1. Совершенствование планирования своей работы и использования своего рабочего времени. Основными его этапами являются уточнение потребности и целей такого совершенствования, учет использования своего рабочего времени (по памяти, записям в календаре, самоотчетам, с помощью специального регистрирующего устройства), группировка и анализ информации, выработка выводов и выдвижение идей по проведению практических мер для совершенствования своей деятельности, определение сроков проведения этих мер и контроля. Для важнейших задач в календаре планируемого рабочего времени заранее отводится специальное время.
2. Беседа о результатах. Это беседа, которая проводится по определенной форме между начальником и подчиненным, основной целью которой является обеспечение результативной деятельности на уровне отдельных работников. Хорошая беседа о результатах включает подготовку к ней со стороны и начальника, и подчиненного, собственно беседу продолжительностью 2—4 часа, выводы по полученным результатам, достижение договоренности о ключевых результатах и целях на предстоящий период, а также об индивидуальном совершенствовании подчиненного, собственно работу и контроль. Беседу о результатах целесообразно проводить 1—2 раза в год.
3. Техника получения сведений об отдаче проводимой работы. С их помощью увеличивается гласность взаимодействия между руководителем и подчиненными, а также даются стимулы для индивидуального роста и совершенствования. Техника получения таких сведений может быть самой различной, от оценок работы по определенной форме в повседневных ситуациях.
4. Техника принятия решений. Ее целью является обучение принятию решений вообще и совершенствование качества принимаемых решений. Техника принятия решений может соответствовать определенной форме (например, техника Кепнера - Трего) или же носить неструктурный характер. В качестве реалистической цели следует поставить задачу принятия максимально большого числа решений на основе взаимопонимания вместо так называемых незаметных решений, решений на основе авторитета, решений меньшинства, решений большинства и компромиссов. Большим преимуществом решений на основе взаимопонимания является то, что к их осуществлению участники его принятия приступают с большей готовностью, нежели решений, принятых на иной основе.
5. Способы поощрений. Управление по результатам будет функционировать только в том случае, если достижение результата будет увязываться с поощрением или санкциями. Поощрение может осуществляться разными системами: способами мотивации, обеспечением индивидуального развития и роста, планированием организации и содержания труда, работой по проектам и, конечно, деньгами. Существенным при управлении по результатам является то, что вознаграждение предусматривается за результаты и ближайшей, и дальней перспективы. Руководитель должен научиться поощрять себя аналогично тому, как он мотивирует свою работу
6. Консультирование и индивидуальная подготовка. Новинкой в управленческой работе в последние годы явилось индивидуальное консультирование. Основополагающей мыслью при этом является то, что начальник ответствен за рост и развитие своих подчиненных. С другой стороны, у начальников в связи с их служебным положением имеются весьма хорошие возможности консультировать своих подчиненных по вопросам, касающихся их работы, а частично и по иным проблемам. Беседы по результатам могут в своем лучшем виде стать двусторонним консультационным мероприятием. Особенно в проектных организациях роль начальника должна больше опираться именно на консультации и подготовку своих подчиненных, а не на иерархические отношения. Кроме начальника, консультантами могут быть подчиненные, коллеги, специалисты различных областей, друзья.
7. Техника оказания влияния. За последнее время усилилось также значение совершенствования использования власти, способов и стилей влияния при анализе скрытых сил организации. Стремления, связанные с властью, направляют, во всяком случае бессознательно, поведение многих руководителей. Познание своего стиля влияния и использование соответствующих ему способов управления повышают результативность работы. Стили влияния можно разделить на "поощрение и наказание", "участие и доверие", "общее мнение и аргументированное убеждение" (предложения, обоснования и контраргументы).
8. Способы подбора и оценки персонала. В качестве средств создания и совершенствования людских ресурсов можно использовать многочисленные средства, с помощью которых организации стремяться достичь наилучших решений. Наиболее широко используются психологические тесты, тесты внутреннего выбора, тесты для подбора работников вне организации, различные анкеты и анализы данных, собеседования, рекомендации, оценки, оценочные беседы и т.д. Для обеспечения более или менее высокой надежности оценок необходимо прибегнуть к трем-четырем разным оценочным средствам.
9. Делегирование ответственности и власти. Смысл делегирования как приема при управлении по результатам заключается в том, что вместо традиционного делегирования задач здесь делегируется ответственность за результаты своей работы и за результаты использования предоставленной власти. Такое делегирование имеет свои характерные черты, как с точки зрения отношения к нему, так и с технической. Задача руководителя — создать в организации равновесие между полномочиями работников (право делать), ответственностью за результаты работы (санкции для себя), властью (способность делать) и подотчетностью (право требовать
10. Факторы, облегчающие управленческое поведение руководителя. Каждый руководитель может совершенствовать и приспосабливать свои умения в соответствии с потребностями. Факторами, оказывающими благоприятное влияние на управленческое поведение, могут быть: умение выступать, техника самообразования и самосовершенствования, умение управлять изменениями, способы поддержания трудовой морали и дисциплины, методы групповой работы, техника проведения совещаний, техника творческой работы, техника скорочтения и умения расслабляться
Напористость как фактор, обеспечивающий целенаправленное выполнение планов.
Понятие «напористость» означает:
· известную агрессивность,
· целеустремленность,
· познание своей воли,
· обязательство добиваться достижения ценных целей,
· переход от слов к делу и
· доведение дел до конца.
Напористость предполагает постоянное самосовершенствование. Она означает признание своих, так и чужих прав. Кроме того, увеличение напористости означает активное развитие умений и тренировки в практических ситуациях.
Предпосылки напористости:
· знания и умения. На практике это означает знание своих возможностей и их использование в полном объеме, устранение слабых мест, активное совершенствование содержания труда и рабочего окружения;
· активное отношение к своей работе. Напористость в ситуациях, требующих решения проблемных вопросов, как правило, приводит к выбору активной альтернативы;
· умение преодолевать неуверенность. Познание неуверенности и всевозможных страхов помогает владеть собой и избавляться от надуманных страхов;
· хорошая мотивация своей работы. Индивидуальную мотивацию своей работы и внутреннее обязательство ее выполнять следует время от времени подтверждать.
· хорошие человеческие отношения. Они создают чувство уверенности. Гласность атмосферы также содействует тому, чтобы напористость была понята правильно.
Напористость начальника часто выступает в виде соответствующей реакции на поступки своих подчиненных, которые могут быть как позитивными, так и негативными. В вопросах сотрудничества важно понять, что напористость не означает схематичности, что, несмотря на целеустремленность, необходимо учитывать и уважать чувства других людей. Различия – это сила.