Геронтопсихология (преподаватель Ревина И.Ю)
12 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Для группы П5, П6дз Семинар 1. Тема: Теоретические аспекты геронтопсихологии Вопросы для подготовки к семинару: 1. Значение научной теории для практической работы со старыми людьми 2. Социально-психологические условия поздней жизни а) дифференцирующие факторы старых людей как группы б) социальные стереотипы и аттитюды к пожилым и старым людям в) отношение к старым людям в обществе: эйджизм и антиэйджистская практика
Литература: 1. Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.177-182. 2. Калькова В.Л. Старость: Реферативный обзор // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.77-86. 3. Козырьков В.П. Пожилой человек как социокультурный тип // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.73-76. 4. Краснова О.В. Роль бабушки: Сравнительный анализ // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.238-249. 5. Краснова О.В. Эйджизм в работе с пожилыми людьми // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.354-362. 6. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 288 с. 7. Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.183-197. 8. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2002. – 334с. 9. Крэйг Г. Психология развития. – Спб.: «Питер», 2000. – 992с.
Семинар 2. Тема: Практические аспекты психологического сопровождения пожилых и старых людей.
Вопросы для подготовки к семинару: 1. Общение со старыми людьми: профессиональное взаимодействие: 2. Социально-психологическая работа с пожилыми и старыми людьми: б) индивидуальная терапевтическая и консультативная психологическая практика в условиях социальных служб, стационарных учреждений и со здоровыми пожилыми людьми; Литература: 1. Воронина О.А. Внутриличностный конфликт и социально-психологическая работа с ним в условиях дома-интерната для престарелых // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.284-288. 2. Данилов Ю.М. Семейные отношения психически больных позднего возраста и проблема психической компенсации // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.250-255. 3. Дементьева Н.Ф. Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.279-283. 4. Ермолаева М.В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.164-171. 5. Калиш Р. Пожилые люди и горе: Реферативный обзор // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.322-326. 6. Керкхоф А., Диекстра Р., Хиршхорн П., Виссер А. Возможности предотвращения суицида среди людей пожилого возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. Пухальская Б.М. Психологические особенности пожилых и старых людей // Старость. Популярный справочник. Пер. с польского. - М.: Научн. изд-во "Большая Российская Энциклопедия", 1996. 7. Розова Т.Н. "Значимые события" как метод психологического консультирования пожилых людей // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.384-386. 8. Сатина Л.В. Депрессия позднего периода жизни: горе и осложнения, связанные с ним в пожилом возрасте: Расширенный реферат // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.327-331. 9. Сатина Л.В. Психотерапевтическая работа, с пожилыми в состоянии горя: группы "Тяжелой утраты": Расширенный реферат // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.397-403. В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.344-348. 10. Тащева А.И. Концепция организации психологической помощи одиноким людям пожилого возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.349-353. Семинар 3. Тема:.Психогигиена и психологическая реабилитация людей пожилого и старческого возраста Вопросы для подготовки к семинару: 1. Специфика взаимодействия психолога с клиентом пожилого возраста. 2. Общие положения по психологической реабилитации здоровых, больных и инвалидов пожилого и старческого возраста. 3. Здоровый образ жизни для пожилого человека. Литература: 1. Ермолаева М.Практическая психология старости. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 320с. 2. Краснова, О. В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании / О.В. Краснова; Департамент междунар. развития, Брит.-рос. программа развития, Рос.-Европ. фонд. - Обнинск : Принтер, 2001. - 231 с 3. Сухова Л.С. Реабилитация как составляющая ухода за больными и инвалидами пожилого возраста // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - С.93-106.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
СР. – 1. Тема: Исторические аспекты развития геронтопсихологии.
Выполните задания: 1. Изучите предложенную литературу. 2. Опишите мифы о старости, сопоставляя их с реальностью. 3. Охарактеризуйте негативные и позитивные мнения о старости, распространенные в нашем обществе. Литература: · Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.177-182. · Козырьков В.П. Пожилой человек как социокультурный тип // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.73-76. · Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 288 с. · Краснова О.В. Эйджизм в работе с пожилыми людьми // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.354-362. · Крэйг Г. Психология развития. – Спб.: «Питер», 2000. – 992с. · Психология старости/Ред. – сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: Изд.Дом БАХРАХ – М, 2004. – 736с. · Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002. – 256с.
СР. – 2. Тема: Общая характеристика развития человека в период поздней зрелости Выполните задания: 1. Опишите морфофункциональные изменения, происходящие в период старения, и факторы, вносящие свой вклад в эти изменения. 2. Заполните таблицу:
Литература: * Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001. – 704с. *Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия,2003. - С.177-182. * Александрова Н. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза // Развитие личности. - 2002. - № 3-4. - С. 101-125. * Ананьев Б.Г. К проблеме возраста в современной психологии // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.112-118. * Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.119-126. * Калькова В.Л. Старость: Реферативный обзор // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.77-86. * Крэйг Г. Психология развития. – Спб.: «Питер», 2000. – 992с. *Обухова Л.Ф. Проблема старения с биологической и психологической точек зрения / Л.Ф.Обухова, О.Б. Обухова, И.В. Шаповаленко // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 3. * Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002. – 256с.
СР. – 3. Тема: Особенности интеллектуального развития в пожилом и старческом возрасте Выполните задания: 1. Опишите наблюдающиеся в старости изменения в когнитивной сфере. Укажите изменения, вызванные собственно процессом старения и сопутствующими факторами. 2. Опишите прямые и косвенные факторы, вносящие вклад в ухудшение познавательной способности с возрастом, включая те, что связаны с болезнью Альцгеймера. Литература: · Анцыферова Л.И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека// Психологический журнал. – Т.25. - №3. – 2004. – С.17 – 24. · Корсакова Н.К. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные аспекты // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.149-154. · Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.155-161. Крэйг Г. Психология развития. – Спб.: «Питер», 2000. – 992с. · Психология старости/Ред. – сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: Изд.Дом БАХРАХ – М, 2004. – 736с. · Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002. – 256с. СР. –4. Тема: Особенности эмоционально-личностной сферы в поздней зрелости Выполните задания:
1. Опишите изменения личности и задачи развития в поздней взрослости. 2. Составьте ответ на вопрос: Какой тип личности и стили совладающего поведения влияют на приспособление к старению?
Литература: * Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.135-148. * Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность?// Мир психологии. – 1999. - №2. – С.80 – 96. * Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.155-161. *Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта.// Мир психологии. – 1999. - №2. – С.133 – 141. * Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте// Мир психологии. – 1999. - №2. – С.111 – 123. * Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002. – 256с. СР. – 5. Тема: Духовная зрелость личности и отношение к смерти Выполните задания: 1. Составьте реферативное сообщение на тему: «Старение – время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей». Литература: · Бацман Р. Духовные проблемы пожилых людей // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - С.53-92. · Белоусов С.А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти// Психология зрелости и старения. – 1998. - №4. – С.47 – 64. · Брянчанинов И. Слово о смерти. – М.: Правмоверы, 1993. – 320с. · Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни// Вопросы психологии. – 2003. - №3. – С.3 – 14. СР. – 6. Тема: Проблема психологической адаптации к старости Выполните задания: 1. Опишите физические, экономические и социально-психологические условия, влияющие на степень адаптации пожилого человека к выходу на пенсию. 2. Как человеку лучше всего подготовиться к уходу на пенсию? Литература: · Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2001. – 704с. · Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости.// Психологический журнал. – 2001. – Т.22, №3. – С.86 – 99. · Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.183-197. · Либерман Я.Л., Либерман М.Я. Прогрессивные методы мотивирования жизненной активности в период поздней взрослости. - Екатеринбург: Банк культ. информ., 2001. - 102 с. · Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.127-130. · Молчанова О.Н. Психологический витаукт как механизм стабилизации Я-концепции в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.162-163. · Назарова И.Б. Пенсионеры и работающие: труд, здоровье и лечение // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.265-272. · Психологія життєвої кризи/ Під ред. Т.М. Титаренко. – К., 1998. – 254с. · Психология старости/Ред. – сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: Изд.Дом БАХРАХ – М, 2004. – 736с. СР. – 7. Тема:Психологическая работа с пожилыми и старыми людьми Выполните задания: 1. Составьте программу психологического сопровождения пожилых людей в доме-интернате. 2. Опишите особенности проведения консультативной работы с пожилыми клиентами. 3. Составьте(подберите) коррекционно-развивающие упражнения(8 - 10) для проведения групповых занятий с пожилыми людьми в условиях а) дневного стационара б) группы встреч в) дискуссионной группы. Литература: · Воронина О.А. Внутриличностный конфликт и социально-психологическая работа с ним в условиях дома-интерната для престарелых // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.284-288. · Данилов Ю.М. Семейные отношения психически больных позднего возраста и проблема психической компенсации // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.250-255. · Дементьева Н.Ф. Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.279-283 · Ермолаева М.Практическая психология старости. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 320с. · Карвасарский Б.Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.:Питер Ком, 1998. – 752с. · Немов Р.С. Психологическое консультирование. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 528с. · Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512с · Роджерс К. Искусство консультирования и терапии// Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. – 976с. · Тащева А.И. Концепция организации психологической помощи одиноким людям пожилого возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.349-353. СР. – 8. Тема. Психогигиена и психологическая реабилитация людей пожилого и старческого возраста Выполните задания: 1. Разработайте рекомендации по здоровому питанию и здоровому образу жизни для пожилого человека. 2. Подберите упражнения для проведения обучающих занятий с пожилыми людьми по развитию стрессоустойчивости. Литература: · Ермолаева М.Практическая психология старости. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 320с. · Краснова, О. В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании / О.В. Краснова; Департамент междунар. развития, Брит.-рос. программа развития, Рос.-Европ. фонд. - Обнинск : Принтер, 2001. - 231 с · Сухова Л.С. Реабилитация как составляющая ухода за больными и инвалидами пожилого возраста // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - С.93-106. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА 1. Подготовка рефератов на предложенные темы. 1) Реферат – письменная работа, где кратко изложено исследование какого-либо вопроса (проблемы) на основе изучения и переработки теоретического материала. В реферате не пересказывается содержание изучаемых источников, а осуществляется их анализ, обобщение, систематизация. 2) Структура реферата: Реферат должен обязательно включать: 1) титульный лист 2) содержание 3) введение 4) основную часть 5) заключение 6) список использованных источников Введение содержит обоснование актуальности темы, формулировку целей и задач реферативного исследования. Основная часть должна быть посвящена рассматриваемым вопросам и может быть разбита на отдельные параграфы. В основной части должен содержаться анализ теорий, идей, научных подходов применительно к рассматриваемой проблеме. Содержание может быть представлено не только текстом, но дополняться схемами, таблицами, рисунками. В заключении делаются выводы по теме исследования, определяются направления возможных дальнейших исследований в рамках изученной темы. По стилю написания «Заключение» должно быть лаконичным, логичным, доказательным. Объем реферата не должен превышать 30 рукописных либо 20 печатных страниц. Все приведенные в тексте цитаты должны быть подтверждены ссылками на источник. Возможна корректировка тем рефератов преподавателем совместно со студентом с учетом познавательных возможностей и интересов студента, доступности той или иной литературы. В течении изучения курса каждый студент может подготовить и защитить один реферат. Каждую из предложенных тем могут выбирать не более трех студентов.
12
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |