АЛГОРИТМ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА.
Уровень качества продукции - мера соответствия качества оцениваемой продукции качеству продукции принятой за базовую (эталонную). В общей квалиметрии: уровень качества - относительная мера, результат оценивания, система значений мер качества объекта, определенная на основе соотнесения с базовыми (эталонными) значениями мер. Оценка уровня качества продукции - совокупность операций, связанных с определением численного значения уровня качества продукции. В общей квалиметрии есть определение: оценивание (оценка) качества - особый тип функции управления, направленной на формирование ценностных суждений об объекте оценки. Рассмотрим схему - последовательность операций. Алгоритм комплексной оценки уровня качества продукции (см.рис1) Комплексная оценка КП состоит из следующих операций : 1. Выбор номенклатуры, единичных показателей качества из технической документации на продукцию. 2. Выбор базовых показателей качества на основе выбора базового образца продукции. 3. Определение значений единичных базовых показателей качества. 4. Определение значений единичных показателей качества оцениваемой продукции из нормативной документации на оцениваемую продукцию на основе данных испытаний и измерений. 5. Определение относительных единичных показателей качества qi = [pic] ; qi = [pic]
Pi – числовое значение единичного i-го показателя качества оцениваемой продукции. Piб - числовое значение i-го показателя качества базового образца. Мы фактически рассмотрели 1й этап оценки и определили дифференциальные показатели качества. 6. Определение рангов показателей КП (их весовых коэффициентов). 7. Выбор метода свертывания показателей (сведения). Во всех случаях, когда имеется возможность выявления характера взаимосвязи между учитываемыми показателями, следует определить функциональную зависимость : среднее геометрическое, среднее гармоническое, экспоненциальная функция, степенная функция и т.д. ( = f (n, qi , mi ) – комплексный обобщенный показатель,
характеризующий уровень качества продукции; n – число оцениваемых показателей; qi – относительный i – ый показатель качества; mi – коэффициент весомости i – го единичного параметра.
Qa = [pic]qi mi – cредневзвешенный арифметический показатель.
[pic]mi = 1 - Условие коэффициентов весомости.
8. Оценка уровня качества. Уровень качества Q может характеризовать : 1) Комплексный уровень качества – это все основные, включая экономический показатель; 2) Технический уровень продукции – это зависит от целей оценки качества. Итак, оценка качества (Qоц) есть результат взаимодействия четырех компонентов, а именно: Qоц=< О, С, Б, Ал >, где О – оцениваемый объект; С – оценивающий объект; Б – база оценки (эталон качества); Ал – алгоритм (логика и приемы) оценивания.
ПРИНЦИПЫ КВАЛИМЕТРИИ. Итак, у квалиметрии, как и у всякой научной дисциплины, есть свои методологические принципы, содержание которых состоит в нижеследующем. 1. Квалиметрия обязана давать практике хозяйственной деятельности людей (т.е. экономике) общественно полезные методы достоверной квалифицированной и количественной оценки качества различных объектов исследования. В отношении оценки качества товарной продукции проблема состоит в том, что у потребителей и производителей продукции существенно разные интересы. Производитель не всегда заинтересован и часто не может создавать качественные товары, а продавать их он стремится по наиболее высокой цене. Потребитель же заинтересован в дешевой но качественной продукции. Поэтому соответствующие методы оценки качества продукции могут быть разными. Задача квалиметрии – разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают интересы как производителей так и потребителей. 2. Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества продукции всегда на стороне потребителей. Дело в том , что количественная оценка качества, как правило, осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим свойства продукции, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям. В силу того, что полезный эффект от продукции достигается при ее эксплуатации или потреблении, то при оценивании качества продукции преимущественно используются те показатели, которые характеризуют способность продукции « удовлетворять определенные потребности с ее назначением». Продукция создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение показателям потребительских свойств. 3. Следующий принцип можно сформулировать так: квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом. Абсолютные значения отдельных показателей качества еще не характеризуют качество, не являются оценочными. Для количественной оценки качества необходимо знать значения аналогичных показателей качества других или другого аналогичного образца. Конечным результатом оценки качества исследуемого образца продукции, является относительная величина знаний обобщенного показателя его качества и такого е показателя базового, эталонного образца. 4. Показатель любого обобщения, кроме самого нижнего (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня. Под самым низким иерархическим уровнем показателей следует принимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Показателем качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель. 5. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения. 6. При определении комплексного показателя качества каждый показатель отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом его весомости. 7. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение. 8. Качество целого объекта обусловлено качеством его составных частей. 9. При количественной оценки качества, особенно по комплексному показателю, недопустимо использование взаимообусловленных и, следовательно, дублирующих показателей одного и того же свойства. 10. Обычно оценивается качество продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением. Выше перечисленные методологические принципы квалиметрии не исчерпывают всех концептуальных положений этой области науки. Однако они являются основополагающими при решении общих и частных вопросов, связанных с методами оценки качества объектов реальности и технической продукции в частности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Квалиметрическая оценка качеств есть только основа и начальная стадия сложного процесса управления качеством объектов. Без знания об уровне свойств и качеств рассматриваемых объектов нет возможности для научно обоснованного принятия необходимого управляющего решения и последующего осуществления соответствующего превентивного или корректирующего воздействия на объект с целью изменения качества. По итогам квалиметрических оценок производят: 1) оптимизацию показателей свойств и качества в целом;2) прогнозирование качества продукции;3) определение уровня и запаса конкурентоспособности как совокупной оценки уровней качества и цены продукции или услуги и многое другое. Квалиметрия как относительно новая и фундаментальная наука является, во-первых, актуальной и базисной для других сопряженных наук, направленных на решение проблем управления качеством. Во-вторых, квалиметрия все еще нуждается в развитии и использовании при принятии управленческих решений в отношении качества чего-либо.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (615)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |