Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система показателей конъюнктуры рынка



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
Система показателей конъюнктуры рынка 0.00 из 5.00 0 оценок




Состояние рынка можно охарактеризовать через систему ко­личественных и качественных показателей, каждый из которых отражает определенную сторону рыночной ситуации.

1) Предложение товаров (продуктов и услуг): в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса, регионам.

Предложение – важнейшая категория рынка и первый, исходный показатель рыночной конъюнктуры.

Предложение – это объем товаров (продуктов и услуг), предназначенных на продажу и предлагаемых покупателям на рынке в течение какого-то периода

по определенной цене.

2) Покупательский спрос – это потребность, обеспеченная деньгами и предъявленная на рынке.

Различают две категории спроса: макроспрос, т.е. спрос на все товары или большую их совокупность, и микроспрос – спрос на конкретный товар или его разновидность. Спрос, как и предложение, проявляется на оптовом и потребительском рынках и соответствующим образом дифференцируется.

По формам образования различают спрос потенциальный (закрытый), он складывается на стадии подготовки товара к выходу на рынок, иногда – еще в период разработки или проектирования нового товара; формирующийся спрос – складывающийся на начальной стадии выхода нового товара на рынок, когда покупатели только знакомятся с его свойствами; сложившийся – соответствующий уверенному, признанному положению товара на рынке; сезонный – изменяющийся в течение года в соответствии с сезонным характером производства или потребления, а также климатическими условиями и рекреационными датами и периодами.

К основным показателям конъюнктуры рынка относятся:

· масштаб рынка – его емкость, объем операций по купле-про­даже товара (товарооборот), число предприятий различных типов, выступающих на рынке;

· степень сбалансированности рынка – соотношение спроса и предложения;

· тип рынка (конкурентный, монополистический и т.д.);

· динамика рынка (изменения основных параметров рынка, их вектора, скорость и интенсивность, основные тенденции);

· степень деловой активности (заполненность хозяйственного портфеля фирмы, число и размер заказов, объем и динамика сделок и т.п.);

· уровень устойчивости/колеблемости основных параметров рынка в динамике и пространстве (географическом и эконо­мическом - показатели вариации);

· уровень рыночного риска (оценка вероятности потерпеть по­ражение на рынке);

· сила и размах конкурентной борьбы (число конкурентов, их активность);

· цикличность рынка, т.е. положение рынка в определенной точ­ке/стадии экономического или сезонного цикла;

· средняя норма прибыли (сумма валовой и чистой прибыли и показатели рентабельности).

Для реализации поставленных перед изучением конъюнктуры рынка задач строится соответствующая система показателей, характеризующих ее проявления:

Предложение товаров (продуктов и услуг): в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам характеризуют показатели:

· объем, структура и динамика предложения;

· производственный и сырьевой потенциал предложения;

· эластичность предложения.

Покупательский спрос на товары (продукты и услуги): в целом и в распределении по: отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам характеризуют показатели:

· спрос в дифференциации по следующим признакам: степени удовлетворения, вектору изменения, формам образования, покупательским намерениям, состоянию рынка и месту покупки;

· потребительский потенциал (в целом и по отдельным товарам и услугам): емкость рынка средств производства, емкость рынка предметов потребления и емкость рынка услуг;

· эластичность спроса.

Пропорциональность рынка характеризуют показатели:

· соотношение спроса и предложения;

· соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг;

· товарная структура товарооборота (продажи, услуг):

· раздел (доля) рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами;

· структура продавцов по формам собственности;

· структура покупателей (оптовых - по формам собственности, розничных - по социально демографическим и другим потребительским признакам);

· региональная структура рынка.

Тенденция развития рынка характеризуют показатели:

· темпы роста, векторы и параметры трендов продажи, цен и товарных запасов, инвестиций и прибыли.

Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка характеризуют показатели:

· коэффициенты вариации продажи, цен и товарных запасов во времени и в пространстве (экономическом и географическом);

· параметры моделей сезонности развития и цикличности развития рынка.

Региональные различия состояния и развития рынка характеризуют показатели:

· региональная вариация соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка;

· региональная вариация уровня спроса (в расчете на душу населения)

· региональная вариация темпов динамики основных параметров развития рынка.

Деловая активность характеризуется показателями:

· портфель заказов, его состав, заполненность и динамика;

· число, размер, частота и динамика сделок;

· степень загруженности производственных (торговых) мощностей.

Коммерческий (рыночный) риск оценивается показателями:

· инвестиционный риск;

· риск принятия маркетинговых решений;

· риск случайных рыночных колебаний.

Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции характеризуют показатели:

· число фирм, выступающих на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации;

· общий объем реализации товаров (продуктов и услуг) на рынке и распределение фирм по размеру (объему сбыта и продажи);

· уровень приватизации: число и доля приватизированных предприятий, их организационные формы, их доля в общем объеме рынка;

· раздел рынка (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продажи);

· доля малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.

 

Данная система показателей включает в себя не только специфические показатели конъюнктуры, но и ряд показателей статистики рынка из других блоков.

Пользуясь приведенной системой показателей, конъюнктур­ный анализ должен всесторонне проанализировать рыночную си­туацию и дать комплексную оценку состояния рынка. [4, с.242]

 



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
Система показателей конъюнктуры рынка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система показателей конъюнктуры рынка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)