Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РИМСКИЕ ИМПЕРАТОРСКИЕ ДИНАСТИИ



2019-12-29 216 Обсуждений (0)
РИМСКИЕ ИМПЕРАТОРСКИЕ ДИНАСТИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Время правления трёх императорских динас­тий — Юлиев-Клавдиев, Флавиев и Антонинов — это время становления в Риме монархи­ческой власти и постепенного превращения Рима-полиса в территориальную монархию. Оба процесса завершились к началу II в. н. э. При Антонинах, правление которых начинается с 96 г. н. э., город Рим — это столица огромной Средиземноморской державы с миллионным разноплемённым населе­нием, отражавшим космополитический характер римского государства этого времени. Это был «зо­лотой век» в истории народов, населявших Рим­скую империю, время наибольшего внешнеполити­ческого могущества и внутреннего процветания. Но путь к нему оказался долгим и трудным.

Провинции буквально с самого начала установ­ления в Риме режима принципата ощутили на себе благотворное влияние новой политической систе­мы. Но римскому обществу, особенно старой арис­тократии, пришлось пережить кошмар жестокого террора и диких сумасбродств императоров динас­тии Юлиев-Клавдиев, наследников Октавиана Ав­густа.

Результатом политики Августа стало создание в Риме сложной политической системы, в которой со­существовали в противоречивом единстве элементы полисно-республиканского и монархического строя. Этот двойственный характер режима ранне­го принципата тяжело отразился на жизни римско­го общества I века н. э. Наследником Августа, умер­шего в 14 г., стал его приёмный сын Тиберий Клав­дий Нерон. Он был опытным администратором и полководцем, но обладал тяжёлым и скрытным ха­рактером. Тиберий происходил из очень древнего и знатного патрицианского рода Клавдиев и в полной мере унаследовал присущие его представителям крутой нрав и глубокий аристократизм. Август не любил своего пасынка и только под давлением об­стоятельств согласился на его усыновление и при­знание своим наследником.

Умный и образованный человек, поклонник фи­лософии стоиков, Тиберий, придя к власти, наде­ялся гармонично соединить традиции аристократи­ческой республики с единоличной властью принцепса. При нём были значительно расширены пол­номочия сената, бывшего в республиканский пе-

181

1. Территория Римской Республики к 264 г. до н. э.

2. Основные направления римских завоеваний.

3. Завоевания Римской республики с середины III в. до н. э.

4. Завоевания Римской республики к 30 г. до н. э.

5. Завоевания Римской республики с 30 г. до н. э.

6. Границы Римской империи при наибольшем расширении

в начале II в. н. э. (при Траяне).

7 Территории, зависимые от Римской империи.

8. Места размещения основных лагерей римских войск в

покорённых странах.

9. Крупнейшие рынки рабов.

10. Основные районы восстаний рабов и покорённых

народов.

11. Римские пограничные укрепления.

12. Раннехристианские общины.

Статуя Августа.

Мрамор. Конец I в. до н. э.

Вилла Ливия в Прима Порта.

риод оплотом политического господства римской аристократии. Народное собрание было практиче­ски отстранено от управления государством и про­должало существовать лишь как формальная ин­станция для утверждения принятых сенатом и принцепсом постановлений. По утверждению рим­ского биографа Светония, Тиберий в своей почти­тельности и вежливости по отношению к сенату пе­реходил почти все принятые границы. В первые го­ды своего правления Тиберий постоянно присутст­вовал на заседаниях сената, где обсуждались все важнейшие государственные дела.

Попытка Тиберия сделать сенат опорой власти принцепса при сохранении в нём преимуществен­ного положения старой знати потерпела крах. Не­способность сената к деятельному сотрудничеству была вызвана борьбой различных группировок вну­три него и, главное, зависимостью от воли принцепса. Но Тиберий упорно не желал считаться с реальностью. Его раздражали угодливость и чрез­мерная лесть сенаторов, которых он убеждал, что он не господин, а слуга сената. Однако при этом принцепс удерживал в своих руках все рычаги дав­ления на него.

Введённая Тиберием практика судебного пресле­дования за оскорбительные высказывания в адрес божественного Августа, принцепса и членов его се­мьи по закону об оскорблении величия полностью деморализовала римскую знать и создала обстанов­ку доносительской горячки в римском обществе. Доносчики (деляторы) награждались досрочным получением высшей магистратуры, обогащались за счёт получения 25% конфискованного имущества обвиняемого.

Следуя политике Августа, Тиберий сохранял преимущественное положение Рима и Италии по отношению к другим частям империи и не предо­ставлял провинциалам прав римского гражданства. Но беспощадному разграблению провинций во вре­мена сенатской республики Тиберий противопоста­вил новый стиль управления, сформулированный в его заявлении, что он хочет, чтобы «его овец стриг­ли, а не сдирали с них шкуру».

Потеряв всякую надежду на осуществление иде­альной модели принципата, Тиберий в 26 г. навсег­да уезжает из Рима и поселяется на острове Капри, передоверив руководство государственными делами своему фавориту, префекту преторианских когорт (начальнику личной охраны принцепса) Луцию Элию Сеяну. Сеяна называют «злым гением» импе­ратора Тиберия. По мнению античных и многих со­временных историков, именно он был повинен в том, что принципат Тиберия выродился в жестокую тиранию. Римский историк Тацит утверждает, что, задумав захватить верховную власть в государстве,

Тиберий. Голова статуи.

Бронза 14-37 гг. н. э.

Неаполь. Национальный музей.

183

Сеян уничтожил всех законных наслед­ников императора и с помощью закона об оскорблении величия расправился с враждебными ему сенаторами. Однако Тиберий всецело доверял своему любимцу и, возможно, даже собирался сделать его своим наследником. Сеяну уже совсем немного недоставало для достижения желанной цели, когда в 31 г. он вдруг был обвинён Тиберием в заговоре против императора и казнён. По версии античных писателей, причиной столь не­ожиданного поворота событий стало то, что Тиберию сообщили об убийстве Сеяном в 23 г. его сына Друза (ранее считалось, что он умер от болезни).

После казни Сеяна Тиберий впал в меланхолию и все последующие годы до самой своей смерти в 37 г. с невероятной жестокостью преследовал всех подозреваемых в близости к бывшему фавориту. В римском обществе сложилась столь нездоровая об­становка, что многие сенаторы кончали жизнь са­моубийством; даже близкий друг Тиберия Кокций Нерва, проживший рядом с принцепсом все годы на Капри, не выдержал напряжения и покончил с собой. Смерть Тиберия 16 марта 37 г. была встрече­на в Риме с радостью.

Калигула. Бронза. 37—41 гг. н. э.

Цюрих. Частная коллекция.

18 марта 37 г. сенат при всеобщем ликовании народа вручил полномочия принцепса внуку Тиберия Гаю Цезарю Августу Германику, по прозвищу Калигула (Сапожок). Первые мероприятия молодо­го принцепса (ему было 25 лет, когда он пришёл к власти) были встречены с одобрением. Он обещал править в согласии с сенатом и под его руковод­ством, а также прекратить действие закона об ос­корблении величия. В Риме были возобновлены в небывалых масштабах любимые народом представ­ления: гладиаторские бои и травли зверей, которые почти совершенно прекратились при Тиберии. Праздничный угар, однако, закончился довольно

быстро. Через несколько месяцев принцепс забо­лел. После выздоровления Гай Калигула решитель­но порывает с римскими традициями предков, ох­ранителями которых объявляли себя принцепсы Август и Тиберий. Увлечение гладиаторскими и цирковыми играми перерастает в желание самому принять в них участие. И вот римское общество видит своего принцепса, первого гражданина вели­кой империи, сражающимся на сцене амфитеатра гладиатором и возницей на цирковой арене. По римским понятиям, выступать на сцене и арене цирка — это удел рабов, преступников или вольно­отпущенников, т. е. людей с ущербным социальным статусом. Полноправный гражданин, тем более гла­ва государства, не имел права опускаться до заня­тий такого рода.

Ещё большее изумление вызывала религиозная политика Калигулы. Он объявил себя живым бо­жеством и, стоя в храме между статуями богов, при­нимал подобающие богу почести от посетителей или «беседовал» с самим Юпитером Капитолийским. В обществе заговорили о сумасшествии принцепса. Оснований для такого вывода было, с точки зрения современников Калигулы, более чем достаточно. Принцепс, казалось, задался целью доказать всему роду человеческому, что для него нет ничего невоз­можного. Безумные траты на зрелища, пиры, раз­дачи подарков, бессмысленные, но грандиозные постройки, опустошив совершенно казну, смени­лись не менее безумной налоговой политикой для её пополнения. Возобновились судебные процессы об оскорблении величия, единственной целью кото­рых часто была конфискация имущества обвиня­емого.

Трудно сказать, что определяло поведение Гая Калигулы, — болезнь или совершенно иное, чем у его предшественников, понимание власти принцепса: не первый гражданин, а господин, по отноше­нию к которому все, от простолюдина до высоко­поставленного сенатора, — рабы. «Мне можно всё в отношении всех», — утверждал Калигула и дока­зывал это на деле. Если Тиберий переходил все при­нятые границы в своём почтении к сенату, то Ка­лигула ещё более безгранично унижал его. По ут­верждению Светония, он даже хотел назначить кон­сулом своего любимого коня Инцитата. В 39 г. Гай Цезарь Калигула издал эдикт, в котором объявил о своей враждебности сенату и отказе сотрудничать с ним. Римская знать восприняла это как узурпацию власти и установление режима тирании в Риме. Она ответила на новый политический курс принцепса серией заговоров. 24 января 41 г. Гай Калигула был убит. Впечатление, произведённое его правлением на римское общество, оказалось столь сильным, что на созванном консулами заседании сената загово­рили о восстановлении республики. Но пока в се­нате спорили о политическом устройстве государ­ства, преторианцы и римский народ уже решили этот вопрос. Окружив курию, толпа скандировала имя нового императора. Им оказался дядя Кали­гулы Клавдий.

Избрание Клавдия (Тиберий Клавдий Нерон Гер-

184

маник) принцепсом оказалось полной неожидан­ностью прежде всего для него самого. Он был уже пожилым человеком, в доме Юлиев-Клавдиев его считали умственно неполноценным и держали в стороне от государственных дел. В детстве он пе­ренёс паралич, у него была неуклюжая походка, тряслась голова и заплетался язык. Калигула дер­жал его возле себя на положении шута. Шутом на троне считала его и римская знать, хотя проводи­мая им политика не давала к тому никаких осно­ваний. Прежде всего он объявил о возврате к по­литической системе Августа и постарался наладить нормальную жизнь в Риме. Процессы об оскорбле­нии величия были прекращены, введена разумная финансовая политика, улучшено снабжение Рима продовольствием.

Клавдий.

Халцедоновая камея

41-54 гг. н. э.

Отказавшись от скандальных и неприемлемых для римского общества форм утверждения едино­властия, Клавдий повёл планомерную и спокойную работу по укреплению чисто монархических инсти­тутов власти и расширению их социальной базы. Сенат и магистратуры продолжают существовать, и Клавдий оказывает им должное уважение. Но па­раллельно с ними, соперничая и тесня, всё большую роль начинает играть придворная внесенатская ад­министрация. Она создавалась на основе управле­ния личным хозяйством императора. Подобная сис­тема имелась в хозяйстве каждого богатого рим­лянина и состояла из рабов и вольноотпущенников. Клавдий, почти ничего не меняя в этой системе, возводит службу в хозяйстве императора на уровень государственной и награждает своих наиболее вы­дающихся вольноотпущенников знаками отличий магистратов.

Клавдий был единственным импера­тором из дома Юлиев-Клавдиев, решив­шимся продолжить политику Юлия Цезаря по распространению прав римского граж­данства на жителей провинций и привлечению про­винциальной знати к управлению империей. При нём очень интенсивно шёл процесс романизации Галлии. В 48 г. знать Нарбонской Галлии получила право добиваться сенаторского достоинства, что по­ложило начало формированию общеимперской знати.

Привлечение провинциалов в сенат, рост значе­ния императорского аппарата управления вызыва­ли недовольство среди римско-италийской знати. Крупных заговоров против Клавдия, однако, не сос­тавлялось. Оппозиция знати ограничивалась ропо­том и злословием. Привязанность старого импера­тора к своим жёнам и вольноотпущенникам пре­доставляла богатую пищу для самых невероятных слухов. Враждебные Клавдию представители знати группировались вокруг его последней, четвёртой жены Агриппины, расчищавшей дорогу к власти своему сыну от первого брака Луцию Домицию Агенобарбу, вошедшему в историю под именем импе­ратора Нерона. После смерти Клавдия, отравлен­ного, как предполагают, Агриппиной 13 сентября 54 г., префект претория Афраний Бурр представил Нерона преторианцам, которые провозгласили его императором.

Нерон. Мрамор. 60—68 гг. н. э.



2019-12-29 216 Обсуждений (0)
РИМСКИЕ ИМПЕРАТОРСКИЕ ДИНАСТИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РИМСКИЕ ИМПЕРАТОРСКИЕ ДИНАСТИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)