Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Физиологические особенности человека



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
Физиологические особенности человека 0.00 из 5.00 0 оценок




Физиоло­гия — наука о жизнедеятельности целостного организ­ма и его отдельных частей, клеток, органов, функ­циональных систем. Это весьма разветвленная наука, охватывающая многие проблемы, связанные с механиз­мами различных функций живого организма (ростом, размножением, дыханием и др.), с их взаимодействием, регуляцией и приспособлением к внешней среде, про­исхождением и становлением в процессе эволюции. Одна из основных задач физиологии животных и человека — изучение регулирующей и интегрирующей роли нервной системы в организме. В решение этой задачи существенный вклад внесли выдающиеся российские физиологи И.П. Павлов (1849— 1936), создавший учение о высшей нервной деятельности (он удостоен Нобелевской премии 1904 г.), и И.М. Сеченов (1829- 1905), обо­сновавший в классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности. В частности, И.П. Пав­лов разработал метод условных рефлексов и установил, что в основе психической деятельности лежат физио­логические процессы, происходящие в коре головного мозга и определяющие основные особенности человека как феномена природы.

С биологической точки зрения появление челове­ка разумного может казаться вполне ординарным со­бытием. Однако человек — носитель разума, мысли, это особый феномен природы. В процессе развития живых систем сформировался мозг — материальная основа разума. Элементы разумного поведения проявляют многие высшие животные и некоторые птицы. Но полноценное проявление разума в биосфере присуще только человеку, так как лишь в его социальном сооб­ществе сформировалась, а затем развивалась коллек­тивная память, названная В.И. Вернадским научной мыслью.

Научная мысль — это созданный человеком разум­ным на определенной стадии его развития независи­мый от отдельной особи коллективный аппарат сбора, накопления, обобщения и хранения знания. И только человек в состоянии использовать такой аппарат для решения своих практических проблем. Научная мысль в сочетании с трудовой деятельностью человека стала великой геологической силой, способной преобразо­вать биосферу. «Научная мысль как проявление живо­го вещества, по существу, не может быть обратимым явлением — она может остановиться в своем движе­нии, но, раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограничен­ного развития в ходе времени»,— так писал В.И. Вер­надский.

Характерные особенности и специфика человека, отличающие его от других высших животных, закреп­лены в материальном носителе разума — мозге. Чем же мозг человека отличается, например, от мозга по­хожих на него приматов? Каким бы это ни показа­лось странным, но сравнительно недавно специалис­ты не видели принципиальных различий в строении их мозга. Только на современном уровне понимания строения и специфики работы мозга, достигнутом в последние 30 — 40 лет, выяснилось, что простейшим функциональным элементом мозга является струк­турный ансамбль нервных клеток— нейронов со сложными и фиксированными разветвлениями взаи­мосвязей. Один ансамбль обычно управляет вполне определенным процессом или одной функцией орга­низма.

Эволюция мозга, его усложнение происходили не столько за счет роста числа нейронов, сколько за счет организации и упорядоченности как отдельных струк­турных ансамблей, так и центров, объединяющих от­дельные функции в сложные поведенческие реакции. Структурные ансамбли разветвляются в форме верти­кальных колонок, включающих клетки древних слоев мозга, расположенных в его нижних пластах, и клетки более поздних поверхностных слоев. В результате ус­ложнения связей и увеличения их числа происходят и качественные изменения структурных ансамблей.

Структурные ансамбли мозга человека и прима­тов, определяющие такие функции, как зрение, слух и двигательные реакции тела, мало различаются между собой. Существенные отличия выявлены в размерах и связях структурных ансамблей мозга человека, ведаю­щих его речью и двигательными реакциями рук, осо­бенно кистей, и определяющих способность человека к трудовой деятельности. У человека заметно выделя­ются лобные доли, которые, согласно сложившимся представлениям, осуществляют интеграцию различных функций мозга в целенаправленные поведенческие реакции, а также участвуют в ассоциативных и обоб­щающих мыслительных процессах. У человека относи­тельно большая площадь лобных долей мозга — около 25%, и общее число нейронов — более 1010.

Несмотря на многие достижения современного естествознания, мозг человека остается одним из са­мых загадочных объектов исследования. Тем не менее, к настоящему времени удалось определить функции нейромедиаторов, с помощью которых передаются биохимические сигналы от одного нейрона к другому, и выяснить механизмы действия кратковременной и долговременной памяти живых организмов. За эту работу известные ученые А. Карлссон (1923), П. Грингард (1925) и Э. Кэндель (1929) удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине за 2000 г.

Мозг как единая система обладает удивитель­ным свойством — памятью. Память — это основной ориентир человека в окружающем мире. Она при­дает направленность событиям, связывая настоящее с прошедшим и сегодняшнее поколение с нашими предками. Именно благодаря памяти накапливалась информация и передавалась от поколения к поколе­нию. Следовательно, благодаря ей возникла и раз­вивается цивилизация.

Память зависит не только от конкретных биохими­ческих процессов в отдельных нервных клетках, но, прежде всего от того, в каких именно клетках они происходят, от расположения их в том или ином отде­ле мозга и их связи друг с другом. Основа памяти — установление связи между воспринимаемыми образа­ми, нервными клетками и их ансамблями, между отделами и уровнями мозга. Извлечение информации из кладовых памяти подобно игре на удивительном по своей сложности инструменте, из которого опытный исполнитель извлекает чудесные мелодии.

Именно на установлении и последующем поиске связей основана мнемотехника — система приемов, облегчающих запоминание. Принцип исскуства запоминания: главное условие хорошей па­мяти — это способность упорядоченно располагать в мыслях все то, что следует запомнить. Этот принцип позднее лег в основу театра памяти, популярного в эпоху Возрождения, и к настоящему времени стал универсальным. Не его ли мы используем сегодня при написании плана сочинений, при составлении ката­лога компьютерной базы данных и т. п.? Ответ очеви­ден: конечно же, он помогает и логично излагать мыс­ли, и рационально использовать компьютер. Более того, по аналогичному принципу строилось классичес­кое университетское образование, нацеленное не столько на запоминание фактов, сколько на нахожде­ние связи между ними, на умение нахождения нуж­ной информации и ее использование, т. е. на умение построить свой театр памяти, помогающий работать с новыми сведениями.

Отметим еще одно характерное свойство мозга. Строение ансамблей нервных клеток, их связи в мозгу программируются генетическим аппаратом. Развитость речевых и двигательно-трудовых структурных ансам­блей мозга человека наследуется детьми от родителей. Однако наследуется не речь и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная возможность их пос­ледующего приобретения. Генетические возможности реализуются только при условии, что с раннего дет­ства конкретный ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Генетический потен­циал ограничен во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, то потенциал гаснет, а человек по своему развитию остается на уровне того же примата.

В истории человечества немало примеров, показы­вающих, что не только отдельная личность, но и целые сообщества людей обязаны вести непрерывную работу по овладению, сохранению и приумножению того, что выделяет людей из животного мира. Малейшее ослабление усилий или, что еще хуже, сознательное пробуждение в людях низменных начал в ущерб разу­му, когда, например, преследуются неблагородные политические цели, с поразительной быстротой ведут к потере культурных завоеваний, возрождению дико­сти и агрессивности даже в цивилизованном обществе.

 

 

Психология человека

С развитием физиологии во второй половине XIX в. родилась психология — наука о душе, о внутреннем мире человека. Слово «психика» в переводе с греческого означает «душа». Психика — система регуляторов поведения в сложной среде, воз­никшая в ходе биологической эволюции. В отличие от животных люди способны к преднамеренной совместной деятельности, речевому взаимодействию, исполь­зованию опыта человечества, сознательной саморегу­ляции, созидательной трудовой активности, познанию неявного; они имеют долгое детство и психически раз­виваются в течение всей жизни. Ориентация в явлениях психики — органическое звено подготовленнос­ти профессионала, условие его деловой культуры. Про­фессионалы различаются по частным психологическим особенностям, но сходны по общей структуре психоло­гического склада.

Знание особенностей психики (своей и других) ориентирует человека в деле самосовершенствования и построения профессионального жизненного пути. Но освоение фактов и закономерностей психологии идет не стихийно, а путем планомерного образования, са­мообразования.

Психика человека обеспечивается телесными его системами и в то же время влияет на них. Длительные и тяжкие переживания, вызванные чисто социальны­ми и моральными обстоятельствами (утрата собствен­ного признания, идейные разногласия и т. п.), закономерно ведут к телесным недугам, заболеваниям. И на­оборот, болезни тела и даже беспечное отношение к себе — путь к утратам психического статуса, не гово­ря уж о заболеваниях, нарушениях нервной системы, которые напрямую влияют на психику.

Существование и развитие организма в среде обес­печиваются процессами познания и исполнения сис­темой психологических регуляторов поведения. Знания, как отображения некоторых реальностей в голове че­ловека, есть явления психики и, в свою очередь, сами являются реальностью, необходимой для целесообраз­ной регуляции нашей активности. Мы можем знать о том, что недоступно органам чувств, и порождать зна­ние о том, чего нет в культуре или природе. Владение теоретическим знанием качественно улучшает практическое решение задач. Ориентироваться в психологи­ческих закономерностях возникновения и динамизма знаний важно для самообразования, организации и улучшения профессиональной деятельности.

Знания о людях и о себе — специфические и важ­ные области явлений, процессов психики. Но не все, что происходит в психике, подотчетно сознанию чело­века. Бессознательные процессы тоже регулируют нашу активность. Они доступны научному анализу и о них важно иметь достоверные сведения.

Человеческая деятельность характеризуется слож­ной динамикой. Она связана многообразными отноше­ниями с индивидуальными свойствами личности, об­щественным и индивидуальным сознанием, опытом человека, его природой и культурной средой. Значе­ние деятельности определяется тем, что психика не только в ней проявляется, но и формируется в течение жизни. О направленности (системе побуждений — идеалов, убеждений, интересов) личности, ее устойчи­вых отношениях к разным сторонам действительности узнают, анализируя деятельность. Ценные или неже­лательные особенности личности складываются в за­висимости от того, в какую деятельность включен че­ловек. Если же мы намерены формировать личность в должном направлении, то следует позаботиться об организации его соответствующей деятельности.

 



2019-12-29 205 Обсуждений (0)
Физиологические особенности человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Физиологические особенности человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)