Глава 1. Анализ теоретико-методологических оснований для исследования проблемы развития экологических знаний на уроках географии.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Автор опыта: Петрова Ольга Геннадьевна, учитель географии II категории, МОУ СОШ №9 Г. Холмска.
г. Холмск, 2010
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
ГЛАВА 1.Анализ теоретико-методологических оснований для стр. 7 исследования проблемы развития экологических знаний на уроках географии.
1.1 Отражение проблемы взаимодействия общества и природы в стр. 7 истории географической науки и школьной географии как методологическая основа развития экологического образования.
1.2 Теоретические основы экологического обучения и стр. 8 воспитания школьников в системе географического образования
ГЛАВА 2. Теоретические основы экологического обучения и стр. 12 воспитания школьников в системе географического образования 2.1 Развитие экологических знаний и формирование экологического мышления на уроках. стр. 13
ГЛАВА 3. Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности) стр.26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 34
Введение «Уже с самого раннего возраста в сознании человека должно укрепиться ощущение необходимости совместной жизни с Природой и в Природе». Н.Н.Моисеев, академик РАН.
20 век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса. Но в тоже время он поставил жизнь на земле на грань экологической катастрофы. В последнее десятилетие, когда антропогенные нагрузки на окружающую природную среду во много раз возросли, экологические проблемы стали одними из наиболее значимых глобальных проблем всего человечества. Из них наиболее существенны следующие проблемы: Ø Загрязнение (вод, почв, атмосферы); Ø Кислотных дождей; Ø Радиационного поражения территории; Ø Оскудение биоресурсов (исчезновение отдельных видов растений и животных организмов); Ø Обезлесение и опустынивание территорий; Ø Проблема продовольствия. Интерес общественности всего мира к этим проблемам огромный. Все чаще в средствах массовой информации дается оценка качеству окружающей среды. Это убеждает нас в том, что охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека. С этой целью я с 2008г. стала постепенно вводить в курсы физической и экономической географии элементы экологических знаний. Дополнения, внесенные в программы 6-10 классов, направлены на формирование, развитие и углубление у школьников не только теоретических знаний в области экологии и охраны окружающей среды, но и на развитие экологического мышления (установление причинно-следственных связей, осознание источников сущности экологических проблем, путей их решения), и, конечно же, на воспитание культуры чувств. Это, прежде всего чувства гражданственности (человек и природа едины), сочувствия, сопереживания, гуманного отношения к животным и растениям. Известный ученый Б. Герджимек в своей книге «Дикое животное и человек» писал: «Первозданную природу надо беречь не меньше, чем мы бережем картины Рафаэля, индийские храмы, Кельтский собор; их при желании можно восстановить».[1] Актуальность, практическая значимость. Считаю, что выбранная мною тема «Формирование экологического мышления на уроках географии» актуальна. Поэтому я думаю, что экологическое образование должно осуществляться с раннего детства, еще в детском саду. В системе же обучения оно должно, на мой взгляд, носить непрерывный и целенаправленный характер. Привитие ребенку бережного отношения к окружающей среде, позволит воспитать в дальнейшем человека с рациональным отношением к своей деятельности, способного предвидеть результат своей работы. Цель этого процесса сделать каждого человека экологически грамотным. Поэтому я считаю, что одной из основных задач педагогики является задача воспитания у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.
В связи с этим, возникли задачи: 1.Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме развития экологических знаний на уроках географии. 2.Обосновать и провести экспериментальную проверку повышения уровня подготовки учащихся к предмету. 3.Разработать систему уроков. 4.Разработать методические рекомендации по развитию экологических знаний. Гипотеза: Если последовательно, систематически внедрять в педагогический процесс экологические знания, научить самостоятельно, применять навыки решения учебных задач, то у учащихся будет развиваться познавательный интерес к географии и повышаться качество образовательного процесса. Ведущая педагогическая идея.Активное взаимодействие «учитель»- «ученик», «ученик»- «ученик» в процессе развития экологических знаний, объективная оценка знаний с помощью тестов, практических работ в процессе самообучения. Технология применения опыта. Усвоение основных базовых экологических понятий, умение анализировать и прогнозировать происходящие процессы. Применение экологических знаний при подготовке и проведении традиционных и нетрадиционных форм урока. Разработка дифференцированных индивидуальных заданий. Объект исследования – экологическое образование. Предмет исследования – уровень экологических знаний обучающихся. Результативность и эффективность: Результативность опыта развития экологических знаний на уроках географии, можно проследить по следующим фактам: 1.Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов. 2.Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географию для сдачи экзамена. 3.Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых рефератов, исследовательских проектов). Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, 100%-ная успеваемость, высокое качество знаний учеников убедили меня в правильности выбора и способствовали разработке материалов по развитию экологических знаний. Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности. Я уверена, что формирование экологического мышления и развитие экологических знаний создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс. Свою работу рекомендую для ознакомления и использования в работе учителям географии. Глава 1. Анализ теоретико-методологических оснований для исследования проблемы развития экологических знаний на уроках географии.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |