Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оптимизационный подход



2019-12-29 384 Обсуждений (0)
Оптимизационный подход 0.00 из 5.00 0 оценок




Сущность этого подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи инженерных расчетов, математических и статистических методов, экспертных оценок, системы баллов и др. В менеджменте весьма важно применять наиболее точные методы анализа, прогнозирования и оптимизации управленческого решения.

Лучше сегодня потратить единицу валюты на повышение точности прогнозов, чем завтра терять тысячи из-за некачественного управленческого решения.

Количественный подход реализуется также путем установления за­висимостей между технико-организационными и экономическими показателями, изучения механизмов действия закона масштаба и закона экономии времени, закона взаимосвязей затрат в сферах произ­водства и потребления, зависимостей между показателями качества товара и затратами в сфере его производства и др.

Директивный подход

Сущность этого подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т. п.).

В основе директивного подхода лежат административные методы менеджмента, которые опираются на:

1)систему законодательных актов страны и региона;

2)систему нормативно-директивных и методических (обязатель ных к применению) документов фирмы и вышестоящей органи зации;

3)систему планов, программ, заданий;

4)систему оперативного руководства (власти), граничащую с пси хологическими аспектами.

 

Поведенческий подход

Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и заставлять или стимулировать людей выполнять ее.

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей.

Самым первым приемом мотивации к труду был метод «кнута и пряника», или метод вознаграждения и наказания, который применяется и сейчас.

В основе мотивации лежат потребности, матрица которых разработана нами и приведена в табл. 4.9.

Ситуационный подход

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией, возникшей в конкретное время. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.

Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации

управленческого решения (планов и т. д.), учете непредвиденных

обстоятельств.

Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам: а)содержанию — технические, экономические, политические, орга­низационные, психологические и др.;

б) виду управленческого решения во времени — стратегические,
тактические, оперативные;

в) ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих
решений;

г)методам реализации управленческих решений.

Покажем схему применения ситуационного подхода на примере разработки стратегии повышения качества товара (цель), которая была разработана в году /, а реализуется в году £+3. (рис. 4.16).

Анализ рис. 4.16 показывает, что при разработке стратегии не было одного-единственного варианта достижения цели «А». Поэтому на год t + l были разработаны альтернативные варианты достижения одной и той же цели в зависимости от конкретной ситуации на рынке (три варианта). В год С+1 при реализации стратегии оптимальным оказался второй вариант. В году t+2 при реализации тактического плана повышения качества товара столкнулись с тремя ситуациями поставки комплектующих. Анализ конкурентоспособности комплектующих основных поставщиков позволил остановиться на третьем варианте. Путь, по которому запланированная цель «А» воплотилась в результат «А », обозначен утолщенной линией (А -> А2 -^ А23> А ). Обозначения цели и результата не совпадают, так как при разработке стратегии всегда закладывается некоторый резерв (5—10%) на преодоление непредвиденных ситуаций.

Итак, мы закончили рассмотрение теории и практики применения к менеджменту 20 научных подходов, которые не дублируют друг друга, а раскрывают разные аспекты менеджмента — сложного инструмента выживания на рынке в условиях жесткой конкуренции. В российской экономике, как

отметил и Международный экономический форум, и Мировой банк, слабым звеном в конкурентной борьбе является система менеджмента.

В опубликованных в России учебниках и учебных пособиях по различным разделам менеджмента описаны только некоторые научные подходы (системный, динамический, количественный, поведенческий, ситуационный) без методик их практического применения. Поэтому возлагаем надежды на более глубокое исследование научных подходов к менеджменту и широкое их применение на практике. На наш взгляд, развитие системы менеджмента является основным фактором развития в России рыночных отношений.

Кроме рассмотренных научных подходов, сформулированных нами в 1997 г. позже нами была обоснована необходимость применения также логического, инновационного, глобального, виртуального, эксклюзивного, структурного и делового подходов. Рассмотрим их сущность.

Логический подход основан на отношении к логике как к науке о мышлении. Для применения логического подхода к выполнению почти любой работы необходимо руководствоваться принципами диалектической и формальной логики. К методологическим принципам

диалектической логики относятся принципы объективности рассмотрения всякого объекта, всесторонности его рассмотрения и историзма. К методологическим принципам формальной логики относятся принципы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного обоснования.

Инновационный подход ориентирован на развитие экономики на основе активизации инновационной деятельности, т. е. на основе разработки и внедрения новшеств. Факторы производства и инвестиции должны быть средствами научно обоснованной инновационной деятельности, а не этапами развития экономики страны, как считает М. Портер.

Сущность глобального подхода заключается в том, что при форму­лировании и решении большинства проблем обеспечения конкурен-

 

тоспособности крупных объектов точка обзора мысленно должна быть в глобальной системе, а не на уровне, где находится анализируемый объект. По сути, обзор должен отвечать требованиям системности, логичности, комплексности в рамках мирового сообщества.

Глобальный подход в настоящее время применяется при решении вопросов международной стандартизации, метрологии и сертификации, информационного обеспечения управления различными сложными объектами; при выполнении финансовых операций, создании, функцио­нировании и развитии меж- и транснациональных корпораций и т. д.

Виртуальный подход заключается в применении глобальной сети Интернет, сотовой и других средств электронной связи с целью фор­мирования виртуальных организационных структур, получения, обработки, использования и передачи информации для удовлетворения соответствующих потребностей, действуя на местном уровне. Конкурируя же в глобальном масштабе без прямых контактов с клиентами и партнерами, можно виртуально «уничтожить» огромные расстояния. На основе виртуального подхода в настоящее время создаются виртуальные организации, осуществляется сервисное обслуживание, заключается множество сделок и т. д.

Стандартизационный подход заключается в установлении стандартных, единых для какой-либо системы (организация, регион, страна, мировое сообщество) норм, правил и характеристик с целью обеспечения безопасности, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости, единства измерений, экономии ресурсов и повышения качества.

Эксклюзивный подход заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством или конкурентным преимуществом в любой области деятельности. Чтобы в меньшей мере зависеть от конкурентов, иметь перед ними дополнительные преимущества, каждый субъект управления должен иметь что-то свое, свою

изюминку, новшество, устойчивое конкурентное преимущество и редко делиться этой ценностью. Если такая эксклюзивная ценность (талант, капитал и т. д.) не получена по наследству, ее надо приобретать упорным трудом над собой и вверенным вам коллективом.

Структурный подход — это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, инвестиций, проектов, принципов и других категорий в их совокупности (по одному направлению) с целью установления рационального соотношения (структуры) и повышения обоснованности распределения соответствующих ресурсов. Например, значимость статичных факторов конкурентоспособности товара — его качества, цены, качества сервиса, затрат на эксплуатацию — может быть примерно следующей: 4 : 3 : 2 : 1 (в сумме 10), т. е. в распределении ресурсов при формировании стратегии приоритет должен быть отдан обеспечению качества товара. Структура рабочего времени главного менеджера по решению стратегических, тактических и оперативных задач может быть следующей: 5:3:2, т. е. приоритет должен отдаваться формированию стратегии. Структура системы методов управления персоналом, применяемых мастером (методов принуждения, побуждения и убеждения), может быть 2 : 3 : 5, а применяемых руководителем организации — 5:4: 1.

Деловой подход является наиболее комплексным (после системного) и сложным, так как у каждого индивидуальное воспитание и образование.

К объективным факторам, определяющим полноту и глубину применения делового подхода, мы относим:

• конкурентоспособность внешней среды;

• силу конкуренции на данном рынке;

• качество систем управления;

• качество коммуникаций;

• качество правового и методического обеспечения процесса раз­
работки и/реализации управленческого решения;

• систему учета, контроля и мотивации качественного решения;

• систему ценностей, организационную культуру и миссию организации
и др.

К субъективным факторам, определяющим полноту и глубину применения делового подхода, мы относим:

• уровень культуры и национальные традиции;

• системность и логичность мышления человека;

• деловые качества работника;

• уровень автоматизации, информационного обеспечения и организации
управления;

• систему мотивации и ответственности;

• темперамент человека;

• характер, способности, целенаправленность, эмоциональность человека и
другие параметры психологического портрета личности.

Исходя из перечисленных факторов можно сделать вывод, что деловой подход — это очень широкое понятие, определяющее качество, эффективность и перспективность деятельности человека, его культуру, профессионализм, обязательность и другие положительные качества.

В заключение приведем некоторые рекомендации по реализации на практике делового подхода к управлению.

В 1912 г. российскими предпринимателями были приняты семь принципов ведения дел:

• уважай власть;

• будь честен и правдив;

• уважай право частной собственности;

• люби и уважай человека;

• будь верен своему слову;

• живи по средствам;

• будь целеустремленным.

 

Представляют интерес принципы поведения человека, предложенные в 70-е гг. Н. Макнайером:

• оказывай уважение старшим;

• уделяй внимание отдыху и размышлениям о своей жизни;

• будь постоянен в сексуальных отношениях.

Нами предлагаются перечисленные 10 принципов дополнить еще тремя:

1) стремись быть конкурентоспособным, поддерживай и развивай свои
конкурентные преимущества, постоянно работай над собой, думай;

2) соблюдай всюду и всегда законы, общепринятые нормы поведения и
этики;

3) стремись выполнять программу трех «3» (здоровье, знания, забота
о ближнем).

Мы завершили рассмотрение сущности 20 научных подходов к ин­новационному менеджменту, к принятию сложных стратегических ре­шений. Эти подходы не дублируют, а дополняют друг друга. В таком количестве они предложены впервые в мировой практике. Необходимость их применения вызвана суперсложностью систем обеспечения конкурентоспособности различных объектов (от товара до страны) в условиях переходной экономики, ее системного кризиса. Мы убеждены в том, что подъем российской экономики возможен только на основе повышения научного уровня управления любыми объектами.

4.7.

Сначала сформулируем понятие «метод».

В нашей работе рассматриваются преимущественно методы осуществления какой-либо работы, функции или операции в области управления различными объектами. Метод — способ теоретического исследования или практического осуществления какой-либо всеобщей или общей функции управления

 

различными объектами (маркетингом, конкурентоспособностью, качеством, ресурсами, персоналом, производством, логистикой и др.).

Для повышения эффективности инновационного менеджмента не­обходимо применять не только общеизвестные методы анализа, про­гнозирования, оценки, оптимизации, планирования, организации процессов, учета, контроля и мотивации, методы управления различными объектами, но и специфические методы инновационного менеджмента. К последним методам мы относим научные подходы, функционально-стоимостный анализ, системный анализ, экономико-математические методы оптимизации (методы исследования операций).

В рамках данной работы нет возможности подробно описать все пе­речисленные группы методов, им посвящено множество книг. Здесь приведем только группировку методов по их назначению и дадим оп­ределения важнейших методов.

Методы анализа:

• методы сравнения;

• индексный метод;

• балансовый метод;

• метод цепных подстановок;

• метод элиминирования;

• графический метод;

• функционально-стоимостный анализ;

• факторный анализ;

• SWOT- анализ;

• системный анализ и др.

Функционально-стоимостный анализ (ФСЛ) — это метод системного исследования применяемого по назначению объекта (изделия, процесса, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен

выполнять анализируемый объект в конкретных условия, либо необходимости функций существующего объекта.

Факторный анализ — это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект объекта, элементы совокупных затрат, производительность труда, фондоотдача и др.) с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.

Идея SWOT -анализа заключается в следующем: а) применение усилий для превращения внешних угроз в новые возможности и внутренних слабостей в силу; б) развитие сильных сторон, конкурентных преимуществ фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.

Системный анализ — комплексный анализ объекта как системы с позиций системного подхода, включающий: анализ уровня качества всех компонентов всех подсистем системы управления (менеджмента) организацией; анализ действия внешних и внутренних факторов, слабостей и конкурентных преимуществ своих и основных конкурентов; анализ конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке и организации в целом; анализ научного уровня управления различными социально-экономическими объектами. Все рассмотренные выше методы анализа должны быть использованы при проведении системного анализа.

Для повышения качества анализа рекомендуется применять следующие вспомогательные приемы анализа:

• сводки и группировки;

• абсолютных и относительных величин;

• средних и средневзвешенных величин;

• динамических рядов;

• сплошных и выборочных наблюдений;

• детализации и обобщения и др.
Методы прогнозирования:

 

1) нормативный;

2) экспериментальный;

3) параметрические;

4) экстраполяции;

5) индексный;

6) экспертные;

7) экономико-математические и др.

Методы исследования операций (или оптимизации): 1.Методы линейного программирования:

• симплексный метод;

• двойственная задача;

• транспортная задача;

• целочисленное программирование;

• теория игр и др.

2.Методы (модели) нелинейного программирования:

• метод множителей Лагранжа;

• модели выпуклого программирования;

• модели динамического программирования.
3.Специальные модели исследования операций:

• модели сетевого планирования и управления;

• теория массового обслуживания; модели управления запаса
ми и др.

Методы стратегического маркетинга:

1) прогнозирование параметров рынка, новых потребностей, необходимых

ценностей, изменения параметров товаров и условий производства; 2)анализ и оценка; 3) Моделирование;

4)уточнение потребностей и ценностей; 5)стратегическая сегментация рынка; 6)нормирование конкурентоспособности товаров на конкретных

 

рынках;

7) нормирование параметров стратегии организации. Методы (функции) тактического маркетинга:

• тактическая сегментация рынка;

• изучение потребностей потребителей;

• реализация в нормативно-методических документах маркетингового
подхода — ориентации любой деятельности структурных
подразделений организации на потребителя;

• изучение маркетинговой среды и конкурентов;

• уточнение нормативов конкурентоспособности товаров и орга­
низации;

• участие в разработке концепции товара, развития организации,
выхода на рынок;

• ценообразование;

• выбор каналов распределения и сбыта;

• реклама;

• связь с общественностью (паблик рилейшнз);

• стимулирование увеличения доли рынка и ускорения продаж.
Методы ценообразования:

а)с ориентацией на собственные затраты и нормативы прибыли;

б) с ориентацией на качество (полезный эффект) товаров, своего и
конкурентов;

в) с ориентацией на спрос на товар и силу конкуренции на конкретном
рынке;

г) на основе корреляционно-регрессионных моделей ценообразования;

д) на основе договоров, аукционов, биржевых сделок и т. д.
Инструменты анализа (повышения) качества продукции:

• диаграммы зависимостей между организационно-техническими
и экономическими факторами;

• логическая причинно-следственная диаграмма факторов улучшения
результирующего показателя;

• диаграмма Парето — графический метод ранжирования факторов;

• корреляционные поля;

• гистограммы;

• контрольный листок;

• контрольная карта и др.

Методы управления персоналом ~ методы воздействия субъекта управления (руководителя) на объект (исполнителя) по практическому осуществлению стратегических и тактических целей управления. В зависимости от степени свободы работника как объекта управления методы управления персоналом предлагаем подразделить на три вида: 1)методы принуждения, когда объект имеет ограниченную свободу

действий и субъект управления принуждает его исполнять свою волю; 2)методы побуждения, когда объект имеет большую свободу действий и субъект управления вынуждает искать обоснованные мотивы для побуждения (стимулирования, мотивации) объекта к выполнению задания;

3) методы убеждения, когда объект имеет значительную свободу действий, а субъект управления должен формировать методы воздействия на объект с использованием психотехнологий, ставя во главу угла изучение психологического портрета личности, тенденции и мотивы ее развития.

Управление персоналом, нацеленным на инновации, конкуренто­способность, имеет следующие особенности:

• высокая неопределенность параметров внешней среды как для
организации в целом, так и для отдельного индивидуума;

• необходимость постоянного повышения своей квалификации,
эрудиции, укрепления здоровья. Знания — сила, залог успеха;

 

• постоянное ожидание более сильного конкурента. Конкуренция —
стиль жизни, движущая сила развития;

• положительное отношение к новому;

• высокая адаптивность к ситуациям;

• новизна, сложность, неповторяемость выполняемых работ;

• широкий диапазон психологических характеристик личности;

• высокий риск инвестирования и неопределенность достижения
конечных результатов деятельности;

• неопределенность параметров организации труда;

• большая текучесть кадров; » возможность получения большого
дохода;

• возможность реализации потребностей высшего уровня — социальных
потребностей и потребностей в самовыражении, самоактуализации,
достижении высоких творческих результатов.

 



2019-12-29 384 Обсуждений (0)
Оптимизационный подход 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оптимизационный подход

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (384)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)