Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Становление аэропорта Великие Луки




История аэропорта Великие Луки

Семёнова Людмила Сергеевна

МОУ «СОШ № 5»

г. Великие Луки

2009 г.

Введение

Я с детства любила бывать в аэропорту Великие Луки, где работают мои родители. Мне приходилось участвовать в праздниках воздухоплавания, посчастливилось летать на самолетах и вертолетах, подниматься на воздушном шаре.

Будучи в 8 классе я посетила аэропорт с экскурсией, увидела работу его служб, узнала, что он строился немецкими специалистами. На территории аэропорта я увидела, что новые здания соседствуют со старыми постройками, иногда даже довоенного времени, что навело меня на мысль о долгой истории аэропорта.

Мне захотелось узнать больше об истории аэропорта, а, узнав, что в 2008 году аэропорту исполняется 80 лет, я решила взяться за изучение этой темы.

Авиационная деятельность всегда тесно связана с обороноспособностью государства, поэтому не все источники доступны для свободного ознакомления. Тем не менее, мне удалось поработать в архиве города Великие Луки, в отделе кадров Великолукского центра организации воздушного движения (преемника аэропорта), также я получала информацию из бесед с бывшими и нынешними работниками предприятия, помогла мемуарная литература и личные архивы ветеранов и работников.



Цели моей работы – раскрыть этапы развития аэропорта Великие Луки, привлечь внимание граждан к деятельности предприятия. Моя работа актуальна потому, что показывает пример предприятия, пережившего кризисную ситуацию и вышедшего из нее.

В первых двух главах раскрыта история предприятия, перечисляются интересные факты. В третьей главе под названием «Современная деятельность» анализируются причины перемены функций аэропорта, а так же рассматривается его значение в жизни города и страны сегодня.

Начало

Зарождение авиации

В конце 19 – начале 20 века, когда борьба за первенство среди стран обострилась, были сделаны многие научные открытия, послужившие толчком к дальнейшему развитию ряда государств. Выдающимся техническим изобретением того времени стал аэроплан, который с первых лет своего существования нашел широкое практическое применение. Еще в 1881 году А. Ф. Можайский изобрел «воздухоплавательный снаряд», а в 1902 году Н. Е. Жуковским и его учениками была сооружена одна из первых аэродинамических труб – установка, в которой создается воздушный поток для экспериментального изучения явлений, возникающих при обтекании воздухом твердых тел. В это время зарождается авиация - теория и практика полёта в атмосфере, а также совокупное наименование связанных с ними видов деятельности.

Первый успешный полет самолета с двигателем внутреннего сгорания – важнейшее по значимости событие в авиации - заслуга американских механиков братьев У. и О. Райт, оно датируется 17 декабря 1903 г. Вслед за этим в Европе, главным образом во Франции, строят самолеты А. Сантос-Дюмон, Ф. Фербер и др. В России в 1909-14 г.г. появились самолеты Я. М. Гаккеля, Д. П. Григоровича, И. И. Сикорского и других (1).

Различают гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию. Развитие Гражданской авиации (ГА) началось лишь в 20 веке, когда в результате совместной работы России и некоторых стран Европы (Германии, Англии, Франции) удалось создать новые виды авиатехники, такие как пассажирско-грузовые дирижабли и самолеты.

В имперской России Гражданская авиация не успела получить должного развития по причине скорой смены власти, войн, предшествующих ей, а так же вследствие потребности в создании военно-воздушной армии. Оттого в области транспортной и Гражданской авиации дореволюционная Россия не оставила советской власти почти никакого производственного и инфраструктурного наследства. Однако, стоит помнить о том, что истоки российской авиации зародились именно в Российской Империи, и, более того, многие русские ученые оказали влияние на развитие мировой авиации. Научные разработки дореволюционной России были новейшими, технологии – передовыми, что с лучшей стороны отразилось в военных самолетах того времени. Рассматривая российскую авиацию, мы будем говорить в основном о Гражданском воздушном флоте (ГВФ).

9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны России принял Постановление об организации Совета по Гражданской авиации (3, стр.7). Этот документ положил начало развитию советской Гражданской авиации. В стране начинают создавать авиационную промышленность, возводятся первые авиационные объекты и прокладываются воздушные пути. Этим самым создается основа для будущего развития авиации в Советском Союзе.

В создании отечественной Гражданской авиации активное участие принимали и общественные организации. Повсеместно при городских Советах создавались комиссии содействия Гражданской авиации, организовывались специальные бригады по проверке выполнения заказов Гражданского воздушного флота на заводах-поставщиках, проводились добровольные сборы средств для укрепления авиации. Именно такими способами происходили знакомства людей с авиацией.

Становление аэропорта Великие Луки

Такие же методы были распространены и в Великих Луках. В целях популяризации воздухоплавания среди населения собирались денежные средства для организации показательных полетов. Так, 27 марта 1924 года «Великолукская ударная комиссия по сбору пожертвований в пользу Воздушного Флота» написала письмо Центральному Профбюро, в котором сообщила: «Наш город входит число городов, где проводится День Авиации…» Общество ДОБРОЛЕТ просит дать гарантии, что в Великих Луках найдется минимум 35 человек, желающих прокатиться на аэроплане за плату один червонец с каждого пассажира (г. Великие Луки, филиал Госархива Р-743, оп.1, ед. хр. 186, лист 14). Получив эти гарантии, ДОБРОЛЕТ направляет в Великие Луки самолет, на котором проводятся катания людей со специально подобранной луговой площадки в районе деревни Максимово.

Правительство, дабы содействовать развитию авиации в государстве, проводит ряд мероприятий. Одним из них было строительство аэродромов в населенных пунктах, сообщение между которыми имело военное и экономическое значение.

Итак, в 1926 году было принято решение о строительстве аэродрома в городе Великие Луки. Финансирование работ осуществлялось из двух источников:

- строительство аэродрома, аэровокзала и служебных зданий финансирует русско-германское Общество Воздушных Сообщений ДЕРУЛУФТ;

- строительство дороги г. Великие Луки – деревня Максимово (где осуществлялось строительство) – финансирует Ленинградский военный округ.

Под строительство аэродрома из земельных владений Баландинской сельхозкоммуны было выделено 25 десятин сенокосных угодий. Руководство работами осуществлялось силами аппарата Управления местного хозяйства Великолукского исполкома.

В письме инспектору Охраны Труда за подписями секретаря Великолукского уездного исполкома Милохина Александра Федоровича и главного бухгалтера Духович, датированном 8 марта 1927 года, указывается, что строительство аэродрома в г. Великие Луки имеет общегосударственное значение.

Строительные работы велись в течение 1926-1927 годов. В январе 1928 года аэродром был принят комиссией, и днем его открытия можно считать 28 января 1928 года.

Однако эксплуатация аэродрома требовала дополнительных работ по осушке. Таким образом, воздушная линия Москва – Рига - Кенигсберг-Берлин общества Дерулюфт проходила через Смоленск, что удлиняло маршрут на 70 км и требовало от общества дополнительных затрат (Из докладной записки директора общества Дерулюфт о ходе строительства Великолукского аэропорта от 25 октября 1927 г.), И только с 1931 года авиалиния выполняется через Великие Луки.

Возможно из-за близости грунтовых вод, аэродром было решено перенести. В 1931 – 1934 годах здесь же, в районе деревни Максимово, но по правую сторону реки Вскувица, начинается строительство аэропортового комплекса и новой взлетно-посадочной полосы (ВПП). Строятся аэровокзал, склад горюче-смазочных материалов (ГСМ) с механизированной заправкой самолетов топливом, два ангара, гараж, жилые дома, столовая, клуб. Проводится линия электропередачи из города, монтируются радиостанции. Аэродром в Великих Луках строился немецкими специалистами. «О качестве проводимых немецкими инженерами работ и применяемых материалов говорит хотя бы тот факт, что при проведении реконструкции системы электропитания обзорного радиолокатора в 1987 году был использован отрезок старого немецкого электрического кабеля производства 1931 года, находившийся в идеальном техническом состоянии. …» (9).

Работы проводятся с учетом последующего базирования на аэродроме воинской авиационной части. Некоторые постройки того времени сохранились и до наших дней.

В декабре 1936 года через Великие Луки открываются еще две международные авиалинии, осуществленные шведским Авиационным обществом по трассе Москва – Великие Луки – Рига – Стокгольм и финским Обществом АЭРО по трассе Москва – Великие Луки – Рига – Хельсинки. Полеты выполняются на самолетах АНТ-9, ДУГЛАС-3, ДС-3, Ю-52, ЮНКЕРС и др.

Интересно воспоминание адмирала Кузнецова Н.Г. об аэропорте Великие Луки того времени: «...Предстояло сделать посадку в Великих Луках, чтобы потом пересечь границу Литвы и следовать дальше на Ковно, Кенигсберг, Берлин, Кёльн и Париж. В те годы прямых сообщений, как теперь, было мало, и мы через каждые 2-3 часа делали посадку, да и самолеты даже на такой короткой трассе как Москва – Париж, менялись два-три раза. «В Великих Луках мы еще можем хорошо закусить на советские деньги», - посвящал меня уже не раз летавший здесь Горбунов, когда самолет делал последний круг перед посадкой. Плавное приземление, и мы уже катились по травяному полю аэродрома. Через несколько минут самолет остановился рядом с белым домиком аэропорта. Небольшой буфет оказался уютным, чистым, а легкие закуски заполняли небольшую стойку, за которой находилась молодая девушка, приветливо встречавшая гостей...» (4).

Из рекламного буклета на май-октябрь 1935 года «Москва – Париж в один день» (архив г. Великие Луки): «...Великие Луки – последний советский аэропорт на маршруте Москва – Берлин». Буклет, изданный в Германии, представляет авиакомпанию Дерулюфт («Пользуйтесь Воздушными Рейсами Дерулюфт»). По информации из этого буклета я смогла понять, что аэропорт Великие Луки являлся пунктом на пути Москва-Берлин, а так же Москва – Стокгольм, а билет на самолет Москва – Великие Луки стоил 35 рублей.

К 1938 году объем авиационных перевозок по аэропорту Великие Луки составлял ежемесячно более 100 пассажиров и до 15 тонн грузов, почты, багажа. С 1936 по 1941 год на аэродроме кроме служб гражданского флота базировалась авиационная часть, выполнялись тренировочные полеты.

В довоенную пору аэропорт Великие Луки был пограничным аэропортом международного значения, через который проходили важнейшие воздушные пути, на нем был организован контрольно-пропускной пункт пограничных войск НКВД.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (135)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7