Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы и методы конкуренции



2019-12-29 147 Обсуждений (0)
Формы и методы конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок




Конкуренция - это экономическое соперничество между производителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами.

Известны две основные формы конкуренции: предметная (или внутриотраслевая – т.е. между фирмами одной отрасли) и функциональная (межотраслевая).

Предметная конкуренция происходит в результате выпуска идентичных товаров, предназначенных для удовлетворения одной и той же потребности, но различающихся по качеству, цене, либо имеющих другие незначительные отличия. Предметная конкуренция за рубежом ведется между немецкими, японскими и американскими автомобилями одного класса. В основе этой формы конкуренции лежит явление дифференциации продукции, которое нашло широкое распространение на рынке высокоразвитых стран. Под дифференциацией продукции понимается производство товаров-аналогов в различных вариантах исполнения. Дифференциация охватывает не только потребительские товары, но и средства производства, что выражается в углублении специализации, повышении доли мелкосерийного производства.

Функциональная конкуренция возникает из-за того, чти любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами. Например, для интеллектуальных игр это - шахматы, шашки, карты, компьютерные игры и т.п., для занятий спортом, туризмом - лодки, велосипеды, машины и пр. Поэтому все товары для интеллектуальных игр или спортивные товары на рынке функционально конкурируют друг с другом. То есть при функциональной форме конкуренции в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные конкретные потребности населения и производства.

По методам осуществления конкуренцию подразделяют на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем конкуренты.

Метод ценовой конкуренции имеет многоцелевое назначение:

1) низкая цена может служить инструментом проникновения на новые рынки;

2) низкая цена используется фирмой, уже внедрившейся на рынок как барьер против выхода на рынок новых конкурентов;

3) в ряде случаев фирмы проводят снижение цен в ответ на действия конкурентов;

4) снижение цены может использоваться как средство повышения конкурентоспособности товара.

Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные монополии могут позволить себе на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, с тем, чтобы с помощью дешевой продукции полностью убрать конкурентов с рынка, а оставшись его монопольным владельцем, в дальнейшем повысить цены до желаемого уровня, позволяющего компенсировать понесенные убытки. Этот метод конкурентной борьбы называется « война цен».

Ценовые методы конкуренции быт распространены на ранних этапах американского бизнеса, когда однородные и примерно одинаковые по качеству товары имели самые различные цены, устанавливаемые с целью поднять их конкурентоспособность, в настоящее время, когда рынки в основном монополизированы между небольшим числом фирм, производители чрезвычайно редко прибегают к ценовым методам конкуренции, предпочитая поддерживать цены па одном уровне и, снижая производственные и маркетинговые расходы, добиваться повышения уровня прибыли.

Это значит, конечно, что на современном рынке не используется «война цен» - она существует, но не всегда в явной форме (чаще в скрытой). Вообще «война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштабов производства.

Ценовые методы конкуренции иногда используются на зарубежных рынках, особенно фирмами-аутсайдерами, для попыток внедриться на монополизированные рынки, т.к. у них нет ни сил, ни возможностей для борьбы с крупными фирмами в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми (этим не пренебрегают и монополии - там, где не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

Один из главных недостатков метода ценовой конкуренции: на снижение цен конкуренты могут ответить очень быстро и легко. А вот на рост качества отвечать всегда труднее и дольше, так как за этим стоят научные исследования и новые технологии. Кроме того, рассматриваемый метод крайне нерентабелен. По методам осуществления конкуренцию подразделяют на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем конкуренты.

Метод ценовой конкуренции имеет многоцелевое назначение:

5) низкая цена может служить инструментом проникновения на новые рынки;

6) низкая цена используется фирмой, уже внедрившейся на рынок как барьер против выхода на рынок новых конкурентов;

7) в ряде случаев фирмы проводят снижение цен в ответ на действия конкурентов;

8) снижение цены может использоваться как средство повышения конкурентоспособности товара.

Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные монополии могут позволить себе на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, с тем, чтобы с помощью дешевой продукции полностью убрать конкурентов с рынка, а оставшись его монопольным владельцем, в дальнейшем повысить цены до желаемого уровня, позволяющего компенсировать понесенные убытки. Этот метод конкурентной борьбы называется « война цен».

С появлением большого числа технически сложных изделий, в первую очередь, машинно-технической продукции, происходит практически повсеместная трансформация понятия цены как таковой в многоэлементную цену потребления, отражающую всю сумму расходов покупателя, необходимую для полноценного потребления товара на протяжении всего срока его службы. Лежавшие за пределами цены, но имеющие стоимостную основу элементы цены потребления все более становятся объектами конкурентной борьбы, которая уже не может быть прямо отнесена к ценовой. Повышение роли эксплуатационных затрат в определении конкурентоспособности продукции стало особенно заметным в период резкого роста цен на топливно-энергетические ресурсы. Достаточно сказать, что в общих эксплуатационных расходах за весь срок службы трактора продажная цена составляет всего 19%, грузовика - 15%, авиалайнера - 11%, бытового холодильника - 10%.

 

Заключение

 

Маркетинг затрагивает жизнь каждого из нас. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. Маркетинг включает в себя множество самых разнообразных видов деятельности, в том числе маркетинговые исследования, разработку товара, организацию его распространения, установление цен, рекламу и личную продажу. Многие путают маркетинг с коммерческими усилиями по сбыту, тогда как и на самом деле он сочетает в себе несколько видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд для решения целей, стоящих перед организацией. Маркетинг начинается задолго до и продолжается еще долго после акта купли-продажи.

Практическая деятельность маркетинга оказывает большое влияние на людей, выступающих в качестве покупателей, продавцов и рядовых граждан. В качестве ее целей выдвигаются такие, как достижение максимально возможного высокого потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление потребителям максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни. Многие считают, что целью должно быть именно повышение качества жизни, а средством ее достижения – применение концепции социально-этичного маркетинга. Интерес к этой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере предпринимательства, в международной сфере осознают, как именно маркетинг способствует их более успешному выступлению на рынке.

 

Список литературы

1. Войтоловский Н.В., Горшков Р.К. Основы экономики и управления предпринимательством: Учеб.пособие. – М.:Экслибрис – Пресс.2005

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.:Бизнес-книга, 1995г.

3. Майкл Портер Конкурентная стратегия – М.:Альпина,2005

4. Котерова Н.П. Основы маркетинга – М.:Академия,2004

5. Минько Э.В. Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность – СПб.:Питер,2004



2019-12-29 147 Обсуждений (0)
Формы и методы конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы и методы конкуренции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)