Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Российское законодательство об аффилированных лицах



2019-12-29 241 Обсуждений (0)
Глава 2. Российское законодательство об аффилированных лицах 0.00 из 5.00 0 оценок




В современном российском законодательстве категория «аффилированные лица» получила закрепление в 1992 году; впервые она была использована в Указе Президента РФ от 7 октября 1992 года № 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий». В нем говорилось, что под аффилированными лицами физического или юридического лица понимаются их управляющие, директора и должностные лица, учредители, а также акционеры, которым принадлежат 25 и более процентов голосующих акций.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995г. явился первым и ныне действующим нормативным актом, в котором законодательно были выделены некоторые особенности, связанные с участием аффилированных лиц в деятельности акционерного общества. При этом сам закон не давал определения понятия аффилированного лица, а опять содержал отсылочную норму к антимонопольному законодательству.

С момента нормативного закрепления термина «аффилированное лицо» подходы к определению этого понятия постоянно эволюционировали и трансформировались. При сравнении Указа Президента РФ и ныне действующего антимонопольного законодательства можно отметить, что в последнем дана более развернутая классификация аффилированных лиц. Это вполне объяснимо, так как за этот период времени был наработан определенный опыт, который послужил основой закона.

Чтобы понять сущность какой-либо нормы, необходимо определить ту цель, которую преследовал законодатель, создавая ее. Целью введения норм, раскрывающих содержание понятия «аффилированные лица», а также определяющих права и обязанности аффилированных лиц, является прежде всего необходимость контроля в некоторых случаях за процессом волеизъявления лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Такой контроль может осуществляться как со стороны государства, так и со стороны и в интересах других лиц, например – акционеров общества. Со стороны государства органами, наиболее заинтересованными в получении информации об аффилированных лицах, являются антимонопольные органы, органы, обеспечивающие функционирование рынка ценных бумаг, а также органы, отвечающие за сбор налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Большое практическое значение имеет проблема эффективности норм об аффилированных лицах. Эффективность правовых норм характеризуется достижением целей. Оценить эффективность регулирования соответствующих общественных отношений можно, используя концепцию «стабильности закона», характеризующуюся следующим: социальной обусловленностью – соответствием реальным условиям жизни, адекватностью регулирования и совокупностью существенных свойств, отражающих достаточные качества закона, от которых зависит способность удовлетворять потребности общества – высокой качество, уровень юридической техники. Стабильность закона можно охарактеризовать качествами, отражающими уровень совершенства закона; результатами его реализации, фактическим претворением в жизнь.

Потребность в регулировании подобных отношений возникла в момент перехода нашей экономики на рыночные условия хозяйствования. В этот период у руководителей предприятий появилась возможность определять условия деятельности организаций, а отчасти – и свобода принятия решений. Многие руководители использовали отношения аффилированности в ущерб имущественным интересам организации в целях личного обогащения. Это не только ущемляло интересы отдельных организаций, но и наносило ущерб интересам страны, подрывая доверие инвесторов, провоцируя уменьшение сбора налогов и т.д.

Необходимо отметить, что вопросы, касающиеся деятельности аффилированных лиц, относятся не только к акционерным обществам. В частности, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года посвятил две статьи вопросам, связанным с аффилированными лицами. В ст. 45 говорится о лицах, заинтересованных в совершении обществом сделок, в частности такие сделки не могут совершаться без согласия общего собрания участников общества. А в ст. 50 указано, что общество обязано хранить наравне с протоколом собраний учредителей общества и списки аффилированных лиц этого общества.

 Термин «аффилированные лица» употребляется в большом количестве нормативных актов различной отраслевой принадлежности, основными из которых являются федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «О несостоятельности (банкротстве)», «О банках и банковской деятельности».

Типичным примером аффилированных лиц являются преобладающие (основные) хозяйственные общества по отношению к зависимым (дочерним) обществам в соответствии со статьями 105, 106 Гражданского кодекса РФ.

Наибольшее значение институт аффилированных лиц имеет в корпоративном праве: установлены особый порядок совершения сделок с аффилированными лицами (ст. 81 Закона «Об акционерных обществах»), процедура приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций общества (ст. 80 Закона «Об акционерных обществах»). Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрен особый порядок совершения сделок «с заинтересованностью», в частности, с участием аффилированных лиц общества.

Все выше сказанное доказывает, что выработка универсального для всей системы законодательства России понятия аффилированного лица имеет насущное теоретическое и практическое значение и требует скорейшей реализации. Так в 1999 году был разработан проект Федерального закона «Об аффилированных лицах». Чем вызвана необходимость этого закона? Не будет открытием, что, чуть ли не все наши руководители любого ранга, стараются рассадить по теплым местам своих родственников. Довольно много такого рода информации было в СМИ по поводу некоторых наших должностных лиц. Но ведь и в бизнесе происходит тоже самое. Во времена СССР эти вопросы как-то регулировались. Руководитель не имел право брать на работу своих родственников. А оказалось, что при демократии и рыночной экономике проблем в этой сфере будет еще больше, а вот закона, который регулировал бы эти отношения, нет. Когда ты имеешь свой собственный бизнес и передаешь его по наследству, распоряжаешься им, как хочешь — это одно. Но когда ты управляешь акционерным обществом, ты не вправе, используя свои родственные связи, действовать в ущерб акционерам. Рассмотрим простую схему. Отец обладает 20% акций предприятия, является членом совета директоров и проводит на пост генерального директора своего сына. И они совершают сделки в ущерб другим акционерам, захватывают собственность. Сейчас — это ненаказуемо; по подготовленному закону об аффилированных лицах — подобное поведение будет являться нарушением закона. Или другая ситуация: генеральный директор предприятия желает передать бизнес своему родственнику. Акционеры сопротивляются. Тогда он переводит в предприятие родственника активы акционерного общества, и акционеры теряют все. Бывает так, что родственники занимают все ключевые посты на предприятии, и благодаря круговой поруке начинают работать исключительно в интересах своей семьи. Не лучше для акционеров, когда родственники являются или контрагентами или поставщиками. Себестоимость продукции им известна, они заключают сделку, и продают продукцию по завышенной цене, а разницу кладут себе в карман. Закон налагает ограничения на такие взаимоотношения. Он написан в интересах честных акционеров, честного бизнеса.

Существующее в настоящее время понятие аффилированных лиц в Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не полностью отражает все возможные случаи аффилированности, существующие на практике, которые должны быть урегулированы. Теперь согласно законопроекту аффилированные лица – юридические и (или) физические лица, находящиеся в определенных отношениях, способных оказывать влияние на получение взаимной выгоды в результате осуществления предпринимательской и (или) иной деятельности. Кроме того, в настоящее время в законодательстве Российской Федерации не решена проблема раскрытия информации об аффилированных лицах и ответственности за ее нераскрытие.

Разработанный законопроект устанавливает для всех юридических лиц требования по ведению учета аффилированных лиц, раскрытию информации о них, а также требования к сделкам с аффилированными лицами или с их участием. Главным требованием является то, чтобы условия сделок, совершаемых физическими и юридическими лицами со своими аффилированными лицами или с их участием, представляли собой обычные условия делового оборота и не являлись более льготными для аффилированных лиц. При этом установлена ответственность руководителей юридического лица перед самим юридическим лицом и перед его участниками (учредителями) за убытки, причиненные принятием решения о совершении сделок с аффилированными лицами.

В настоящее время практически все сферы деятельности учитывают отношения, складывающиеся между аффилированными лицами. Не секрет, что нередко аффилированные лица используются для обхода налоговых законов и внедрения практики утечки финансовых ресурсов предприятий через операции с аффилированными фирмами.

Однако все действительные недостатки нового законопроекта мы сможем оценить только на практике, и скорее всего за ним последует череда новых поправок и дополнений.




2019-12-29 241 Обсуждений (0)
Глава 2. Российское законодательство об аффилированных лицах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Российское законодательство об аффилированных лицах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)