Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Консалтинг «по-русски» – общие тенденции



2019-12-29 146 Обсуждений (0)
Консалтинг «по-русски» – общие тенденции 0.00 из 5.00 0 оценок




Данный раздел является заключительным. Здесь мне бы хотелось просуммировать и сделать некоторые выводы, относительно общих тенденций развития рынка консультационных услуг в России.

    Теперь, когда мы ознакомились с его особенностями, можно с уверенностью сказать – да, рынок существует, равно как и спрос на услуги, однако, применяя термин «рынок» следует понимать его чисто российское толкование. Причин этому несколько.

    Первое.

Говорить об отсутствии рынка консалтинговых услуг в России - мягко говоря, неправильно. Есть и индивидуалы и фирмы, зарабатывающие деньги (и немалые) на ниве консультационных услуг. Но попытки контактов, с целью формирования профессиональной среды, носят разрозненный характер. Люди предпочитают "уходить в тень". Возможные причины тому, отчасти боязнь конкуренции, отчасти завышенная самооценка.

Противовесом здесь может служить обогащение профессионального инструментария посредством различных форм общения специалистов. Но стремления к такому общению зачастую нет. И связано это, по-видимому, с особенностями нашей информационной культуры. Если на Западе развитые информационные структуры позволяют получить доступ практически к любой нужной информации, то у нас этот процесс крайне затруднен. Поэтому владельцы любой ценной информации, любых знаний, которые могут быть использованы для получения дохода, не склонны делиться ими с окружающими, а, напротив, стремятся к монополизации этой интеллектуальной собственности. В нашем деловом мире существуют "неформальные" информационные каналы, не имеющие ничего общего ни с деловой прессой, ни с сетью Internet.

Интересно, что и у самих консультантов нет концепции маркетинга собственной деятельности и "неформальные" информационные каналы играют едва ли не главную роль в установлении контактов с клиентами. Иначе говоря, "условия игры" принимаются.

Второе.

Поскольку что такое консалтинг, толком не знает никто (более того, то же самое можно сказать и о понятии "управление производством"), спрос на услуги консультантов неквалифицированный. Проблема консультант-клиентских взаимоотношений - неспособность руководителя предприятия сформулировать задачу. То есть, ясно, что проблема есть. Снизился спрос на продукцию, нужно "нормализовать" налогообложение, отсутствуют средства на развитие и т.д.

Но все это лишь следствия причины, о которой руководитель вообще может не подозревать, ибо смотрит на проблему из своей "ямы", пользуясь тем запасом знаний и навыков, которыми он располагает. Еще одна особенность нашей информационной культуры. Наши управленцы - зачастую прекрасные специалисты-технологи, но имеют смутное представление о собственно управленческих дисциплинах. Да и не может один человек быть специалистом одновременно в области бухучета, психологии, маркетинга и информационных систем. Для того и нужны консультанты. Хуже другое. Зачастую отсутствует целеполагание, стратегия развития предприятия.

Поэтому работа консультанта чем-то сродни работе психоаналитика. Первое, что необходимо - установить психологический контакт с клиентом, подготовить его к восприятию вариантов решения проблемы, которые предложит консультант. Без этого первоначального контакта дальнейшая работа по большому счету бессмысленна. Особенно, когда выясняется, что решение проблемы, которая, несмотря на всю болезненность, представлялась руководителю локальной, требует таких длительных и сложных процедур, как оптимизация организационных структур, упорядочение информационных потоков и процедур принятия решений, ужесточение производственной дисциплины. Иначе говоря, речь идет о реструктуризации предприятия. Здесь важно отметить следующее. Сколь бы ни был квалифицированным консультант, решения принимает не он. Поэтому результат может быть очень далек от прогноза. Успех проекта зависит от того, в какой мере рекомендации консультанта будут восприняты руководителем не как рекомендации, а как собственное решение.

И еще одно соображение. Успех проекта - отнюдь не успех вообще. Равно как и наличие определенных проблем еще не повод для обращения к консультанту. Теоретически объединение информационно-управленческих подсистем предприятия в единую систему, где каждый элемент обладает определенным рангом, определенными степенями зависимости и свободы, разумеется, эффективно. Простой пример - система финансовой отчетности на предприятии может являться недостоверной, потому что много первичных документов поступает слишком поздно. Где-то не вовремя принято решение, где-то нарушены процедуры. И поскольку разные информационно-управленческие системы функционируют автономно и независимо друг от друга, решить эту проблему невозможно. Недостоверная финансовая отчетность в свою очередь влияет на процесс принятия управленческих решений и так до бесконечности.

Но подобная структура обладает удивительной живучестью. И надо думать, причиной тому не только пресловутый управленческий консерватизм. Для определенных целей система, в которой параллельно движутся различные информационные потоки с разной степенью достоверности информации, в которой функции зачастую дублируются, а меру персональной ответственности определить трудно, очень подходит. А причина тому - меньшая "прозрачность" для контроля как изнутри, так и извне. Кроме того, замедление прохождения информации снижает значимость принимаемых решений. Система обладает большой инерционной устойчивостью. Разумеется, она неспособна к быстрой реакции на изменения рыночной конъюнктуры, зато идеально подходит для оборонительных действий в эпоху перемен. Другое дело, что "предел прочности" все равно не бесконечен.

Надо учитывать и то, что услуги консультантов не дешевы. В среднем цены российских фирм составляют 300 долларов за человеко-день. Услуги зарубежных консультантов в 4-5 раз дороже. И во много раз большие вложения необходимы для практической реализации проектов по реструктуризации предприятия. Нужно понимание того, что проблемы, стоящие перед предприятием, если и вызваны внешними причинами, то "извне" не решатся, ибо невозможно изменить экономическую действительность. Можно приспособиться к ней путем "внутренней" реорганизации. Необходимо "рыночное" мышление, когда процесс производства продукта начинается не с поиска средств, сырья, оборудования и помещений, а с маркетингового исследования - каковы перспективы продукта на рынке? У нас же до сих пор распространено убеждение: раз я отечественный производитель, государство обязано оказывать мне поддержку. А оно не помогает. В торговом бизнесе, кстати, технология принятия решений быстрее приняла "рыночную" форму, чего нельзя сказать о производственной сфере.

И еще об одном навязчивом стереотипе. Существует мнение, что "чем хуже, тем лучше", то есть чем хуже обстоят дела на предприятии, тем более оно готово к восприятию нового. Но есть и противоположное убеждение. "Когда у всех плохо, одному положение не изменить". А плохо далеко не у всех. Руководители, утверждающие, что именно производство может дать сегодня наибольшую прибыль у нас есть. И надо полагать, они знают, о чем говорят.

 

Заключение – поиск новых решений

Заканчивая данную работу мне бы хотелось сделать несколько замечаний по сути рассматриваемой проблемы, а также высказать свое мнения относительно путей решения проблем российского консалтинга.

Несомненно, консалтинг в России существует, хотя и нельзя сказать что данный сегмент рынка процветает.  Как и в большинстве других случаев, развитие данной области находится на стадии становления. Это очень важный этап, как для заказчиков, формирующих спрос, так и для исполнителей, ответственных за предложение на рынке. Во многом ситуация обострена глобальным экономическим кризисом августа’98. Многие консалтинговые фирмы «погибли», так и не успев реализовать свои возможности. Значительно «похудели» и без того скудные кошельки российских предприятий. Вместе с тем, среди экономистов бытует мнение, что такая ситуация — не самый худший вариант. При этом, делаются ссылки на то, что в условиях кризиса происходит естественный рост конкуренции, провоцируемый, во-первых, сокращением числа участников рынка, во-вторых, снижением спроса на услуги со стороны потенциальных заказчиков. Клиентов начинают «беречь». Кроме того, как следствие, прогнозируется рост профессионализма в среде консультантов.

       Учитывая свой, уникальный, путь развития, России в данной ситуации не может ссылаться и руководствоваться мировым опытом. Строить какие-либо прогнозы очень сложно. Поживем — увидим. Понятно одно — любой кризис, будь-то политика или экономика, воспринимается с трудом. Особенно, если речь идет об отрасли, еще неокрепшей и не достигшей должного уровня развития.

    Хочется верить, что те, кто остался «на плаву», не «бросят» руль и продолжат свою деятельность.

    Другой вопрос — поиски решений насущных проблем.

    Найти идеальное решение — задача из разряда невыполнимым. В этом случае, можно искать решение оптимальное, посредством которого необходимость в устранении других проблем отпала бы сама собой. Я предлагаю изменять не составляющие системы, а саму систему и подходы к ее организации. В конце концов, все проблемы сливаются в одну – создание развернутой, доступной, понятной и популярной системы бизнес-консультирования, направленной на решение различных экономических вопросов, как внутри предприятия, так вне его.

    И первым шагом в этом направлении, может послужить прекращение хаотичного и непредсказуемого развития рынка. Необходимо разработать единые правила игры, которые должны выступить как константы и для заказчика и, тем более, для исполнителя. Такая стандартизация исключит случаи недобросовестного отношения к работе и, со временем, создаст нормы, отступить от которых будет невозможно.

    У Т. Драйзера встречается такой термин, как «Ассоциация честных бизнесменов» (не берусь утверждать что привожу данную фразу дословно, хотя смысл сохранен), принадлежность к которой гарантировала что вас не обманут. Нечто подобное, может послужить прекрасным решением проблем русского консалтинга. Речь идет об объединении российских консалтинговых агентств в единую организацию, осуществляющей определенный контроль за их деятельностью и дающей строгие гарантии объективности и профессионализма консультантов (в противном случае, агентство лишает членства данной организации). Форма такой ассоциации может быть как государственной, так и общественной, однако точно некоммерческой.

    Попытки создать нечто подобное предпринимались и ранее, однако до сих пор они не получили широкой поддержки со стороны российских деловых кругов. Примером объединения может послужить Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ). Данные о ее деятельности приводятся в приложении к работе.

    Наличие такой организации поможет разобраться с огромным количеством проблем, а также прояснить перспективы развития российского консалтинга, которые на сегодняшний день остаются достаточно туманными.

Приложение

Опыт становления общенациональной организации консалтинговой профессии в России

Л.В. Чукина, директор по исследованию и развитию АКЭУ

Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ) основана в 1989 г. в форме Учредительного комитета, который занимался активным налаживанием связей с российскими и зарубежными консультантами, участвовал в российских и международных конференциях консультантов, а также в Европейском проекте развития менеджмент-консалтинга, организованном Международной организацией труда (МОТ) и Программой развития ООН (1990-1992 гг.). В 1991 г. АКЭУ была зарегистрирована в качестве некоммерческой организации, а в 1994 г. она была принята в Европейскую Федерацию ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) в качестве национального представителя России. АКЭУ является также членом Европейского фонда развития менеджмента (ЕФМД) и Ассоциации развития менеджмента стран Центральной и Восточной Европы (СЕЕМАН).

Ассоциация является всероссийской некоммерческой профессиональной организацией, объединяющей 199 менеджмент-консалтинговых, трейнинговых, рекрутментовых и других профессиональных фирм, включающих в себя более 2000 консультантов.

Консультационные фирмы-члены АКЭУ расположены в следующих городах и регионах России:

Москва и область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Владимир, Волгоград, Воронеж, Иваново, Краснодар, Ростов-на-Дону, Саратов, Самара, Адыгея, Тула, Чебоксары, Екатеринбург и Свердловская область, Оренбург, Пермь, Сыктывкар, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Красноярск, Новосибирск, Хабаровск. АКЭУ поддерживает также отношения с консультантами всех остальных регионов России.

Члены АКЭУ включены в Европейский Справочник-указатель консультантов, издаваемый под эгидой ФЕАКО и осуществляют услуги по всем 84 видам консалтинга, включенным в классификацию Справочника, в том числе: общий менеджмент, финансовый менеджмент, юридическое консультирование, управление человеческими ресурсами и т.д.

Ассоциация предоставляет своим членам услуги, необходимые для их профессиональной деятельности:

w маркетинговые услуги;

w услуги по профессиональному обучению и информации;

w услуги по обучению консультантов;

w прочие услуги.

1.Маркетинговые услуги

А.Предоставляемые услуги.

1. Прямой поиск заказов:

w по обращениям АКЭУ к потенциальным клиентам;

w по обращениям потенциальных клиентов в АКЭУ.

2. Информация о работе АКЭУ в прессе и прочих средствах массовой информации, а также через «Интернет» и в российских справочных изданиях.

3. Консалтинг-клубы АКЭУ, конференции, форумы и т.д., с приглашением потенциальных клиентов, в том числе ТПП, фирмы, союзы предпринимателей и т.д.

4. Выступления и участие представителей АКЭУ в конференциях, совещаниях, презентациях и т.д. деловых кругов.

5. Публикация Практического пособия для потенциальных клиентов.

6. Публикация информации о членах АКЭУ в Европейском справочнике-указателе консультантов.

7. Создание баз данных для потенциальных клиентов (РЦП, Луис Бергер и т.д.).

8. Прямые рекомендации членов АКЭУ потенциальным клиентам.

9. Помощь членам в кооперации между ними при осуществлении консалтинговых проектов (подбор для них фирм-партнеров и индивидуальных консультантов).

10. Предоставление информации о мероприятиях (конференции, совещания, презентации), на которых можно найти потенциальных клиентов.

11. Предоставление членам (индивидуальным) информации о потенциальных рабочих местах для них.

12. Предоставление членам работы непосредственно по заказам, полученным АКЭУ (для индивидуальных – по трудовым соглашениям, для фирм – по субподряду).

13. Предоставление членам информации о потенциальных грантодателях.

14. Публикация рейтингов фирм.

15. Выдача сертификатов и удостоверений, подтверждающих квалификацию консультантов и фирм, а также использование «торговой марки» Европейской Федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО).

16. Поиск для членов внешних партнеров (из числа не членов), в том числе через «Интернет».

17. Предоставление возможности использования «торговой марки» и юридического лица АКЭУ группам консультантов, некормленым как юридические лица.

18. Поиск источников финансирования с использованием наработанных связей с государственными органами.

19. Организация льготного участия в выставках консалтинговых услуг («Консалтинг», «Информэкспо» и т.д.).

Б. Планируемые услуги.

1. Организовать рекламные компании (в том числе: подготовка рекламных буклетов по льготным ценам ; включение информации о фирмах в престижные издания: Европейский справочник-указатель консультантов, «Финансовые известия», «Экономика и жизнь» и т.д.).

2. Создать систематизированную базу данных по фирмам и индивидуальным консультантам и провести ее рекламу для клиентов.

3. Создать базу данных по потенциальным клиентам (информация по «Интернет», ТПП, РСПП и т.д.)

4. Осуществлять мониторинг рынка консалтинговых услуг и обеспечение членов этой информацией.

5. Публиковать отчетные данные об уровне цен на консалтинговые услуги (для ориентации клиентов) и рассылать эти данные консультантам (для антидемпинга).

2. Профессиональное обучение и информирование

2.1. Консалтинг клуб и конференции АКЭУ (бесплатно или со скидками)

2.2. Информация о новых публикациях, возможности подписки (со скидками)

2.3. Участие в международных конференциях консультантов (со скидками)

2.4. Возможность участия в конференциях, клубах и совещаниях консультантов, не входящих в АКЭУ:( Московская сеть консультантов по организационному развитию, Клуб бизнесw  консультантов в Доме журналистов, конференции АКУОР, АУП и т.д.)

3. Обучение консультантов.

3.1. Обучающие семинары в рамках проекта «Улучшение качества консалтинговой профессии в России» и сертификация по международным стандартам.

3.2. Возможности обучения в школах консультантов за рубежом.

3.3. Подготовка учебного пособия для преподавателей университетов «Основы консультирования по экономике и управлению».

3.4. Подготовка Практического пособия «Управление консалтинговой фирмой и маркетинг консалтинговых услуг в России».

3.5. Создание постоянно действующей системы подготовки и сертификации консультантов и фирм.

3.6. Краткосрочные семинары по обмену опытом и методам работы консультантов. (Консалтинг-клуб).

4. Прочие услуги.

4.1 Представление интересов членов АКЭУ в правительственных и парламентских кругах России.

4.2 Представление интересов членов АКЭУ в международных организациях (ЕС, ЕБРР, МБРР, МОТ, ПРООН, ЕФМД, СЕЕМАН, Ти-Ай-Ай, Ай-Эм-Си-Ай).

4.3 Представление интересов членов АКЭУ в органах правительств зарубежных стран и различных неправительственных фондах.

4.4 Юридическая поддержка членов АКЭУ (при спорах с клиентами, государственными органами и т.д.).

4.5 Создание фонда финансовой взаимопомощи членов АКЭУ.

4.6 Помощь в налоговом планировании и размещении свободных денежных средств.

4.7 Помощь в подборе кадров и управлении человеческими ресурсами (психологическая оценка сотрудников, оценка и аттестация персонала и т.д.).

4.8 Услуги по организационному развитию консультационных фирм.

4.9 Предоставление информации о надежности и других характеристиках потенциальных клиентов (отношение консультантам, уровень притязаний к ним и т.д.).

За время существования Ассоциация осуществила ряд проектов, направленных на развитие консалтинга в России, основными из которых являются:

1991-1992 «Проблемы использования зарубежной технической помощи для осуществления экономических реформ в России» – исследование (три этапа) по заказу Министерства труда Российской Федерации.

1992 «Менеджмент-консалтинг в России» – исследование и доклад по заказу Всемирного банка и Международной организации труда (МОТ).

1993 «Федеральная программа развития профессионального консультирования по экономике и управлению в Российской Федерации» – по заданию Павительства Российской Федерации.

1993 «Менеджмент в условиях изменений и изменения в менеджменте в России» – по заказу МОТ.

1993-1994 «Роль консалтинга в подготовке персонала на предприятиях» – по заказу Министерства труда Российской Федерации.

1994 «Роль организаций предпринимателей (работодателей) в продвижении к рыночной экономике в России» – по заказу Всемирного банка.

1994-1995 «Практическое пособие для Российских менеджеров и предпринимателей: Как использовать консультационные услуги в России» – исследования, написание текста и публикация книги – по заказу Европейского Союза, (Делегация в Москве программа БИСТРО).

1992-1995 Обследование спроса и предложения на рынке консалтинговых и других профессиональных услуг в России по заданию ФЕАКО и Европейского справочника-указателя консультантов.

1995 «Техническая помощь России со стороны международных организаций, правительств иностранных государств и неправительственных организаций» – по заказу Института Экономики Российской Академии наук.

1995 «Обоснование инвестиционных заявок предприятий гг. Екатеринбург и Пермь» – по заказу Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

1995-1996 Учебное пособие для преподавателей классических и технических университетов «Основы консультирования по экономике и управлению» – в рамках проекта программы «ТАСИС».

1996 «Проект исследования предложения в области обучения менеджменту» – по заказу Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров (НФПК).

1997 «Проект содействия реконструированную предприятий (ПСРП).Сбор информации для создания базы данных по российским консалтинговым фирмам» – по заказу Российского центра приватизации (РЦП).       v

Список литературы

В работе использованы материалы, взятые из сети INTERNET. Данные статьи не имеют места издания (www-узел может находится даже за границей) и, иногда, не содержат имени автора. Однако, как правило, они публикуются авторитетными организациями или от лица известных журналистов. Выбор — использовать или не использовать данный материал — дело индивидуальное. На мой взгляд, в этом нет ничего предосудительного. Во избежании проблем я прилагаю вместе с работой дискету, на которой содержатся все использованные мною статьи в электронном виде. Они могут быть использованы кем-то из студентов МУБИНТа для написания курсовой либо дипломной работы. Форматы, в которых содержаться эти статьи, это WORD97 и HTML. Кроме того я привожу электронные адреса сайтов, на которых может содержатся новая информация по консалтингу.

 

1. www.cosulting.ru

 

2. www.pcweek.ru/kis/koi8/management.htm

 

3. www.akdi.ru/avt-upr/akdi.htm

 

4. www.bcc.ru

 

5. www.concept.park.ru/bs%26cons/bs26co_97.htm

 

6. www.practic.ru

 

7. www.pia.ru/catalogue

 

8. www.agama.com/PCWEEK13/PCW080.HTM

 


[1] Здесь и далее: такой вывод позволяет сделать наличия в данных городах и регионах постоянных представительств крупных московских консалтинговых агентств. Кроме того, доказательством может послужить существование объединений консалтинговых фирм в данных областях.

[2] Далее приводятся высказывания руководителей консалтинговых агентств в России. Поскольку мне кажется важным получить именно «общий фон» по данным вопросам, я намеренно опускаю конкретные наименования фирм.



2019-12-29 146 Обсуждений (0)
Консалтинг «по-русски» – общие тенденции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Консалтинг «по-русски» – общие тенденции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (146)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)