Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


В) Растения парка и человек




 

Карточка 1

Изучите растительное сообщество парка, расположенного в пределах обследуемой площадки, размером 10х10 метров, руководствуясь следующим планом:

Древесный ярус

1. Изучите растительность данного участка парка. Для этого выясните, все ли деревья имеют одинаковую высоту, на какие группы можно разбить деревья по высоте.

2. Назовите деревья, относящиеся к каждому ярусу.

3. Изучите санитарное состояние деревьев, по результатам исследования заполните таблицу:

Название деревьев Высота (м) Обхват (м) Санитарное состояние
       

4. Определите сомкнутость крон деревьев. Для этого встаньте в центр площадки и посмотрите вверх. Выясните приблизительно, какую часть неба закрывают деревья. Если они закрывают все небо, то примите данную сомкнутость за 1, если половину – 0,5, и т.д.

5. Определите степень запыленности воздуха в различных участках парка. Для этого соберите в указанных учителем местах листья разных видов деревьев, приложите к их поверхности клеющуюся прозрачную пленку. Затем снимите пленку и той ее стороной, где отпечатался контур листа вместе с пылью, прикрепите на лист белой бумаги. Сравните степень запыленности листьев разных мест, сделайте выводы.



6. Определите, какое количество пыли способны задержать деревья парка, пользуясь следующим справочным материалом: на листовой поверхности взрослого вяза за летний период осаждается до 23 кг пыли, на иве – 38 кг, на клене – до 34 кг, на ясене – до 27 кг, на сирени – до 1,6 кг, на акации – до 0,2 кг. Для этого подсчитайте количество деревьев каждого вида и расчеты проведите дома. На их основании сделайте вывод о роли деревьев в улучшении микроклимата парка.

 

Карточка 2

Травянистый ярус

1. Изучите видовой состав растений данного яруса; отметьте, какие из них встречаются часто, какие – редко.

2. Выясните роль травянистого покрова в улучшении микроклимата парка, пользуясь справочным материалом: известно, что с 1 квадратного метра травы в час испаряется до 200 граммов воды, что значительно увлажняет воздух. В жаркие летние дни на дорожке у паркового газона температура воздуха на высоте человеческого роста почти на 2,5 о С ниже, чем на асфальте.

3. Установите приблизительную площадь, которую занимает травянистая растительность обследуемого участка, опишите состояние травянистого покрова.

4. Установите, имеются ли следы человеческой деятельности на данном участке. Какое влияние она оказывает на травянистый покров.

Г) Животные парка и человек

Карточка 1

1. Изучите животных, обитающих в лесной подстилке. Разложите несколько горстей растительного опада на листе белой бумаги. Найдите беспозвоночных животных, определите, к каким типам они относятся. Подумайте, какую роль эти животные играют в жизни парка?

2. Подсчитайте количество дождевых червей в почве разных участков парка. Для этого на площадке размером 25х25 см тщательно перекопайте почву и подсчитайте численность дождевых червей. Сделайте вывод о зависимости численности червей и степени вытоптанности почвы.

3. Изучите видовой состав животных травянистого покрова. Для этого осмотрите растения и проведите энтомологическим сачком кошение.

4. Изучите комплекс насекомых, связанных с древесными породами. Осмотрите ветки и листья деревьев и кустарников, стряхните насекомых на расстеленные под деревьями и кустарниками полотна пленки.

5. Изучите видовой состав позвоночных животных парка. Визуально найдите позвоночных животных или следы их жизнедеятельности (объеденные шишки, погадки, клочья шерсти, перья, выползы, гнезда и т.д.). сделайте вывод о многообразии позвоночных животных, населяющих парк.

6. Составьте примерную схему, отражающую связи между животными организмами, населяющими парк.

После выполнения всех самостоятельных работ по рассмотренным инструктивным карточкам и обсуждения результатов по их выполнению учащиеся приходят к выводу о том, что:

ü Почва парка вытоптана

ü Деревья и кустарники сильно повреждены

ü Лесные травянистые растения практически не встречаются

Парк испытывает сильное отрицательное антропогенное воздействие, что приводит к следующим негативным последствия:

1. Уменьшается видовое разнообразие древесно-кустарниковой и травянистой растительности.

2. Снижается видовое разнообразие животных, причем наблюдается возрастание численности животных-паразитов растений.

В конце экскурсии учитель формулирует домашнее задание: завершите работу по заданиям инструктивных карточек, оформите итоговой отчет по результатам экскурсии.

 

 

 

3.3 Проведение исследований

 

Наш эксперимент проходил в 2009 году в течение двух недель на базе 3 школы г. Элиста в 3 «а» классе. В начале прохождения своей практики мы провели констатирующее тестирование для определения уровня умений и навыков, умения работать самостоятельно, работать с литературой и анализировать научный материал.

Тест

1.

 

Результаты начального тестирования:

Список класса Начальный срез % Конечный срез % Разница %
Ажигалиева Валерия 6 баллов 60 9 баллов 90 3 балла 30
Бадмаев Мингиян 5 баллов 50 8 баллов 80 3 балла 30
Вяткина Мария 8 баллов 80 10 баллов 100 2 балла 20
Ганжиева Баира 6 баллов 60 7 баллов 70 1 балл 10
Гаряева Елизавета 4 балла 40 6 баллов 60 2 балла 20
Джамбинова Карина 5 баллов 50 8 баллов 80 3 балла 30
Жилина Татьяна 7 баллов 70 9 баллов 90 2 балла 20
Иванова Ангир 5 баллов 50 8 баллов 80 3 балла 30
Колдунова Дина 8 баллов 80 9 баллов 90 1 балл 10
Манджиев Алдар 6 баллов 60 9 баллов 90 3 балла 30
Рушанова Алина 4 балла 40 7 баллов 70 3 балла 30
Сангаджиев Джал 7 баллов 70 9 баллов 90 2 балла 20
Сангинов Александр 5 баллов 50 7 баллов 70 2 балла 20
Сухоносов Александр 8 баллов 80 10 баллов 100 2 балла 20
Тостаев Степан 8 баллов 80 9 баллов 90 1 балл 10
Ханташов Алтан 4 балла 40 7 баллов 70 3 балла 30
Харчев Вячеслав 7 баллов 70 8 баллов 80 1 балл 10
Цединова Ольга 7 баллов 70 9 баллов 90 2 балла 20
Шандронов Глеб 8 баллов 80 10 баллов 100 2 балла 20
Якшин Денис 5 баллов 50 8 баллов 80 3 балла 30

В течение всего прохождения практики нами было проведено 5 уроков экскурсий с целью более глубокого ознакомления детей с курсом «Ботаника». В конце этого эксперимента нами было проведено конечное констатирующее тестирование по тем же вопросам, которые были заданы в начальном тестировании. Результаты тестирования показали, что уровень знаний детей повысился.

Уровни Начальный срез % Конечный срез % Разница %
Высокий 5 чел 25 15 чел 75 10 чел 50
Средний 7 чел 35 5 чел 25 2 чел 10
Низкий 8 чел 40 0 чел 0 8 чел 40

Таким образом, результаты проведенного тестирования показали, что благодаря проведению эксперимента у детей нашего класса уровень усвоения знаний повысился на 33 %.

 

 

 

Заключение

Итак, внедрение экскурсий в учебный процесс по биологии является обязательным моментом. Потому что при помощи экскурсий:

- расширяются и улучшаются знания учащихся

- появляется живой интерес к изучаемому

- происходит развитие умения смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта

-развивается тонкое и чуткое внимание

- воспитывается любовь к русской природе, к Родине.

 

 

Список использованной литературы:

1. Н.М.Верзилин, В.М.Корсунская «Общая методика преподавания биологии», Москва, 1972

2. А.Г.Юсуфов, М.А.Магамедова «История и методология биологии», Москва, 2003

3. Г.С.Абрамова «Возрастная психология», Екатеринбург, 2000

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7