Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МОЛОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
МОЛОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




В 1990 году начался спад производства во всех подотраслях пищевой промышленности, в том числе и в молочной. Динамика производства молочной промышленности за 1996-2001 годы представлена на рис. 5.

На протяжении последних 10 лет постоянно сокращаются объемы производства масла животного (с 833 тыс. т в 1990 году до 262 тыс. т в 1999 году). В 2000-2001 годы объемы производства незначительно выросли (+2,7% в 2001 году по сравнению с 1999 годом). Производство сыров жирных сократилось в 1990-1998 годы в 2,6 раза.

Наиболее сильно упало по сравнению с уровнем 1990 года производство цельномолочной продукции, в то время как производство животного масла и сыров не столь сильно отреагировало на кризисную ситуацию. Начиная с 1998 года объемы выпуска постепенно начали расти и в 2001 году превысили уровень 1997 года почти на 29%. На ситуацию в подотрасли большое влияние оказала конкуренция со стороны зарубежных производителей, чья продукция захлестнула российский рынок в 90-х годах. В целом темпы роста продукции молочной промышленности в 2001 году превысили темпы 2000 года. Однако производственные мощности предприятий использовались лишь на 24-43%.

Особенность молочного производства, впрочем, как и других подотраслей пищевой промышленности, заключается в привязанности производителей к местам производства сырья и недолгих сроках хранения готовой продукции. Поэтому производство в основном носит местный и региональный характер. Возможность выхода со своей продукцией на рынки соседних регионов имеют только производители, наладившие выпуск пастеризованной продукции с длительным сроком хранения. Другим вариантом может стать покупка крупными игроками местных производств и их модернизация.

Самым крупным игроком на российском молочном рынке является компания <Вимм-Билль-Данн - Продукты питания> (далее - ВБД). Это единственный российский молочный концерн, объединяющий несколько предприятий, если не считать французскую компанию Danone, построившую заводы в Тольятти и Чехове. Сегодня ВБД объединяет 14 предприятий молочной отрасли России и стран СНГ с годовым оборотом более 500 млн. долл. Оборот компании за 9 месяцев 2001 года составил 492 млн. долл. Доля компании на рынке молочных продуктов в 2001 году составила 8,1% (доля ближайшего конкурента почти в 4 раза меньше). ВБД стала первой компанией в молочной отрасли, претендующей на национальный уровень, которая сумела создать широкую сеть дистрибуции, а также первой в России наладить выпуск йогуртов и других молочных продуктов.

На рынке йогуртов ВБД занимает сейчас более 40%, что в 2 раза больше ближайшего конкурента. Компания располагает крупнейшими в России производственными мощностями, сумела наладить прочные отношения с поставщиками сырья в ходе реализации инвестиционной программы <Молочные реки>, направленной на поддержку подмосковных сельских хозяйств. Основная составляющая стратегии компании - расширение географии производства и сбыта молочной и соковой продукции в России и странах СНГ. Компания стремится перенести производство ближе к источникам сырья.

Основные конкуренты ВБД на российском рынке молочной продукции - компании Danone, Pаrmalat, Campina и Ehrmann, располагающие огромными инвестиционными возможностями. Наиболее острая конкуренция между этими западными компаниями и ВБД сложилась в московском регионе, так как именно здесь они сосредоточили свои производственные мощности. Но, в отличие от российского производителя, западные компании не спешат с налаживанием своего производства в других регионах России, так как работают в основном в высоком ценовом сегменте, а покупательная способность жителей регионов существенно ниже, чем в Москве и области. Продукция же компании <Вимм-Билль-Данн> в основном ориентирована на средний ценовой сегмент, что предоставляет ей дополнительные преимущества при выходе на региональные рынки.

В России по сравнению с другими странами очень мало потребляется сыров на душу населения - 2-3 кг в год (во Франции - 15 кг, в Голландии - 10 кг). Потребление твердых сыров среди остальных молочных продуктов составляет по стране не более 5%. Импорт достигает 50 тыс. т в год. Ежегодно страна экспортирует порядка 2 тыс. т сыров и творога, которые в основном идут в страны СНГ. Однако новых серьезных производств сыра в России почти никто не открывает. Западным компаниям пока не имеет смысла запускать собственное производство в нашей стране, поскольку производить здесь сыр такого же качества, как у себя на родине, они просто не могут - хотя бы из-за проблем со стабильным качеством молочного сырья. Поэтому им гораздо более выгоден экспорт в нашу страну.

Значительная доля российского рынка сыра, емкость которого оценивается в 800 млн. долл., сейчас занята иностранными производителями. У отечественной же продукции сохраняется плохой имидж - как из-за низкого либо нестабильного качества, так и из-за слабой работы с потребителем. В 2002 году основная надежда возлагается на крупных производителей молочной продукции, которые будут включать в свои производства сыроваренные цеха или покупать и реконструировать существующие заводы.

В будущем можно ожидать, что спрос на молочные продукты в целом в России будет расти, а крупнейшие производители молочной продукции продолжат свою интеграцию в регионы путем покупки местных производств. Но наиболее успешными окажутся те, кто сумеет предложить разнообразный ассортимент продукции по доступным ценам с четкой ориентацией по группам потребителей, а также сделает свою продукцию широко узнаваемой за счет рекламы. Один из возможных путей - организация в регионах на базе существующих заводов таких относительно новых для российских потребителей (особенно для потребителей за пределами Центрального региона) видов продукции, как йогурты и продукты с высоким содержанием витаминов. Также можно ожидать, что со временем крупнейшие компании также включат в свои структуры сыроваренные заводы.

 

МЯСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Предприятия мясной промышленности в последнее десятилетие работали в условиях глубокого дефицита сырья. При сокращении объема реализации скота и птицы в натуральном выражении в 1998 году в 2 раза по сравнению с уровнем 1990 года промышленная переработка сократилась в 4,4 раза. Это объясняется нежеланием сельхозпроизводителей сдавать скот и птицу на промышленную переработку в связи с задержкой расчетов за сданную продукцию. Значительная часть мясного сырья поступает на реализацию в непереработанном виде. Низкий уровень обеспеченности перерабатывающих предприятий сырьем, неурегулированность вопросов платежей и взаимозадолженности между предприятиями и поставщиками привели к снижению объемов производства мяса и мясопродуктов.

Сокращение производства мяса происходило на протяжении 1990-1999 годов. Резкое сокращение объемов производства отечественных мясопродуктов вызвано сокращением поголовья скота. Наиболее тяжелыми для предприятий мясной промышленности стали 1998-1999 годы, а некоторый подъем производства наметился только в 2000 году. В 2001 году производство мяса и субпродуктов I категории превысило уровень 1999 года на 11%, но осталось ниже уровня 1998 года. Выпуск колбасных изделий вырос по сравнению с 1999 годом на 24%, мясных полуфабрикатов - на 29%.

В условиях критического дефицита сырья предприятия подотрасли были вынуждены направить усилия на увеличение в структуре выпуска доли готовой мясной продукции с более высокой добавленной стоимостью (70% ресурсов мяса реализуется в виде колбасных изделий, мясных консервов и полуфабрикатов), а также на разработку грамотной стратегии развития, которая направлена на переориентацию производства на выпуск продукции, наиболее востребованной потребителями, расширение ассортимента и снижение себестоимости единицы продукции с целью укрепления конкурентных преимуществ по сравнению с малыми производителями и закрепления за собой большей доли рынка.

Несмотря на сокращение производства мяса и мясопродуктов отечественными предприятиями, положение с обеспечением потребительского рынка оставалось относительно стабильным, что связано с поступлением на российский рынок дешевой импортной продукции. По данным, приведенным президентом Мясного союза России М. Мамиконяном, европейское мясо в разные периоды было дешевле российского на 25-40%.

Кроме того, ситуацию осложняли и сами российские импортеры, любыми путями стремившиеся обойти таможенные барьеры. Помимо этого, сами отечественные производители перешли на использование более дешевого импортного сырья. Крупные мясоперерабатывающие заводы (МПЗ) почти полностью перешли на импортное мясо (в Москве доля импортного сырья в переработке занимала 70-90%), но его недостаточно для полной загрузки производственных мощностей. Поэтому в настоящий момент мощности мясоперерабатывающих предприятий в среднем загружены лишь на 30-40%. В результате за последние годы мясоперерабатывающая отрасль оказалась в наиболее сильной зависимости от импортных поставок.

В целом ситуация в отрасли в дальнейшем будет развиваться по одному из вариантов: постепенная экспансия крупных производителей, сумевших обеспечить себе надежную собственную сырьевую базу и тем самым выигрывающих на производственных издержках по сравнению с предприятиями-импортерами сырья, в другие регионы за счет покупки и получения контроля над местными производителями либо сохранение текущего распределения сил, характеризующегося низкой степенью концентрации отрасли.

Можно ожидать, что с ростом доходов населения спрос на мясные продукты будет расти, особенно в регионах, но сначала увеличится потребление недорогого мяса птицы, и только затем при сохранении тенденции произойдет постепенная его замена в структуре потребления на мясо животных. При этом потребители начнут обращать больше внимания на соотношение цены и качества продукции и требовать от производителей разнообразного ассортимента.

 



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
МОЛОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МОЛОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)