты.

В России в настоящее время происходит формирование законодательных и организационных       предпосылок  государственного  регулирования

сотрудничества. Действуют законы «О защите инвестиций», «О таможенном тарифе», «О соглашениях о разделе продукции» и др. Введен ряд льгот по уплате налога на прибыль для предприятий с иностранным -участием. Предусмотрено освобождение от таможенных пошлин товаров, ввозимых в Россию в качестве оказания безвозмездного технического содействия по линии государств, правительств, международных организаций, а также ввозимых периодических печатных изданий, книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой не облагаются налогом на прибыль и подоходным налогом гранты, полученные организациями и физическими лицами от иностранных благотворительных организаций.

Первостепенное значение для активизации российского участия в мировых научно-технических связях имеет подключение страны к деятельности Всемирной торговой организации, конвенциям об охране прав на объекты интеллектуальной собственности и другим международным соглашениям.

Правительством РФ принята Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Одна из ее целей — привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих освоение передовых научно-технических достижений. Вложения зарубежных партнеров должны способствовать освоению невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях, продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок, развитию импортозамещающих производств, созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства. При этом предусматривается расширение практики проведения международных инвестиционных конкурсов (тендеров). При Минэкономики РФ создан Российский центр содействия иностранным инвестициям.

Не менее значимыми для включения России в международное разделение труда на инновационной базе являются разрабатываемые в настоящее время Федеральные программы развития экспорта и расширения научно-технического содействия зарубежным странам в сооружении и эксплуатации

промышленных объектов. В целях государственного содействия реализации международных прикладных проектов при Миннауки создан Российский дом международного научно-технического сотрудничества.

В систему государственного регулирования входит также экспортный контроль, направленный на предотвращение утечки из страны инновационных разработок, в первую очередь технологий двойного назначения, в страны, где их использование может нанести ущерб без­опасности экспортера и мирового сообщества. Для России весьма актуально участие в многосторонних системах экспортного контроля, прежде всего подключение к Васенаарским соглашениям, подписанным взамен бывшего КОКОМ. С этой целью разработан список технологий и товаров, экспорт которых подлежит контролю. Вывоз лицензируется МВС РФ и Комитетом по военно-технической политике на основании заключений Федеральной службы по валютному и экспортному контролю.

Государственная стратегия и тактика в области международной научно-технической кооперации должны быть дифференцированы по странам и регионам мира, что позволяет увеличить суммарную эффективность международных связей.

Наряду с укреплением научно-технических контактов с ведущими странами Запада России в ближайшей перспектив предстоит активизировать взаимодействие с новыми индустриальными странами, развивающимися государствами, а также восстановить связи с государствами Восточной Европы, СНГ и ближнего зарубежья.

Доступ к мировым инновационным ресурсам, а также рынкам ин­новационной продукции значительно облегчается активным участи ем страны в работе международных организаций инновационного профиля, таких как ЮНЕСКО, ОЭСР, ЮНКТАД, ЮНИДО, МАГА ТЭ и многих других /25/.

 

 

Семинар №2 Вопросы семинара:

1. Направления сохранения и развития научно-технического и
инновационного потенциала страны?

2. Основные  инструменты  государственного  регулирования
инновационной деятельности?

3. Функции гос. органов в инновационной сфере?

4. Направления государственной поддержки инновационной политики?

5. Прямое гос. регулирование инновационной деятельности?

6. Правовое регулирование инновационной деятельности?

7. Компетенция органов власти в области поддержки и контроля
инновационной деятельности?

Научные сообщения:

1. Роль международных организаций в области поддержки инновационной
деятельности.

2. Налоговые льготы при осуществлении на предприятии инновационной
деятельности.

Источники:

 

 



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
Инструменты государственного регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инструменты государственного регулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)