Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Опытно-экспериментальные исследования



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
Глава 3. Опытно-экспериментальные исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




3.1 Примерный план-маршрут экскурсии в V классе на тему «Жизнь растений весной»

Основные части содержания экскурсии      Виды методов Маршрут и объекты
I. Признаки весны Беседа Дорога. Общие признаки весны
II. Условия раннего цветения растений   Обрыв, канава. Мать-и-мачеха и др.
III. Жизнь травянистых растений в лесу Практическая работа учащихся Опушка лиственного леса и лес. Ветреница, гусиный лук, медуница, майник, чистяк, кислица и др.
     
IV. Жизнь дерева вес- ной Беседа с работой учащихся по определению почек, побегов и т. п. Опушка леса. Береза (ветки и всходы)
     
V. Цветение кустарников и деревьев Практическая работа учащихся Лес. Ива, орешник, ольха, вяз, дуб, тополь и др.
VI. Летопись жизни деревьев Беседа и практическая работа учащихся Пни деревьев
VII. Развитие озимых злаков Беседа и наблюдения учащихся Поле озимой ржи или пшеницы
VIII. Задания Обработка собранного материала  

3.2 Экскурсия в ближайшее природное сообщество

Цель: изучение многообразия растений и животных на примере парка, условий их совместного существования; признаков приспособленности организмов к жизни в разнообразных условиях.

Оборудование: лопаты, копалки, банки-морилки, ботанические папки, целлофановые мешки, инструкции для выполнения самостоятельной работы.

План экскурсии:

1. Вводная беседа по установлению места парка в ландшафте населенного пункта.

2. Постановка учебно-познавательной задачи для учащихся: изучить сообщества видов животных и растительных организмов парка и установить характер приспособленности организмов к разнообразным условиям обитания.

3. Выполнение индивидуальных заданий по изучению животных и растений парка, отработка разнообразных методов сбора растительного и животного материала; выявление адаптаций организмов к разнообразным условиям среды обитания.

Методические рекомендации

Экскурсия носит комплексный межпредметный характер и предполагает выполнение учащимися значительного объема заданий для самостоятельной работы на основе содержания курсов физической географии, природоведения.

А) Место парка в ландшафте населенного пункта

Перед началом экскурсии учащиеся класса распределяются по группам. На экскурсии группы учащихся выполняют самостоятельные работы, пользуясь инструктивными карточками:

 

Карточка 1

1. Снимите план парка.

2. Проведите физико-географическое описание местности, в которой расположен парк.

3. Изучите дома краеведческую литературу с целью знакомства с историей создания данного парка.

В качестве отчета представьте книжку-раскладушку с планом парка и историей его создания.

 

Карточка 2

1. Составьте краткое описание рельефа изучаемой местности (плоский, холмистый, с оврагами и т.д.)

2. Выясните, какие горные породы лежат на поверхности; сделайте вывод о том, как они образовались. Имеются ли на территории парка следы последнего оледенения? Если да, то какие?

3. Подумайте, как рельеф данного участка связан с остальными компонентами природного сообщества?

4. Установите, имеются ли на участке следы воздействия человека на рельеф? Если да, то какие?

 

Карточка 3

1. Определите тип почвы исследуемого участка, ее структуру, степень утоптанности, состояние лесной подстилки, температуру и влажность в разных местах участка.

2. Подумайте, существует ли связь между уплотненностью почвы, влажностью и состоянием лесной подстилки? Если да, то какая?

3. Возьмите по два образца самой утоптанной и неутоптанной почвы. положите образцы в целлофановые пакеты и в школе сделайте анализ - определите состав, структуру. Выясните, остатки каких организмов можно обнаружить в почве? Данные занесите в таблицу:

Сравниваемые признаки Сильно утоптанные почвы Малоутоптанные почвы
1. Структура    
2. Влажность    
3. Температура    
4. Состояние лесной подстилки    
5. Состояние перегноя    
6. Степень задерненности    

4. Выясните, оказывает ли человек влияние на состояние почвы исследуемого участка. В чем оно выражается и какую роль играет?

 

Б) Сообщество видов парка

Мы установили, что парк можно рассматривать как отдельную модель природного сообщества. В нем отдельные компоненты влияют друг на друга древесные растения влияют на травянистый покров, почву, характер поверхности, создают свой микроклимат, влияющий на жизнедеятельность животных организмов. Жизнедеятельность животных парка должна рассматриваться с учетом таких факторов внешней среды, как температура, освещенность, влажность, характер почвы и растительности.

Одна из задач нашей экскурсии состоит в том, чтобы рассмотреть эти взаимосвязи, установить характер взаимодействий. Начнем решение этой задачи с ответа на вопрос: надо ли сжигать растительный опад в парке? Почему?

После обсуждения вариантов ответов учащихся делается вывод о том, что от наличия растительного опада зависит жизнедеятельность растительных и животных организмов. Далее учитель предлагает более подробно остановиться на характеристике каждого компонента парка.

 



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
Глава 3. Опытно-экспериментальные исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Опытно-экспериментальные исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)