Система показателей конъюнктуры рынка
Состояние рынка можно охарактеризовать через систему количественных и качественных показателей, каждый из которых отражает определенную сторону рыночной ситуации. 1) Предложение товаров (продуктов и услуг): в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса, регионам. Предложение – важнейшая категория рынка и первый, исходный показатель рыночной конъюнктуры. Предложение – это объем товаров (продуктов и услуг), предназначенных на продажу и предлагаемых покупателям на рынке в течение какого-то периода по определенной цене. 2) Покупательский спрос – это потребность, обеспеченная деньгами и предъявленная на рынке. Различают две категории спроса: макроспрос, т.е. спрос на все товары или большую их совокупность, и микроспрос – спрос на конкретный товар или его разновидность. Спрос, как и предложение, проявляется на оптовом и потребительском рынках и соответствующим образом дифференцируется. По формам образования различают спрос потенциальный (закрытый), он складывается на стадии подготовки товара к выходу на рынок, иногда – еще в период разработки или проектирования нового товара; формирующийся спрос – складывающийся на начальной стадии выхода нового товара на рынок, когда покупатели только знакомятся с его свойствами; сложившийся – соответствующий уверенному, признанному положению товара на рынке; сезонный – изменяющийся в течение года в соответствии с сезонным характером производства или потребления, а также климатическими условиями и рекреационными датами и периодами. К основным показателям конъюнктуры рынка относятся: · масштаб рынка – его емкость, объем операций по купле-продаже товара (товарооборот), число предприятий различных типов, выступающих на рынке; · степень сбалансированности рынка – соотношение спроса и предложения; · тип рынка (конкурентный, монополистический и т.д.); · динамика рынка (изменения основных параметров рынка, их вектора, скорость и интенсивность, основные тенденции); · степень деловой активности (заполненность хозяйственного портфеля фирмы, число и размер заказов, объем и динамика сделок и т.п.); · уровень устойчивости/колеблемости основных параметров рынка в динамике и пространстве (географическом и экономическом - показатели вариации); · уровень рыночного риска (оценка вероятности потерпеть поражение на рынке); · сила и размах конкурентной борьбы (число конкурентов, их активность); · цикличность рынка, т.е. положение рынка в определенной точке/стадии экономического или сезонного цикла; · средняя норма прибыли (сумма валовой и чистой прибыли и показатели рентабельности). Для реализации поставленных перед изучением конъюнктуры рынка задач строится соответствующая система показателей, характеризующих ее проявления: Предложение товаров (продуктов и услуг): в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам характеризуют показатели: · объем, структура и динамика предложения; · производственный и сырьевой потенциал предложения; · эластичность предложения. Покупательский спрос на товары (продукты и услуги): в целом и в распределении по: отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам характеризуют показатели: · спрос в дифференциации по следующим признакам: степени удовлетворения, вектору изменения, формам образования, покупательским намерениям, состоянию рынка и месту покупки; · потребительский потенциал (в целом и по отдельным товарам и услугам): емкость рынка средств производства, емкость рынка предметов потребления и емкость рынка услуг; · эластичность спроса. Пропорциональность рынка характеризуют показатели: · соотношение спроса и предложения; · соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг; · товарная структура товарооборота (продажи, услуг): · раздел (доля) рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами; · структура продавцов по формам собственности; · структура покупателей (оптовых - по формам собственности, розничных - по социально демографическим и другим потребительским признакам); · региональная структура рынка. Тенденция развития рынка характеризуют показатели: · темпы роста, векторы и параметры трендов продажи, цен и товарных запасов, инвестиций и прибыли. Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка характеризуют показатели: · коэффициенты вариации продажи, цен и товарных запасов во времени и в пространстве (экономическом и географическом); · параметры моделей сезонности развития и цикличности развития рынка. Региональные различия состояния и развития рынка характеризуют показатели: · региональная вариация соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка; · региональная вариация уровня спроса (в расчете на душу населения) · региональная вариация темпов динамики основных параметров развития рынка. Деловая активность характеризуется показателями: · портфель заказов, его состав, заполненность и динамика; · число, размер, частота и динамика сделок; · степень загруженности производственных (торговых) мощностей. Коммерческий (рыночный) риск оценивается показателями: · инвестиционный риск; · риск принятия маркетинговых решений; · риск случайных рыночных колебаний. Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции характеризуют показатели: · число фирм, выступающих на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации; · общий объем реализации товаров (продуктов и услуг) на рынке и распределение фирм по размеру (объему сбыта и продажи); · уровень приватизации: число и доля приватизированных предприятий, их организационные формы, их доля в общем объеме рынка; · раздел рынка (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продажи); · доля малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.
Данная система показателей включает в себя не только специфические показатели конъюнктуры, но и ряд показателей статистики рынка из других блоков. Пользуясь приведенной системой показателей, конъюнктурный анализ должен всесторонне проанализировать рыночную ситуацию и дать комплексную оценку состояния рынка. [4, с.242]
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |