Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Глава II . Исследование специфики протекания кризиса в середине    жизни




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ряд исследователей взрослого развития изучали сплетение когнитивных способностей, личностных потребностей и социальных ожиданий, пытаясь определить стадии, или периоды развития взрослых людей. Их исследования, как правило, опираются на данные обширных лонгитюдных интервью с представителя разных возрастных когорт. На основе этих интервью ученые установили, что описываемые респондентами проблемы и интересы относятся к определенным возрастным периодам. Центральным содержанием этих периодов развития, как правило, оказываются нормативно определяемые кризисы, конфликты или проблемы.

Кроме нескольких лонгитюдных исследований, существует относительно мало надежных данных о том, как изменяются люди в течение всей жизни. Основной причиной такого недостатка является лишь относительно недавнее признание психологами того факта, что взрослые люди тоже «растут». Карл-Густав Юнг одним из первых обратил внимание на вторую половину жизни, когда человек оказывается перед необходимостью найти и оправдать смысл своего существования.

Развитие личности определяют через стадии развития; во взрослости эти стадии описываются как задачи. В числе задач развития, установленных Хэйвигхерстом для среднего возраста, - находится достижение зрелой гражданской и социальной ответственности, достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня, помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми и др. В отличие Хэйвигхерста, Эриксон определял главную задачу среднего возраста в виде основного вопроса – генеративность против поглощенности собой. Чтобы избежать стагнации, люди должны заботиться о младшем поколении и о том, какой мир это поколение получит в наследство. Пэк расширил описанную Эриксоном картину развития в среднем возрасте, включив в нее семь проблем развития: ценность мудрости против ценности физических сил, уравновешивание на новом уровне социального против сексуального начала в человеческих отношениях, катексисная гибкость против катексисного обеднения, умственная гибкость против умственной ригидности и др.



Исследования мужчин в середине жизни показали, что большинство их них связаны обязательствами как перед работой, так и перед семьей, и должны научаться справляться с проблемами, вызванными старением родителей и взрослением детей. Женщины в середине жизни традиционно определяют себя через свое основное место в семейном цикле.

Таким образом, середина жизни – это то время, когда люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. Одни могут быть удовлетворены собой, для других анализ прожитых лет может стать болезненным процессом.

 

2.1. Обоснование выбора методов исследования

Для проведения исследования на данную тему необходимо использовать эмпирические методы. На данный момент в психологии существуют следующие эмпирические методы:

1. наблюдение;

2. экспериментальные методы;

3. анализ продуктов деятельности;

4. биографический метод;

5. психодиагностические методы: тесты, опросы (анкета, интервью), беседа, социометрия.

Нерепрезентативными методами для проведения исследования на тему «Кризис среднего возраста» являются:

1. наблюдение. Его минусы: продолжительность во времени, субъективность, продолжительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, требует значительных затрат времени.

2. экспериментальные методы. Минусы: требует значительных затрат времени и материальных средств.

3. анализ продуктов деятельности. В режиме курсовой работы на тему «Кризис среднего возраста» данный метод не применим.

4. биографический метод. В режиме курсовой работы на тему «Кризис среднего возраста» данный метод не применим.

5. психодиагностические методы: а) тесты, б) опросы (анкета, интервью), в) беседа, г) социометрия. Недостатки для данного исследования: а) тестов – требуют долгой математической обработки, возможности вынесения ошибочного результата, быстрая утомляемость испытуемых, личностное влияние исследователя, не учитывается зависимость результатов от условий развития, возможность сознательно дать «правильный» ответ, необходимый исследователю; б) опросы подразделяются на устный опрос – интервью и письменный опрос – анкетирование. При проведения опроса методом интервью включаются такие отрицательные факторы как: личностный фактор исследователя, субъективность исследователя, варьирование в построении вопроса, возможность исключения или добавления новых вопросов, трудоемкость поиска респондентов для опросов, ошибки в выборе необходимой возрастной категории. Недостаток метода беседы также состоит во влиянии личностного фактора и субъективного мнения исследователя. г) Социометрия – использование этого метода в исследовании на данную тему не применимо.

Опираясь на вышеизложенные несоответствия методик для проведения исследования в данной курсовой работе, автор, для получения наиболее объективных результатов выбирает метод анкетирования, что дает ряд преимуществ перед другими методами проведения исследования:

1. валидность,

2. репрезентативность,

3. объективность,

4. экономность,

5. инвариантность,

что полностью соответствует существующим критериям в психологии, для проведения научного исследования.

Анкетирование необходимо применять в тех случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к личным (интимным) или острым дискуссионным вопросам, либо опросить большое количество людей в сравнительно короткие сроки. Анкета гарантирует анонимность в большей степени, чем все другие методы, и потому опрашиваемые могут давать более искренние ответы.

Следовательно, используя именно метод анкетирования для проведения исследования по теме «Кризис среднего возраста», мы получим наиболее искренние ответы, принимая во внимание, что вопросы касаются порой очень интимных и личностно значимых моментов в жизни опрашиваемых людей.

Основываясь на задачах, поставленными  Хэйвигхерстом, Эриксоном и другими психологами перед людьми среднего возраста, автором курсовой была составлена анкета для проведения исследования на выявления изменений во взглядах на жизнь, детей, семью, свое «Я» работу.

В анкете №1 вопросы с 1 по 7 соответствуют задачам, поставленные Хэйвигхерстом; вопросы с 8 по 13 – задачам, указанным Эриксоном; вопросы с 14 по 18 ориентированы на выявление кризиса идентичности.

 

АНКЕТА № 1

 

Имя_________________________

Возраст___________

Национальность__________________________

Образование____________________________________________________________

Семейное положение, наличие детей, внуков_________________________________

 

    Средний возраст (от 35 до 65 лет) – это время решения задач, актуальных именно для этого возраста Я задам Вам вопросы, связанные с этими задачами. Варианты ответа: да, скорее да, не знаю, скорее нет, нет.

 

Вопросы Да Скорее да Не знаю Скорее нет Нет
1 Считаете ли вы себя ответственным человеком в гражданской и социальной сфере?          
2 Вы достигли и поддерживаете свой целесообразный жизненный уровень?          
3 У вас есть надлежащие способы проведения досуга?          
4 Вы помогаете детям стать ответственными и счастливыми взрослыми?          
5 Вы довольны личностным аспектом в браке или совместном проживании?          
6 Вы готовы принять происходящие физиологические перемены своего организма и тела?          
7 Вы готовы к новым взаимоотношениям с Вашими стареющими родственниками?          
8 Вас волнует состояние общества, в котором будут жить Ваши дети и внуки?          
9 Вы чувствуете свою ответственность за сохранение нашей культуры?          
10 Для Вас главное – это удовлетворение собственных нужд и потребностей?          
11 Часто у Вас возникает чувство безнадежности и бессмысленности жизни?          
12 Вы воплотили в жизни задачи, поставленные в 20-30лет?          
13 Религиозный Вы человек?            
14 Вы чувствуете себя отставшим от жизни?            
15 Вы не потеряли интерес к жизни?            
16 Вам часто бывает скучно?            
17 Вы часто чувствуете себя усталым?            
18 Вы ощущаете свою жизнь полноценной?            

 

СПАСИБО.

 

 

2.2. Проведение исследования. Анализ полученных результатов.

 

В анкетировании приняло участие 50 человек мужчин и женщин в возрасте от 36 до 56 лет, работающих на руководящих должностях (начальники цехов, начальники участков,  инженера, мастера) на ВАЗе, цех № 43-3. Все имеют высшее образование, детей, семейное положение на момент исследования у всех анкетируемых разное (замужем, разведена; женат, разведен, но связь с детьми поддерживаю, принимаю участие в их воспитании; повторное супружество).

Максимальное количество ответов по 18 вопросам по каждому варианту – 900 ответов, минимальное, соответственно, – 0 ответов. Также необходимо принять во внимание, что ответы под номерами 10, 11, 14, 15, 16, 17 подсчитываются в обратном порядке, соответственно теориям, на которых основывается автор курсовой работы.

Напомним еще раз задачи, которые решают люди, находящиеся в среднем возрасте по Хэйвигхерсту:

Задачи среднего возраста:

1. достижение зрелой гражданской и социальной ответственности;

2. достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня;

3. выбор подходящих способов проведения досуга;

4. помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми;

5. усиление личностного аспекта супружеских отношений;

6. принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним;

7. приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.

И по Эриксону:

1. Ответственность за состояние общества, в котором будут жить дети и внуки.

2. Ответственность за сохранение культуры.

3. Забота о близких людях, а не удовлетворение собственных потребностей.

4. Продуктивная деятельность.

Невыполнение поставленных среднему возрасту задач ведет к стагнации, поглощенности собой, инертности и, в результате, к выводам о бессмысленности жизни, к чувству безысходности. 

После подсчета полученных ответов получаем следующие результаты, которые представлены в таблице 1.

Таблица №1

Вопросы Да Ск. да Не знаю Ск. нет Нет
1 Считаете ли вы себя ответственным человеком в гражданской и социальной сфере? 15 28 6 1  
2 Вы достигли и поддерживаете свой целесообразный жизненный уровень? 2 34 3 10 1
3 У вас есть надлежащие способы проведения досуга? 9 29 11 1  
4 Вы помогаете детям стать ответственными и счастливыми взрослыми? 42 7   1  

5

Вы довольны личностным аспектом в браке?

21

24

 

4

1

6 Вы готовы принять происходящие физиологические перемены своего организма и тела? 9 28 3 10  
7 Вы готовы к новым взаимоотношениям с Вашими стареющими родственниками? 7 20 12 9 2
8 Вас волнует состояние общества, в котором будут жить Ваши дети и внуки? 36 14      
9 Вы чувствуете свою ответственность за сохранение нашей культуры? 23 18 9    
10 Для Вас главное – это удовлетворение собственных нужд и потребностей?   5   37 8
11 Часто у Вас возникает чувство безнадежности и бессмысленности жизни?     12 33 5
12 Вы воплотили в жизни задачи, поставленные в 20-30лет?   16 9 16 9

13

Религиозный Вы человек?

6

15

8

18

3

14

Вы чувствуете себя отставшим от жизни?

 

 

8

20

22

15

Вы не потеряли интерес к жизни?

 

 

9

26

15

16

Вам часто бывает скучно?

 

 

7

22

21

17

Вы часто чувствуете себя усталым?

29

12

 

9

 

18

Вы ощущаете свою жизнь полноценной?

 

44

5

1

 

Полностью реализовало себя и не испытывают кризиса среднего возраста – 27 % опрашиваемых , 241 ответов по всем 18 вопросам. Количество людей, которые близки к реализации себя в этом возрасте – это 47 %., 424 ответов.  12 % опрашиваемых не полностью готовы к реализации себя в этом возрасте и решению поставленных перед ними жизнью задач, 107 ответов по всем вопросам. Совершенно не готовы к выполнению поставленных эти возрастом задач 14 % (9 % ответили «скорее нет» и 5 % ответили «нет») анкетируемых. (См. диаграмму №1)

Диаграмма №1

 

Обобщая первые две категории, которые ответили «да» и «скорее да» и последние две категории, ответившие «скорее нет» и «нет», получаем следующие показатели (диаграмма №2 и №3):

Диаграмма №2

Диаграмма №3

Отталкиваясь от задач, поставленными Хэйвигхерстом и Эриксоном перед людьми среднего возраста, можно предположить, что 74 % анкетируемых (665 ответов) не испытывают кризиса среднего возраста и кризиса идентичности, их жизнь продуктивная и наполнена смыслом. Остальные 26 % опрашиваемых, можно предположить, так или иначе сталкиваются с трудностями этого возраста в силу каких либо причин, как то: поглощенность своими проблемами, заботами, не участие в социальной жизни общества и в жизни подрастающего поколения, неспособностью принять происходящие в них физиологические перемены и другие проблемы.

Теперь обратимся к поставленной вначале курсовой работы гипотезе.

Гипотеза данной работы следующая: предполагается, что задачи, стоящие перед человеком в середине жизни, обозначенные Эриксоном, Хэйвигхерстом и Юнгом, не отличаются от задач современного человека в наше время, в частности в нашем регионе и от успешного разрешения этих задач, зависит то, насколько продуктивной и смыслосодержащей будет жизнь человека.

Исходя из анализа полученных данных, делаем выводы, что задачи, поставленные Хэйвигхерстом, Эриксоным и Юнгом более 50 лет назад перед людьми среднего возраста, мало отличаются перед задачами, которые и сегодня решают люди, чтобы их жизнь была творческой, продуктивной и смыслонаполненной, приносила радость и пользу им, близким и социуму. Следовательно, выдвинутую гипотезу можно считать подтвержденной для данной выборки анкетируемых.

 

Заключение

 

Исследование, которое было проведено автором данной курсовой работы, дает понять, что люди, находящиеся в середине жизни так или иначе должны решить для себя, в чем смысл жизни, что важнее на данном этапе для них: счастье близких людей или свое собственное. Что даст большее удовлетворение в жизни: помощь другим или поглощенность собой. Ведь счастлив более не тот, кто берет, а тот, кто дает, кто чувствует свою необходимость и незаменимость для других. Только принимая активное участие в жизни родных, общества человек может ощутить свою жизнь исполненной смыслом, не чувствовать себя потерянным, оторванным от общества, реализовать свой творческий потенциал, богатый и умудренный жизненным опытом.

Но также не надо упускать из виду то, что анкетирование проводилось на малой выборке, что в опросе принимали участие люди с высшим образованием, работающие на высоких должностях, что могло оказать влияние на полученные ответы, так как в силу специфики работы на руководящих должностях, люди становятся более ответственными за принятие своих решений и поступков, отвечают за свои действия.

Исходя их этого, необходимо сделать выводы, что исследование надо продолжить на более большей выборке, привлечь к участию людей с разным уровнем образования, разными профессиями и специальностями, сферами общения и социальным статусом. И уже после полученных и обработанных результатов, можно будет сделать выводы, что является главным в жизни людей среднего возраста.

 

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч.пособие для студентов вузов. – Изд.центр «Академия», 1997.

2. Выготский Л.С., Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

3. Крайг Дэвис. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002.

4. Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001.

5. Психология. Учебник./Под ред.А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.

6. Словарь психолога-практика/Сост. С.Ю. Головин.-2-е изд.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е межд.изд. – СПб: Питер, 2003.

8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002.

9. Герриг Р., Зимбардо В. Психология и жизнь. – 16-е изд. СПб: Питер, 2004. – 955с.

10. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2002.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998.

12. Практикум по возрастной психологии: Учеб. по­собие для студ. вузов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999

13. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М.: Наука, 1998.

14. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.1990.

 




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (108)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.102 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7