Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Особенности протекания кризиса середины жизни




1.2.1. Протекание кризиса у мужчин и женщин

Как протекает период зрелости для женщин? Как она справляется со всеми его проблемами? Прежде всего, это возраст начинающегося физического увядания, которое происходит постепенно и этот процесс дает о себе знать в полную силу около 47 лет. Это время перехода от половой зрелости к угасанию половой функции называется климактерическим периодом.

Соматический вид женщины претерпевает ряд изменений – фигура чаще всего полнеет, жир откладывается в области бедер, что объясняется общим понижением общего обмена веществ.

Также женщина встает перед проблемой использовании своего интеллекта для решения задач своего же развития.

Многие женщины ощущают в себе недостатки собственного мышления о жизни. Они обращаются к философскому мышлению о жизни и религиозному знанию, чаще всего в виде самообразования, приобщения к церкви или в виде общественных организаций, цель которых – духовный рост человека.

Секреты уверенности в себе в период зрелости для женщины находятся во всех проявлениях жизни, если она овладевает обобщенной ее концепцией, основанной не на эмоциях, а на рефлексивном, рациональном, разумном отношении к ней. Для этого у нее есть все потенциальные интеллектуальные возможности, если она действительно хочет научится искусству жить в новом периоде жизни.



Период зрелости – это время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного «Я», за счет возвращения к смыслу своей жизни, за счет осознания своей экзистенциальности.

Степень и глубина осознания потребности в знаниях зависят от того, насколько активное отношение взрослый человек занимает какой-либо сфере своей жизни. Потребность в знаниях неустойчива, если она направлена на решение частных задач. Однако степень ее устойчивости возрастает и потребность становится ярко выраженной, когда новые знания женщина связывает с перспективами и планами всей своей жизни, стремиться к проявлению своей экзистенции, к развитию своей концепции жизни.

Функциональных возможностей для освоения новой информации, как у женщин, так и мужчин в период зрелости вполне достаточно для того, чтобы решить на новом интеллектуальном уровне свои жизненные задачи. Это позволяет человеку осуществлять свое дальнейшее развитие: углублять свои представления об окружающем мире, развивать взгляды и убеждения, осваивать все более эффективные методы практической и теоретической деятельности. Психологи часто отождествляют этот вид обучения с дифференциацией и интеграцией ролей. Дифференциация ролей для женщин связана с тем, что меняется соотношение между разными ролями, особенно между семейными ролями. Роль матери становиться качественно другой – взрослые дети сами родители, больше сил остается для роли хозяйки дома, для работы.

К сожалению, когда женщина тяготиться ролью хозяйки дома, - это лишь показатель недостатка фантазии, воображения, того, что является проявлением полной жизни, которую человек может сознательно осуществлять творчески, то есть, ставить перед собой цель творчества и следовать ей как стремлению к обустройству жизни.

Синдром опустевшего гнезда сказывается на женщине, у которой не было иных забот, иных ценностей, кроме материнства. Женщина часть просто не хочет понять, что для нее наступил новый, очень интересный период в жизни, свободный от многих повседневных обязанностей. Отношения с детьми должны теперь перерасти в качественно новое чувство дружбы, основанное на прежней любви друг к другу, взаимном доверии. Это чувство удивительно тем, что оно обладает поразительной стабильностью. Надо готовить себя к этому новому чувству, взращивая его в отношениях со своими детьми, иначе женщина может попасть под пресс гнетущего чувства одиночества.

В синдроме опустевшего гнезда женщина в полной мере сталкивается с тем переживанием, которое позволяет ей ощущать в себе свои собственные личностные качества или их отсутствие.

Но именно знания своей осуществляемой экзистенциальности поможет женщине использовать против синдрома опустевшего гнезда, быть женой своего мужа, не создавая ему дополнительных факторов стресса, которых в его жизни также много, как и у женщины.

Самый главный стрессовый фактор для мужчины среднего возраста – импотенция. Такое явление преходящее, наступающее практически у каждого мужчины, после 30-40лет.

Изменения в сердечно-сосудистой системе резко снижает стрессоустойчивость организма мужчин после 40 лет.

К этому добавляются химические превращения в костях, суставы тоже становятся менее гибкими, что приводят к ограниченности и затрудненности движений.

Приходится констатировать, что к концу периода зрелости мужчины приближается изрядно потрепанными физиологически, а впереди его еще ждет период начала упадка сил.

А ведь именно этот возраст – время, когда мужчина достигает своих максимальных жизненных возможностей. Он умеет отделять главное от второстепенного, полностью концентрируется на необходимых вопросах.

Исследователи отмечают, что к концу периода зрелости у многих мужчин наблюдается взлет творческой активности.

С мужчинами происходят те же закономерности, что и с женщинами. Он должен к концу периода зрелости переосмыслить свое место в изменившемся социально-психологическом пространстве, где он испытывает сильное влияние от переживаний, идущих от физиологических изменений в организме.

Очень часто не используется потенциал зрелого мужчины, связанных с осознанием им границ собственного «Я». Это, прежде всего, потенциал наставника, руководителя, учителя, как в семье, так и в социальной, и в профессиональной деятельности. Он становиться хозяином большой семьи, где ему надо быть и отцом, и дедом, и свекром (тестем). Ему надо строить отношения с людьми, которые принадлежат его семье, но, по сути, являются чужими.

Одновременно возникает проблема изменений с супругой, которая вступает в период климакса. Она очень нуждается в моральной и психологической поддержке.

Жизнь показывает, что к середине периода зрелости мужчина словно заново открывает для себя радости жизни – от кулинарии до философии, - буквально в один день принимая решение об изменении образа жизни и осуществляя его с завидной педантичностью.

Для нормального психологического самочувствия мужчине необходимо иметь круг общения типа «моего клуба».

Именно в среде друзей и людей, близких по профессиональной деятельности, он решает задачу определения границ своего «Я» - идентификацию в качественно новых, изменившихся условиях физиологического и социально-психологического состояния.

Нарастающая уверенность в своих главных мужских качествах должна быть компенсирована возрастанием уверенности в себе в других сферах жизни. Должен быть сильно действующий фактор стабилизации самоуважения, дополняющий действия супруги. Таким мощным фактором самоуважения становятся друзья и общество, которые дарят мужчине признание его ценности. О том, насколько это важно для жизни зрелого мужчины, говорят многочисленные факторы разводов, когда мужчина находит в новой партнерше искусного психотерапевта, подтверждающего ценность его индивидуальности во всех его проявлениях.

Наиболее ценимые мужские качества сегодня:

1. умение брать на себя ответственность;

2. способность получать удовольствие, ведя за собой других;

3. уверенность в себе;

4. забота о поддержании равновесия в общении;

5. умение подмечать детали.

Личностные женские качества, ценимые мужчинами;

1. способность к эмоциональной поддержке других людей;

2. способность получать удовольствие от помощи другим людям;

3. спокойное отношение к советам других людей;

4. отсутствие тенденции к соперничеству с мужчинами;

5. отсутствие излишней расточительности.

Психологи получили данные о том, что удовлетворенность общением людей разных полов зависит от уверенности человека в себе. Уверенный в себе человек выглядит как энциклопедия сплошных личных достоинств, так как именно это чувство позволяет ему сгладить недостатки и усилить имеющиеся достоинства.

С неуверенным в себе человеком очень трудно общаться, он многого боится, его мир заполнен фантомами, искажающими реальность и свое «Я». Уверенность в себе также дает защиту от чрезмерного воздействия людей. Где-то здесь проходит грань между самовлюбленным дураком и самодостаточным человеком. Самовлюбленность и есть чаще всего самая яркая форма неуверенности в себе. Многие психологи склонны считать, что просыпающиеся в зрелом мужчине «донжуанские» наклонности – признак возрастающей неуверенности в себе.

Женское умение разговаривать с мужчиной о нем самом – то большое искусство, которое в век эмансипации обесценено. Слова, обращенные окружающими к мужчине зрелого возраста, не менее значимы для него, чем все другие формы выражения отношений. Слова сказываются на самооценке, на представлении его о своих возможностях и в то же время по ним мужчина судит о самооценке другого человека, его реакции на самого себя и о возможностях этого человека.

Итак, мужчина в зрелом возрасте оказывается очень уязвимым перед следующими психологическими ловушками, каждая из которых грозит чувством незначительности и неуверенности в себе:

1. ловушка психологической импотенции;

2. ловушка молодежного образа жизни;

3. ловушка страха перед новым, перед изменениями (профессиональная деформация – ригидность мышления);

4. ловушка постоянных социальных ролей (притупление чувств);

5. ловушка идентификации (потеря самоуважения).

Преодолеть эти ловушки мужчине помогают его дело, его семья, творческая сила его «Я».

    Что же может быть источником силы, энергии для мужчин и женщин в зрелом возрасте? Ответ, это – философия, осознанная концепция жизни, человека, осознанная как возможность ее осуществления во всех мелочах жизни.

В переживаниях этой радости и рождается энергия для осуществления жизни, в переживании этой радости появляются силы для приятия решения изменений, для восприятия нового, для реагирования на новое в жизни как на естественное ее проявление.

Осознанная философия жизни позволяет человеку видеть в результатах своего труда и усилий относительную ценность в историческом времени.

Если психологический кризис направлен на то, чтобы помочь личности, приспособиться к изменившейся жизненной ситуации, то духовный кризис может возникнуть на фоне размеренного, благополучного существования. Он порождается потребностью человека приобщиться к вечным истинам и ценностям, подняться над миром и над собой, (освободиться из плена «Я»), по выражению к.Г. Юнга.

 

1.2.2 Духовный кризис. Проблема смысла.

Духовный кризис происходит обычно в зрелом возрасте. Он сопряжен с глубокими изменения в душе, пересмотром прежней  системы ценностей, развитием и совершенствованием личности.

Вопросы о смысле жизни и высших ценностях время от времени встают перед каждым человеком. Многие предпочитают от них отмахнуться или найти какое-нибудь псевдорешение и подавить все сомнения. «Там где идет речь о проблемах, мы инстинктивно оказываемся проходить сквозь тьму и неизвестность. Мы хотим слышать только об однозначных результатах и при этом полностью забываем, что эти результаты вообще могут появиться лишь тогда, когда мы пройдем сквозь тьму», утверждал К.Г. Юнг.

Первые попытки научного исследования духовного кризиса предпринял К.Г. Юнг. Затем этой проблемой заинтересовались психологи. Гуманистического и экзистенциального направления, трансперсональные психологи и психотерапевты. Они попытались проанализировать и систематизировать переживания человека в период духовного кризиса. Вслед за Юнгом трансперсональные психологи заявили, что результат такого кризиса – проявление нового содержания психики, которое прежде было бессознательным, прорыв к высшей надличностной сущности, скрытой в каждой из нас.

Духовное пробуждение у всех происходит по-разному. У одних – остро и неожиданно, порой на пике карьеры. У других – незаметно, постепенно, так, что иногда, только оглядываясь назад, человек способен оценить перемену в себе. Критический период может продолжаться от нескольких недель до 10-15 лет. «Типичный» возраст духовного кризиса – от 30 до 50 лет.

Людям, переживающим духовный кризис, иногда кажется, что они сходят с ума. На самом деле, это ломаются узкие рамки традиционного мышления, роль логики ослабевает, начинает преобладать интуиция, воображение, вдохновение, символическое мышление. В итоге происходит расширение сознания, достигается более полное понимание мира.

Помощь в опасном «духовном путешествии» могут оказать духовный наставник, хороший священник, чуткий психотерапевт, просто мудрый человек, прошедший сходные переживания.

Переживания человека в период духовного кризиса бесценны. Опыт и мудрость, обретенные с их помощью, нельзя получить никаким иным путем. Возможность духовного перерождения заложена в каждом, но далеко не всем суждено ее реализовать. Ведь если бы все люди приходили к общечеловеческим истинам и выше всего ценили доброту, любовь, красоту, гармонию, единство мира и его совершенство, сопричастность душ, вещей и явлений, то мир стал бы иным.

Необходимо сказать и о такой проблеме, как «проблема смысла». Она является первичной проблемой или данностью существования. Экзистенциальные кризисные ситуации – это ситуации, затрагивающие самые основы существования человека и обращающие его к проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношений с миром, поиска и обретения смысла своего существования.

Возникновение психологических кризисов многими психологами связывается с нарушениями в самореализации личности. Так, например, кризис середины жизни также иногда называют кризисом смысла жизни именно потому, что он субъективно переживается прежде всего как потеря смысла, ощущение бессмысленности своей жизни, привычных занятий, целей и т.п. человек начинает ощущать психологический, эмоциональных дискомфорт, но так как он не имеет ясного причинного объяснения, то избавиться от него, обрести ощущение осмысленности своей жизни человек часто стремиться через изменение своего жизненного пространства каких-то жизненных обстоятельств, как смена работы, профессии, появление новых интимных связей, разрушение старой и обретение новой семьи.

 

    1.2.3. Мифы середины жизни

Большинство людей полагают, что со среднего возраста рост и развитие человека прекращаются, что им придется расстаться со своими юношескими мечтами, с планами в профессиональной карьере, семейной жизни и личного счастья. Если молодость – это надежды, то середина жизни – застой и страхи потерять здоровье.

Рональд Кесслер считает такое мнение ошибочным. «Все говорит о том, что средний возраст – это лучшее время жизни. Изучая статистические данные по населению США, приходишь к выводу, что лучший возраст для человека – 50 лет. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я добиться успеха на работе? Уровень общего дистресса низкий: число депрессивных и тревожных состояний достигает минимумам примерно в 35 лет и не увеличивается до конца 70 лет. Вы здоровы. Вы деятельны. У вас достаточно денег, чтобы позволить делать многое из того, что вам нравится. Ваши семейные отношения устоялись, и вероятность развода очень невелика. Середина жизни – это «то самое», к чему вы стремились. Вы можете посвящать свое время бытию, а не становлению» (Gallagher, 1993).

Кесслер и другие исследователи считают, что кризис середины жизни – это скорее исключение, чем правило. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст переходит незаметно и плавно, по мере того, как на смену юношеским мечтам о славе, богатстве и красоте приходят более реалистичные ожидания.

Кризис середины жизни грозит в первую очередь тем, кто склонен избегать самоанализа и использует защитный механизм отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его организме и его жизни. В результате, сорокапятилетний мужчина, все еще считающий, что он находится в прекрасной физической форме, может испытать эмоциональное потрясение, когда его пятнадцатилетний сын начнет обыгрывать его в баскетбол. «Такие люди ни за что не хотят расстаться со своими иллюзиями – говорит Кесслер – они проявляют чудеса изобретательности, продолжая себя обманывать, пока, наконец, реальность не заявляет о себе в полный голос». Интересно отметить следующее: Кесслер полагает, что кризис середины жизни более типичен для состоятельных людей, чем для малоимущих и для представителей рабочего класса. Очевидно, когда солидный счет в банке защищает вас от тягот и превратностей жизни, легче обманывать себя в отношении реалий среднего возраста.

Может быть, людям, которые спокойно относятся к достижению середины жизни, удалось развить некое психологическое качество или когнитивную способность, сродни мудрости? Пол Балтес определяет мудрого человека как обладающего обширными фактуальными и процедурными знаниями, умеющего оценивать события и информацию в более широком контексте и способного справляться с неопределенностью.

Время появления мудрости указывает на то, что в зрелом возрасте люди получают новый импульс – новый способ понимания жизни, более ориентированный на служение людям. Вполне возможно, что забота о людях и есть тот «замковый камень процесса жизни, который отвергли строители».

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (86)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7