Проблемы миграции в Кыргызской Республике
Трудовая миграция (легальная и нелегальная) — важнейший фактор обеспечения работой граждан республики, что во многом обусловлено рядом социально-экономических факторов, характерных для переходного периода, в котором находится Кыргызстан со времени распада СССР. Насущные вопросы занятости решать очень сложно, особенно на этапе переходной экономики, когда они обострены замедлением экономического развития. Так, к началу нового тысячелетия объем выпуска промышленной продукции уменьшился почти в два раза. По материалам национальной переписи населения, за 10 лет уровень занятости городского населения снизился с 66,5% до 42,2%, сельского — с 67,3% до 64%, а доля иждивенцев увеличилась с 12% до 24,8%. Отсутствие работы создает предпосылки для роста трудовой миграции за пределы своих стран. В условиях переходной экономики она способна смягчить безработицу, амортизировать инфляцию, компенсировать снижение доходов, избежать резкого падения уровня жизни значительной части населения. Среди стран-доноров есть и Кыргызстан. Поток кыргызстанцев, желающих найти работу в Казахстане и России, растет с каждым годом. И если, в данной ситуации, одна страна получает дополнительный источник решения экономических и демографических проблем, то другой остается лишь сожалеть об опустевших приграничных территориях, уменьшении численности активных граждан трудоспособного возраста, оттоке из страны квалифицированных специалистов. Как и большинство стран СНГ, Республика Кыргызстан — посылающе-принимающая страна, где экспорт рабочей силы преобладает над импортом. В целом можно заключить, что трудовая миграция из Кыргызстана носит в основном масштабный характер, происходит стихийно, главные ее потоки можно классифицировать как временные, возвратные. В республике пока нет достоверного учета этих процессов, и официальная статистика существенно отличается от реальной ситуации. Подавляющее большинство мигрантов ищут работу в России и Казахстане. По некоторым оценкам, от 350 до 500 тысяч кыргызов работают посезонно либо постоянно за рубежом. Депутат Кубанычбек Исабеков, председатель комиссии парламента по трудовой миграции, заявил в интервью EurasiaNet, что все больше выезжающих за рубеж кыргызов не намерены возвращаться на родину. «Помимо этнических славян, количество этнических кыргызов, покидающих страну навсегда, увеличилось втрое», – сказал Исабеков. По его словам, около 90 тысяч кыргызов в настоящее время получают российское гражданство. Большинство трудовых мигрантов находятся в центральной части России – на Урале и в Сибири. 70% из них занимается мелким бизнесом. Остальные заняты в строительстве, в коммунально-бытовом обслуживании, на дорожно-ремонтных работах, в геологоразведке. В последние годы трудовые мигранты были финансовой опорой Кыргызстана. Согласно официальным оценкам, трудовые мигранты перевели в 2009 г. более 200 млн долларов своим родственникам в Кыргызстане, что составляет примерно половину всего государственного бюджета страны. Объем денежных переводов, по словам Исабекова, увеличивается из года в год, что является еще одним свидетельством взрывного роста трудовой миграции. В 2008 г. трудовые мигранты переслали из России в Кыргызстан через Western Union 160 млн долларов.[24] Таблица 5. Миграция населения (тыс, чел)
Источник: Нацстатком КР, «Демографический ежегодник 2003-2007», Бишкек, 2008.
Отток трудоспособных граждан за рубеж - это прямая угроза национальной безопасности и будущему Кыргызской Республики. Есть официальные данные - 500 тысяч граждан работают за пределами Кыргызстана, но реальная цифра гораздо весомее - на выезде находятся порядка миллиона людей. То есть 500 тысяч в России, примерно 200 тысяч в Казахстане и в других странах. Существует серьезная опасность, что этот миллион из наших пяти с небольшим миллионов человек навсегда останется в этих странах, поскольку там им лучше, и благодаря Госкомитету по миграции для них создаются идеальные условия, чтобы остаться за рубежом. В целом можно заключить, что трудовая миграция из Кыргызстана носит в основном масштабный характер, происходит стихийно, главные ее потоки можно классифицировать как временные, возвратные. Через 10-15 лет в Кыргызстане ожидается серьезный кризис трудовых ресурсов. Появится серьезная проблема в социальной сфере, потому что практически все мигранты будут оставлять свои средства в странах пребывания, а в родную республику в этом смысле будет поступать мало денег. Проблема есть еще и в том, что отток преимущественно идет с юга республики, там идет практическое опустение приграничных районов. Благодаря тому, что в соседних странах, в частности, в Узбекистане и Таджикистане, налицо серьезный демографический дисбаланс, и их население все активнее перемещается на территорию Кыргызстана, каждый год наша республика теряет десятки квадратных километров. Правительство должно направлять усилия не на поощрение этого процесса миграции, как это происходит сейчас, а на сдерживание его путем создания в кризисных регионах новых рабочих мест и практической реализации программ социально-экономического развития. По данным Комитета по проблемам трудовых мигрантов Жогорку Кенеша, за годы стихийной миграции, граждане КР, работающие за рубежом, принесли в казну республики примерно 400 миллионов долларов, что равняется годовому бюджету страны. И это при том, что большинство из них трудится за рубежом нелегально, то есть в постоянном конфликте с местными властями, что негативно сказывается на их возможностях трудиться и на уровне дохода. Изменить характер трудовой миграции возможно только в результате межгосударственного диалога. Специально для этого Отдел по миграции, некогда входивший в структуру МИД КР, был преобразован в самостоятельное ведомство - Госкомитет по миграции и занятости. Комитету был придан статус министерства. Тем самым были созданы условия для начала межгосударственного диалога со странами, в которые выезжает основная масса трудовых мигрантов. Россия в этом списке значится под номером один, так как в ней трудится более 300 тысяч граждан КР. Госкомитет по миграции и занятости первым делом открыл свои представительства в ряде российских городов, в том числе и в Москве, которым было поручено изучить ситуацию на российском рынке труда. Проведенная работа показала, что в российских реалиях государственного управления, правильнее всего будет начать решать проблему стихийной трудовой миграции не с центром, а с регионами. Московское представительство Госкомитета, распространила среди предпринимателей нескольких российских областей предложения о предоставлении специалистов, необходимых для предприятий. Больше всего предложением заинтересовались в Пензенской области, причем, не только руководители предприятий, но и администрация.
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы: Миграция рабочей силы – это закономерный процесс, обусловленный экономической глобализацией. Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину. Денежные поступления являются вторым по значимости источником внешнего финансирования для многих людей и первым по значимости для самых бедных слоев населения. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся - источником эмиграции. Интенсивность миграций, следующих в направлении с Юга на Север, усиливается депопуляцией, наблюдаемой в странах так называемого «северного кольца» - группе наиболее развитых государств мира. В этих условиях потоки мигрантов все больше воспринимаются не только как необходимая составная часть масштабных процессов перераспределения трудовых ресурсов, но и как некая осязаемая угроза сохранению национальной идентичности стран-реципиентов. Также миграция для стран-реципиентов блокирует внедрение трудосберегающей технологии, осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы, увеличиваются расходы на содержание безработных иностранцев и их семей. Негативными последствиями миграции для стран-доноров являются: потеря квалифицированной рабочей силы, усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу, переориентация капитальных вложений с освоения производственных ресурсов на потребление, рост инфляции. Отток трудоспособных граждан за рубеж - это прямая угроза национальной безопасности и будущему Кыргызской Республики. Через 10-15 лет в Кыргызстане ожидается серьезный кризис трудовых ресурсов. Появится серьезная проблема в социальной сфере, потому что практически все мигранты будут оставлять свои средства в странах пребывания, а в родную республику в этом смысле будет поступать мало денег. Проблема есть еще и в том, что отток преимущественно идет с юга республики, там идет практическое опустение приграничных районов. Благодаря тому, что в соседних странах, в частности, в Узбекистане и Таджикистане, налицо серьезный демографический дисбаланс, и их население все активнее перемещается на территорию Кыргызстана, каждый год наша республика теряет десятки квадратных километров. Правительство должно направлять усилия не на поощрение этого процесса миграции, как это происходит сейчас, а на сдерживание его путем создания в кризисных регионах новых рабочих мест и практической реализации программ социально-экономического развития. В данном реферате были рассмотрены теоретические основы миграции, основные направления международной трудовой миграции, проблемы и последствия миграции рабочей силы для стран-реципиентов и стран-доноров, проблемы миграции в Кыргызстане, а также был проведен анализ миграции рабочей силы из развивающихся стран в развитые страны. В ходе написания текста реферата были выявлены основные мотивы и причины миграции рабочей силы, проанализированы статистические данные по миграции стран экспортирующих и импортирующих рабочую силу, выявлены выгоды и затраты для принимающих стран и стран выезда, рассмотрены проблемы международной миграции рабочей силы.
[1] Е. Брагина Эксперты ОЭСР о проблемах интер-миграции, Мировая экономика и международные отношения, 2008, №8, с.107 [2] Ежемесячный журнал «РБК», №11/2006.
[3] Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ,1999 стр. 212-222
[4] Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Справочник. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1998. стр. 43
[5] Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Справочник. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1998. стр.54
[6] Киреев А.П. Международная экономика. – Ч.I. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения, 1997. стр. 76
[7] М. Пальников «Новое переселение народов», Мировая экономика и международные отношения, 2006, №7, с.97 [8] Д. Хелд, Д. Гольдблатт, Э. Макгрю, Д. Перратон. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура. Пер. с англ. В.В. Санова и др.Москва,2004, с.370 [9] Там же, с.383 [10] Д. Хелд, Д. Гольдблатт, Э. Макгрю, Д. Перратон. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура. Пер. с англ. В.В. Санова и др.Москва,2004, с.369-370. [11] П. Дж. Бьюкенен. Смерть Запада. Перевод с англ. А. Башкирова, Москва, 2004, с.31 [12] Ежемесячный журнал «РБК», №11/2006 [13] Ежемесячный журнал «РБК», №11/2006. [14] М. Пальников «Новое переселение народов», Мировая экономика и международные отношения, 2006, №7, с.97 [15] В. Орешкин «Россия и международная миграция трудовых ресурсов», Мировая экономика и международные отношения, 2004, №3, с.74 [16] www.migrationinformation.org [17] Документ ОЭСР, International Migration Outlook, Annual Report 2007, Paris, 2007, p.46 [18] Сталлкер П. «Рабочие без границ», 2000, П. 107,109 [19] Документ ОЭСР, International Migration Outlook, Annual Report 2007, Paris, 2007, p.39 [20] Документ ОЭСР, Migration and the Labour Market in Asia. Recent Trends and Policies, Paris, 2005, p.75 [21] Документ ОЭСР, Migration and the Labour Market in Asia. Recent Trends and Policies, Paris, 2005, p.350 [22] The Wall Street Journal, 27.08.2007 [23] Е. Брагина Проблемы интер-миграции, Мировая экономика и международные отношения, 2008, №8, с.110 [24] www.eurasianet.com
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |