Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З. ФРЕЙДА И ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Э. БЕРНА.



2019-12-29 266 Обсуждений (0)
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З. ФРЕЙДА И ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Э. БЕРНА. 0.00 из 5.00 0 оценок




Ни одно направление не приобрело столь известности за пределами психологии, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.

Фрейд выступал против традиционной психологии с ее интроспективным анализом сознания. Основной проблемой психоанализа являлась проблема мотивации. Подобно тому как образ и действие суть реалии, выполняющие жизненные функции в системе отношений индивида и мира, а не внутри замкнутого в самом себе рефлектирующего сознания, одной из главных психологических реалий является мотив.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: “Оно“, “Я“ , “Сверх-Я“. “Оно“ - это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. “Я“ - сознание, а “Сверх-Я“ представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. “Оно“ действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. “Я“ ориентируется на принцип реальности, а “Сверх-Я“ руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

“Оно“ является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта. “Я“ - это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. “Сверх-Я“ - это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования “Сверх-Я“ личности - это родители, учителя, воспитатели, другие люди с которыми данный человек вступил в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни.

Лейтмотивом аналитико-психологического подхода можно считать постулат о том, что психическое расстройство характеризуется разъединенностью личности, тогда как психологическое здоровье есть проявление личностного единства.

При использовании трансакционного анализа люди достигают как эмоционального, так и интеллектуального инсайта, но этот метод скорее сосредоточен на последнем. Этот процесс понимания, оптимистичен, при котором человек обычно заключает: ”Да, именно так это и происходит!” Согласно доктору Берну, его теория возникла, когда он наблюдая изменения в поведении, центром его внимания стали стимулы, такие, как: слова, жест, звук. Эти изменения включали выражение лица, интонация голоса, структура речи, телодвижения, мимика, поза и манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности было несколько различных людей. Временами та или другая из этих внутренних личностей, по-видимому, управляла всей личностью пациента. Он заметил, что эти различные внутренние “Я“ по-разному взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть проанализированы. Доктор Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытые мотивы, и личность использует их как способ манипулирования другими в психологических играх и при вымогательствах.

Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным анализом, сокращенно ТА.

Трансакция - единица общения. Люди, находясь в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Это называется трансакционной реакцией.

Как правило, трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями.

Главная цель, которую преследовал Э. Берн, заключается в том, чтобы изучить человека, анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации, помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником.

ТА, основателем которого был Э. Берн, представляет собой систему групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний “Я“.

Э. Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества.

Достоинство концепции Э. Берна заключается также и в том, что она ставит своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной личности.

В основе всех построений аналитической психологии лежит утверждение, что целостная психика не может быть показана с помощью одного лишь элемента, поскольку в психике, помимо рационального сознательного начала присутствуют еще и иррациональный бессознательный аспект. Подтверждением тому являются многочисленные процессы и переживания в психологическом опыте других людей, не соответствующие нашему интеллектуальному ожиданию. Как правило, наше рациональное сознание тотчас же опровергает эти процессы и переживания.

Соответственно конечной целью психологической концепции Юнга оказывается постижение жизни в ее внешнем и внутреннем проявлении в психике человека как особой целостной реальности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, одной из самых потрясающих догадок Юнга является признание того факта, что мы рождаемся не только с биологическим, но и с психологическим наследством, определяющим наше поведение и опыт. По Юнгу, коллективное бессознательное содержит психический материал, не возникающий в личном опыте. Он считал глубоко наивными представления психологов, полагающих, будто индивидуум рождается как "tabula rasa" и все психологическое его наполнение возникает из личного опыта. Коллективное бессознательное состоит из содержания, которое лишь в самой минимальной степени формируется личностью, и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Оно по существу одинаково повсюду и не изменяется при переходе от человека к человеку. Это бессознательное - как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому. Его содержание (названное Юнгом архетипами) - это надличностный паттерн психического формирования вообще. Юнг проложил дорогу гуманитарному открытию века, которое заключается в нахождении эмпирического поля, общего для биологических и духовных фактов! Он сумел бросить вызов философским основаниям ньютоно-картезианского мировоззрения в целом. Бессознательное для него было творческим, разумным принципом, связывающим индивида со всем человечеством, природой и космосом и обладающее проективными, телеологическими функциями. Он открыл, что ядро комплексов включает тесное сплетение архетипических элементов с различными аспектами физической среды, что позволило ему сделать вывод о том, что проявляющийся архетип создает предрасположенность к поведению определенного типа (то есть, установку), а также оказывает более широкое влияние - на ткань феноменального мира в целом! Поскольку архетипы представлялись Юнгу связующим звеном между материаей и психикой, он называл их психоидными образованиями.

Юнгу и его последователям принадлежит разработка идеи "психоидного", то есть разработка аргументации в пользу единого происхождения сознания и материи (к числу последователей Юнга можно отнести В. Паули, М. Элиаде, С. Грофа, Дж. Кемпбелла и др.), в пользу существования универсальных законов, регулирующих жизнь социума и природы, связанной с ним. К.Г.Юнг успел ещё увидеть открытие своего собственного Института аналитической психологии в Цюрихе. Умер Юнг 6 июня 1961 года в Кюснахте.

 

 

 «Вспоминая о Карле Густаве Юнге нельзя избавиться от впечатления сильной личности. Личность Юнга привела не только к гигантскому творению, но она же является ключом к пониманию. Редко кто был ещё столь естественен, жизнелюбивым и непосредственным. Он принимал людей, предметы и идеи в том виде, в каковом они существовали, и потому всегда это были подлинные встречи. Такой подход к миру связан с огромной впечатлительностью и глубокой страстностью». (Отто Хэндлер) 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. З.Фрейд “Психология бессознательного”. М., 1990г.

2. З.Фрейд “Психоанализ и русская мысль”. М., 1994г.

3. Ф.Виттельс “Фрейд (его личность, учение и школа)”. М.,     1991г.

5. М.Джеймс, Д.Джонгвард “Рожденные выигрывать”. М., 1991г.

6. М.Г.Ярошевский “История психологии”. М., 1976г.

7. Психология личности в социалистическом обществе. М.,                 1989г.

8. Р.С.Немов “Психология” 2 тома М., 1994г.

3. К.Г.Юнг “Аналитическая психология. Прошлое и настоящее”.            М., 1995г.

4. К.Г.Юнг «Об архетипах коллективного бессознательного»                    (1934), "Подход к бессознательному» (1961), "Об отношении          аналитической психологии к поэтико-художественному                    творчеству» (1922).

5. Международная компьютерная сеть INTERNET и ее                              информационные ресурсы   

 



2019-12-29 266 Обсуждений (0)
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З. ФРЕЙДА И ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Э. БЕРНА. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З. ФРЕЙДА И ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Э. БЕРНА.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)