Глава 2. Пространство города
12 Вторая значительная функция города, которую можно выделить, исходя из материала стихотворений данного периода, это упоминание города как пространства. Первое, что хотелось бы отметить в связи с этим, - то, что в рамках данной функции город чаще всего не назван. Иногда город можно узнать по городским реалиям, упомянутым в стихотворении, однако часто город становится не конкретным географическим пространством, а пространством, обладающим определенными специфическими характеристиками. В данной главе я поставила перед собой задачу выявить специфику данного пространства в поэзии Бродского, которая обуславливает выбор именно этого пространства в том или ином стихотворении. Данную функцию также можно разбить на несколько подфункций, однако они более взаимосвязаны, нежели подфункции, рассмотренные в первой главе. Город может выступать в стихотворении как специфическая модель мира. В этом случае все действие стихотворения происходит в пределах одного города. В данном случае пространство города обозначает в первую очередь определенный набор временных и пространственных характеристик. В этом случае для городского пространства оказываются актуальными как законы, действующие в поэтическом мире Бродского в целом, так и специфические законы городского пространства. Выполняя данную функцию, город становится максимально цельным, являет собой весь поэтический мир. Это очень ярко видно на примере первого текста, в котором упоминается город – стихотворение «Еврейское кладбище около Ленинграда...». В данном тексте используется представление о городе как о целостном замкнутом мире. Таким образом, создается ощущение оторванности от мира, изгнанничества, связанное с еврейским кладбищем. Во многих текстах, особенно написанных до ссылки, город становится единственным пространством. Поэтический мир сужается до пространства города (позже, уже после эмиграции, в пьесе «Мрамор», Бродский смоделирует обратный процесс – город, расширившийся до масштабов мира). Это можно наблюдать в таких текстах, как «Гость», «Петербургский роман», Сонет («Мы снова проживаем у залива...»,1962), «От окраины к центру», «Остановка в пустыне» (данный текст осложнен тем, что Ленинград рассматривается как фрагмент мира, для которого справедливо определенное утверждение:
Так мало нынче в Ленинграде греков, да и вообще – вне Греции – их мало. (Остановка в пустыне. 1969) Таким образом, в этом тексте город становится моделью, которая не эквивалентна миру, а отображает его закономерности), «Почти элегия», «Осенний вечер в скромном городке...» и другие. Сложным образом эта закономерность отражается в поэме «Шествие»: в романсах героев «Шествия» могут упоминаться различные местности, однако все действие происходит в пределах одного города (Петербург – Петроград - Ленинград). Комментарии лирического героя – наблюдателя «Шествия» - каждый раз возвращают нас в исходное пространство. Пространство города открыто для перемещения, более того, оно подразумевает движение. Важнейшей характеристикой городского пространства является его проницаемость, как для перемещения, так и для звуков. Об исключительной значимости данной характеристики свидетельствует то, что герои стихотворений постоянно находятся в движении, чаще всего они бегут: И с криком сдавленным обратно ты сразу бросишься... (Три главы. Глава 1. 1961) Яркой иллюстрацией данного утверждения является также «Петербургский роман» (1961), действие которого перемещается по улицам Ленинграда, в каждой главе описывается тот или иной вид движения, часто упоминаются городские звуки (например, ...Ветер, утихая, спешил к Литейному мосту,... Вдали... съезжали два грузовика... Гремел трамвай по Миллионной... (Часть III, глава 24) Любопытно, что для Бродского глагол звучания «греметь» одновременно становится и глаголом движения). Наиболее характерное движение для пространства города является движение «от окраины к центру». При этом следует отметить, что данное направление приобретает различную интерпретацию в стихотворениях в зависимости от времени их написания: «От окраины к центру» (весь текст); Дай Бог тогда, чтоб не было со мной двуострого меча, поскольку город обычно начинается для тех, кто в нем живет, с центральных площадей и башен. А для странника – с окраин (По дороге на Скирос. 1967) Я двинул наугад по переулкам, уходившим прочь, от порта к центру... (Из "Школьной антологии". 1966-1969) Чем дальше от дворца, тем меньше статуй и луж. С фасадов исчезает лепка... (Post aetatem nostra) (1970). Еще одна интересная особенность городского пространства – то, что пространство это неэвклидово, то есть каждая траектория рано или поздно в этом пространстве замыкается сама на себя. Эта закономерность прослеживается в таких текстах, как, например, «Прошел сквозь монастырский сад...» (1962): И то, что было за спиной, он пред сбой увидел – волны; а также в стихотворении «Мы вышли с почты прямо на канал...» (1962): Настал момент, когда он заслонил пустой канал с деревьями и почту, когда он все собой заполонил. Одновременно превратившись в точку. С этой точки зрения очень интересно стихотворение «Переселение» (1963). Оно по структуре очень похоже на стихотворение «Мы вышли с почты прямо на канал...», однако в финальных строках происходит разрушение замкнутых линий. Таким образом, для читателя становится очевидным, что переселение разрушает пространство города: Они пошли. <...> И оба уменьшались, уменьшались.
Следует отметить то, что город для Бродского развертывается в достаточно специфическом измерении: одновременно возможно перемещение по горизонтали и по вертикали, причем эти два направления не противопоставлены, движение в обоих направлениях одинаково возможно: Вот улица с осенними дворцам, но не асфальт, покрытая торцами, друзья мои, вот улица для вас (Гость. 1961). Движение и звучание присущи и самому городу: Вдали Литейный мост. Вы сами видите – он крыльями разводит. (Три главы. Глава 1. 1961).
Ощущение постоянного движения связаны многочисленные упоминания общественного транспорта, который тоже в большинстве случаев перемещается в пространстве: ...а мимо все проносится троллейбус (Гость. 1961) Звуки вообще могут становиться частью города, они столь же материальны (вернее, нематериальны), как город, они оказываются вписанными в городской пейзаж: Зима качает светофоры... с Преображенского собора сдувая колокольный звон (Петербургский роман. 1961); ты бежишь по улице, так пустынно, никакого шума (Июльское интермеццо. 1961) Возвышаю свой крик, чтоб с домами ему не столкнуться (От окраины к центру. 1962); Птицы чернорабочей крик сужает Литейный мост («Просыпаюсь по телефону, бреюсь...» 1968). В. Семенов утверждал, что для Бродского «город – это пространство артефактов-знаков, топология которых имеет второстепенное значение» [Семенов 2004: 107]. Однако данное утверждение представляется спорным. Для Бродского городское пространство является абсолютно целостным пространством. Об этом свидетельствует вписанность «артефактов» в городской пейзаж (см., например, «Прошел сквозь монастырский сад...»; Меж Пестеля и Маяковской стоит шестиэтажный дом (Петербургский роман. Часть I. Глава 7. 1961)). Часто Бродский, особенно в ранних стихах, описывает маршрут движения: Вот вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок (От окраины к центру. 1962. Само название, кстати, также говорит об озязаемости проделываемого пути из одной точки города в другую. Сюжет стихотворения – путь между «артефактами»); Сверни с проезжей части в полу- слепой проулок и, войдя в костел... (Литовский дивертисмент. Dominikanaj. 1971. Это – один из редких случаев, когда функцию городского пространства выполняет не город вообще и не Ленинград, а Вильнюс). Часто мы можем говорить о перспективе в стихотворениях Бродского: Я плачу где-то на Разъезжей, а рядом Лиговка шумит (Петербургский роман. Часть I. Глава 4. 1961); Друзья мои, ко мне на этот раз.... Вдали Литейный мост (Три главы. 1961); ...звонят из-за угла колокола Николы («Отскакивает мгла...» 1963) Для Бродского крайне значимы немаркированные названием фрагменты городского пространства, находящегося «между артефактами», такие, как «улица», «река», «переулок» и т.п.: Проспект был пуст. Из водосточных труб лилась вода.... (Дебют. 1970) Все это свидетельствует о том, что для Бродского город важен как целостное пространство. Фрагменты городского пейзажа тесно связаны между собой в единое пространство.
Пространство города оказывается неразрывно связано со временем. Две этих категории воспринимаются так, как будто они одинаковы по структуре и находятся в одной плоскости. Очень ярко эту особенность можно наблюдать на поэмы-мистерии «Шествие» (1961), в которой перемещение шествия происходит одновременно и в пространстве, и во времени. Время в поэме движется одновременно в нескольких плоскостях: в «Шествии» упомянуты герои, относящиеся к различным эпохам (ср. Гамлет, Дон Кихот), с другой стороны, постоянно встречаются упоминания времени, как в словах лирического героя («и мимо них уже который год//по тротуарам шествие идет»), так и в романсах героев. Таким образом, мнимое движение по Петербургу оказывается движением по времени. Следует обратить внимание на то, что в «Городской элегии (Романсе усталого человека)» непосредственно совмещено в одной плоскости время и пространство: Комком бумажным катится твой век вдоль подворотен, вдаль по диабазу и в закоулках пропадает сразу. Подобное совмещение двух планов – пространственного и временного – можно встретить в ряде других текстов, например: Всего страшней для человека <...> ждать автобуса и века на опустевшей мостовой (Петербургский роман. Часть I. Глава 2. 1961); Время уходит в Вильнюсе в дверь кафе... (Литовский дивертисмент. 1971). Однако самым интересным случаем реализации времени в пространстве города является отождествление человека, находящегося в городе, с прибором, измеряющим время: ...впотьмах, недвижимый весь век, как маятник, качнется человек, и в тот же час<...>возникнет<...> ровный звон над кольями оград, как будто это новый циферблат вторгается... (Зофья. 1962) На Прачечном мосту, где мы с тобой уподоблялись стрелкам циферблата, обнявшимся в двенадцать перед тем, как не на сутки, а навек расстаться... (Прачечный мост. 1968)
Вторая подфункция, которую следует отметить – это отождествление города с человеком. Как можно увидеть, данная функция параллельна первой подфункции города как знака. Однако в данном случае, поскольку город изображается поэтом изнутри, то город, в свою очередь, отождествляется не с исторической личностью, а с состоянием лирического героя, также своеобразный «взгляд изнутри». Чаще всего городом, с которым происходит отождествление состояния лирического героя, становится Ленинград. Происходить подобное отождествление может благодаря различным механизмам. Первый из этих механизмов – физиологическое тождество города и человека. Наиболее показательно это в стихотворении «Лучше всего спалось...» (I, 34-35): Мысли назначали встречу у длинной колонны Прямой Кишки на широкой площади Желудка. В данном примере не только можно наблюдать физиологическое видение города, но можно сделать предположение, что город, о реалиях которого идет речь – Ленинград; в стихотворении перифрастически названы Александрийская колонна и Дворцовая площадь. Подобные аналогии редки для творчества Бродского изучаемого периода, и характерны при зарождении или угасании этого значения образа города: приведенное стихотворение датируется апрелем 1960 года. Еще раз подобная аналогия встречается только однажды, в стихотворении «С февраля по апрель» (1969-1970), в первой части которого описывается Стрелка Васильевского острова в Ленинграде: В глубинах ростра – вороний кашель. Голые деревья, как легкие на школьной диаграмме. Вороньи гнезда чернеют в них кавернами.
Там же: Река – как блузка, на фонари расстегнутая.
Другая модель отождествления города и человека – олицетворение города или той или иной его реалии. Город становится как бы собеседником лирического героя. Самый хрестоматийный пример подобного олицетворения – стихотворение «Стансы городу» (1962), где город выступает адресатом монолога поэта. По этой же схеме построены строки: Звони, звони по мне, мой Петербург, мой колокол пожарный. («Бессмертия у смерти не прошу...». 1961) В еще одном тексте нет прямого обращения к городу, но город воспринимается как человек, которому можно передать по наследству свою жизнь: Не поймешь, но почувствуешь сразу: хорошо бы пяти куполам и пустому теперь диабазу завещать свою жизнь пополам. («Ни тоски, ни любви, ни печали...». 1962) Таким образом, во всех этих текстах город воспринимается Бродским как объект (субъект?), который может сохранить память о нем. Город (во всех трех случаях – Петербург-Ленинград) выступает зароком бессмертия поэта, поскольку должен продолжить его жизнь в своей памяти. Еще одна, пожалуй, наиболее частотная вариация связи города с человеком – ассоциативная связь с реальной личностью. Обычно такой ассоциативной связью маркируется определенный участок города, отдельное здание, улица и т.п., хотя возможно и расширение подобной ассоциации до масштабов всего города. Я отделяю данный раздел от сходного на первый взгляд раздела из 1 главы потому, что в данном случае значение имеет не вербальный знак, а некое пространство (опять же, поэтому лишь в относительно небольшой доле стихотворений город называется каким-либо из своих названий – Петербург/Ленинград, или же, в редких случаях, другой город). В разговоре о данной подфункции необходимо отметить, что в данном случае упоминание города будет неразрывно связано с понятием памяти. Наиболее ярко это выражено в «Из «Школьной антологии»», в тех стихотворениях, которые начинаются словами «Здесь жил...». Также это отражено в «Элегии» (1968): Однажды этот южный городок был местом моего свиданья с другом ... В отдельный «смысловой блок» можно выделить стихотворения, в которых город ассоциируется с человеком, который его покинул, отсутствует в городе (чаще всего это - женщина). Первое стихотворении, в котором город выполняет подобную функцию - Стрельнинская элегия (1960): Дворцов и замков свет, дворцов и замков, цветник кирпичных роз, зимой расцветших, <...> Тебя здесь больше нет, не будет боле<...> Как будто бы зимой в деревне царской Является мне тень любви напрасной... Этот мотив встречается и в других стихотворениях Бродского: Все равно ты не слышишь, как опять здесь весна нарастает<...> я опять прохожу в том же светлом раю, где ты долго болела... (Письмо к А.Д. 1962) я создаю твой призрак,<...> не оторвать глаза от перекрестка, где... лают тормоза... когда на красный свет бежит твой призрак... (Отрывок. 1969) В этом, относительно позднем тексте (если говорить о временном отрезке, который составляет материал исследования), поэт видит неуместность «призрака» любимой в пространстве города. В изучаемом периоде в последний раз город в подобном контексте употребляется в стихотворении «Похороны Бобо» (1972) (Подробнее о нем см. ниже): Твой образ будет, знаю наперед, ... не уменьшаться, но наоборот в неповторимой перспективе Росси.
Интересно отметить, что этот мотив уже в 1961 году преобразуется в возвращение героя в покинутый город, связанный с этим мотив неузнавания города (то есть ощущения, что связь лирического героя с пространством города утрачена), и, как следствие – мотив одиночества и отчуждения, который все ярче ощущается в стихах с подобным сюжетом. Впервые подобный мотив появляется в 1961 году: О, память, Смотри, как улица пуста,<...> Да этот город ли? Не этот... (Три главы. Глава 1. 1961) В данном стихотворении мотив отчужденности пока что отсутствует, герой не отрекается от города, с которым не связан памятью, а просто констатирует отсутствие этой связи. Этот мотив, но более отчетливо, проступает в «Романсе князя Мышкина» («Шествие», 1961): Петербург в этом романсе становится и Родиной, и абсолютно чуждым пространством, где приходится ко всему «привыкать». Наиболее ярко этот мотив выражен в стихотворении «От окраины к центру» (1962), где герой ищет и находит в пространстве города места, которые в его сознании ассоциируются с неким человеком, однако для самого героя место в ассоциативном поле города не находится, и город, выстроенный в памяти героя событиями и лицами его прошлого, становятся настолько чуждым пространством, что герой без труда отказывается от него: ...совершенно один ты кричишь о себе напоследок: никого не узнал, обознался, забыл, обманулся, слава Богу, зима. Значит, я никуда не вернулся.
Отдельно следует рассмотреть случай, когда город связывается с состоянием души героя. При этом связь может быть двух типов. Первый из них – когда городской пейзаж отражает состояние души поэта или лирического героя. Это – довольно типичный случай связи внешнего и внутреннего мира героя. Здесь состояние погоды перекликается с состоянием души героя: Тоска, тоска. Хоть закричи в окно. На улице становится темно... (Шествие. 1961); Лишь черная вода ночной реки не принимает снега (Похороны Бобо. 1972).
Второй тип связи, который значительно чаще встречается в стихотворениях этого периода – когда чувства героя или автора проникают в пространство города, то есть когда происходит полное совмещение городского пейзажа и душевного состояния лирического героя. Можно выделить следующие чувства, которые чаще всего совмещаются с пространством города. Наиболее частотно подобное совмещение происходит в случае, когда речь идет о любви (возможно, потому, что любовь персонифицируется легче других чувств): И вот теперь по улице проходит шагами быстрыми любовь (Гость. 1961); и по морской летит троллейбус с любовью в запертом окне (Петербургский роман. Часть III. Глава 22. 1961); ты смотришь из окна любви вослед... (Зофья. 1962) Также в городском пространстве часто видится боль, горе, грусть: И боль в душе. Вот два столетья. И улиц свет. И боль в груди (Петербургский роман. Часть III. Глава 29. 1961) В Петербурге снег и непогода, в Петербурге горестные мысли... (Шествие. 1961) Бобо мертва, и в этой строчке грусть. Квадраты окон, арок полукружья. Особенно интересной представляется материализация плача в поэме-мистерии «Шествие»: Этот плач по каждому из нас, это город валится из глаз... (Шествие. 1961). В поэме «Зофья» (1962) в пространстве города материализуется страх: Их трое оказалось. Третий – страх.
Также внимания заслуживает полное отождествление «развалин сердца» и «дома» в 7 стихотворении цикла Июльское интермеццо (Современная песня). Нет ничего страшнее, чем развалины в сердце, Нет ничего страшнее развалин, .... которые перестают казаться метафорой и становятся тем, чем они когда-то были: домами (Июльское интермеццо. 7. 1961)
Еще одна важная функция городского пространства – овеществление представление о смерти. Впервые помещение в один контекст города и смерти, возникновение мертвых в «материальном» пространстве города впервые столь подробно прорабатывается в «Шествии». Материализация смерти в изучаемых стихотворениях Бродского – явление весьма частотное: и мертвецы стоят в обнимку с особняками. (Рождественский романс. 1961);
Смерть – это стекла в бане, в церкви, в домах – подряд! (Холмы. 1962); Он шел умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти. (Сретенье. 1972). Таким образом, пространство города становится для автора одновременно и пространством жизни (так как это – модель мира), и пространством смерти. Заключение
Для достижений целей данного исследования был проанализирован корпус текстов, написанных Иосифом Бродским в период с 1958 по 1972 год и включающих упоминание города. В результате проделанной работы были обнаружены определенные закономерности, характеризующие функции городских мотивов в творчестве Бродского до эмиграции. Упоминание города в стихотворениях носит принципиально различный характер. Так, в стихотворении может упоминаться название того или иного города. В этом случае город воспринимается читателем как целостный знак. Данную функцию можно разделить на несколько подфункций. Так, при упоминании города с целью создания определенной ассоциативной связи, поэт может стремиться вызвать образ некоего человека, связанный с этим городом (при этом в подавляющем большинстве случаев это некая историческая личность, которая сама по себе является определенным культурным знаком); обозначить определенную точку пространства, причем обычно при подобной маркировке данная точка пространства обретает дополнительные коннотации; либо связать город с тем или иным философским понятием (наиболее ярко выражена связь города с понятием смерти) или активизировать некие культурные ассоциации (например, связь города с неким текстом или с некой мировой религией). С другой стороны, в тексте стихотворения город может возникать как специфическое пространство. Данное пространство формируется путем упоминания тех или иных городских реалий, гармонически связанных между собой и моделирующих, таким образом, реальное пространство города. Характерно, что для Бродского важнее само пространство, чем его соотнесенность с тем или иным реальным географическим объектом. Поэтому в данном случае название города присутствует в тексте стихотворения достаточно редко; однако в большинстве стихотворений за городским пейзажем угадывается пейзаж Ленинграда. При упоминании города как специфического пространства возможны следующие подфункции упоминания города: связь с человеком, причем иного рода, чем при упоминании города как знака: если в предыдущем случае с конкретным названием было связано имя конкретного человека (чаще всего – исторической личности), то в данном случае в подавляющем большинстве случаев город либо связан с человеком вообще (физиологически или психически), либо с кем-то, лично знакомым Бродскому, причем часто этот человек связан не с городом в целом, а с неким его фрагментом. Таким образом, если в первом рассмотренном нами случае город связан с одним человеком, то в данном случае пространство города оказывается насыщено (и до определенной степени сформировано) связями с различными людьми. Выделяется подфункция обозначения некоего специфического пространства, наделенного определенными характеристиками и существующего по определенным законам. Далее можно обозначить связь города и состояния души лирического героя стихотворения на разных уровнях: город может отражать психические состояние человека, а может включать его чувства в свое пространство. Также с городом связана материализация представлений о смерти, причем, по сравнению с выше указанным случаем, происходит более глубокая связь за счет того, что мы имеем дело не со связью двух знаков, а со связью понятия и структуры. Столь множественная интерпретация упоминания города в текстах стихотворений Бродского позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, на основе данных наблюдений можно сделать вывод об исключительной значимости городских мотивов в поэзии Бродского для данного периода. Об этом в первую очередь свидетельствует характер функционирования городских мотивов, поскольку город оказывается связанным с понятиями, очень значимыми для поэзии Бродского. Во-вторых, можно предположить, что пространство города отражает для Бродского представление о мире цивилизации, мире людей, культуры и истории. Пространство города становится для Бродского отображением структуры культурного пространства. Город становится моделью мира, выстроенной по законам культуры. Результаты, полученные в этом исследовании, открывают широкие возможности для дальнейшей работы, например, дает возможность проследить трансформацию функционирования городских мотивов в дальнейшем творчестве.
Библиография Источник: Сочинения Иосифа Бродского: в 4 томах. – СПб, 1992-1995. Т. 1,2
Исследовательская и критическая литература: 1. Аноним. Письмо о русской поэзии// Поэтика Бродского. – Нью-Йорк, 1986. С. 16-37 2. Ахапкин Д. Еще раз о «чеховском лиризме» у Бродского// Русская филология.10. – Тарту, 1999 С.143-151 3. Ахапкин Д. «Филологическая метафора» Иосифа Бродского// Русская филология.9.- Тарту, 1998. С.228-238 4. Баткин Л. Тридцать третья буква. – М., 1997 5. Вайль П., Генис А. От мира – к Риму//Поэтика Бродского. – Нью-Йорк, 1986. С. 198-206 6. Ваншенкина Е. Острие: пространство и время в творчестве Иосифа Бродского//Литературное обозрение, 1996,№3.С.35-41 7. Верхейл К. «Эней и Дидона» Иосифа Бродского// Поэтика Бродского. – Нью-Йорк, 1986. С. 121-131 8. Ерофеев В. Поэта далеко заводит речь...//Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. – М., 1996. С. 216-231 9. Жигачева М. В. Баллада в раннем творчестве Бродского// Вестник московского университета, сер. 9. 1992, №4. С. 51-56 10. Жолковский А. Бродский и инфинитивное письмо// Новое литературное обозрение. 2000, №45. С. 187-198 11. Зотов С. Литературная позиция И. Бродского: к постановке проблемы// Иосиф Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. – СПб, 2001. С. 107-122 12. Иванов В.В. Бродский и метафизическая поэзия//Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры 13. Куллэ В. Поэтическая эволюция И. Бродского в России, 1957-1972. Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. – М., 1996 14. Куллэ В. «Поэтический дневник» И. Бродского 1961 года// И. Бродский: творчество, личность, судьба. – СПб, 1998. С. 97-107 15. Лакербит Д. Ахматова – Бродский: проблема преемст-венности// Иосиф Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. – СПб, 2001. С. 172-184 16. Левинтон Г.А. Три разговора: о любви, поэзии и (анти)госу-дарственной службе// Россия/Russia. Вып.1[9]: Семидесятые как предмет истории русской культуры. – Москва-Венеция, 1998. С. 237-284 17. Лосев Л. О чеховском лиризме у Бродского//Поэтика Бродского. – Нью-Йорк, 1986. С. 185-198 18. Лотман Ю.М. Между вещью и пустотой// Лотман Ю.М. Избранные статьи. – Таллинн, 1992. Т.1 С. 294-307 19. Мейлах М. Об одном «топографическом» стихотворении Бродского// И. Бродский: творчество, личность, судьба. – СПб, 1998. С. 248-251 20. Михненкова Т. Три Евгения русской поэзии//Иосиф Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. – СПб, 2001. С. 211-220 21. Нестеров А. Джон Донн и формирование поэтики Бродского// Иосиф Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. – СПб, 2001. С. 151-171 22. Нокс Дж. Иерархия других в поэзии Бродского// Поэтика Бродского. – Нью-Йорк, 1986. С. 160-171 23. Плеханова И. Формула превращения бесконечности в метафизике//Иосиф Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. – СПб, 2001. С. 36-53 24. Полухина В. Грамматика метафоры и художественный смысл// Поэтика Бродского. – Нью-Йорк, 1986. С. 63-96 25. Проффер К. Остановка в сумасшедшем доме: поэма Бродского «Горбунов и Горчаков»// Поэтика Бродского. – Нью-Йорк, 1986. С. 132-140 26. Ранчин А. На пиру Мнемозины. – М., 2001 27. Ранчин А. «Я родился и вырос в балтийский болотах, подле...": поэзия Иосифа Бродского и «Медный всадник» Пушкина// http://nlo.magazine.ru/scientist/22.html 28. Семенов В. Иосиф Бродский в северной ссылке: поэтика автобиографизма. Диссертация на соискание степени доктора филологических наук – Тарту, 2004 29. Семенов В. «Пейзаж биографии» в «норенских» текстах Бродского//Лотмановский сборник. Т.3. – М., 2004. С. 525-533 30. Семенов В. Синтаксические ошибки у Иосифа Бродского// Вестник молодых ученых, 2002, № 10. С. 66-71 31. Смирнов И.П. Место «мифологического» подхода к литературному произведению//Миф. Фольклор. Литература. – Л., 1987. С. 186-203 32. Семенова Е. Еще раз о Пушкине и Бродском// И. Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. – СПб, 2000. С.131-136 33. Стрижевская Н. Письмена перспективы. – М., 1997 34. Шимак-Рейдер Я. «Зофья»// Как работает стихотворение Иосифа Бродского. – М., 2002. С. 10-32 35. Turoma S. Brodsky, Venice, and the baudrilliardian nightmare//В рукописи 36. Turoma S. Joseph Brodsky’s Watermark: preserving the Venetophile discourse//В рукописи
12
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |