Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Анализ теоретико-методологических оснований для исследования проблемы развития экологических знаний на уроках географии.



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
Глава 1. Анализ теоретико-методологических оснований для исследования проблемы развития экологических знаний на уроках географии. 0.00 из 5.00 0 оценок




ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Автор опыта: Петрова Ольга Геннадьевна,

учитель географии II категории,

МОУ СОШ №9 Г. Холмска.

 

 

г. Холмск,  2010

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                             стр. 3

 

ГЛАВА 1.Анализ теоретико-методологических оснований для      стр. 7

 исследования проблемы развития экологических знаний на

уроках географии.

 

1.1 Отражение проблемы взаимодействия общества и природы в    стр. 7

 истории географической науки и школьной географии как

методологическая основа развития экологического образования.

 

1.2 Теоретические основы экологического обучения и                            стр. 8

воспитания школьников в системе географического образования

 

ГЛАВА 2. Теоретические основы экологического обучения и           стр. 12

 воспитания школьников в системе географического образования

2.1 Развитие экологических знаний  и формирование экологического мышления на уроках.                                                                               стр. 13

 

ГЛАВА 3. Результативность  (устойчивые положительные результаты

 деятельности)                                                                                       стр.26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                        стр. 32

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                        стр. 34

 

 

Введение

«Уже с самого раннего возраста в сознании человека должно укрепиться ощущение необходимости совместной жизни с Природой и в Природе».

Н.Н.Моисеев, академик РАН.

 

 

20 век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса. Но в тоже время он поставил жизнь на земле на грань экологической катастрофы.

В последнее десятилетие, когда антропогенные нагрузки на окружающую природную среду во много раз возросли, экологические проблемы стали одними из наиболее значимых глобальных проблем всего человечества.

Из них наиболее существенны следующие проблемы:

Ø Загрязнение (вод, почв, атмосферы);

Ø Кислотных дождей;

Ø Радиационного поражения территории;

Ø Оскудение биоресурсов (исчезновение отдельных видов растений и животных организмов);

Ø Обезлесение и опустынивание территорий;

Ø Проблема продовольствия.

Интерес общественности всего мира к этим проблемам огромный. Все чаще в средствах массовой информации дается оценка качеству окружающей среды. Это убеждает нас в том, что охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека. С этой целью я с 2008г. стала постепенно вводить в курсы физической и экономической географии элементы экологических знаний. Дополнения, внесенные в программы 6-10 классов, направлены на формирование, развитие и углубление у школьников не только теоретических знаний в области экологии и охраны окружающей среды, но и на развитие экологического мышления (установление причинно-следственных связей, осознание источников сущности экологических проблем, путей их решения), и, конечно же, на воспитание культуры чувств. Это, прежде всего чувства гражданственности (человек и природа едины), сочувствия, сопереживания, гуманного отношения к животным и растениям. Известный ученый Б. Герджимек в своей книге «Дикое животное и человек» писал: «Первозданную природу надо беречь не меньше, чем мы бережем картины Рафаэля, индийские храмы, Кельтский собор; их при желании можно восстановить».[1]

Актуальность, практическая значимость. Считаю, что выбранная мною тема «Формирование экологического мышления на уроках географии» актуальна. Поэтому я думаю, что экологическое образование должно осуществляться с раннего детства, еще в детском саду. В системе же обучения оно должно, на мой взгляд, носить непрерывный и целенаправленный характер. Привитие ребенку бережного отношения к окружающей среде, позволит воспитать в дальнейшем человека с рациональным отношением к своей деятельности, способного предвидеть результат своей работы.

Цель этого процесса сделать каждого человека экологически грамотным. Поэтому я считаю, что одной из основных задач педагогики является задача воспитания у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.

 

 

В связи с этим, возникли задачи:

1.Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме развития экологических знаний на уроках географии.

2.Обосновать и провести экспериментальную проверку повышения уровня подготовки учащихся к предмету.

3.Разработать систему уроков.

4.Разработать методические рекомендации по развитию экологических знаний.

Гипотеза: Если последовательно, систематически внедрять в педагогический процесс экологические знания, научить самостоятельно, применять навыки решения учебных задач, то у учащихся будет развиваться познавательный интерес к географии и повышаться качество образовательного процесса.

Ведущая педагогическая идея.Активное взаимодействие «учитель»- «ученик», «ученик»- «ученик» в процессе развития экологических знаний, объективная оценка знаний с помощью тестов, практических работ в процессе самообучения.

Технология применения опыта. Усвоение основных базовых экологических понятий, умение анализировать и прогнозировать происходящие процессы. Применение экологических знаний при подготовке и проведении традиционных и нетрадиционных форм урока. Разработка дифференцированных индивидуальных заданий.

Объект исследования – экологическое образование.

Предмет исследования – уровень экологических знаний обучающихся.

Результативность и эффективность:

Результативность опыта развития экологических знаний на уроках географии, можно проследить по следующим фактам:

1.Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов.

2.Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географию для сдачи экзамена.

3.Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых рефератов, исследовательских проектов).

Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, 100%-ная успеваемость, высокое качество знаний учеников убедили меня в правильности выбора и способствовали разработке материалов по развитию экологических знаний.

Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Я уверена, что формирование экологического мышления и развитие экологических знаний создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.

Свою работу рекомендую для ознакомления и использования в работе учителям географии.

Глава 1. Анализ теоретико-методологических оснований для исследования проблемы развития экологических знаний на уроках географии.



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
Глава 1. Анализ теоретико-методологических оснований для исследования проблемы развития экологических знаний на уроках географии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Анализ теоретико-методологических оснований для исследования проблемы развития экологических знаний на уроках географии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)