Глава 3. Опытно-экспериментальные исследования
3.1 Примерный план-маршрут экскурсии в V классе на тему «Жизнь растений весной»
3.2 Экскурсия в ближайшее природное сообщество Цель: изучение многообразия растений и животных на примере парка, условий их совместного существования; признаков приспособленности организмов к жизни в разнообразных условиях. Оборудование: лопаты, копалки, банки-морилки, ботанические папки, целлофановые мешки, инструкции для выполнения самостоятельной работы. План экскурсии: 1. Вводная беседа по установлению места парка в ландшафте населенного пункта. 2. Постановка учебно-познавательной задачи для учащихся: изучить сообщества видов животных и растительных организмов парка и установить характер приспособленности организмов к разнообразным условиям обитания. 3. Выполнение индивидуальных заданий по изучению животных и растений парка, отработка разнообразных методов сбора растительного и животного материала; выявление адаптаций организмов к разнообразным условиям среды обитания. Методические рекомендации Экскурсия носит комплексный межпредметный характер и предполагает выполнение учащимися значительного объема заданий для самостоятельной работы на основе содержания курсов физической географии, природоведения. А) Место парка в ландшафте населенного пункта Перед началом экскурсии учащиеся класса распределяются по группам. На экскурсии группы учащихся выполняют самостоятельные работы, пользуясь инструктивными карточками:
Карточка 1 1. Снимите план парка. 2. Проведите физико-географическое описание местности, в которой расположен парк. 3. Изучите дома краеведческую литературу с целью знакомства с историей создания данного парка. В качестве отчета представьте книжку-раскладушку с планом парка и историей его создания.
Карточка 2 1. Составьте краткое описание рельефа изучаемой местности (плоский, холмистый, с оврагами и т.д.) 2. Выясните, какие горные породы лежат на поверхности; сделайте вывод о том, как они образовались. Имеются ли на территории парка следы последнего оледенения? Если да, то какие? 3. Подумайте, как рельеф данного участка связан с остальными компонентами природного сообщества? 4. Установите, имеются ли на участке следы воздействия человека на рельеф? Если да, то какие?
Карточка 3 1. Определите тип почвы исследуемого участка, ее структуру, степень утоптанности, состояние лесной подстилки, температуру и влажность в разных местах участка. 2. Подумайте, существует ли связь между уплотненностью почвы, влажностью и состоянием лесной подстилки? Если да, то какая? 3. Возьмите по два образца самой утоптанной и неутоптанной почвы. положите образцы в целлофановые пакеты и в школе сделайте анализ - определите состав, структуру. Выясните, остатки каких организмов можно обнаружить в почве? Данные занесите в таблицу:
4. Выясните, оказывает ли человек влияние на состояние почвы исследуемого участка. В чем оно выражается и какую роль играет?
Б) Сообщество видов парка Мы установили, что парк можно рассматривать как отдельную модель природного сообщества. В нем отдельные компоненты влияют друг на друга древесные растения влияют на травянистый покров, почву, характер поверхности, создают свой микроклимат, влияющий на жизнедеятельность животных организмов. Жизнедеятельность животных парка должна рассматриваться с учетом таких факторов внешней среды, как температура, освещенность, влажность, характер почвы и растительности. Одна из задач нашей экскурсии состоит в том, чтобы рассмотреть эти взаимосвязи, установить характер взаимодействий. Начнем решение этой задачи с ответа на вопрос: надо ли сжигать растительный опад в парке? Почему? После обсуждения вариантов ответов учащихся делается вывод о том, что от наличия растительного опада зависит жизнедеятельность растительных и животных организмов. Далее учитель предлагает более подробно остановиться на характеристике каждого компонента парка.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |