Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование конфликта в психологии.



2019-12-29 164 Обсуждений (0)
Исследование конфликта в психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вариант 13.

 

План.

     

 

 1. Введение.

2. Исследование конфликта в психологии.

3. Основные источники конфликтов.

 

 

Введение.

 

   Нет ни одного человека, который не стал­кивался бы с конфликтными ситуациями. Конфликт в широко распространенном определении рассматри­вается как столкновение противоположно направлен­ных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, проявля­ющееся в острой форме.

Существует множество точек зрения на конфликт, но доминирующими остаются две. Одни исследовате­ли считают, что социальные конфликты несут угрозу, опасности распада общества, а другие, как, например, Льюис Козер, считают, что конфликт вызывает стремление к обновлению и творчеству. Знание природы конфликта, механизма и фаз его развития важно для управления конф­ликтом. Конфликтологи­ческие знания помогают разобраться в разных типах конфликтов, возникающих в межличностных, трудо­вых, семейных, управленческих, организационных, межэтнических, международных отношениях и, соответственно, способствуют повыше­нию эффективности в любой области социальной жиз­недеятельности.

Не всегда вырисовуется в «чистом виде» тот или иной тип конфликта. Часто конфликт возникает как результат целого комплекса противоречий: этнических, религи­озных, политических, психологических, экономических и т.д. Несмотря на разнообразие конфликтов, в их природе есть общие черты. Поэтому конфликтоло­гия как все еще молодая наука движется по пути к общему научному подходу в понимании, анализе и уре­гулировании конфликтных ситуаций.

 

Исследование конфликта в психологии.

Рассмотрение конфликтов на различных уровнях культуры, общества иотдельного человека не могут быть завершенными без их психологической интерпре­тации. На самом деле, если носителями конфликтных отношений выступают люди,то психология, которая определяет их поведение, становится важнейшим фак­тором конфликтогенных пространств. Психологиче­скую основу конфликтов исследовали многие мысли­тели западной культуры. Наиболее активно в научной системе знания психологию конфликтов стали иссле­довать в XX веке.  Проблема психологии конфликта привлекала в той или иной мере всех заметных психо­логов западного мира.

К. Уилбер в своей книге «Никаких границ» (М., 1998)  предлагает рассматривать строение психики в виде нескольких уровней. В конфлик­те, как правило, участвуют две противоположных сто­роны, каждая их которых пытается восстановить рав­новесие на основе собственной позиции. Например, если инициатор конфликта считает свои ценности и установки един­ственно правильными, настаивает на том, чтобы его противник понимал ситуацию так же, как он, то неизбежен жесткий конфликт, в котором противник получает одну характеристику — враг. Такой конф­ликт, зачастую, превращается в войну, цель которой — насильственное подчинение или уничтожение про­тивника. Если же мы понимаем противоположную сто­рону конфликтующих как партнера, имеющего право наего позицию, то конфликт может разрешаться за

счет изменения ситуации двустороннего характера. При таком сценарии развития конфликта обе стороны идут на уступки или вообще изменяют взгляд на проблему, переходя к иному структурированию ситуации.

Уилбер приходит к выводу, что образ действия лю­дей напрямую зависит от тех границ, которые мы сами «проводим» в нашем психологическом пространстве» Основной пафос его работ заключается в понимании необходимости преодоления тех границ, которые со­здают себе люди в культуре Запада, лишаясь целост­ности, как существования, так и сознания как такового. Суть проблемы, по Уилберу, заключается в том, чувствует ли себя человек изолированным субъектом, «Я», которо­му противостоит весь мир, или он ощущает себя еди­ным со всей вселенной. В последнем случае чувство самотождественности простирается далеко за пределы разума и тела человека и охватывает весь космос.

Уилбер в очередной раз возвращается к проблеме по­нимания противоречия. Гегель наиболее близ­ко подошел к целостному пониманию мира. Маркс, интерпретация диалектики которого длительное время была у нас господствующей, выступил в жесткой традиции: материя первична, сознание вто­рично; объект определяет свойства субъекта; люди та­ковы, какова социальная среда.

   Для промышленной культуры зта позиция является наиболее последовательной. Ведь промышленность манипулирует природными ресурсами и людьми по законам этих объектов. Менеджер выступает ключе­вой фигурой данных отношений. Как известно, культурные доминан­ты становятся в обществе основанием мировоззрения, поэтому алгоритм промышленно ориентированного сознания превратился в универсальное культурное основание, что и происходило в Европе начиная с Ново­го времени и происходит до сих пор.       

Таким образом».несмотря на призыв некоторых ев­ропейских диалектиков рассматривать объект как единство, объект, за небольшими исключениями, все­гда противопоставлен субъекту познания и деятельности. Уилбер считает, что многие беды человечества происходят из-за того, что люди сами проводят искус­ственные границы, а затем придерживаются их разграничения так, как будто они существуют на самом деле и абсолютны. Психолог доказывает, что вся человеческая куль­тура пронизана переживаниями высшего тождества человека и мира, а стремление разобраться в этом эк­зотическом для человека Запада явлении давно полу­чило название «Вечной Философии». Практически все религии, утверждает К. Уилбер, такие, как индуизм, буддизм, даосизм, христианство, ислам, иудаизм ос­нованы на подобных переживаниях, и мы можем го­ворить об их единодушии в изначальной истине.

Практически вся жизнь человека заключается в кон­фликтном взаимодействии с границами, которые че­ловек создает сам. Не нужно думать, что манипулиро­вать границами, тем более, уничтожить их легко — это громадная душевная и социокультурная пробле­ма, но суть заключается в том, что она стала не лич­ным делом индивида, а превратилась в общекультур­ную проблему.

В картографии Уилбера четыре уровня: сознание единства, организм в целом, уровень «эго» и уровень «маски». Сознание единства не имеет границ, человек в данном случае отождествляется со Вселенной. Уровень организма позволяет сформировать целостного человека, который «эго» расширяет до пределов персонального бессоз­нательного и его душа находится в гармонии с телом. Пространством, внешним для такого человека, будет среда. Уровень «эго» характеризуется границей, которая проходит между сознанием человека и его телом, к которому в данном случае будет относиться и бессознательное. Человек в данном случае отождествляет себя с одной из частей своего целостного организма. И са­мый примитивный психотип назван «маской». Дан­ный способ формирования личностного пространства сводит самотождественность только к части своего ра­зума, вытесняя все остальное содержание за эти гра­ницы в бессознательное. Остается от человека лишь его часть, которая его якобы устраивает и совпадает с его установками и желаниями.

Уилбер настаивает на том, что любая граница становится источником конфликта, превращается в ли­нию фронта. У человека в отношении психологического бытия появляется реальная возможность, которая спо­собна значительно снизить уровень самоконфликтно­сти. Эта возможность — самопознание и личностный рост. Когда человеку удается осуществить эту задачу в той или иной мере, он перестраивает карту своей души, расширяет ее территорию, становится другим челове­ком. Высшая цель и возможность роста — достиже­ние «сознания единства». Помочь на этом трудном пути развития человека может осознание, которое называ­ется «трансперсональной психологией» или «ноэтикой» и работа души и человека как целостности.

Подобный взгляд на психологическую основу кон­фликтности людей, который сформулировал Уилбер, формировался практически на протяжении целого сто­летия. В работах наиболее продвинутых психологов XX века эта проблема исследовалась с разных сторон и по-разному, поскольку конфликтность жизни резко возросла. Например, ключевыми фигурами современ­ного рыночного общества многие ученые считают об­разы: менеджера, который управляет и стремится де­лать оптимальными процессы социо-культурного вос­производства; потребителя, который культуру превра­щает в способ удовлетворения потребностей и терапев­та, который стремится к нейтрализации большого чис­ла конфликтов, со всех сторон окружающих совре­менного человека.

Одним из классиков психологии, стоящим у истоков психологического понимания оснований конфликта, по общему признанию, выступает З.Фрейд. Он приходит к выводу, что в личности действуют противо­положные тенденции, которые могут вступать в конфликт. Противоречивые тенденции психи­ки приводят к разладу внутри личности, к неприми­римым противоречиям между людьми. В современной психологии сохраняет свою истинность тезис, идущий от Фрейда, в соответствии с которым личность пред­ставляет собой динамическую конфигурацию или про­странство, находящееся в постоянном конфликте с са­мим собой.

В рамках психоанализа, основателем которого являлся Фрейд, человек понимается как носитель души, которая находится в состоянии постоянного конфлик­та из-за столкновения влечений, желаний, различных сфер личности. Человек стремится к удовольствию, но под влиянием всевозможных ограничений он вынужден отказываться от удовлетворения потребностей. Неудовлетворенное желание вытесняется за пределы рациональности в бессознательное или превращает человека в персонифицированное желание которое захватывает всего человека, превращая его в «одержимого». Первый вариант психологической   конфликтности ведет к душевным расстройствам челове­ка, второй — к деструкции личности вплоть до маниакальности через насилие над людьми, на которых проецируется конфликт.

В теории Уилбера этот психологический процесс является необходимым следствием самоидентификации человека на уровне маски. Личность сводит свое пред­ставление о себе и своих границах до какой-либо части психологического пространства. Все остальное простран­ство оказывается «вне закона», человек представляет себе, что его просто нет. Обычно в пространство маски попадают процессы, связанные с положительными цен­ностями, которые одобряются окружением. Личность с «отрицательной» ориентацией, наоборот, укореняет неодобряемые ценности, но вынуждена скрывать это от себя и от общества. Вытеснение отрицательных ценностей превращает­ся в конфликтогенное основание внутри человека, а проекция подобного деформированного содержания на других людей становится основой межличностных или групповых конфликтов. Причем, чем больше психи­ческого содержания вытесняется за границы маски, тем укорененней и обширней является пространство конфликтного содержания. Люди, воспринимающие себя как маску, видят, как правило, в качестве отри­цательных свойств у других людей то содержание, которое вытесняют у себя, не замечая многих положи­тельных свойств у других людей. В результате созда­ется мощное поле конфликтогенного содержания. Если люди с подобным конфликтогенным содержанием не имеют власти, то они становятся людьми, страдающи­ми пороком ханжества — попытки лишить других лю­дей права следовать тем ценностям, которые вытесне­ны у ханжи.Люди, обладающие властью, особенно поли­тической, становятся агрессивными, в том случае, если они сли­ваются со своей маской.

Для Фрейда основными душевными процессами, ко­торые формируют конфликтогенность, выступали сек­суальные влечения и их ограничение рационально-цен­ностным «Я». По учению психоанализа Фрейда, осознание причины конфликтов и их содер­жания позволяют вернуть человека, к нормальному состоянию. У Фрейда было несколько последователей, которые по иному подошли к проблеме бессознательного и со­отношения сознательного и бессознательного.  А. Адлер в книге «Практика и теория индивиду­альной психологии» (М.,1995г.), в других своих рабо­тах приходит к выводу, что не только сексуальные вле­чения формируют конфликтность психики, но и ин­стинкт самосохранения. Появляет­ся противоречие между чувством тревожности и спо­собами преодоления ее, которые принимают форму жизненных стратегий. Крайние полюса страте­гий заключаются в стремлении сотрудничать с други­ми людьми или бороться с ними. В конечном итоге появляется феномен «стремления к власти», который представляет собой способ нейтрализации тревожности посредством обретения сверхперсонального статуса.

Человек, стремящийся к статусности и власти, принимает бессознательное и час­тично сознательное решение бороться за свои ценнос­ти, преодолевая сопротивление среды как совокупнос­ти других людей и обстоятельств, Такая форма конфликтогенности порождает чувства недоверия к своим партнерам, видение враждебности с их сторо­ны, зависти и недоброжелательности.

  В картографии Уилбера позицию социально-психологического подхода можно отождествить с уровнем «эго» полноценного осмысления в рациональной фор­ме полноты переживаний, снимающего ограниченность узко-ролевого понимания на уровне «маски». В то же время подобная форма психического самоотождеств­ления не позволяет включить в рациональную пси­хическую картину содержания бессознательного, пре­одолеть границу между «эго» и «самостью», а также человеческим телом как моментом целостности.

  Подобную полноту осмысления, дающую основание для значительного снижения уровня конфликтности, можно обрести в психоанализе К. Юнга и гуманисти­ческой психологии А. Маслоу. У швейцарского выда­ющегося психолога Юнга осознание человеком самого себя проникает в сферы самости и трансперсональной психики. Обе сферы имеют отношение к бессозна­тельному. Юнг придает психическому статус универ­сального вида энергии «психэ». Эта энергия распрост­раняется за границы индивидуальной психики и мо­жет концентрироваться в самой различной форме, на­пример, достаточно известных психологических «ар­хетипах». В самость проникнуть непросто, поскольку она представляет собой досознательный феномен и может быть освоена при помощи специальных техник, например, анализа сновидений, медитаций и т.д. Еще сложнее осмыслить трансперсональную сферу, которая выходит за границы отдельной психической особи — человека. В то же время осознание этих содержаний позволяет человеку сознательно и эмоционально отно­ситься к самому себе как человеческому существу, еди­ному со всеми остальными.

А. Маслоу считал, что объе­динение в одно целое души и тела позволяет сделать человека гораздо гармоничней и целостней, что может стать основой для снижения уровня конфликтогенности пси­хологического пространства. Человек, достигший гар­моничного объединения сознательного, бессознатель­ного и своего тела с его потребностями, совпадает с третьим уровнем картографии психического, предло­женного К. Уилбером. Подобный человек в состоянии осмыслить себя целостным образом как личность и выйти за границы собственного психологического про­странства, объединившись с сообществом людей на том или ином трансперсональном уровне. Такая иденти­фикация человека, как можно предположить, значи­тельно ограничит конфликтогенность способов его со­циализации и жизни.

Самый высокий уровень осмысления человека — универсальное космическое существо, о чем человек западной культуры пока не имеет содержательного представления. Только некоторые виды индивидуаль­ных и коллективных переживаний позволяют отдель­ным людям представить подобный уровень развития человека.

Если посмотреть на современную культуру в рам­ках планеты, то мы увидим, что в современном мире господствует конфликтогенная сис­тема отношений. Исключениями являются некоторые человеческие существа и организации, которые выс­тупают носителями идеологии, ориентированной на ненасилие, целостность и антиконфликтность.  В це­лом мир, связанный с промышленно-индустриальными отношениями, агрессивен и конфликтен. Основной вид индустриальных отношений — конку­ренция — основан на конфликтах. Например, в СССР была предпринята попытка создания бесконфликтно­го общества за счет тоталитарного подчинения образа жизни людей сверхконфликтному государству, кото­рое при помощи различных видов террора пыталось реализовать свои цели. Для психики большинства

.людей конфликтогенные отношения и культура кажут­ся естественными и необходимыми.

В то же время достижения современной цивилиза­ции, особенно в части уничтожения как людей, так и природы, беспрецедентны. Мир не может не преодо­леть конфликтность отношений — это в настоящее вре­мя условие выживания. Поэтому те открытия психо­логии, которые говорят о ресурсах человека, позволя­ющих снизить уровень конфликтности как внутри личности, так и в системе человеческих взаимоотно­шений, необходимо распространять и использовать для сохранения и развития культуры.

 



2019-12-29 164 Обсуждений (0)
Исследование конфликта в психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование конфликта в психологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)