Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации по изучению предмета и выполнению контрольных работ



2019-12-29 167 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по изучению предмета и выполнению контрольных работ 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

    Пояснительная записка……………………………………………………3

1. Методические рекомендации по изучению предмета и

выполнению контрольных работ………………………………………..6

2. Рабочая программа дисциплины

"Технология органических веществ"…………………………………….13

3. Контрольная работа 1 по дисциплине

"Технология органических веществ"…………………………………..69

4. Контрольная работа 2 по дисциплине

"Технология органических веществ"…………………………………..77

 

Пояснительная записка

Данные методические указания по изучению дисциплины "Технология органических веществ" и выполнению контрольных работ предназначены для студентов заочной формы обучения по специальности 2501 и состоят из:

- Пояснительной записки,

- Методических рекомендаций по изучению предмета и выполнению контрольных работ,

- Рабочей программы дисциплины "Технология органических веществ",

- Контрольной работы 1 по дисциплине "Технология органических веществ",

- Контрольной работы 2 по дисциплине "Технология органических веществ.

Дисциплина «Технология органических веществ» предназначена для изучения производства важнейших продуктов органического синтеза, основных химических процессов, используемых в органическом синтезе, технологических схем производства важнейших продуктов, типов реакционных аппаратов, приемов безопасного ведения технологических процессов, безопасности производства.

Изучение предмета основывается на знаниях, полученных по предметам "Аналитическая химия", "Физическая и коллоидная химия", "Органическая химия", "Теоретические основы химической технологии", "Процессы и аппараты", "Оборудование предприятий".

Учебный материал данной дисциплины положен в основу курсового проекта по "Технологии органических веществ", дипломного проекта и является одним из предметов, завершающих подготовку по специальности 2501 "Химическая технология органических веществ".

Учебным планом для заочной формы обучения на изучение дисциплины "Технология органических веществ" предусмотрено 92 часа, в том числе на теоретические занятия – 44 часа, на практические – 8 часов, на курсовое проектирование – 40 часов, предусмотрено также проведение лабораторного практикума по ТОВ в объеме – 24 часов.

Усвоение программного материала предмета складывается из самостоятельного изучения учебного материала по рекомендуемой литературе, выполнения практических, лабораторных занятий, курсового проекта.

По дисциплине "Технология органических веществ" предусмотрено выполнение двух контрольных работ, сдача двух экзаменов, выполнение и защита курсового и дипломного проектов

Содержание контрольных работ охватывает основной материал дисциплины, характер вопросов способствует развитию профессионального интереса и творческого мышления.

Варианты контрольных работ равноценны по объему и сложности.

В результате выполнения контрольных работ по "Технологии органических веществ" студенты должны обладать системой научных знаний технологии производства различных углеводородов, галогенпроизводных, спиртов, кислот и их производных, нитросоединений, полимеров. Знать свойства и применение продуктов органического синтеза, устройство и принцип действия оборудования основных производств промышленности ОС и СК, требования, предъявляемые к сырью, материалам, готовой продукции, режим производств, мероприятия по охране труда и окружающей среды в отрасли. Студенты должны уметь составлять и читать чертежи, оформлять схемы согласно ГОСТам и ЕСКД, выполнять эскизы оборудования, применять знания технологии производства продуктов ОС и СК в новой ситуации, при изучении новых технологических процессов, приобрести навыки рациональной организации труда, ответственного отношения к порученному участку работы, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов, учебного времени.

Выполнение контрольных работ способствует развитию мышления: формированию у студентов способности составлять план изучаемого материала, разбираться в принципе работы аппаратов, уметь сравнивать изучаемые технологические процессы, делать выводы о достоинствах и недостатках того или иного процесса, технологической схемы и т.д.

У студентов развиваются познавательные умения: выделять главное в изучаемом материале, вести конспект, выдвигать гипотезы, обосновывать принятое решение.

Совершенствуются политехнические умения, необходимые современному специалисту: коммуникабельность, обязательность, оперативность в принятии решения, точность, высокая трудовая и технологическая дисциплина.

Целью методических указаний является реализация государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2501 по заочной форме обучения по дисциплине "Технология органических веществ".

 

Методические рекомендации по изучению предмета и выполнению контрольных работ

Прежде чем приступить к изучению дисциплины "Технология органических веществ" внимательно прочитайте данные методические указания, ознакомьтесь с рабочей программой дисциплины, структурой разделов, методическими указаниями к разделам (темам).

Изучение материала должно быть последовательным и соответствовать следующим методическим рекомендациям:

- внимательно прочитайте весь параграф;

- внимательно прочитайте текст по частям (абзацам), выделите главное;

- разберитесь с тем, что означают новые термины, названия, используйте для этого кроме учебников справочную и техническую литературу;

- тщательно изучите рисунки, схемы, графики, таблицы, поясняющие данный текст;

- внесите в тетрадь записи важных определений, терминов, названий и указывайте литературу.

С целью самоконтроля рекомендуется ответить на вопросы рабочей программы, которые даны в каждом разделе в пунктах: "студент должен знать, уметь", "вопросы для самоконтроля".

Для выполнения курсового проекта по ТОВ рекомендуется изучить методическое пособие по содержанию и оформлению дипломного проекта по специальности 2501 автора Смирновой Н.Н., 2004 год.

Учебным планом по предмету "Технология органических веществ" (ТОВ) предусмотрено выполнение двух контрольных работ. Задания для контрольных работ выполнены в тридцати вариантах. Работа должна выполняться строго по соответствующему варианту. Если работа оценена неудовлетворительно, то студент переделывает ее и представляет вторично.

Для выполнения контрольной работы студент должен изучить материал по учебной литературе в соответствии с программой предмета ТОВ. Основная и дополнительная литература приведена в программе предмета ТОВ.

Контрольная работа выполняется в тетради, чернила могут быть синими, черными, фиолетовыми, страницы тетради нумеруются, объем контрольной определяется полнотой ответа, на каждой странице должны быть поля шириной 2 …3 см. Ответы должны быть четкими, формулировки точными, не допускается сокращение слов.

При необходимости по тексту изображают рисунки, эскизы, графики, таблицы, которые должны иметь порядковый номер и тематическое название, например: «Рисунок 1 – Реактор» и располагают его после подрисуночного текста (пояснительных данных). Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами. При ссылках на иллюстрации следует писать "… в соответствии с рисунком 2" при сквозной нумерации.

Для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей применяют таблицы. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

 

Таблица _____________ - __________________________________

                                          номер          тире                                   название таблицы

 

В тексте при ссылке следует писать слово "таблица" с указанием ее номера. Заголовки и подзаголовки граф таблицы указывают в единственном числе. В случае затруднений при изложении материала рекомендуется изучить ГОСТ 2.105-95.

Выполняя расчетную часть, в формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова "где" без двоеточия после него.

Пример:

Плотность каждого образца ρ, кг/м3, вычисляют по формуле:

ρ =  ,

где m – масса образца, кг;

  V – объем образца, м3.

Технологическую схему выполняют на чертежной бумаге размером 210 – 297 мм в соответствии с ГОСТ 2.701-76, 2.780-68, 2.721-74, 2.785-70, 2.788-74 ... 2.792-74, 2.792-76. Схема выполняется карандашом и должна иметь тематическое название.

Обратите внимание на выполнение технологической схемы в контрольной работе 1. Пример выполненной технологической схемы дан на рисунке 1.

На условно-графическом изображении аппаратов указана их конструкция. Обвязка аппаратов предусматривает их функциональные особенности. Расположение аппаратов относительно друг друга по высоте соответствует их действительной установке в цехе. При перекрещивании трубопроводов обводка изображается на вертикальном трубопроводе вправо. С помощью стрелок показывают не только направление потока, но и его агрегатное состояние.

К технологической схеме, выполняемой по контрольной работе 2, предъявляются дополнительные требования по ее изображению. Предусмотрена подача материальных потоков на установку с эстакады и отвод их производится тоже на эстакаду. Пример выполнения технологической схемы показан на рисунке 2. Обозначение трубопроводов на схеме проводят по ГОСТ 3464-63, если в этом стандарте отсутствует обозначение трубопровода для какого-либо вещества, вводят произвольное обозначение, начиная с цифры 28. Для более детальной характеристики среды цифровое обозначение, взятое из ГОСТа, может быть дополнено буквенным индексом (например: вода горячая – 1г, вода холодная – 1х). Условные обозначения трубопроводов приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Условные обозначения трубопроводов для жидкостей и газов

Содержание

трубопроводов

Условное обозначение

Цветное обозначение

цвет краска
1 2 3 4
Жидкость или газ, преобладающие в данном проекте - Красный Черный Киноварь, кармин, сурик. Тушь черная.
Вода Пар   Воздух Азот Кислород -1-1- -2-2-   -3-3- -4-4- -5-5- Зеленый Розовый   Голубой Темно-желтый Синий Гуммигут с лазурью Киноварь, кармин слабо разведенные Лазурь, кобальт Охра Ультрамарин
Инертные газы Аргон Неон Гелий Криптон Ксенон   -6-6- -7-7- -8-8- -9-9- -10-10- Фиолетовый Кармин с лазурью
Аммиак   Кислота (окислитель) Щелочь Масло Жидкое горючее -11-11-   -12-12- -13-13- -14-14- -15-15- Серый   Оливковый Серо-коричневый Коричневый Желтый Тушь черная, слабо разведенная Ультрамарин с охрой Сепия Сиена жженая Гуммигут
Горючие и взрывоопасные Водород Ацетилен Фреон Метан Этан Этилен Пропан Пропилен Бутан Бутилен     -16-16- -17-17- -18-18- -19-19- -20-20- -21-21- -22-22- -23-23- -24-24- -25-25-     Оранжевый     Киноварь с охрой
Противопожарный трубопровод Вакуум   -26-26- -27-27-   Красный Светло-серый   Киноварь, кармин Тушь черная, разведенная

 

Ответы на вопросы должны быть объяснительно- доказательного содержания, а не повествовательного. В контрольной работе не предусмотрено механического переписывания информации из учебной литературы. Перечень литературы, необходимой для выполнения контрольной работы входит в содержание рабочей программы дисциплины "Технология органических веществ".

Библиографическое описание составляют в следующем порядке:

- Автор (фамилия, инициалы), точка.

- Название произведения – без сокращения и без кавычек.

- Место издания. Москва или Ленинград сокращенно (М.,; Л.;), затем следует точка с запятой.

- Наименование издательства без кавычек, запятая.

- Год издания (слово "год" не ставится), точка.

- Количество страниц.

В конце ответа на вопрос указывается ссылка на литературу, а список использованной литературы выполняется в конце контрольной работы.

Контрольная работа, выполненная небрежно, неразборчивым почерком, а также не по заданному варианту, возвращается студенту с указанием причин возврата.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"НИЖНЕКАМСКИЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Технология органических веществ»

по специальности

2501 Химическая технология органических веществ

среднего профессионального образования

(базовый уровень)

 

Нижнекамск

2004

 

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу дисциплины "Технология органических веществ"

по специальности 2501 "Химическая технология органических веществ"

 

Представленная на рецензию рабочая программа включает:

- пояснительную записку;

- примерный тематический план;

- примерное содержание дисциплины; программа содержит 13 разделов;

- курсовое проектирование;

- перечень основной и дополнительной литературы.

Пояснительная записка содержит краткие методические рекомендации по изучению дисциплины. Примерный тематический план включает в себя всего 387 часов обучения, в том числе: практических занятий – 40 часов, самостоятельной работы студента – 84 часов.

Разделы программы и конкретные темы предусматривают ознакомление с различными способами получения продуктов их физическими и химическими свойствами, получения навыка вычерчивания технологических схем с использованием Системы конструкторской документации. По ряду тем студенты получают экологическую оценку получения продуктов различными способами, умение рассчитывать основные показатели стадий химических превращений. Программа знакомит студента с подходами к охране окружающей среды при производстве ряда продуктов, дает навыки расчетов расходных коэффициентов сырья и энергетических средств.

При обучении предусматривается использование передовых приемов преподавания с демонстрацией схем, таблиц, диаграмм, моделей, аудиовизуальных средств (кинофильмов, диафильмов, диапозитивов). Также предусматривается проведение практических занятий.

С целью повышения личной ответственности студентов предусматриваются различные виды практических работ. В процессе обучения студенту даются знания по определению экономических критериев оптимизации оборудования и по расчету тепловых балансов ряда основных аппаратов. По особо опасным продуктам даются правила безопасной работы, а также классификация мероприятий по исключению вредных выбросов в окружающую среду. По ряду получаемых продуктов дается токсикологические и дерматологические свойства, полученные знания позволят обезопасить себя также в бытовых условиях. Предусмотренное программой выполнение курсового проектирования позволит студенту закрепить полученные теоретические знания. Изучение предмета предусматривается вести в тесной связи с технологией производственных процессов, экономикой и управлением предприятием, основами безопасности жизнедеятельности, улучшения экологии, что способствует студенту почувствовать реальную картину производства и позволяет получить практический опыт работы на действующем производстве.

Затронутые темы в программе, совмещенное обучением теоретическим основам, практические занятия, а также самостоятельная работа студента позволит студенту быстрее адаптироваться при поступлении на работу в ОАО "Нижнекамскнефтехим", быстрее приобрести профессиональный опыт и быть полезным обществу.

Программа составлена в соответствии с рекомендациями по составлению учебных программ и может быть использована в высших профессионально-технических училищах типа "колледж" для подготовки техника-технолога по специальности 2501 "Химическая технология органических веществ".

 

Начальник

технического управления

ОАО "Нижнекамскнефтехим"                               В.А.Шаманский

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу дисциплины "Технология органических веществ"

по специальности 2501 "Химическая технология органических веществ"

 

Представленная на рецензию программа включает:

- пояснительную записку;

- примерный тематический план;

- содержание предмета;

- курсовое проектирование;

- список литературы.

Пояснительная записка содержит краткие методические указания по изучению программного материала, определяет цели и задачи при изучении предмета с учетом межпредметных связей.

Примерный тематический план состоит из 13 разделов и рассчитан на 387 часов, из них 40 часов практические занятия, 84 часов на самостоятельную работу.

Содержание разделов программы способствует глубокому пониманию теоретических основ технологии органических веществ, условий ведения технологических процессов от переработки различных видов сырья до получения целевых продуктов.

При выборе изучаемых процессов учтены главные направления научно-технического прогресса, позволяющие существенно улучшить технико-экономические показатели производства, повысить экологическую безопасность.

Для развития творческой активности студентов предусмотрено выполнение ими практических и самостоятельных работ по проблемам учебной дисциплины.

Курсовое проектирование соответствует содержанию теоретического материала и составлено в соответствии со спецификой производства органических веществ региона.

В содержании программы по каждой теме приведены требования к формируемым знаниям, умениям.

Программа составлена в соответствии с рекомендациями к разработке учебно-методической документации.

 

Преподаватель кафедры

спецхимических дисциплин

ГОУ СПО "Нижнекамский

нефтехимический колледж"                                  А.М.Минигулова

 

 

АННОТАЦИЯ

к рабочей программе дисциплины "Технология органических веществ"

по специальности 2501 "Химическая технология органических веществ" среднего профессионального образования

 

Рабочая программа дисциплины "Технология органических веществ" разработана на основе примерной программы дисциплины "Технология органических веществ", выпущенной ИПР СПО и в соответствии с требованиями ГОС СПО к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2501.

Программа включает следующие разделы:

1. Пояснительную записку.

2. Примерный тематический план.

3. Содержание дисциплины.

4. Курсовое проектирование.

5. Литература.

В пояснительной записке даны рекомендации по применению данной программы. В тематическом плане предусмотрено время не только для теоретических и практических занятий, но и для выполнения самостоятельной работы. Содержание дисциплины включает изучение различных производств органического синтеза. Курсовое проектирование содержит рекомендации по организации и проведению заключительного этапа обучения по дисциплине. В списке литературы указана основная и дополнительная литература по технологии органических веществ.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа дисциплины) "Технология органических веществ" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2501 "Химическая технология органических веществ". Рабочая программа разработана на основе примерной программы дисциплины "Технология органических веществ", выпущенной ИПР СПО.

Программа дисциплины "Технология органических веществ" является специальной и направлена на изучение теории и технологий производства органических веществ и высокомолекулярных соединений, теоретических основ производства поверхностно-активных веществ.

При изложении учебного материала следует учитывать современное состояние и перспективы развития науки, техники, производства. Показать студентам влияние отрасли на экономику страны, ее проблемы и достижения, перспективы. Проводить изучение предмета в тесной связи с такими дисциплинами как аналитическая химия, физическая и коллоидная химия, органическая химия, процессы и аппараты, теоретические основы химической технологии, автоматизация производства, инженерная графика, основы экономики, оборудование производства органических веществ, охрана труда.

В результате освоения программы студент должен:

 

знать:

- способы получения отдельных представителей классов органических веществ;

- способы выделения основных и побочных продуктов;

- методику выбора и обоснование параметров ведения технологических процессов;

- основные типы и принципы работы реакторов и сопутствующего оборудования;

- методы расчета материальных и энергетических балансов;

- способы рекуперации и утилизации твердых, жидких и газообразных отходов химического производства;

- контроль сырья полуфабрикатов и готовой продукции;

 

уметь:

- обосновать выбор наиболее эффективных технологий;

- составлять тепловой, энергетический, материальный балансы;

- предлагать малоотходные и безотходные технологии.

 

Изложение учебного материала необходимо сопровождать демонстрацией схем, таблиц, диаграмм, моделей, учебных кинофильмов, диапозитивов.

Программой предмета предусмотрено проведение практических занятий по отдельным темам. С целью повышения эффективности обучения рекомендуется делить учебную группу на подгруппы. При разработке заданий для практических занятий необходимо учитывать, что деятельность студентов должна быть направлена на осмысление производственных вопросов.

Содержание практических занятий отражает вопросы будущей деятельности студентов на производстве.

В программу предмета включены различные виды самостоятельной работы студентов, позволяющие развивать знания по предмету в форме профессиональных понятий, суждений, умозаключений и т. д.

В ходе изучения предмета студенты выполняют 2 контрольные работы. Объем материала, по которому они разрабатываются, определен примерным тематическим планом. Варианты контрольных работ должны предусматривать проверку знаний, умений и навыков студентов и разрабатываются кафедрой учебного заведения.

Изучение предмета заканчивается выполнением курсового проекта. Тематика курсового проектирования должна соответствовать содержанию теоретического материала и учитывать специфику предприятий региона.

Рекомендуется при выдаче задания на курсовое проектирование ставить конкретную задачу перед студентами для ее реализации в процессе выполнения проекта. Это касается повышения эффективности оборудования действующих производств, внедрение энергосберегающих процессов и оборудования, внедрение принципиально новых технологий, применение высокоэффективных катализаторов и т. п. Творческая работа над решением поставленной задачи при курсовом проектировании, в дальнейшем даст возможность технику-технологу принимать обоснованные решения в производственных ситуациях.

Кафедрам разрешается вносить обоснованные изменения в примерный тематический план и содержание предмета: исключать отдельные пункты материала или рассматривать их кратко; вводить новый материал взамен сокращенного или исключенного; переносить изучение части учебного материала в пределах раздела; переносить практические занятия в пределах раздела и из одного раздела в другой, не изменяя цели занятий, и утверждаются руководством учебного заведения.

Рабочая программа составлена в соответствии с Рекомендациями Управления среднего профессионального образования Минобразования России.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование разделов и тем

Кол-во часов при очной форме обучения

Максималь- ная. учеб. нагрузка. Всего Лаб. раб. и практ. занятия Самост. работа студентов
1 2 3 4 5
Введение 2 2    
Раздел 1. Исходные вещества органического синтеза 68 50 10 18
Тема 1.1. Парафины   8 2  
Тема 1.2. Олефины   14 2  
Тема 1.3. Ароматические углеводороды   12 2  
Тема 1.4. Ацетилен   10 2  
Тема 1.5. Оксид углерода и синтез-газ   6 2  
Основные химико-технологические процессы, используемые в органическом синтезе        
Раздел 2. Химико-технологические процессы галогенирования 50 38 4 12
Введение   2    
Тема 2.1. Хлорирование парафинов   6    
Тема 2.2. Хлорирование ненасыщенных углеводородов     8    
Тема 2.3. Гидрохлорирование ненасыщенных углеводородов     4    
Тема 2.4. Окислительное хлорирование углеводородов     10   4  
Тема 2.5. Хлорирование ароматических углеводородов     4    
Тема 2.6. Фторирование углеводородов   2    
Контрольная работа   2    
Раздел 3. Химико-технологические процессы гидролиза, гидратации, этерификации и амидирования 23 17 4 6
Введение 1
Тема 3.1. Гидролиз   2    
Тема 3.2. Гидратация   10 4  
Тема 3.3. Этерификация   2    
Тема 3.4. Амидирование   2    
Раздел 4. Химико-технологические процессы алкилирования 15 11 4 4
Введение 1
Тема 4.1. Алкилирование парафинов   2    
Тема 4.2. Алкилирование ароматических углеводородов     8   4  
Раздел 5. Химико-технологические процессы сульфирования 6 4 2
Раздел 6. Химико-технологические процессы нитрования 10 6 4
Раздел 7. Химико-технологические процессы гидрирования и дегидрирования 38 30 6 8
Введение 2
Тема 7.1. Гидрирование бензола и функциональных производных углеводородов       4    
Тема 7.2. Термическое дегидрирование   4    
Тема 7.3. Каталитическое дегидрирование     20   6  
Раздел 8. Химико-технологические процессы окисления 66 54 4 12
Введение 4
Тема 8.1. Окисление олефинов по двойной связи     4    
Тема 8.2. Окисление олефинов по насыщенному атому углерода     6    
Тема 8.3. Окисление олефинов по ненасыщенному атому углерода       6    
Тема 8.4. Окисление низших парафинов   6    
Тема 8.5. Окисление высших парафинов   6    
Тема 8.6. Окисление циклопарафинов   6    
Тема 8.7. Окисление ароматических и алкилароматических углеводородов       10     4  
Тема 8.8. Окисление по функциональным группам.            Сопряженное окисление и            окислительный аммонолиз     4    
Контрольная работа   2    
Раздел 9. Химико-технологические процессы конденсации по карбонильной группе     10     8       2
Раздел 10.Химико-технологические процессы на основе водорода и оксидов углерода     18     14     4     4
Тема 10.1.Синтез углеводородов     2    
Тема 10.2.Синтез кислородсодержащих соединений     12   4  
Раздел 11.Химико-технологические процессы производства поверхностно-активных веществ 6 4 2
Раздел 12.Химико-технологические процессы производства полимерных материалов 30 22 4 8
Тема 12.1.Классификация и физико-химические свойства полимеров       4    
Тема 12.2.Производство полимеров   14 4  
Тема 12.3.Получение синтетических каучуков и волокон     4    
Раздел 13.Электрохимические процессы в промышленности органического синтеза 5 3 2
Курсовое проектирование 40 40    
Всего по дисциплине 387 303 40 84

 

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Задачи учебной дисциплины "Технология органических веществ". Особенности современного производства органических веществ, основные тенденции развития. Важнейшие продукты органического синтеза.

 

 

Раздел 1. ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ОРГАНИЧЕСКОГО СИНТЕЗА

Тема 1.1. Парафины

Студент должен:

знать:

- источники и свойства насыщенных углеводородов, используемых в производстве продуктов органического синтеза;

- способы и технологию выделения парафинов;

 

уметь:

- выбирать наиболее целесообразный метод разделения парафиновых углеводородов;

- вычерчивать узлы технологических схем.

 

Низшие и высшие парафины, их свойства. Источники получения низших парафинов, их характеристика. Способы выделения низших парафинов. Газофракционирующие установки. Технологическая схема разделения углеводородов С1 – С5.

Нефть – источник получения высших парафинов. Химический состав, классификация нефти. Подготовка нефти к переработке, прямая гонка нефти.

Способы выделения высших парафинов: кристаллизация, карбамидная депарафинизация, выделение на цеолитах.

Технологическая схема выделения н-парафинов (Парекс-метод).

Изомеризация парафинов.

 

Практическое занятие:

Выбор оптимального метода разделения парафиновых углеводородов.

Вычерчивание технологических схем.

 

Методические указания

 

Изучая данную тему, студенты должны уяснить, что производство органических веществ базируется преимущественно на ископаемом органическом сырье – нефти, природном газе, угле. Из него получают весь ассортимент исходных веществ для органического синтеза: парафины, олефины, ароматические соединения, ацетилен и синтез-газ.

Технически важные для органического синтеза насыщенные углеводороды можно разделить на следующие группы: низшие парафины (от С1 до С5) и высшие парафины (примерно от С10 до С40).

Главным источником низших парафинов (С1 - С5) являются природный и попутный газ, газ газоконденсатных месторождений, а также нефтезаводские газы от процессов переработки нефтепродуктов в присутствии водорода. Изучая свойства низших парафинов следует отметить, что разница в температурах кипения достаточно велика, и это позволяет разделить их ректификацией – наиболее распространенный метод, кроме того можно использовать способы абсорбции, адсорбции, конденсации. Изомеризация парафинов – дополнительный источник.

Главным источником высших парафинов является нефть. Для их выделения применяют несколько методов. Способ кристаллизации используют в двух вариантах: с растворителями и без них. Перспективным является Парекс-метод, применим к любым фракциям, дает высокую степень извлечения н-парафинов.

Ценнейшим сырьем для химической промышленности является нефть. Она представляет собой сложную многокомпонентную смесь углеводородов различных классов. Обратите внимание на различные виды классификации нефти, подготовку нефти к переработке, перегонку нефти. /1.52с.-71с., 3.16с.-85с., 6.8с.-53с./

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Как выбрать оптимальный метод разделения парафиновых углеводородов.

2. Вычертите технологическую схему разделения углеводородов С1 - С5 по описанию.

3. Свойства высших парафинов и методы их выделения из сырьевых источников.

4. Характеристика Парекс-метода.

5. Механизм реакции изомеризации н-парафинов, обоснование выбора условий процесса.

6. Сравнительная характеристика методов выделения н-парафинов.

7. Состав нефти, ее классификация, сущность подготовки нефти к переработке.

8. Охарактеризуйте прямую перегонку нефти.

Тема 1.2. Олефины

Студент должен:

знать:

- сырьевые источники олефинов;

- теоретические основы термического и каталитического крекингов;

- технологию термического и каталитического крекинга;

- способы выделения олефинов из продуктов крекинга и пиролиза;

 

уметь:

- описывать уравнениями реакций химические процессы термического и каталитического крекинга;

- выбирать экологически более целесообразный способ получения и выделения олефинов;

- использовать ЕСКД при составлении технологических схем.

 

Низшие и высшие олефины, их свойства. Методы получения олефинов в промышленности. Теоретические основы термического крекинга и пиролиза. Технология термического крекинга и пиролиза. Выбор оптимальной конструкции печи пиролиза, сравнение различных типов печей пиролиза.

Теоретические основы каталитического кре



2019-12-29 167 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по изучению предмета и выполнению контрольных работ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации по изучению предмета и выполнению контрольных работ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)