Оптимизационный подход
Сущность этого подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи инженерных расчетов, математических и статистических методов, экспертных оценок, системы баллов и др. В менеджменте весьма важно применять наиболее точные методы анализа, прогнозирования и оптимизации управленческого решения. Лучше сегодня потратить единицу валюты на повышение точности прогнозов, чем завтра терять тысячи из-за некачественного управленческого решения. Количественный подход реализуется также путем установления зависимостей между технико-организационными и экономическими показателями, изучения механизмов действия закона масштаба и закона экономии времени, закона взаимосвязей затрат в сферах производства и потребления, зависимостей между показателями качества товара и затратами в сфере его производства и др. Директивный подход Сущность этого подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т. п.). В основе директивного подхода лежат административные методы менеджмента, которые опираются на: 1)систему законодательных актов страны и региона; 2)систему нормативно-директивных и методических (обязатель ных к применению) документов фирмы и вышестоящей органи зации; 3)систему планов, программ, заданий; 4)систему оперативного руководства (власти), граничащую с пси хологическими аспектами.
Поведенческий подход Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом. Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и заставлять или стимулировать людей выполнять ее. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей. Самым первым приемом мотивации к труду был метод «кнута и пряника», или метод вознаграждения и наказания, который применяется и сейчас. В основе мотивации лежат потребности, матрица которых разработана нами и приведена в табл. 4.9. Ситуационный подход Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией, возникшей в конкретное время. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т. д.), учете непредвиденных обстоятельств. Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам: а)содержанию — технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.; б) виду управленческого решения во времени — стратегические, в) ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих г)методам реализации управленческих решений. Покажем схему применения ситуационного подхода на примере разработки стратегии повышения качества товара (цель), которая была разработана в году /, а реализуется в году £+3. (рис. 4.16). Анализ рис. 4.16 показывает, что при разработке стратегии не было одного-единственного варианта достижения цели «А». Поэтому на год t + l были разработаны альтернативные варианты достижения одной и той же цели в зависимости от конкретной ситуации на рынке (три варианта). В год С+1 при реализации стратегии оптимальным оказался второй вариант. В году t+2 при реализации тактического плана повышения качества товара столкнулись с тремя ситуациями поставки комплектующих. Анализ конкурентоспособности комплектующих основных поставщиков позволил остановиться на третьем варианте. Путь, по которому запланированная цель «А» воплотилась в результат «А », обозначен утолщенной линией (А -> А2 -^ А23 —> А ). Обозначения цели и результата не совпадают, так как при разработке стратегии всегда закладывается некоторый резерв (5—10%) на преодоление непредвиденных ситуаций. Итак, мы закончили рассмотрение теории и практики применения к менеджменту 20 научных подходов, которые не дублируют друг друга, а раскрывают разные аспекты менеджмента — сложного инструмента выживания на рынке в условиях жесткой конкуренции. В российской экономике, как отметил и Международный экономический форум, и Мировой банк, слабым звеном в конкурентной борьбе является система менеджмента. В опубликованных в России учебниках и учебных пособиях по различным разделам менеджмента описаны только некоторые научные подходы (системный, динамический, количественный, поведенческий, ситуационный) без методик их практического применения. Поэтому возлагаем надежды на более глубокое исследование научных подходов к менеджменту и широкое их применение на практике. На наш взгляд, развитие системы менеджмента является основным фактором развития в России рыночных отношений. Кроме рассмотренных научных подходов, сформулированных нами в 1997 г. позже нами была обоснована необходимость применения также логического, инновационного, глобального, виртуального, эксклюзивного, структурного и делового подходов. Рассмотрим их сущность. Логический подход основан на отношении к логике как к науке о мышлении. Для применения логического подхода к выполнению почти любой работы необходимо руководствоваться принципами диалектической и формальной логики. К методологическим принципам диалектической логики относятся принципы объективности рассмотрения всякого объекта, всесторонности его рассмотрения и историзма. К методологическим принципам формальной логики относятся принципы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного обоснования. Инновационный подход ориентирован на развитие экономики на основе активизации инновационной деятельности, т. е. на основе разработки и внедрения новшеств. Факторы производства и инвестиции должны быть средствами научно обоснованной инновационной деятельности, а не этапами развития экономики страны, как считает М. Портер. Сущность глобального подхода заключается в том, что при формулировании и решении большинства проблем обеспечения конкурен-
тоспособности крупных объектов точка обзора мысленно должна быть в глобальной системе, а не на уровне, где находится анализируемый объект. По сути, обзор должен отвечать требованиям системности, логичности, комплексности в рамках мирового сообщества. Глобальный подход в настоящее время применяется при решении вопросов международной стандартизации, метрологии и сертификации, информационного обеспечения управления различными сложными объектами; при выполнении финансовых операций, создании, функционировании и развитии меж- и транснациональных корпораций и т. д. Виртуальный подход заключается в применении глобальной сети Интернет, сотовой и других средств электронной связи с целью формирования виртуальных организационных структур, получения, обработки, использования и передачи информации для удовлетворения соответствующих потребностей, действуя на местном уровне. Конкурируя же в глобальном масштабе без прямых контактов с клиентами и партнерами, можно виртуально «уничтожить» огромные расстояния. На основе виртуального подхода в настоящее время создаются виртуальные организации, осуществляется сервисное обслуживание, заключается множество сделок и т. д. Стандартизационный подход заключается в установлении стандартных, единых для какой-либо системы (организация, регион, страна, мировое сообщество) норм, правил и характеристик с целью обеспечения безопасности, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости, единства измерений, экономии ресурсов и повышения качества. Эксклюзивный подход заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством или конкурентным преимуществом в любой области деятельности. Чтобы в меньшей мере зависеть от конкурентов, иметь перед ними дополнительные преимущества, каждый субъект управления должен иметь что-то свое, свою изюминку, новшество, устойчивое конкурентное преимущество и редко делиться этой ценностью. Если такая эксклюзивная ценность (талант, капитал и т. д.) не получена по наследству, ее надо приобретать упорным трудом над собой и вверенным вам коллективом. Структурный подход — это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, инвестиций, проектов, принципов и других категорий в их совокупности (по одному направлению) с целью установления рационального соотношения (структуры) и повышения обоснованности распределения соответствующих ресурсов. Например, значимость статичных факторов конкурентоспособности товара — его качества, цены, качества сервиса, затрат на эксплуатацию — может быть примерно следующей: 4 : 3 : 2 : 1 (в сумме 10), т. е. в распределении ресурсов при формировании стратегии приоритет должен быть отдан обеспечению качества товара. Структура рабочего времени главного менеджера по решению стратегических, тактических и оперативных задач может быть следующей: 5:3:2, т. е. приоритет должен отдаваться формированию стратегии. Структура системы методов управления персоналом, применяемых мастером (методов принуждения, побуждения и убеждения), может быть 2 : 3 : 5, а применяемых руководителем организации — 5:4: 1. Деловой подход является наиболее комплексным (после системного) и сложным, так как у каждого индивидуальное воспитание и образование. К объективным факторам, определяющим полноту и глубину применения делового подхода, мы относим: • конкурентоспособность внешней среды; • силу конкуренции на данном рынке; • качество систем управления; • качество коммуникаций; • качество правового и методического обеспечения процесса раз • систему учета, контроля и мотивации качественного решения; • систему ценностей, организационную культуру и миссию организации К субъективным факторам, определяющим полноту и глубину применения делового подхода, мы относим: • уровень культуры и национальные традиции; • системность и логичность мышления человека; • деловые качества работника; • уровень автоматизации, информационного обеспечения и организации • систему мотивации и ответственности; • темперамент человека; • характер, способности, целенаправленность, эмоциональность человека и Исходя из перечисленных факторов можно сделать вывод, что деловой подход — это очень широкое понятие, определяющее качество, эффективность и перспективность деятельности человека, его культуру, профессионализм, обязательность и другие положительные качества. В заключение приведем некоторые рекомендации по реализации на практике делового подхода к управлению. В 1912 г. российскими предпринимателями были приняты семь принципов ведения дел: • уважай власть; • будь честен и правдив; • уважай право частной собственности; • люби и уважай человека; • будь верен своему слову; • живи по средствам; • будь целеустремленным.
Представляют интерес принципы поведения человека, предложенные в 70-е гг. Н. Макнайером: • оказывай уважение старшим; • уделяй внимание отдыху и размышлениям о своей жизни; • будь постоянен в сексуальных отношениях. Нами предлагаются перечисленные 10 принципов дополнить еще тремя: 1) стремись быть конкурентоспособным, поддерживай и развивай свои 2) соблюдай всюду и всегда законы, общепринятые нормы поведения и 3) стремись выполнять программу трех «3» (здоровье, знания, забота Мы завершили рассмотрение сущности 20 научных подходов к инновационному менеджменту, к принятию сложных стратегических решений. Эти подходы не дублируют, а дополняют друг друга. В таком количестве они предложены впервые в мировой практике. Необходимость их применения вызвана суперсложностью систем обеспечения конкурентоспособности различных объектов (от товара до страны) в условиях переходной экономики, ее системного кризиса. Мы убеждены в том, что подъем российской экономики возможен только на основе повышения научного уровня управления любыми объектами. 4.7. Сначала сформулируем понятие «метод». В нашей работе рассматриваются преимущественно методы осуществления какой-либо работы, функции или операции в области управления различными объектами. Метод — способ теоретического исследования или практического осуществления какой-либо всеобщей или общей функции управления
различными объектами (маркетингом, конкурентоспособностью, качеством, ресурсами, персоналом, производством, логистикой и др.). Для повышения эффективности инновационного менеджмента необходимо применять не только общеизвестные методы анализа, прогнозирования, оценки, оптимизации, планирования, организации процессов, учета, контроля и мотивации, методы управления различными объектами, но и специфические методы инновационного менеджмента. К последним методам мы относим научные подходы, функционально-стоимостный анализ, системный анализ, экономико-математические методы оптимизации (методы исследования операций). В рамках данной работы нет возможности подробно описать все перечисленные группы методов, им посвящено множество книг. Здесь приведем только группировку методов по их назначению и дадим определения важнейших методов. Методы анализа: • методы сравнения; • индексный метод; • балансовый метод; • метод цепных подстановок; • метод элиминирования; • графический метод; • функционально-стоимостный анализ; • факторный анализ; • SWOT- анализ; • системный анализ и др. Функционально-стоимостный анализ (ФСЛ) — это метод системного исследования применяемого по назначению объекта (изделия, процесса, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять анализируемый объект в конкретных условия, либо необходимости функций существующего объекта. Факторный анализ — это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект объекта, элементы совокупных затрат, производительность труда, фондоотдача и др.) с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции. Идея SWOT -анализа заключается в следующем: а) применение усилий для превращения внешних угроз в новые возможности и внутренних слабостей в силу; б) развитие сильных сторон, конкурентных преимуществ фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями. Системный анализ — комплексный анализ объекта как системы с позиций системного подхода, включающий: анализ уровня качества всех компонентов всех подсистем системы управления (менеджмента) организацией; анализ действия внешних и внутренних факторов, слабостей и конкурентных преимуществ своих и основных конкурентов; анализ конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке и организации в целом; анализ научного уровня управления различными социально-экономическими объектами. Все рассмотренные выше методы анализа должны быть использованы при проведении системного анализа. Для повышения качества анализа рекомендуется применять следующие вспомогательные приемы анализа: • сводки и группировки; • абсолютных и относительных величин; • средних и средневзвешенных величин; • динамических рядов; • сплошных и выборочных наблюдений; • детализации и обобщения и др.
1) нормативный; 2) экспериментальный; 3) параметрические; 4) экстраполяции; 5) индексный; 6) экспертные; 7) экономико-математические и др. Методы исследования операций (или оптимизации): 1.Методы линейного программирования: • симплексный метод; • двойственная задача; • транспортная задача; • целочисленное программирование; • теория игр и др. 2.Методы (модели) нелинейного программирования: • метод множителей Лагранжа; • модели выпуклого программирования; • модели динамического программирования. • модели сетевого планирования и управления; • теория массового обслуживания; модели управления запаса Методы стратегического маркетинга: 1) прогнозирование параметров рынка, новых потребностей, необходимых ценностей, изменения параметров товаров и условий производства; 2)анализ и оценка; 3) Моделирование; 4)уточнение потребностей и ценностей; 5)стратегическая сегментация рынка; 6)нормирование конкурентоспособности товаров на конкретных
рынках; 7) нормирование параметров стратегии организации. Методы (функции) тактического маркетинга: • тактическая сегментация рынка; • изучение потребностей потребителей; • реализация в нормативно-методических документах маркетингового • изучение маркетинговой среды и конкурентов; • уточнение нормативов конкурентоспособности товаров и орга • участие в разработке концепции товара, развития организации, • ценообразование; • выбор каналов распределения и сбыта; • реклама; • связь с общественностью (паблик рилейшнз); • стимулирование увеличения доли рынка и ускорения продаж. а)с ориентацией на собственные затраты и нормативы прибыли; б) с ориентацией на качество (полезный эффект) товаров, своего и в) с ориентацией на спрос на товар и силу конкуренции на конкретном г) на основе корреляционно-регрессионных моделей ценообразования; д) на основе договоров, аукционов, биржевых сделок и т. д. • диаграммы зависимостей между организационно-техническими • логическая причинно-следственная диаграмма факторов улучшения • диаграмма Парето — графический метод ранжирования факторов; • корреляционные поля; • гистограммы; • контрольный листок; • контрольная карта и др. Методы управления персоналом ~ методы воздействия субъекта управления (руководителя) на объект (исполнителя) по практическому осуществлению стратегических и тактических целей управления. В зависимости от степени свободы работника как объекта управления методы управления персоналом предлагаем подразделить на три вида: 1)методы принуждения, когда объект имеет ограниченную свободу действий и субъект управления принуждает его исполнять свою волю; 2)методы побуждения, когда объект имеет большую свободу действий и субъект управления вынуждает искать обоснованные мотивы для побуждения (стимулирования, мотивации) объекта к выполнению задания; 3) методы убеждения, когда объект имеет значительную свободу действий, а субъект управления должен формировать методы воздействия на объект с использованием психотехнологий, ставя во главу угла изучение психологического портрета личности, тенденции и мотивы ее развития. Управление персоналом, нацеленным на инновации, конкурентоспособность, имеет следующие особенности: • высокая неопределенность параметров внешней среды как для • необходимость постоянного повышения своей квалификации,
• постоянное ожидание более сильного конкурента. Конкуренция — • положительное отношение к новому; • высокая адаптивность к ситуациям; • новизна, сложность, неповторяемость выполняемых работ; • широкий диапазон психологических характеристик личности; • высокий риск инвестирования и неопределенность достижения • неопределенность параметров организации труда; • большая текучесть кадров; » возможность получения большого • возможность реализации потребностей высшего уровня — социальных
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (384)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |