Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Безубыточность производства. Понятие маржинального дохода.



2019-12-29 192 Обсуждений (0)
Безубыточность производства. Понятие маржинального дохода. 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи определения финансовых результатов от текущей деятельности состоят в анализе и контроле величины прибылей (убытков) от реализации продукции. В результате исследования получаемых данных принимаются решения относительно снабжения, производства и сбыта продукции. Текущие финансовые результаты определяют, как правило, ежемесячно или за более короткие промежутки времени с целью принятия оперативных решений. Различают следующие методы определения текущих финансовых результатов: по данным о совокупных издержках производства, по данным о полной себестоимости реализованной продукции, по данным о величине переменных затрат (расчет маржинального дохода)[9].

Первые два способа являются традиционными инструментами ретроспективного анализа. Сегодня же наиболее актуален перспективный анализ. Третий метод как раз и является инструментом перспективного анализа. В рамках этого метода величину выручки от реализации продукции сопоставляют только с переменными издержками по данной продукции. Разность этих величин по каждому виду продукции выражает долю этого вида продукции в покрытии постоянных издержек производства. Из суммы долей покрытия постоянных издержек по каждому виду продукции вычитают общую величину постоянных издержек. Таким образом, величина доли покрытия постоянных издержек по каждому продукту показывает степень его участия в возмещении этих издержек, а также в достижении прибыли.

Решая задачу максимизации темпов роста прибыли, можно манипулировать увеличением или уменьшением не только переменных, но и постоянных затрат, и на основе этого вычислять, на сколько процентов возрастает прибыль. В практических расчётах для этого используют понятие “операционный рычаг” или “левередж”. Его также называют производственным или хозяйственным рычагом. Использование левереджа в анализе позволяет прогнозировать изменение прибыли в зависимости от изменения объёма продаж при данном уровне постоянных затрат.

Так как изменение объёма продаж (выпуска) вызывает в большинстве случаев изменение лишь переменных затрат, следовательно, чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек, тем меньше выручка от продаж будет влиять на прибыль и наоборот. В этом и заключается воздействие операционного рычага. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше воздействие операционного рычага. Поскольку маржинальный доход, исключая переменные расходы, оставляет в своём составе расходы постоянные, его соотношение с прибылью будет отражать силу воздействия операционного рычага.

Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге отражается на финансовых результатах предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности — определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки безубыточности является анализ безубыточности производства или анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» (Cost – Volume –Profit; CVP – анализ).

Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных, т.к. помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее составить рекомендации для улучшения работы предприятия.

Принятая в настоящее время в Российской Федерации методология представления финансовых и экономических результатов деятельности предприятия в виде отчета о прибыли и убытках не позволяет определить структуру затрат на производство продукции. В существующем формате отчета о прибылях и убытках, к сожалению, не предусмотрено выделение в структуре себестоимости производимой предприятием продукции постоянных и переменных затрат. Это несколько затрудняет детальный анализ прибыльности предприятия, а иногда даже искажает результаты проводимого анализа.

Следует иметь в виду, что постоянные издержки не абсолютны в том смысле, что в конечном счете в долгосрочном периоде любой элемент затрат становится переменным. Поэтому к применению идеи безубыточности необходимо подходить с точки зрения гибкости.

Переменные расходы в структуре себестоимости изменяются прямо пропорционально объему реализации продукции предприятия. В первую очередь это прямые затраты ресурсов, связанные с производством, а также продвижением их потребителю.

В состав переменных затрат анализируемого предприятия также входят прямые материальные затраты за вычетом стоимости возвратных отходов, затраты на оплату труда производственных рабочих, работающих в условиях сдельной формы оплаты труда, и затраты на энергию для технологических целей.

Разделение затрат в структуре себестоимости на переменные и постоянные позволяет судить об их окупаемости и дает возможность определить так называемый запас финансовой устойчивости предприятия в случае неблагоприятного воздействия на финансовую систему факторов внешней и внутренней среды, в первую очередь изменения конъюнктуры рынка. Например, структура себестоимости представлена в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1

Анализ структуры себестоимости продукции

На анализируемом предприятии доля постоянных затрат в 2001 году составляет 19%, удельный вес переменных затрат составляет 81%.

В 2002 году удельный вес постоянных затрат незначительно возрастает до 20,4%, т.е. на 1,4%. В 2003 году удельный вес постоянных затрат в структуре себестоимости составляет 21,7%.

Абсолютная величина постоянных затрат может изменяться по аналитическим периодам в зависимости от масштабов и условий деятельности предприятия.

В общем случае, высокая доля постоянных затрат в себестоимости продукции предприятия может объясняться действием следующих основных факторов[10]:

-   низкими коэффициентами загрузки основных производственных фондов предприятия;

- особенностями технологического процесса изготовления продукции;

-  необходимостью технического перевооружения производства, т. е. переходом на новое технологическое оборудование, имеющее большую стоимость по сравнению с существующим оборудованием, но и обеспечивающее более стабильное соблюдение стандартов качества при изготовлении продукции;

- расширением и диверсификацией производства, вследствие чего у предприятия возникает необходимость увеличения заемных финансовых ресурсов, обучения персонала, использования услуг консалтинговых фирм и т.д.

В теории безубыточности отнесение затрат в составе себестоимости продукции предприятия к переменным или постоянным рассматривается как процесс, который зависит от многих факторов, в том числе особенностей технологического процесса.

После выделения в структуре текущих затрат постоянной и переменной составляющих определяется маржинальный доход предприятия. Он  представляет собой разницу между чистой выручкой, полученной от реализации продукции, и величиной переменных затрат предприятия.

Определение величины маржинального дохода позволяет:

 во-первых, проанализировать причины возникновения убытков по результатам деятельности предприятия;

 во-вторых, определить границы безубыточности его деятельности;

 в-третьих, охарактеризовать существующие тенденции ценовой политики предприятия и наметить перспективы ее совершенствования.

С точки зрения формирования инструментов финансового управления предприятием маржинальный доход является финансовым источником покрытия постоянных расходов. Следовательно, положительная величина маржинального дохода свидетельствует о возможности получения предприятием прибыли в объемах, необходимых для самофинансирования как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятия.

Эффективное управление движением финансовых ресурсов предприятия может быть организовано только в том случае, если известен запас его финансовой прочности. Для определения запаса финансовой прочности предприятия введем понятие порога рентабельности.

Порог рентабельности — это выручка от реализации продукции предприятия, при которой предприятие не имеет ни прибылей, ни убытков. В этом случае маржинальный доход предприятия покрывает только его постоянные издержки, а прибыль равна нулю.

Таким образом, порог рентабельности характеризует критический объем выручки предприятия и критический объем продаж производимой продукции или точку безубыточности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты — объем — прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем[11]:

- наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс;

- выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;

- вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Стоим прямую, отвечающую этому значению.

Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки (рис. 2.2.1).

Изображенная на рис.2.2.1 точка безубыточности (порога рентабельности) – это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат. Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.

Рис. 2.2.1 Точка безубыточности

 

Понимание механизма проявления производственного левереджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены.

В заключении отметим, что задачи определения финансовых результатов от текущей деятельности заключаются в анализе и контроле величины прибылей (убытков) от реализации продукции. На основании получаемых данных принимаются решения относительно снабжения, производства и сбыта продукции.

 



2019-12-29 192 Обсуждений (0)
Безубыточность производства. Понятие маржинального дохода. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Безубыточность производства. Понятие маржинального дохода.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)