Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управление дебиторской задолженностью.



2019-12-29 151 Обсуждений (0)
Управление дебиторской задолженностью. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные две группы дебиторской задолженности предприятию – это долгосрочная задолженность других предприятий, входящих в международную группу ClearWater (в счет кредитов, поставок материальных ценностей) и задолженность клиентов. Если управление первой группой задолженности ведется в соответствие с долгосрочной финансовой политикой группы, то взыскание краткосрочной задолженности с клиентов является заботой финансового отдела и отдела сбыта.

Размер клиентской задолженности на конец 2000 года составил 11,9 миллионов рублей. Поскольку срок оплаты, устанавливаемый стандартным клиентским договором, равен 5 дням, то средний размер непросроченной дебиторской задолженности должен составлять 5/365=1,4% от годовой выручки (с учетом НДС). При выручке 2000 года в 307 миллионов рублей с учетом НДС эта цифра должна составить 4,3 миллиона рублей. Но поскольку в течение года наблюдался рост продаж, то целесообразнее определять размер нормальной дебиторской задолженности на конец года как 5,5% от квартальной выручки IV квартала (с учетом НДС). Тогда он будет равен 5,4 миллионам. 87 миллиона рублей*0,055=4,8 миллионов рублей.

Таким образом, к просроченной задолженности относится 7,1 миллионов рублей, или 60% всей задолженности клиентов. Большая часть этих долгов просрочена не более чем на неделю. Значительные задержки платежей (более двух недель) образуют не более 20% дебиторской задолженности клиентов. В разряд безнадежных к взысканию долгов по итогам 2000 года было списано 1,3 миллиона рублей, или 9% брутто-задолженности (с учетом этой суммы) на конец года.

Итак, с одной стороны, период оборота дебиторской задолженности составляет 12 дней, что является вполне приемлемым показателем. В просроченные и безнадежные долги авансируется 8,5 миллионов рублей, 14% текущих активов предприятия, что также приемлемо. Но, с другой стороны, любое отвлечение средств из оборота является нежелательным, а показатели просроченной и безнадежной к взысканию задолженности превысили предусмотренные планом. Так, на безнадежные планировалось списать не более 5% дебиторской задолженности на конец года. Можно сделать вывод, что необходимы меры по увеличению эффективности управления дебиторской задолженностью. Меры, применяемые к должникам, описаны в начале работы, в пункте, посвященном расчетам предприятия с клиентами. К ним относятся начисление пени в размере 0,1% за каждый день просрочки и, на крайний случай, приостановка доставки воды и перевод клиента в «черный список», предусматривающий расчеты только по предоплате.


 

2. Финансовое прогнозирование и финансовое планирование

Прогнозирование отчета о прибылях и убытках

 

Составление прогнозного отчета о прибылях и убытках подразумевает два этапа – определение прогнозного объема продаж и планирование затрат на производство и реализацию продукции. В данной главе я привожу расчеты, итоговый результат которых – примерный финансовый план предприятия на 2001 год – приведен в таблице в конце главы. Следует отметить, что в целях планирования все расчеты на рассматриваемом предприятии производятся в долларовом выражении, что связано с долларовым определением цен на продукцию, заработной платы и большей части материальных расходов предприятия. В ситуации относительно стабильной динамики курса доллара относительно среднего уровня цен использование сложившихся долларовых нормативов издержек, возникающих в рублевом выражении, также является правомерным.

 

Планово-прогнозные расчеты объема продаж

Основные промежуточные показатели, необходимые для расчета выручки предприятия в прогнозном периоде, это – число установок оборудования (number of installations) и среднее планируемое потребление воды на одну установку (average consumption) по каждому виду установок. Прогноз этих показателей позволяет рассчитать объем продаж воды в натуральном выражении (в бутылях), основной показатель планирования финансовых результатов на предприятии.

В нижеприведенной таблице я привожу примерный расчет объема продаж воды.

 

2000 (факт)

2001 (прогноз)

Число установок

Ежемесячное потребление бутылей

Объем продаж, тыс. бут.

Число установок

Ежемесячное потребление бутылей

Объем продаж, тыс. бут.

На 1.01 На 31.12 На 1.01 На 31.12
Кулеры 9000 12000 6,6 832 12000 12000 6,75 971
Диспенсеры 3500 5000 2,6 133 5000 6000 2,75 182
Помпы 5500 7000 2,6 195 7000 8000 2,75 248
Карбокулеры 0 0 - 0 0 3000 8,25 149
ИТОГО 18000 24000 - 1160 24000 29000 - 1550

 

Расчет показывает, что при увеличении числа установок на 20%, в том числе в коммерческом секторе на 25%, среднегодовое их количество вырастет на 26%, а рост продаж воды составит до 34% по сравнению с 2000 годом. Такие прогнозные результаты обусловлены ожидаемым ростом среднего потребления воды в коммерческом и индивидуальном секторах в связи с ростом доходов клиентов и распространения культуры потребления очищенной воды. Важную роль в планах компании по расширению доли рынка, контролируемой предприятием, играет внедрение нового оборудования для розлива воды – карбокулеров. Карбокулеры, импортируемые из Венгрии, позволяют клиентам предприятия получать не только холодную и горячую, но и газированную воду.

План продаж на IV квартал составляет 27% годового, или 415 тысяч бутылей.

В денежном выражении рост продаж составит 30% - с 9,1 до 11,8 миллионов долларов без учета НДС. Отстающий темп роста выручки связан, с замедлением темпов роста установок и с планируемым снижением средних цен на воду (за счет расширения системы скидок). Средняя цена 19-литровой бутыли в 2001 году упадет с 6,25 до 6 долларов без НДС (7,2 доллара с НДС). Доля выручки, обеспечиваемая продажей воды, составит 79%, как и в 2000 году, поскольку снижение цен должно быть компенсировано увеличением потребления воды в расчете на установку.

Арендные поступления должны по плану обеспечить 2,05 миллиона долларов, или 18% выручки. Ставки арендной платы за оборудование планируется сохранять на уровне 2000 года. Новые карбокулеры – относительно дорогое оборудование – обеспечат 13% арендных поступлений.

Оставшиеся 3% планируемой выручки приходятся на прочие доходы, такие как продажа сопутствующих товаров и санобработка оборудования.

 

Прогнозирование плановых производственных затрат на реализуемую продукцию, коммерческих и управленческих расходов.

Как было отмечено в первой главе, производственные расходы составляют меньшую часть издержек. Их размер находится в довольно четкой зависимости от объема производства, поэтому планирование осуществляется методом пропорционального расчета, с учетом экономии от повышения эффективности использования производственных ресурсов.

Планирование удельных производственных расходов целесообразно вести в расчете на бутыль, расходов на реализацию продукции – в расчете на установку.

Резервы снижения удельных нормативов существуют по многим статьям, в первую очередь вследствие увеличения загрузки существующих мощностей и, таким образом, поднятия эффективности использования основных средств и трудовых ресурсов. Увеличение производства бутылей планируется исходя из исследований спроса, и должно составить в 2001 году 34% по сравнению с 2000 годом, с 1160 до 1550 тысяч бутылей (см. предыдущую главу). Заработная плата с начислениями в расчете на одну бутыль, как было отмечено ранее, составила в 2000 году 29 центов. Штат производственного управления планируется увеличить с 56 до 70 человек, т.е. на 25%, в основном за счет низкоквалифицированных рабочих, так что увеличение фонда заработной платы производственных рабочих с учетом отчислений в социальные фонды при этом составит около 19% - с 337 до 400 тысяч долларов.

Таким образом, производительность труда в 2001 году должна составить (1550/70)/(1160/56)=107% по сравнению с 2000 годом. Средняя заработная плата работающих на производстве составит (400/70)/(337/56)=95%.

Экономия от снижения себестоимости продукции за счет опережающего роста производительности труда составит:

Э(т)=(0,33 – 0,33*95/107)*1550 тыс. бутылей = 50 тысяч долларов.

Дополнительных капиталовложений в основные фонды фабрики производить не планируется, планируемая закупка дополнительного оборудования для розлива воды обойдется предприятию в 1900 тысяч долларов, в том числе 1275 тысяч – карбокулеры, 19-литровых бутылей - в 240 тысяч. При этом, с учетом естественного выбытия кулеров и бутылей, прирост стоимости основных фондов, амортизация которых относится на прямые затраты, составит 1440 тысяч долларов. Сами амортизационные отчисления увеличатся на 230 тысяч долларов.

План закупок, списания и амортизации оборудования для розлива воды и бутылей приведен в таблице (все суммы – в тысячах).

  Полная стоимость на 31.12.00 Амортизация за 2000 год Закупки, план на 2001 год Выбытие, план на 2001 год Полная стоимость на 31.12.00 Амортизация за 2001 год
Кулеры 1783 359 450 430 1803 360
Диспенсеры и помпы 425 86 181 106 500 93
Карбокулеры 0 0 1275 0 1275 127
Бутыли 432 144 234 144 522 159
ИТОГО 2640 589 2140 680 4100 739

 

Таким образом, в 2000 году амортизация бутылей и оборудования в расчете на одну проданную бутыль воды составила 51 цент. В 2001 году амортизационные отчисления от стоимости основных фондов составят (739/4100)/(589/2640)=81% от отчислений 2000 года. Фондоотдача в 2001 году по сравнению с 2000 составит (1550/4100)/(1160/2640)=86%. Снижение фондоотдачи связано, в первую очередь, с изменением структуры фондов – появлением сравнительно дорогих карбокулеров при темпах роста выручки, отстающих от темпов роста числа установок.

Экономия за счет изменения фондоотдачи бутылей и оборудования для розлива воды составит:

Э(а)=(0,51-0,51*81/86)*1550 тыс. бут. = 48 тысяч долларов.

Поскольку основные фонды фабрики не претерпят изменений в 2001 году (максимальная мощность имеющегося оборудования позволяет производить до 9 миллионов бутылей в год), и их стоимость не изменится, эффективность их использования также возрастет при увеличении объема производства. Экономия от повышения фондоотдачи данного оборудования, а также от сокращения доли прочих условно-постоянных расходов, таких как земельная рента, оплата коммунальных услуг и прочие, составляет: (0,39-0,4/1,39)*1550 тыс. бут. = 155 тыс. дол., где 39 центов – доля условно—постоянных производственных расходов в цене бутыли в 2000 году.

Нормы материальных затрат строго установлены, их доля в стоимости бутыли в 2001 году должна остаться на том же уровне, что и в 2000 – 39 центов. Экономия по данной статье не предусматривается.

 

Итак, за счет повышения эффективности использования имеющихся ресурсов предприятие планирует сэкономить 50+48+155=253 тысячи долларов на прямых затратах. В расчете на каждую из 1550 тысяч бутылей, которые должны быть произведены и проданы по плану 2001 года, экономия составит 253/1550=0,16 дол., т.е. 16 центов.

Постатейный план производственных затрат приведен в таблице:

Статья

2000 (факт)

2001

(по нормам 2000)

Экономия

2001 (план)

Всего На 1 бут. Всего На 1 бут.
Материальные затраты 457 39 центов 610 0 610 39 центов
Заработная плата 337 29 центов 450 50 400 26 центов
Амортизация бутылей и оборудов-я для розлива 589 51 цент 787 48 749 48 центов
Условно-постоянные расходы 461 39 центов 616 155 461 30 центов
ИТОГО 1844 1,59 дол. 2463 253 2210 1,43 дол.

 

Планирование расходов на реализацию продукции может осуществляться пропорциональным методом (исходя из нормы расходов на одну установку), или методом прямого счета. На этом направлении выделены четыре основных центра затрат – транспортное управление, отделы сервисного обслуживания, продаж и маркетинга. Расходы отдела маркетинга являются, в значительной своей части, единовременными: реклама, PR-акции, исследования рынка. Планирование этих мероприятий осуществляется методом прямого счета, с учетом опыта прошлых лет. Лимит затрат отдела маркетинга на 2001 год составляет 370 тысяч долларов.

Затраты отделов сервисного обслуживания и продаж, а также транспортного управления напрямую зависят от числа установок. 75% этих затрат (1210 тысяч долларов) в 2000 году составила заработная плата (с отчислениями) водителей, операторов и торговых агентов, напрямую зависящая от числа клиентов. Среди прочих статей затрат этих отделов следует выделить расходы на топливо, ремонт и связь транспортного управления, амортизацию транспортных средств и расходы на обслуживание базы данных. Эти расходы являются условно-постоянными, их размер возрастает с меньшими темпами, чем число установок. План предусматривает 15%-й рост по перечисленным статьям по сравнению с 2000 годом. Напомню, что рост среднего числа установок в 2001 году планируется на уровне 26%.

С учетом экономии за счет снижения доли условно-постоянных расходов финансовый план предусматривает увеличение расходов транспортного управления на 22%, отделов продаж и сервисного обслуживания на 26%, отдела маркетинга на 40%.

Административные и управленческие расходы в 2000 году составляли 45% всех расходов предприятия, свыше 3 миллионов долларов. Основные направления, по которым расходуются эти средства – это заработная плата сотрудников офиса генерального директора, бухгалтерии и юридического отдела, арендная плата за офис, командировки, услуги связи, аудиторско-консультационные услуги и прочие расходы, в том числе налоги, относимые на себестоимость. В 2001 году планируется уменьшение некоторой части этих расходов. Общий лимит по административным и управленческим расходам на 2001 год определен на уровне 2950 тысяч долларов.

Таким образом, плановый размер прибыли от хозяйственной деятельности предприятия за 2001 год равен 4,29 миллиона долларов. Убыток от прочих видов деятельности планируется в размере 350 тысяч. В результате, планово-прогнозный размер прибыли до налогообложения равняется 3,94 миллиона долларов.

Планирование распределения и использования прибыли рассмотрено в следующей главе.




2019-12-29 151 Обсуждений (0)
Управление дебиторской задолженностью. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управление дебиторской задолженностью.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)