Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Геронтопсихология (преподаватель Ревина И.Ю)




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Для группы П5, П6дз

       Семинар 1.                                       

    Тема: Теоретические аспекты геронтопсихологии

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Значение научной теории для практической работы со старыми людьми

2. Социально-психологические условия поздней жизни

а) дифференцирующие факторы старых людей как группы

б) социальные стереотипы и аттитюды к пожилым и старым людям

в) отношение к старым людям в обществе: эйджизм и антиэйджистская практика

 

Литература:

1. Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.177-182.

2. Калькова В.Л. Старость: Реферативный обзор // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.77-86.

3. Козырьков В.П. Пожилой человек как социокультурный тип // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.73-76.

4. Краснова О.В. Роль бабушки: Сравнительный анализ // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.238-249.



5. Краснова О.В. Эйджизм в работе с пожилыми людьми // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.354-362.

6. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 288 с.

7. Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.183-197.

8. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2002. – 334с.

9.  Крэйг Г. Психология развития. – Спб.: «Питер», 2000. – 992с.

 

Семинар 2.   

Тема: Практические аспекты психологического сопровождения пожилых и старых людей.

 

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Общение со старыми людьми: профессиональное взаимодействие:
    а) проблемы эффективности межличностного взаимодействия с пожилыми м старыми людьми;
       б) процесс профессионального общения со старыми людьми в условиях стационарных учреждений;

2. Социально-психологическая работа с пожилыми и старыми людьми:
       а) психологические проблемы пожилых и старых людей;

б) индивидуальная терапевтическая и консультативная психологическая практика     в условиях социальных служб, стационарных учреждений и со здоровыми пожилыми людьми;
    в) групповая работа с пожилыми и со старыми людьми; основные принципы, методы и методики.

                                                            Литература:

1. Воронина О.А. Внутриличностный конфликт и социально-психологическая работа с ним в условиях дома-интерната для престарелых // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.284-288.

2. Данилов Ю.М. Семейные отношения психически больных позднего возраста и проблема психической компенсации // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.250-255.

3. Дементьева Н.Ф. Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.279-283.

4. Ермолаева М.В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.164-171.

5. Калиш Р. Пожилые люди и горе: Реферативный обзор // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.322-326.

6. Керкхоф А., Диекстра Р., Хиршхорн П., Виссер А. Возможности предотвращения суицида среди людей пожилого возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. Пухальская Б.М. Психологические особенности пожилых и старых людей // Старость. Популярный справочник. Пер. с польского. - М.: Научн. изд-во "Большая Российская Энциклопедия", 1996.

7. Розова Т.Н. "Значимые события" как метод психологического консультирования пожилых людей // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.384-386.

8. Сатина Л.В. Депрессия позднего периода жизни: горе и осложнения, связанные с ним в пожилом возрасте: Расширенный реферат // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.327-331.

9. Сатина Л.В. Психотерапевтическая работа, с пожилыми в состоянии горя: группы "Тяжелой утраты": Расширенный реферат // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.397-403. В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.344-348.

10. Тащева А.И. Концепция организации психологической помощи одиноким людям пожилого возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.349-353.

Семинар 3.                                                               

       Тема:.Психогигиена и психологическая реабилитация людей пожилого и старческого возраста

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Специфика взаимодействия психолога с клиентом пожилого возраста.

2. Общие положения по психологической реабилитации здоровых, больных и инвалидов пожилого и старческого возраста.

3. Здоровый образ жизни для пожилого человека.

Литература:

1. Ермолаева М.Практическая психология старости. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 320с.

2. Краснова, О. В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании / О.В. Краснова; Департамент междунар. развития, Брит.-рос. программа развития, Рос.-Европ. фонд. - Обнинск : Принтер, 2001. - 231 с

3. Сухова Л.С. Реабилитация как составляющая ухода за больными и инвалидами пожилого возраста // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - С.93-106.

                                              

 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

СР. – 1. Тема: Исторические аспекты развития геронтопсихологии.

 

Выполните задания:

1. Изучите предложенную литературу.

2. Опишите мифы о старости, сопоставляя их с реальностью.

3. Охарактеризуйте негативные и позитивные мнения о старости, распространенные в нашем обществе.

Литература:

· Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.177-182.

· Козырьков В.П. Пожилой человек как социокультурный тип // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.73-76.

· Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 288 с.

· Краснова О.В. Эйджизм в работе с пожилыми людьми // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.354-362.

· Крэйг Г. Психология развития. – Спб.: «Питер», 2000. – 992с.

· Психология старости/Ред. – сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: Изд.Дом БАХРАХ – М, 2004. – 736с.

·  Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002. – 256с.

 

СР. – 2. Тема: Общая характеристика развития человека в период поздней зрелости

Выполните задания:

1. Опишите морфофункциональные изменения, происходящие в период старения, и факторы, вносящие свой вклад в эти изменения.

2. Заполните таблицу:

№ п/п

Теория старения

Авторы/

Научн. напр-е

Объяснения причин и особенностей старения

(время появлення)
1 2 3 4
       

 

Литература:

* Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001. – 704с. *Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия,2003. - С.177-182.

* Александрова Н. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза // Развитие личности. - 2002. - № 3-4. - С. 101-125.

* Ананьев Б.Г. К проблеме возраста в современной психологии // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.112-118.

* Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.119-126.

* Калькова В.Л. Старость: Реферативный обзор // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.77-86.

* Крэйг Г. Психология развития. – Спб.: «Питер», 2000. – 992с.

*Обухова Л.Ф. Проблема старения с биологической и психологической точек зрения / Л.Ф.Обухова, О.Б. Обухова, И.В. Шаповаленко // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 3.

* Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002. – 256с.

 

СР. – 3. Тема: Особенности интеллектуального развития в пожилом и старческом возрасте

Выполните задания:

1. Опишите наблюдающиеся в старости изменения в когнитивной сфере. Укажите изменения, вызванные собственно процессом старения и сопутствующими факторами.

2. Опишите прямые и косвенные факторы, вносящие вклад в ухудшение познавательной способности с возрастом, включая те, что связаны с болезнью Альцгеймера.

Литература:

· Анцыферова Л.И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека// Психологический журнал. – Т.25. - №3. – 2004. – С.17 – 24.

· Корсакова Н.К. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные аспекты // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.149-154.

· Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.155-161. Крэйг Г. Психология развития. – Спб.: «Питер», 2000. – 992с.

·  Психология старости/Ред. – сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: Изд.Дом БАХРАХ – М, 2004. – 736с.

·  Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002. – 256с.

СР. –4. Тема: Особенности эмоционально-личностной сферы в поздней зрелости

Выполните задания:

 

1. Опишите изменения личности и задачи развития в поздней взрослости.

2. Составьте ответ на вопрос:

Какой тип личности и стили совладающего поведения влияют на приспособление к старению?

 

Литература:

* Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.135-148.

* Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность?// Мир психологии. – 1999. - №2. – С.80 – 96.

* Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.155-161.  *Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта.// Мир психологии. – 1999. - №2. – С.133 – 141.

* Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте// Мир психологии. – 1999. - №2. – С.111 – 123.

* Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002. – 256с.

СР. – 5. Тема:  Духовная зрелость личности и отношение к смерти

Выполните задания:

1. Составьте реферативное сообщение на тему:

«Старение – время личного познания вечных вопросов и истинных             ценностей».

Литература:

· Бацман Р. Духовные проблемы пожилых людей // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - С.53-92.

· Белоусов С.А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти// Психология зрелости и старения. – 1998. - №4. – С.47 – 64.

· Брянчанинов И. Слово о смерти. – М.: Правмоверы, 1993. – 320с.

· Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни// Вопросы психологии. – 2003. - №3. – С.3 – 14.

СР. – 6. Тема:  Проблема психологической адаптации к старости

Выполните задания:

1. Опишите физические, экономические и социально-психологические условия, влияющие на степень адаптации пожилого человека к выходу на пенсию.

2. Как человеку лучше всего подготовиться к уходу на пенсию?

Литература:

· Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2001. – 704с.

· Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости.// Психологический журнал. – 2001. – Т.22, №3. – С.86 – 99.

· Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.183-197.

· Либерман Я.Л., Либерман М.Я. Прогрессивные методы мотивирования жизненной активности в период поздней взрослости. - Екатеринбург: Банк культ. информ., 2001. - 102 с.

· Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.127-130.

· Молчанова О.Н. Психологический витаукт как механизм стабилизации Я-концепции в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.162-163.

· Назарова И.Б. Пенсионеры и работающие: труд, здоровье и лечение // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.265-272.

· Психологія життєвої кризи/ Під ред. Т.М. Титаренко. – К., 1998. – 254с.

· Психология старости/Ред. – сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: Изд.Дом БАХРАХ – М, 2004. –        736с.

СР. – 7. Тема:Психологическая работа с пожилыми и старыми людьми

Выполните задания:

1. Составьте программу психологического сопровождения пожилых людей в доме-интернате.

2. Опишите особенности проведения консультативной работы с пожилыми клиентами.

3. Составьте(подберите) коррекционно-развивающие упражнения(8 - 10) для проведения групповых занятий с пожилыми людьми в условиях

             а) дневного стационара

             б) группы встреч

             в) дискуссионной группы.

Литература:

· Воронина О.А. Внутриличностный конфликт и социально-психологическая работа с ним в условиях дома-интерната для престарелых // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.284-288.

· Данилов Ю.М. Семейные отношения психически больных позднего возраста и проблема психической компенсации // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.250-255.

· Дементьева Н.Ф. Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.279-283

· Ермолаева М.Практическая психология старости. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 320с.

· Карвасарский Б.Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.:Питер Ком, 1998. – 752с.

· Немов Р.С. Психологическое консультирование. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 528с.

· Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512с

· Роджерс К. Искусство консультирования и терапии// Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. – 976с.

· Тащева А.И. Концепция организации психологической помощи одиноким людям пожилого возраста // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.349-353.

СР. – 8. Тема. Психогигиена и психологическая реабилитация людей пожилого и старческого возраста

Выполните задания:

1. Разработайте рекомендации по здоровому питанию и здоровому образу жизни для пожилого человека.

2. Подберите упражнения для проведения обучающих занятий с пожилыми людьми по развитию стрессоустойчивости.

Литература:

· Ермолаева М.Практическая психология старости. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 320с.

· Краснова, О. В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании / О.В. Краснова; Департамент междунар. развития, Брит.-рос. программа развития, Рос.-Европ. фонд. - Обнинск : Принтер, 2001. - 231 с

· Сухова Л.С. Реабилитация как составляющая ухода за больными и инвалидами пожилого возраста // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - С.93-106.

 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

1. Подготовка рефератов на предложенные темы.

1) Реферат – письменная работа, где кратко изложено исследование какого-либо вопроса (проблемы) на основе изучения и переработки теоретического материала. В реферате не пересказывается содержание изучаемых источников, а осуществляется их анализ, обобщение, систематизация.

2) Структура реферата:

Реферат должен обязательно включать:

1) титульный лист

2) содержание

3) введение

4) основную часть

5) заключение

6) список использованных источников

Введение содержит обоснование актуальности темы, формулировку целей и задач реферативного исследования.

Основная часть должна быть посвящена рассматриваемым вопросам и может быть разбита на отдельные параграфы. В основной части должен содержаться анализ теорий, идей, научных подходов применительно к рассматриваемой проблеме. Содержание может быть представлено не только текстом, но дополняться схемами, таблицами, рисунками. 

В заключении делаются выводы по теме исследования, определяются направления возможных дальнейших исследований в рамках изученной темы. По стилю написания «Заключение» должно быть лаконичным, логичным, доказательным.

Объем реферата не должен превышать 30 рукописных либо 20 печатных страниц. Все приведенные в тексте цитаты должны быть подтверждены ссылками на источник.

Возможна корректировка тем рефератов преподавателем совместно со студентом с учетом познавательных возможностей и интересов студента, доступности той или иной литературы.

В течении изучения курса каждый студент может подготовить и защитить один реферат. Каждую из предложенных тем могут выбирать не более трех студентов.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (127)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.035 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7