Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Краткая история советского шоу-бизнеса




Особенности промоушна в российском

Шоу-бизнесе

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение………………………………………………………………1

 

2. Краткая история советского шоу-бизнеса………………….………3

 

3. Схемы продвижения артиста на музыкальный рынок…………….7

 

4. Основные причины, определяющие особенности российского шоу-бизнеса………………………………………................................10

 

5. Российский шоу-бизнес в сравнении с западным…...……………14

 

6. Заключение..........................................................................................18

 

7. Термины……………………………………………………………..20

 

8. Список используемой литературы и материалов............................21

 

9. Сноски……………………………………………………………….22

 

 

 

 

Введение

 

Данная работа посвящена исследованию и изучению особенностей шоу-бизнеса в России, а именно самой интересной и динамичной его части - продвижение артиста на музыкальный рынок.

В России практически не существует профессиональных учебников, пособий, книг, равно как и учебных заведений, которые бы обучали мастерству ведения дел в шоу-бизнесе, поэтому, изучая данную проблематику, автор пользовался литературой западных издательств, материалами англоязычных интернет-сайтов и журналов. Так же несомненную помощь в написании этой работы оказал опыт, приобретенный автором, и некоторые публикации российских журналистов.



Курсовая работа состоит из введения, четырех глав и заключения. В главе «Краткая история советского шоу-бизнеса» рассказано о развитии музыкального бизнеса на территории бывшего СССР и о сформировавшихся институтах, которые заложили основу для современного шоу-бизнеса.

Главы «Схемы продвижения артиста на музыкальный рынок» и «Основные причины, определяющие особенности российского шоу-бизнеса» объясняют, как в наше время работают звукозаписывающие компании, каким образом они влияют на промоушн артиста, и, почему шоу-бизнес в России обрел такие формы.

В главе «Российский шоу-бизнес в сравнении с западным» автор старается сравнить практику шоу-бизнеса России и Запада, выявить тенденции развития, и показать: что могут сделать российские артисты в сложившейся ситуации.

 

Данная работа является попыткой познать неписаные законы и методы, определить закономерности и тенденции, которые определяют положение дел в современном российском шоу-бизнесе.

 

 

Краткая история советского шоу-бизнеса

 

Наиболее лаконично и объективно прошлое российского шоу-бизнеса описал в своей статье «Звездоделы» журналист издательства «Коммерсант» Юрий Яроцкий.  

«При советской власти подавляющее большинство людей слушали записи либо подпольных исполнителей, либо тех немногих официальных, которые могли вызвать такой же интерес. К последним можно отнести тех, кто достаточно часто мелькал на телевидении и радио и при этом хоть как-то выделялся на фоне остальной серой массы: Алла Пугачева, Эдита Пьеха, Давид Тухманов (его пластинка «По волне моей памяти» разошлась сенсационным тиражом, чудом пройдя худсоветы). С подпольными исполнителями другая история. Реклама им делалась только запуском соответствующих слухов, которые никак не могли быть ложными. В случае, если распространители этих слухов пытались выдавать желаемое за действительное, слухи расходились совсем недалеко и умирали слишком быстро. Если продукт был по-настоящему достойным и находил отклик в сердцах и умах слушателей, возникал эффект снежного кома. Тиражам, которыми расходились записи Высоцкого, Галича, Северного, и популярности которой они пользовались, могут позавидовать самые яркие сегодняшние звезды. И при этом никаких стандартных рекламных ходов. Собственно, тогда и стандартного шоу-бизнеса не было, а был его подпольный аналог.

   Который никуда не делся, когда постепенно отмерла цензура и единственным фактором, влияющим на то, как у артиста идут дела, осталась его популярность. «Раскручивали» тогда исключительно в расчете на прибыль от концертов. Фирма «Мелодия», монополист на рынке грамзаписи, оказалась очень неповоротливой, достойных радио- и телепрограмм практически не было. Были уже достаточно заинтересованная в молодежной культуре пресса и расцветшая буйным цветом культура студий звукозаписи, в которых продавались более или менее качественно переписанные альбомы.                           Так- прессой и студиями- создавались самые успешные проекты того времени, очень разные с художественной точки зрения, но очень похожие по коммерческому эффекту. «Ласковый май» и «Кино», «Мираж» и «Наутилус Пампилиус», «Электроклуб» и «Алиса». Их записи продавали на всех вокзалах, про них писали «Московский Комсомолец» и «Комсомольская правда». В результате эти группы собирали стадионы, приносили огромные дивиденды своим продюсерам и сами неплохо зарабатывали. Собственно так и возник пост-советский шоу-бизнес.

   Развивался он весьма затейливым образом. Разработанную стратегию продвижения поп-музыки в массы стали доводить до абсурда. Так пускались в магнитофонные тиражи самые экзотические проекты вроде «Ласкового быка» или «Левостороннего движения», о которых сейчас если кто и вспомнит, то вздрогнет. Так окреп институт заказных публикаций. Простое наличие (или отсутствие) связей на радио и телевидении переросло в мощную традицию получения взяток за любые услуги. И на протяжении почти всех 90-х качество появлявшихся звезд становилось все сомнительнее.

   В итоге публика, обеспечивающая спрос музыкальной продукции, потеряла всякое доверие к традиционным средствам «раскрутки»- прессе, телевидению, радио…

Проплаченные эфиры, заказные статьи, постановка в эфир по прайс-листу- все это привело к тому, что людям приходилось либо полагаться на собственный вкус, либо сталкиваться с отсутствием выбора. В самом деле, какая разница жителям провинциального городка, на какой концерт пойти, если таковой случается раз в полгода, и что слушать, если в привокзальном ларьке продается только десять наименований кассет, качество которых, порой, оставляло желать лучшего. По большому счету продюсеры, продвигая артиста на рынок поп-музыки были заведомо уверенны, что успех обеспечен, т.к. у покупателей музыкальной продукции, особенно в провинции, выбора особого не было. «ПИПЛ СХАВАЕТ»- именно так охарактеризовал торгово-музыкальные отношения журналист, телеведущий, прославившийся своим эпатажным и эксцентричным стилем Отар Кушинашвили.

   Ситуация стала меняться ближе к концу десятилетия. Проверенные способы вдруг перестали работать. Возникли замкнутые, но довольно многочисленные сообщества меломанов со своими музыкальными пристрастиями и любимчиками: фанаты «Гражданской обороны», пресловутая «Армия Алисы», или, например, поклонники ДДТ. Когда Юрий Шевчук решил стать раздатчиком путевок в жизнь молодым группам и организовал свой театр ДДТ, он моментально получил стадионные аудитории для просмотров-прослушиваний. Кроме того, появились относительно неангажированные СМИ, радио «Максимум», например. Эта станция набрала популярность за счет объективного подхода к качеству музыки и, соответственно, обрела приятный слуху плей-лист, а вскоре сделала вполне удачную попытку проверить свое влияние - организовала стадионный фестиваль «Максидром» (с тех пор проходит ежегодно), который мало того, что стал аншлаговым, еще и достоверно тестировал всех претендующих на успех рокеров. Кстати, вышеупомянутый фестиваль дохода принимающим в нем участие музыкантам не приносит. Играют на нем ради престижа. Позвали на «Максидром»- значит исполнитель в этом году – звезда.

   Окончательно переломил ситуацию телеканал MTV. Его создатель и идеолог Борис Зосимов казался человеком, который вобьет последний (или предпоследний) гвоздь в гроб «раскрутки» по-советски. Так и получилось. Зосимов получил заранее привлекательный брэнд, аудитория которого была заведомо внушительна. А условия западных владельцев торговой марки MTV были очень жестокими. Все, затаив дыхание, ждали: сколько же будет стоить эфирное время на MTV? Оказалось, что нисколько, что в чарт может попасть группа, которая принесла клип, просто чтобы убедиться, что шансов у нее нет. Так было с «Запрещенными барабанщиками» и их «убитым негром». Неполиткорректная песня стала мегахитом только потому, что программный отдел MTV решил рискнуть и поставил никому не известную группу в ротацию. Через пару недель песню распевали даже далекие от молодежного музыкального телевидения таксисты».

 

   Этот и другие не менее удачные примеры, возможно, и стали поворотным моментом в развитии методов промоушна в российском шоу-бизнесе. Главным правилом стало умение оказаться в нужное время в нужном месте с подходящим продуктом (а лучше в нескольких местах сразу), после чего ждать реакции публики и действовать дальше. В связи с этим выстраиваются достаточно несложные схемы, которые мы ниже рассмотрим подробнее.

 

 

Схемы продвижения артиста на музыкальный рынок

 

Приступая к описанию моделей промоушна артиста, хотелось бы оговориться, что в мировом шоу-бизнесе существует достаточно много различных схем “раскрутки” исполнителя, использующих самые разные инструменты, такие как: телевидение, радио, пресса, интернет и т.д. Встречаются даже весьма изощренные схемы, в которых используются слухи, так называемый «черный ПиАр» и другие нестандартные инструменты.

Российский шоу-бизнес тоже не исключение, однако, наиболее

характерными для него являются следующие схемы промоушна:

 

Схема 1

 Продюсер берется работать с абсолютно неизвестным персонажем, который, обладает рядом навыков: поет, танцует и к тому же прилично выглядит. На первом этапе работы у потенциального артиста должен появиться репертуар, созданный им самим, либо для этого нужно обеспечить фронтом работы поэта и композитора. В случае отсутствия таковых продюсер может сам попробовать написать музыку и текст к ней. Кроме того, необходимы услуги стилиста и хореографа. После того так написаны песни, на самую удачную или, как принято говорить «цепляющую» из них нужно снять клип. Производство видео делается за очень разные деньги, причем успех о суммы не зависит. Все вместе может стоить от бесплатно до нескольких миллионов долларов. Например, известно, что знаменитый клип певицы Алсу на песню «Before you love me» стоил 400 тысяч долларов, в то время как не менее популярное видео группы «Чугунный скороход» стоило всего лишь 50 долларов. Вообще, вокруг каждого артиста (особенно популярного) довольно быстро образуется команда людей, обеспечивающих ему комфортные условия для работы. Как правило, продюсер оговаривает, что певец совершенно свободен в творческих вопросах, но перекладывает все организационные и бытовые заботы на плечи администраторов, директоров и свои собственные. Обычно артист радуется такому повороту событий, не подозревая, что предложенная продюсером свобода очень скоро обернется для певца нехитрой ловушкой: над имиджем исполнителя начнут трудиться специалисты, учитывающие последние веяния моды, вкусы потенциальной аудитории, время года и т.д. Вкусы и пристрастия артиста будут приниматься во внимание лишь до той поры, пока они не противоречат главной задаче менеджмента: продать как можно больше и дороже песен, концертов, пластинок.

Через некоторое время в распоряжение продюсера должен поступить современно выглядящий исполнитель с конъюнктурным репертуаром и достойным видеорядом. С клипом менеджмент артиста отправляется на телевидение. Одни телеканалы за показ видео могут попросить оплату, другие, не объясняя причины, сразу могут и отказать. Если повезет, то найдутся телеканалы, где программные отделы, не задумываясь, сразу возьмут клип в ротацию. Саму песню (фонограмму) следует нести на радиостанции. Здесь ситуация аналогичная с телевидением. Если «нет» сказали везде, и продюсер артиста не имеет возможности или не желает платить за ротацию, то значит, что с данным исполнителем ничего не получилось (в таком случае продюсеры обычно начинают сначала и, как правило, с другим исполнителем). Если на какой-либо радиостанции или телеканале произведение взяли в ограниченную ротацию, то есть вероятность, что тоже ничего не выйдет, но попробовать работать дальше можно.

Если продукт нашел достойный спрос у теле- и радио слушателей, то следующие этапы таковы. Подготовка к выпуску альбома, заключение контракта с фирмой грамзаписи (она, в свою очередь, озаботится планированием рекламной кампании). Когда появляются отклики на запущенную в эфир музыку-особенно положительные,- можно начинать думать о концертах (сначала о клубных) и готовиться к общению с прессой. В идеальном варианте песня попадает в чарты, что свидетельствует о большой популярности артиста. Все, кто брал песню в ротацию, и те, кто отказался, скорее всего, с радостью возьмут следующую, потому что программные директора на радио и телевидении очень заинтересованы в том, чтобы их целевая аудитория слушала то, что ей нравится. Журналисты же, заинтересованные в актуальной и увлекательной информации, сами найдут артиста и попросят об интервью. И теперь уже главной задачей будет как можно дольше сохранить интерес к проекту. Достаточно новый пример удачного дебюта - дуэт под названием «Тату». Их эпатажный клип с двумя целующимися девушками появился в эфире MTV и сразу вызвал невероятный резонанс у публики, что немедленно отразилось на популярности группы, подтвержденной первыми местами во многих хит-парадах и десятками новых сайтов, посвященных группе, которые как грибы после дождя появились в Интернете.

 

 

Схема №2

Вторая схема “раскрутки” отличается от вышеизложенной амбициями исполнителя. Допустим, музыканты решили, что их творчество обязательно найдет отклик в сердцах слушателей и принесет им неземную славу, подкрепленную высокими доходами. В этом случае, музыкантам следует изготовить демо-запись своего творчества (желательно, чтобы на ней было четыре песни: по одной судить трудно, а слушать весь альбом, как правило, менеджерам на лейблах не хватает терпения и времени), причем, чем качество записи будет профессиональнее, тем более серьезного отношения со стороны фирм грамзаписи можно ожидать. Затем, демонстрацию своего репертуара, записанного на таких звуковых носителях как CD-R, DAT или Minidisk, следует отнести какому-нибудь лейблу. Если повезет, и фирма грамзаписи одобрит это творчество, то все остальное будет развиваться приблизительно, как описано в первой схеме.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (106)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.04 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7