Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Последствия миграции для стран-реципиентов и стран-доноров



2019-12-29 327 Обсуждений (0)
Последствия миграции для стран-реципиентов и стран-доноров 0.00 из 5.00 0 оценок




Интенсивность миграций, следующих в направлении с Юга на Север, усиливается депопуляцией, наблюдаемой в странах так называемого «северного кольца» - группе наиболее развитых государств мира. В этих условиях потоки мигрантов все больше воспринимаются не только как необходимая составная часть масштабных процессов перераспределения трудовых ресурсов, но и как некая осязаемая угроза сохранению национальной идентичности стран-реципиентов[7]. Появились исследования, авторы которых трактуют это переселение не просто как пространственное перемещение человеческих масс, но и как динамичное «наступление», инфильтрацию этносов и культур, смешение которых с этносами и культурами принимающих стран может иметь не всегда предсказуемые последствия и особенности. Знакомство со взглядами представителей данного направления позволяет поэтому лучше понять природу, характер наблюдаемой в настоящее время вспышки антииммигрантских настроений, культурной ксенофобии и в то же время убедиться в том, что ни Северная Америка, ни Европа, включая Россию, в ближайшем будущем не в состоянии обойтись без постоянного потока населения из стран Азии, Африки и Латинской Америки.[8]

Прямым следствием масштабных миграций стало фактическое формирование многонациональных государств, сопровождавшееся такой характерной особенностью, как попадание иммигрантов преимущественно в нижние слои принимающего общества, что превращало западные страны в общество, социальные низы которого образуют национальные меньшинства. В подобных ситуациях социальный мир оказывается тесно связанным с «национальным вопросом» и с характером взаимоотношений, возникающих между коренным и пришлым населением, вызывая озабоченность тем, как складываются (или не складываются) процессы интеграции иммигрантов в местный социум. Вопреки ожиданиям и надежде на действенность мультикультурной модели интеграции иммигранты, перенося с собой собственные идеалы, религии и верования, обнаружили определенную склонность к тому, чтобы замыкаться в собственной среде. Другим основанием говорить о современном процессе миграции именно как о переселении народов стали изменения, произошедшие в структуре потоков легальной миграции, выразившиеся в повышении удельного веса перемещений, связанных с воссоединением семей и поиском политического убежища.

Важной особенностью современных миграций стала массовая нелегальная иммиграция. Д. Хелд связывают это явление со спросом на максимально дешевую силу (во всяком случае – менее дорогую, чем локальная) рабочую силу, предъявляемым в первую очередь сконцентрированным в основном в северном полушарии транснациональным капиталом. Похоже, что именно потребность в дешевой рабочей силе и делает нелегальную иммиграцию столь трудноискоренимой. О наличии подобного спроса можно судить по США. «Это единственная в мире высокоразвитая экономика с легко доступным, очень дешевым, нерегулируемым или нелегальным рынком труда»[9]. Принося экономическую выгоду, нелегальная иммиграция одновременно порождает очевидные трудности, когда речь идет об интеграции иммигрантов в принимающее общество. Наконец, нельзя забывать о том, что в мире возникла мощная индустрия вербовки и транспортировки мигрантов, заинтересованная в том, чтобы их было как можно больше, а потому обслуживающая как легальную, так и нелегальную миграцию.

Иммиграция была и остается для Запада больше положительным, чем отрицательным явлением. Очевидно, что если бы не было крупномасштабной миграции, европейские страны в 50-60-е годы испытали бы очень серьезные проблемы на рынке труда. Необычно долгий период устойчивого экономического роста, полной занятости и сравнительно низкой инфляции стал возможным отчасти потому, что опасность вспышки инфляции, существующая при неполностью занятых рынках труда, смягчалась постоянным притоком низкооплачиваемых мигрантов, попадавших в их нижние слои. И именно неприхотливые переселенцы вынесли основную тяжесть реструктурирования экономик западных стран в 80-е годы.

Одновременно, возмещая потери населения, иммиграция облегчала решение проблем, связанных с его старением. Конечно, картина занятости при этом менялась, в общей численности работников повысился удельный вес иностранцев. Присутствие последних усилило нагрузку на государственный бюджет, но это был выход из создавшегося положения, и за это надо было платить[10].

Иначе трактует рассматриваемую тему автор нашумевшей книги «Смерть Запада» , известный американский политик Патрик Дж. Бьюкенен. Он рисует мрачную картину гибели иудео-христианской цивилизации под напором огромных масс переселенцев из развивающихся стран. Бьюкенен считает, что движущим мотивом миграции выступает стремление стран Третьего мира, воспользовавшись благоприятно складывающимися обстоятельствами, получить доступ к богатствам Запада. Благодаря протекающим здесь процессам депопуляции выходцы из зоны «отсталости» превратившись за несколько десятилетий в этническое большинство, способны мирным путем колонизировать бывшие метрополии и тем самым положить конец здешней развитой цивилизации. Правящие элиты, в первую очередь, стран Западной Европы, явно проглядели эту опасность, и теперь им будет крайне сложно что-либо исправить, учитывя очень низкий показатель рождаемости (1,4 в среднем по Европе против необходимого для простого воспроизводства 2,1)[11].

Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для стран-реципиентов.

К положительным последствиям можно отнести следующие:

1. Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 2001 году трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии - 10,2%, в Германии - 7,4%, во Франции 6,2%. При отсутствии иностранных рабочих объемы производства в этих отраслях были бы значительно меньше.

2. Расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.

3. Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

В странах-реципиентах иммиграция позволяет удовлетворять спрос на труд, заполняя нижний этаж социальной пирамиды, способствует восходящей социальной мобильности «своих», снижая цену труда, повышает прибыли предпринимателей и конкурентоспособность национальной экономики.

К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующие:

1. Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не ходят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране.

2. Рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.

 

Таблица 1.

Возможные социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы для страны-импортера

 

Положительные Отрицательные
1. Облегчение структуры региональных сдвигов 1. Блокирует внедрение трудосберегающей технологии
2. Содействие вертикальной мобильности местных работников 2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы
3. Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы 3. Увеличиваются расходы на содержание безработных иностранцев и их семей
4. Торможение роста цен, благодаря склонности иностранных работников к сбережениям  
5. Повышение качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников  

 

В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.

На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития).

В июне 2003 года Евросоюз ввел квоты на миграцию рабочей силы. На внесении этого пункта в конституцию ЕС особенно настаивала Германия, а основным противником этого была Франция. Британские же власти разреши­ли неограниченный въезд в страну гражданам из новых государств-членов ЕС, предполагая, что это принесет экономике сплошные выгоды. «В Великобритании один из самых низких уровней безработицы по Евросоюзу, и аналитики думали, что поток мигрантов из Восточной Европы ника­кой опасности не представляет, - комментирует глава отдела по связям с общественностью Международной организации по миграции (ЮМ) Жан-Филипп Кози. - К тому же в стране очень низ­кий уровень рождаемости, поэтому только с помо­щью приезжих можно удовлетворить спрос на рынке труда. А недавно Банк Англии опубликовал исследование, в котором указывается, что именно благодаря мигрантам Британии удалось сдержать инфляцию в заданных рамках». Однако реальность все-таки оказалась далека от расчетов. «Правитель­ство ожидало притока иммигрантов, но их число намного превысило все предварительные прогнозы, - отмечает старший эксперт по социальной политике американской RAND Corporation Кевин Маккарти. - Вместо 20 тыс. человек в страну при­было 447 тыс. мигрантов, и больше половины из них - жители Польши».[12]

Появилось даже словосочетание «польские водопроводчики», которое стало во всем Евросоюзе нарица­тельным именем, символизирующим дешевую иностран­ную рабочую силу. Однако британские экс­перты здорово просчитались с количеством плю­сов, которые должны были принести английской экономике «водопроводчики». «Небывалый в исто­рии Британии наплыв мигрантов привел к тому, что темпы роста заработной платы в стране замед­лились, а цены на рынке услуг упали», - отмечает г-н Маккарти.

По расчетам независимого агентства Migration Watch UK, если британские власти не изменят свою миграционную политику, с 2006 по 2031 год население Великобритании увеличится на 7,2 млн человек, и 6 млн (83%) из них составят мигранты. Сегодня в том же Лондоне 57% новорожденных - это дети матерей-иностранок. Англия уже сейчас почти в 2 раза гуще населена, чем Германия; в 4 раза гуще, чем Франция, и в 12 раз - чем США».

Однако, новая миграцион­ная политика Запада не только усиливает напряженность в отно­шениях с развивающимися стра­нами, но и не дает желаемого эф­фекта ему самому. Кевин Маккарти из RAND Corporation полагает, что одним из способов выхо­да из тупика может стать офшоринг, то есть созда­ние удаленных рабочих мест в странах с дешевой рабочей силой. Преимущества офшоринга перед использованием труда мигрантов очевидны: пра­вительству нет нужды тратить деньги на адапта­цию нового члена общества, а компании, нанима­ющей сотрудника, к примеру, в Индии, а не во Франции, не нужно платить ему сопоставимую с французской заработную плату, обеспечивать его социальным пакетом и т.д. «Если учесть тот факт, что около трети всего работающего населения Европы занято в непроизводственной сфере (а ведь именно услуги чаще всего передаются в офшо­ринг), возможно, дефицит рабочей силы на евро­пейском рынке будет намного меньше, чем прог­нозирует ЕС», - замечает Джон Филпотт.[13]

 

Экспорт рабочей силы, особенно малоквалифицированной, имеет целый ряд позитивных последствий для стран-доноров. При отъезде безработных уровень безработицы в стране снижается, следовательно, снижается социальная напряженность, облегчаются финансовые обязательства государства по выплате пособий по безработице.

Страна-донор имеет четыре прямых источника валютных поступлений от экспорта рабочей силы:

1. налоги с прибыли фирм-посредников;

2. непосредственные переводы эмигрантов на родину для поддержки семей и родственников;

3. личное инвестирование мигрантов в экономику своей родины (привоз на родину современных средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, ценных бумаг);

4. капиталы от стран-импортеров рабочей силы, выделяемые в рамках программ, направленных на стимулирование экономического роста стран-экспортеров.

Необходимо отметить, что доходы от экспорта рабочей силы вполне сравнимы с доходами от товарной торговли.

Для основных мировых экспортеров рабочей силы денежные переводы эмигрантов являются весьма значительным источником поступления валюты в страну и составляют значительную часть платежного баланса страны, в котором имеется специальная статья "денежные переводы работников из-за рубежа". Так, валютные переводы эмигрантов составляют в Египте, Пакистане, Португалии порядка 12-13% ВВП, а в Ливане - 64% ВВП. В некоторых случаях дефицит торгового баланса страны превращается в избыток платежного баланса, благодаря валютным поступлениям от эмигрантов.

Кроме того, возвращаясь на родину, эмигранты, по оценкам специалистов, привозят с собой сбережений еще на такую же сумму, что они перевели в страну.

Следовательно, чтобы оценить реальные поступления, общую сумму переводов можно удвоить. Расчеты показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы как минимум в 5 раз превышает валютную эффективность товарного экспорта. Многие государства, такие как бывшая Югославия, Египет, Пакистан, Индия и др. создали у себя экспортную специализацию по трудовым услугам, которая является прочным источником валютных доходов.

В последнее время реэмигранты привозят на родину все больше товаров производственного назначения с целью организации небольших производств у себя на родине. В подавляющем большинстве стран правительства максимально поощряют ввоз реэмигрантами средств производства: снижают или отменяют таможенные пошлины и другие барьеры, тем самым, способствуя развитию малого предпринимательства и увеличению занятости внутри страны. Поощряется также и ввоз потребительских товаров, что способствует насыщению отечественного рынка дефицитными экспортными товарами.

Еще одним положительным моментом для стран-экспортеров является то, что по возвращении эмигрантов на родину они, нередко, обладают достаточно высокой квалификацией и могут быть организаторами трудового процесса, передавать приобретенные за границей профессиональные навыки другим. Таким образом, страна получает как бы "обогащенные" трудовые ресурсы. Необходимо лишь создать возвращающимся благоприятные экономические и социальные условия для реализации их потенциала.

Таким образом, выгоду от экспорта рабочей силы получает не только государственный бюджет страны, но и вся экономика в целом.

 

Таблица 2.         

Возможные социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы для страны экспортера

Позитивные Негативные
1. Приобретение работником новой квалификации 1. Потеря квалифицированной рабочей силы
2. Сокращение дефицита платежного баланса 2. Усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу
3. Ослабление напряжения на внутреннем рынке труда 3. Переориентация капитальных вложений с освоения производственных ресурсов на потребление
4. Облегчение структурной и технологической перестройки производства 4. Рост инфляции

 

Иная ситуация складывается при миграции высококвалифицированных работников - рабочих высокой квалификации, инженерно технических работников, ученых и специалистов. Такая миграция является характерной особенностью современных процессов трудовой миграции. Поток таких мигрантов направлен главным образом в промышленно развитые страны, которые получают за счет приезда таких работников значительный экономический эффект. Страна, не затрачивая средств на подготовку такого специалиста, сразу получает отдачу от его высокоэффективного труда. По имеющимся оценкам, прибыль, получаемая в результате эксплуатации "чужих умов" превышает объем помощи, оказываемой развивающимся странам, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза.

С конца 80-х годов в связи с крушением социалистической системы возрос выезд высококвалифицированных специалистов из стран Восточной Европы.

За счет такой "утечки умов" сокращается интеллектуальный потенциал стран-доноров рабочей силы. Они теряют все затраты, вложенные

в подготовку этих кадров. Это имеет немаловажные последствия в условиях огромной роли научно-технического прогресса в развитии экономики, как всего мирового хозяйства, так и отдельных стран. Таким образом, положение стран-доноров высококвалифицированной рабочей силы ухудшается, размывается база для развития технического и экономического потенциала страны в будущем. А все потери стран-доноров в этом случае оборачиваются выигрышем для стран-реципиентов.

 

Наряду с государственным регулированием иммиграции, существует и государственное регулирование эмиграции. Оно особенно развито в тех странах, где экспорт рабочей силы является важным элементом экономического развития.

Государственное регулирование экспорта рабочей силы преследует следующие цели:

1. Защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в принимающих странах, противодействие их дискриминации в стране временного пребывания.

2. Возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны.

3. Эмиграционная политика основывается на следующих принципах:

4. Гарантия возможности возвращения мигрантов на родину.

5. Обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов.

6. Содействие смягчению "внутренней" безработицы благодаря выезду тех контингентов трудящихся, которые не пользуются спросом на этом рынке.

7. Ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены.

8. Оздоровление внутреннего рынка труда благодаря приему репатриантов, которые за время пребывания за рубежом повысили свой квалификационный уровень.

 

Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, основывается на соответствующих статьях Конституции страны, национальном эмиграционном законодательстве, а также включает в себя двусторонние и многосторонние международные соглашения. Кроме того, некоторые страны принимают специальные эмиграционные программы; в этой сфере действуют также нормативные акты, входящие в общую систему административного, таможенного, налогового, инвестиционного, банковского и других законодательств.

Ответственность за нарушение эмиграционного законодательства возлагается как на самого эмигранта, так и на посредников. Лица, незаконно эмигрировавшие, или не выполняющие условий контракта, после возвращения на родину подвергаются определенным санкциям в виде штрафа или даже тюремного заключения (как, например, в Турции).

Фирма-посредник при ненадлежащем выполнении своих обязанностей может быть лишена лицензии, а также на нее могут быть наложены финансовые взыскания.

 




2019-12-29 327 Обсуждений (0)
Последствия миграции для стран-реципиентов и стран-доноров 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Последствия миграции для стран-реципиентов и стран-доноров

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)