Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этические проблемы в работе психолога



2019-12-29 146 Обсуждений (0)
Этические проблемы в работе психолога 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Этика психологического исследования


Содержание

Введение

1. Этические проблемы в работе психолога

2. Этические принципы проведения исследования на человеке

3. Понятие добровольного информированного согласия

Литература


Введение

 

Интерес к проблеме этики психологических исследований в настоящее время обусловлен, прежде всего, с широким распространением и применением в последние десятилетия самых разнообразных психологических методов исследования и практического психологического воздействия. И это касается не только собственно психологических исследований, но и множества других ситуаций, в которых психолог встречается и так или иначе взаимодействует с кем-то: если речь идет об исследовании – это будет испытуемый; в случае какого-либо терапевтического контекста, куда часто довольно активно вовлекаются психологи, – это будет пациент; это может быть клиент, если речь идет о консультировании, или взаимодействие с обследуемым, если проводится психологическая экспертиза либо обследование.

Современные исследователи говорят о том, что в настоящее время происходит известная технологизация психологии, гуманитарных знаний, появляются новые технологии использования психологических знаний и психологических методов исследования. С одной стороны, это расширяет возможности психолога-исследователя, возрастает его востребованность, а с другой – применение гуманитарных знаний в этих контекстах порой расходится с традиционными представлениями о том, что такое гуманитарные знания и как ими следует пользоваться, и в некоторых случаях это может приводить к этическим проблемам, поскольку психолог не просто взаимодействует с испытуемым, пациентом, клиентом и т.д., но так или иначе воздействует на него. Подобного рода воздействие в медицине принято называть вмешательством. Однако, если в медицине имеется в виду вмешательство, прежде всего, хотя и не исключительно, в телесную сферу, то здесь речь идет о вмешательстве в психическую жизнь человека. При этом следует подчеркнуть, что в обоих случаях оно может иметь очень серьезные и порой далеко не всегда позитивные последствия. Это определило цель данной работы – изучить проблему этики психологических исследований.

 


Этические проблемы в работе психолога

 

В психологических, социальных и медико-биологических науках повсеместно распространен интерес к защите прав и благополучия людей, принимающих участие в научных исследованиях. Большинство научных объединений и профессиональных организаций разработали регулирующие нормы в защиту людей, являющихся объектами экспериментов, и кодексы профессиональной этики. Профессиональной этикой называют систему принципов, обеспечивающих моральное поведение профессионала.

Поскольку психологи в своих исследованиях используют живых испытуемых, им следует быть чуткими к этическим проблемам, которые могут возникать при проведении своих экспериментов. Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия. Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где абстрактные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.

Существуют этические обязательства в отношении различных областей психологических исследований. Этика психологических исследований является тем зеркало, в котором отражается разрешающая для психолога возможность силы воздействия на другого человека, меры этого воздействия. Система этических принципов психологических исследований представляет собой один из способов сохранения психической реальности как особой характеристики жизни, одно из средств, задающих и создающих условия для проявления автономности, индивидуальности Я человека и, в конечном счете, выявления психологических образований внутренней реальности человека.

Решение проводить исследования должно основываться на осознанном желании психолога внести реальный вклад в психологическую науку и способствовать благополучию человека. Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни.

Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них. Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение к другим профессионалам, особенно в областях близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.

Приняв решение о проведении исследований, психолог-исследователь должен осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии.

Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовлен и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.

Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее.

Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации. Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц.

Особого рассмотрения заслуживает проблема качества и достверности полученных данных. Фальсификация данных, как вид мошенничества может принимать различные формы: плагиат, представление «заимствованных» идей как собственных; фабрикация данных исследования; сокрытие или изменение части данных для лучшего представления конечного результата; сбор некоторого количества данных и додумывание недостающей информации до полного набора; сокрытие всего исследования, если результаты не соответствуют ожидаемым.

Таким образом, профессиональная этика в психологии и в психологических исследованиях – это система принципов, призванных обеспечить моральное поведение исследователя по отношению к своим испытуемым, к своим коллегам и специалистам в смежных областях, к качеству выполнения исследований и к их результатам. Этика предполагает установление и сохранение дистанции с «Я» другого для сохранения этого Я.

Большинство психологов соглашаются с необходимостью таких мер. Многие, однако, считают, что потенциальная опасность невелика, тогда как регулирующие нормы представляют угрозу для научной свободы и творчества. В основе подобной полемики лежит старый конфликт между правами личности и нуждами общества. Можно утверждать, однако, что в психологии этические и научные соображения скорее сходятся, нежели конфликтуют, поскольку информация, получаемая от участников, рассматриваемых в качестве партнеров, будет обладать большей валидностью и ценностью.




2019-12-29 146 Обсуждений (0)
Этические проблемы в работе психолога 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этические проблемы в работе психолога

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (146)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)