Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Соотношение систем «человек-биосфера», «техносфера-ноосфера», понятие «коэволюции».




Вопросы взаимодействия человека и природы невозможно анализировать без такого понятия как «географическая среда». Географическая среда-это та часть земной природы, которая вовлечена в сферу человеческой деятельности и составляет необходимое условие существования и развития общества. Речь идёт о влиянии различных параметров: территории, климата, ресурсов, ландшафта и т.п. на темпы и характер общественного развития.

 Влияние географической среды на развитие общества неодинаково на разных этапах истории. Чем дальше идти в глубь истории человека, тем больше его зависимость от окружающих природных условий, которые он должен принимать и к которым он должен приспосабливаться. Это влияние может быть прослежено по следующим основным направлениям:            

1. Географическая среда влияет на общественное разделение труда, размещение и развитие различных отраслей производства. Уже первое в истории великое общественное разделение труда - отделение скотоводства от земледелия происходило с учетом условий географической среды.

2. Географическая среда влияет на производительность труда. Речь идет о наличии благоприятных природных условий производства. При одинаковой технической вооруженности и одинаковой умелости рабочего результаты труда будут различны в зависимости от этих условий.                                                  3.3. Географическая среда влияет на развитие способностей человека, стимулируя это развитие в одних случаях и сдерживая в других. Если бы люди находили все необходимые им средства для существования в природе в готовом виде, то не имели бы стимулов для развития производства, а следовательно, и для своего развития. И напротив- крайне суровая и однообразная среда также оказывается неблагоприятной.



Важное значение в жизни человеческого общества играет окружающая среда. Это более широкое понятие, чем географическая среда. Оно включает в себя помимо поверхности Земли и ее недр также часть Солнечной системы. В

-12-

структуре окружающей среды выделяют 2 важнейшие составляющие: естественную и искусственную среду обитания. Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую часть природы – геосферу и биосферу. Биосфера есть сфера действия всего живого. Она включает в себя как сами живые организмы, так и сферу их обитания (верхняя часть земной коры, вода, атмосфера). Биосфера произвела огромные изменения в самой структуре планеты. Она также тесно связана с космосом. Изучению теории биосферы и ее влиянию много внимания уделил выдающийся русский ученый В.И. Вернадский. Нельзя отрицать тот факт, что сегодня для большинства человечества в практическом отношении природа выступает как "полезная вещь", как потребительная стоимость, в теоретическом — как объект познания. Природа поставляет ресурсы, а человек их потребляет. Природа — поставщик, человек — заказчик. Во второй половине XX в. связи "поставщика" и "заказчика" достигли критических параметров. Масштабы потребления традиционных источников сырья настолько выросли, что стали соизмеримыми с их общими запасами в земной коре. Темпы роста народонаселения показали ограниченность естественной базы для производства продовольствия. Загрязнение окружающей среды дестабилизирует исторически сложившиеся связи в биосфере.

Понятие «техносфера» выражает совокупность технических устройств и систем вместе с областью технической деятельности человека. С началом эры космических полетов вышла далеко за пределы биосферы и охватывает уже околоземной космос. Современный человек живет в перенасыщенном информацией обществе, под беспощадным воздействием средств массовой информации (газеты, телевидение), а также становится все более зависимым от кибернетики (компьютеры, виртуальная реальность и т.д.). Большую опасность представляет громадный объем доступной информации. Легкодоступность все больше отнимает у человека необходимость осмысливать то, что он услышал и прочитал. Сегодня особенно важной является проблема гуманизации техносферы. Пока что наука и техника

-13-

нацелены главным образом на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой ценой. Последствия непродуманного, некомплексного и, как следствие, антигуманного воздействия на природу удручают. Технические ландшафты из отходов производства, уничтожение признаков жизни в целых регионах, загнанная в резервации природа - вот реальные плоды отрицательного влияния человека, вооруженного техникой, на окружающую среду.

В XX в. понятие о сфере взаимодействия природы и человека стало в науке особенно актуальным, благодаря тому, что появилось новое понятие – «ноосфера». Ноосфера – это особым образом организованная сознательной деятельностью человека сфера взаимодействия природы и общества, в которой люди сознательно и целесообразно, в соответствии с собственными потребностями и познанными законами природы направляют и контролируют ход важных жизненных процессов. Сегодня под угрозой находятся практически все естественные оболочки (сферы) нашей планеты, многие фундаментальные равновесия в биосфере Земли и даже за ее пределами. Подрыв этих равновесий чреват необратимыми и пагубными для жизни на планете последствиями. Во избежание этих последствий, В.И. Вернадский предлагает идею о роли разумной человеческой деятельности в природе. Сейчас при разработке теории взаимодействия общества и природы невозможно обойтись без плодотворной прогностической идее Вернадского о становлении ноосферы как процесса сознательного гуманистического преобразования человеком условий своего естественного природного окружения. В условиях обострения глобальных проблем современности, и особенно, экологической ситуации, многие исследователи — представители естественных и гуманитарных наук — для осмысления этих сложных процессов обращаются к наследию Вернадского, пытаясь найти у основоположника материалистической концепции ноосферы ответы на проблемы о месте человека в природе и биосфере, о будущем биосферы и взаимодействия общества и природы о судьбах мировой цивилизации и человечества в целом. В основании концепции ноосферы Вернадским

-14-

положены идеи об объективном процессе преобразования человеком природы "в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого", ибо ноосфера понималась им как окружающая человека среда, природное явление, новое состояние биосферы, а созидание ее — как контролируемый и регулируемый процесс обмена веществом и энергией общества с природой, то есть как разумное согласованное с данными науки преобразование природы.

Об опасности фрагментарного постижения природы предупреждал, в частности, Гёте. Взамен он предложил целостный подход к природе. Однако такой подход возможен при условии, если философское истолкование природы не будет изолированным от других ее интерпретаций. Надо, чтобы натурфилософия сопоставлялась с социальной философией, с философской антропологией. Тогда выявятся новые возможности и самой натурфилософии. С этой точки зрения можно обратиться к предложенной рядом отечественных ученых идее «коэволюции», то есть совместного развития природы и общества. Общество развивается по своим законам. Его становление может не соотноситься с предписаниями природы. Но общество, которое пренебрегает природой, пытается покорить ее, оказывается обреченным. Однако возможен и другой сценарий. Социальные процессы, вся жизнь человека, строятся в полном согласии с природой. Эволюция реализуется совместно. Человек – неотторжимая часть природы. Это и есть идея коэволюции… Многие мыслители ощущали огромную опасность, которую несет в себе насилие человека над природой. Среди них Ж.Ж. Руссо, Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, А. Швейцер, Э. Фромм. Коэволюционное взаимодействие человека с природой является, по существу, императивом, велением времени и необходимым моментом экологического воспитания. Некоторые ученые считают, что термин «коэволюция» несостоятелен. Разумеется, природа и общество развиваются по разным законам. Однако сама идея гармонизации природного и социального процесса представляется достаточно плодотворной.

 

-15-

Заключение.

   О природе размышляли во все времена – от античности до наших дней. Ее видели и оценивали по-разному: славили, покоряли, познавали, очеловечивали. Природа – интересный и загадочный объект для размышления. Конечно, имеется в виду не только окружающая среда, холмы, леса, озера… Природа выступает как обобщенное понятие, порой отождествляется с беспредельным Космосом. Природа как целое перестала существовать для специалистов. Она оказалась раздробленной. Господство техники, по словам Н.А. Бердяева, есть прежде всего переход от органической жизни к организованной деятельности. Человек осознал свою мощь и еще долго он продолжал ей наслаждаться, нанося природе все новые и новые раны, уничтожая леса, загрязняя реки, озера, моря, океаны. Машинизация культуры таит в себе опасность для нее самой, она губит в человеке радость от общения с прекрасными произведениями искусства. Теперь речь идет не об ограниченности, а о стратегии выживания человека. Природа покоряется технике, и на Земле все более иссякает органическая жизнь, питавшая человечество своими животворными соками на протяжении многих миллионов лет его существования, давшая ему силы возвыситься над ней…

Человек – вовсе не случайный продукт эволюции, который будто бы появился неизвестно как и потому может погибнуть тоже неожиданно. Эволюция не слепа и не ориентирована на смертельную борьбу, как думали в прошлом столетии. Между миром и человеком возможна гармония. У людей нет другого дома, кроме природы. Покорение ее несет в себе опасность. И потому надо сохранить красоту и величие природы, устранить последствия необдуманной разрушительной деятельности человека.

 

-16-

Список использованной литературы.

1. В.П. Кохановский. Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов.: «Феникс», 1999.

2. П.С. Гуревич. Основы философии: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000.

3. В.Н. Лавриненко. Философия: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

4. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс; Учебник для вузов. – М.: Логос, 2005.

 

-17-

 

    

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (125)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7