Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. Философско-методологические основания проблемы изменения глобального климата



2019-12-29 826 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. Философско-методологические основания проблемы изменения глобального климата 0.00 из 5.00 0 оценок




Максименко Ю. А.

Изменение климата как глобальная проблема: философско-методологические аспекты.

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Философско-методологические основания проблемы изменения глобального климата

1.1. Онтологические основания проблемы глобального климата
1.2. Гносеологический аспект проблемы климата Земли
1.3. Аксеологические истоки экологоопасного антропогенного воздействия на климат Земли
1.4. Особая роль России в стратегии предотвращения глобального потепления

ГЛАВА 2. Проблемы климата как объект глобалистики

2.1. Место проблем климата в системе глобальных проблем современности и ее связь с проблемой выживания цивилизации
2.2. Концепция ноосферы и ее методологическая функция
2.3. Вопросы информатизации в контексте проблемы глобального климата: опыт системного подхода
2.4. Экологическая функция государства и антропогенное воздействие на климат планеты: задачи и перспективы

Заключение

Список литературы

Введение

Человечество вступило в мир сложнейших зависимостей и всеобщих проблем, лишивших род людской его былой уверенности в своем бессмертии. Никогда прежде наша планета не подвергалась таким перегрузкам, а человек еще никогда не вступал в такие противоречия с результатами своего труда, которые сделали его предельно зависимым от научно-технических достижений и незащищенным перед мощью, которую он сам же создал.

Долгосрочные интересы человека относительно жизнеподдерживающих систем, очевидно, поставлены на карту, включая те, что относятся к сельскому хозяйству и обеспечению чистоты воздуха и воды. Интересы нынешних и будущих представителей человечества в медицинских и сельскохозяйственных исследованиях, научных изысканиях, а также интересы, связанные с рекреацией и эстетическим восприятием природы, также образуют прочную платформу для сохранения многих видов вместе с теми частями экосистемы, с которыми они взаимодействуют. Не следует также недооценивать и символическое значение дикой природы для нашего нормального психического состояния и чувства перспективы.

Среди проблем общечеловеческого масштаба, от решения которых зависят дальнейшие перспективы развития цивилизации, важное место занимают глобальные экологические проблемы (особое место среди которых занимает проблема изменения глобального климата), выступающие в форме поиска оптимальной альтернативы во взаимоотношении общества и природы в условиях научно-технической революции. Социально-экологический выбор, который предстоит сделать человечеству, с самого начала выявил свою системную, интердисциплинарную и деятельностно-ориентированную природу.

Антропогенное воздействие на биосферу привело к образованию системы глобальных экологических проблем, угрожающих существованию жизни на Земле. Сознание и мировоззрение человека оказалось неподготовленным даже к самому факту появления глобальных проблем. Процесс же осмысления возникших противоречий едва поспевает за темпами их нарастания и обострения. В то же время постепенно, но все более определенно складывается понимание того, что глобальные проблемы по масштабам проявления и степени опасности для человека не имеют себе аналогов в истории, а для их принципиального преодоления остается все меньше времени.

В то же время, за последние годы представления об общечеловеческих проблемах значительно расширились, стали глубже. Значительные изменения претерпело и миропредставление людей, понимание ими того, что человек в значительно большей степени, чем это осознавалось раньше, зависит от природы, от окружающей среды.

Но хотя во всем мире продолжается активный поиск путей преодоления глобальных проблем, опасность, которую они представляют, продолжает возрастать. К тому же пока не найдено достаточно эффективных, выходящих на практику решений, не достигнута и согласованность действий, совершенно необходимая в данном случае. Усилия, порой значительные, предпринимаемые отдельными или несколькими государствами, не всегда дают желаемый результат и, в лучшем случае, лишь ослабляют, но по крупному счету не решают проблемы, ставшие бедой человечества.

Основная причина такого положения заключается в противоречии между глобальным характером проявления данных проблем и частными подходами к их решению. Вот почему одной из главных задач, стоящих перед общественными науками и философией, является формирование нового глобального мышления на основе современных представлений о законах общественного развития и гармоничном отношении общества и природы.

В ХХ веке человеческая цивилизация столкнулась с опасностью антропогенного изменения климата Земли, изменения неуправляемого, труднопрогнозируемого. Его масштабы и последствия служат предметом острых дискуссий, тем более неясна стратегия человечества в области контроля над климатом.

Особенно важен философский анализ данной проблемы: диссертант вынужден констатировать, что современный статус отношений человека с природой можно охарактеризовать как кризис, который, однако, не обязательно ведет к катастрофе, во всяком случае в той области, которая касается климата. И именно существующий статус отношений человека и природы порождает опасность экокатастрофы (в частности, климатической).

Философское поле анализа глобальной климатической обстановки простирается от человека, взятого во всей его ценности, до природы в трех ее основных значениях: 1) Универсума, 2) соотносящейся с человеческим обществом часть Универсума, 3) внутренней основы человека.

Философия может помочь решению глобальных экологических проблем, и, в частности, климатических, в различных направлениях, ибо она стимулирует формирование нового общественного познания, ориентированного потребностью преодоления экологических противоречий, связанных с культурными установками прошлого, а также способствует преодолению ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно-практических ориентаций человека в его отношениях с природой, разобщенности мнений.

Можно выделить три круга философских проблем, которые требуют анализа в связи с современной климатической проблемой. Первый назовем онтологическим — он отражает законы, связи и отношения, свойственные глобальной климатической системе, фундаментальное диалектическое противоречие между человеком и природой и рассмотрением философских принципов, на основании которых это противоречие могло бы преодолеваться, не отражаясь гибельно на судьбе человеческого рода и биосферы. Второй — гносеологический — затрагивает вопросы познания воздействия человека на глобальный климат в плане субъект-объектного отношения. Из этой проблематики имеется непосредственный выход к философско-методологическому анализу науки и путей ее переориентации на решение экологической проблемы. И, наконец, этико-эстетический круг философских проблем касается необходимости нравственной и эстетической переоценки отношения к природной среде каждого человека и всего общества в плане формирования экологической этики, экологического сознания, эстетики природы, рассмотрения диалектики свободы и ответственности человека по отношению к природной среде. Кризис отношения природы и человека не является ни экономическим, ни политическим и тем более не технологическим — он имеет прежде всего нравственный характер, что обусловлено прежде всего гигантским, все возрастающим разрывом между этическими задачами и реальным поведением человека. Этот разрыв стал особенно явным в последние два столетия и привел к формированию принципиально новых, рациональных и антигуманных отношений с природой, носящих характер жестокого противостояния. Отраженный и усиленный этой стеной отчуждения, импульс функциональных, прагматических отношений вернулся и в само человеческое общество, сделав его глубоко враждебным человеку, и развив до необычайной силы институты техно- и бюрократии, воплощающие в себе антигуманное начало.

Аксеологический аспект кризиса отношений человека и природы заключается в том, что человек, разорвав естественные связи, поставлен в ситуацию неразрешимого конфликта. По своей физиологической организации люди принадлежат к миру животных, существование которых определяется инстинктами и гармонией с природой. Поступки же человека уже не определяются только инстинктами. Самосознание, разум, воображение и способность к творчеству нарушают единство со средой обитания и отделяют человека от остального живого мира. И эта раздвоенность составляет суть психологического экзистенционального противоречия. Человек возвышается над природой, но дальнейшее развитие разума влечет его на путь новых страданий, поскольку постоянно воспроизводит перед ним неразрешимую ситуацию.

Понимание кризиса необходимо хотя бы с целью построения обоснованного прогноза, но сделать это, оставаясь на негуманизированной, техницизированной точке зрения, невозможно: проблема глобального климата — это проблема философская, нравственная, психологическая, а не только политическая, экономическая и тем более не только технико-технологическая.

Следовательно, она не может быть решена чисто техническими средствами. Однако и эти средства не могут быть применены в обществе, занявшем позицию противостояния природе.

Актуальность проблемы
Актуальность рассматриваемой в настоящем исследовании проблемы — изменение глобального климата — обусловлена в первую очередь сроками наступления первых негативных последствий планетарного потепления, которые могут привести к глобальным катастрофам уже в середине следующего столетия, а локальные катастрофы, связанные с потеплением климата Земли, происходят в наши дни — ураганы и наводнения. Угроза климатической катастрофы показывает, что дальнейшее развитие цивилизации в эпоху научно-технической революции без учета природных факторов невозможно. Поэтому данная проблема стала объектом пристального внимания на встрече лидеров ведущих стран мира в Денвере (1997).

Данная проблема имеет важные философско-методологические аспекты, результаты анализа которых позволят рассматривать ее системно, осуществляя междисциплинарный подход, реализуемый на основе мировоззрения, в котором нашли бы отражение, прежде всего, общечеловеческие ценности, способность подняться над своими узкоэгоистическими интересами во имя преодоления общих опасностей, а также технико-экономические, социально-политические и другие аспекты проблемы изменения глобального климата.

Степень научной разработанности проблемы.
Проблема изменения глобального климата усиленно изучалась как в СССР - России, так и за рубежом (главным образом в США). Данный вопрос исследовался рядом научных учреждений. В нашей стране это в первую очередь НИИ глобального климата и экологии, гидрометеослужбы, в США — Институт космических исследований им. Годдарда при НАСА и Национальное управление по исследованиям атмосферы и океана. Особо отметим Межправительственную группу по изменению климата (IPCC) под руководством Берта Болина, координирующую усилия ученых разных стран по изучению тенденций изменения глобального климата и по разработке стратегий обеспечения экологической безопасности планеты в контексте климатических изменений.

Естественнонаучное содержание проблемы рассматривалась в работах: Б.Болина, М.И.Будыко, В.В.Клименко, В.А.Костицына, Дж.Леггетта, Н.Н.Моисеева, В.Робертса, С.Шнайдера, А.Л. Яншина, и других ученых, в материалах международных конференций.

Философские основания, сущность, генезис глобальных экологических проблем затрагивались в работах Э.В.Гирусова, В.А.Лося, Н.Н.Моисеева, Г.С.Хозина, А.Н.Чумакова, А.Д.Урсула и др.

Возможности научно-технологического знания по снижению антропогенного давления на климат Земли изложены в работах И.Л. Варшавского, А.А.Макарова, А.Н.Подгорного, материалах VII Международной конференции по водородной энергетике (Москва, 25-29 сентября 1988), в диссертационных работах Е.С.Власенко, Е.Г.Туркиной, в докладе Гринпис «Глобальное потепление», в рекомендациях IPCC.

Теоретико-методологическая основа исследования.
Теоретической основой рассмотрения климатической проблемы Земли является концепция становления ноосферы, рассматривающая ее как проявление вещественных, энергетических и информационных противоречий в системе «Человек — Общество — Природа», а также содержащая ноосферную парадигму перехода цивилизации от сползания к экокатастрофе к устойчивому и управляемому развитию.

Методологической основой настоящего исследования служит системный подход, опирающийся на положения современной глобалистики.

Особое место в работе занимают также конкретно-исторический, экосистемный и другие общенаучные методы научного познания, что позволило подойти к рассматриваемой проблеме во взаимосвязи, целесообразности и всесторонности.

Диссертант опирался также на работы ряда отечественных и зарубежных философов и исследователей, посвященные вопросам глобального климата и социоэкоразвития, а также устойчивого развития.

Объект исследования
Объектом исследования является глобальная экологическая проблема — антропогенное изменение климата Земли, рассматриваемая как результат развития противоречий в системе «Общество — Природа», ведущих к глобальному изменению климата.

Предмет исследования.
В качестве предмета исследования выступают философско-методологические основания и аспекты антропогенного воздействия на климат Земли, влияния изменения климата на социоэкосистемы, онтологические, гносеологические и аксеологические аспекты глобального климатического кризиса.

Цели и задачи исследования.
Основная цель настоящей работы состоит в раскрытии причин противоречий между развитием цивилизации и биосферой, проявляющихся в изменении глобального климата, выявлении предпосылок и условий их разрешения.

В соответствии с данной формулировкой цели исследования в диссертации поставлены задачи:

1. выявить философско-методологическое содержание взглядов общества на возникновение, развитие и причины проблемы климата Земли;

2. выявить причины глубоких противоречий человечества с природной средой своего существования и, в частности, влияния антропогенной деятельности на изменение климата планеты, его влияние на состояние биосферы как среды обитания человека;

3. показать, что проблема изменения климата — это одна из глобальных проблем, решение которой возможно лишь на пути перехода общества к устойчивому развитию;

4. применить ноосферный подход к анализу климатических изменений и показать его возможности для разработки стратегии решения проблем стабилизации глобальной климатической ситуации;

5. раскрыть интегративную роль философии в разработке междисциплинарного исследования глобального климата с целью минимизации субъективной неопределенности в прогнозировании его изменений;

6. раскрыть содержание экологической функции государства в контексте управления изменением глобального климата;

7. показать новые возможности будущей информационной цивилизации по снижению опасности климатических изменений в связи с информатизацией общества.

Научная новизна диссертационного исследования.

· В диссертации впервые поставлен вопрос о более детальном изучении глобальных проблем и выделении в качестве самостоятельной глобальной проблемы — изменение климата Земли.

· Исследованы три круга философских проблем, связанных с изменением глобального климата планеты Земля — онтологический (он отражает законы, связи и отношения, свойственные глобальной климатической системе, фундаментальное диалектическое противоречие между обществом и природой, философские принципы, на основании которых это противоречие могло бы преодолеваться, не отражаясь гибельно на судьбе человеческого рода и биосферы); гносеологический (затрагивает вопросы познания воздействия социума на изменение глобального климата в плане субъект-объектного отношения. Из этой проблематики осуществляется непосредственный выход к философско-методологическому анализу науки и путей ее переориентации на решение экологической проблемы); аксеологический (рассматривает влияние ценностных ориентаций на природопреобразующую деятельность людей).

· Применены подходы и методы глобалистики к проблеме изменения глобального климата, что позволило вписать ее в систему мировых глобальных экологических проблем современности и рассмотреть климатическую ситуацию Земли на уровне философского обобщения.

· Доказано, что концепция ноосферы может служить парадигмой решения глобальных экологических проблем и, в частности, проблемы стабилизации климата Земли, так как именно эта философско-общенаучная концепция предполагает решение глобальных проблем на пути гуманизации общецивилизационного процесса развития, формирования и реализации экологических и социокультурных императивов выживания и изменения природы человека. Впервые на основе ноосферного подхода разработана методология стратегии управления глобальным климатом как система разрешения противоречий между обществом и природой.

· Проблема изменения климата Земли вписана в контекст более общей философской проблемы выживания и стратегии устойчивого развития цивилизации.

· Показано, что в условиях становления информационной цивилизации намечается позитивный сдвиг в решении противоречий в системе «Человек — Общество — Природа», заключающийся прежде всего в становлении экологического сознания населения и формирования информационной базы глобального управления.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. проблема глобального климата земли непосредственно связана с проблемой становления, развития и выживания цивилизации;

2. глобальный кризис климата является квинтэссенцией комплекса технологических, экономических и политических противоречий, обусловленных в конечном итоге философскими, этико-мировоззренческими и культурологическими факторами;

3. проблема антропогенного влияния на изменение глобального климата — прежде всего отражение общей проблемы отношения человека и природы, связей и отношений, свойственных социоэкосистемам различного уровня организации;

4. уровень прогнозирования климатической ситуации зависит от методологии современной науки, средств моделирования и информационной обеспеченности;

5. внедрение технологий, не влияющих деструктивно на глобальную климатическую обстановку, (которые существуют и готовы к широкому внедрению), тормозится в первую очередь интересами топливно-энергетических монополий, отсутствием в системе экономических стимулов экологической составляющей, которая способствовала бы широкому внедрению технологий, не влияющих на климат планеты. Вот почему без выполнения государствами экологической, экорегулятивной функции, а также без тесного международного сотрудничества комплексное решение глобальной климатической проблемы невозможно;

6. экономические отношения должны занимать вспомогательное место в иерархии взаимоотношений человека с природой, являясь средством осуществления потребностей человека, но не системообразующим фактором;

7. процессы информатизации, опирающиеся на последние достижения компьютерной индустрии, способны при разумном управлении ими объединить интеллектуальный потенциал человечества, что позволит с помощью экологического образования и воспитания ненасильственно изменить сознание общества в сторону бережного отношения к природной среде;

8. концепции ноосферы и устойчивого развития могут служить новой парадигмой решения климатических проблем нашей планеты.

Практическая значимость диссертации.
Предпринятый в настоящем исследовании анализ системы «Климат — Общество — Природа» будет способствовать разработке методологии интеграции естественного, технического и философского знания в области климата нашей планеты и стратегии перехода человеческой цивилизации на путь устойчивого развития.

Выводы диссертации будут способствовать изменению подхода к моделированию глобальной климатической ситуации и ее мониторингу — в сторону увеличения роли космического зондирования атмосферы и ввод его результатов в международную информационную сеть.

Изложенная в диссертации концепция водородной энергетики может служить технологической основой стратегии элиминации выбросов парниковых газов в атмосферу. Использование материалов настоящего исследования может способствовать выходу России из экологического и экономического кризиса и обретению ей статуса мирового технологического лидера в области энергетики и машиностроения.

Апробация результатов исследования.
Основные положения и выводы работы обсуждены и изложены на заседаниях проблемной группы и кафедры социальной экологии РАГС, на ежегодной международной конференции «Пути самопознания человека в философии, религии, науке» (Киев-Севастополь, 1995-1996), отражены в ряде публикаций.

Структура диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. Философско-методологические основания проблемы изменения глобального климата



2019-12-29 826 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. Философско-методологические основания проблемы изменения глобального климата 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. Философско-методологические основания проблемы изменения глобального климата

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (826)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)