Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Преобразование избирательной системы в советский период



2019-12-29 235 Обсуждений (0)
Преобразование избирательной системы в советский период 0.00 из 5.00 0 оценок




 

«Избирательный про­цесс - юридическая форма реализации публичной власти, ее политического воспроизводства и признания. Именно через демократические выборы формируются ответствен­ные перед гражданами органы государственной власти и управления, именно через участие в избирательном про­цессе осуществляется воздействие на государственную по­литику». Соответственно одним из важ­нейших направлений политической реформы в стране ста­ло преобразование избирательной системы.

Роль гражданина на выборах при советской системе сводилась, главным образом, к выражению полного одоб­рения и поддержке единственного кандидата. Все это сказалось не только на массовом сознании, но и на настроениях работников партийного и советского ап­паратов и самих депутатов. Распространилось безразличное отношение к личности кандидата и одновременно не лишенная оснований уверенность, что голосование про­тив единственного кандидата есть демонстрация недове­рия к власти вообще.

Во второй половине 80-х годов часть высшего партий­но-государственного аппарата, осознав необходимость перемен, вступила на путь реформ.

Первым практическим шагом на пути к избирательной реформе стал проведенный в 1987 году эксперимент в ходе выборов в местные Советы народных депутатов. Введение выборов с несколькими кандидатами без подготовки вело к разоча­ровывающим результатам, так как ни избиратели, ни кан­дидаты, ни официальные лица просто не знали того, как действовать в новой ситуации. Итог такого положения - неразбериха, анархия, разочарование народа в свобод­ных выборах и даже военные перевороты.

В феврале 1987 года Президиум ВС РСФСР в соответствии с партийными решениями принимает Указ «О вы­борах в местные Советы народных депутатов РСФСР» и Постановление Президиума ВС РСФСР «О проведении в порядке эксперимента выборов в местные Советы народ­ных депутатов РСФСР по многомандатным избирательным округам». Согласно Постановлению президиумам Вер­ховных Советов автономных республик, исполкомам обла­стных и краевых Советов предлагалось в ходе выборов в местные Советы провести эксперимент на территории од­ного из районов. Эксперимент по выборам в рай­онные, городские (городов районного подчинения), посел­ковые и сельские советы охватил 5% районов страны.

Отметим изменения, которые вносились в избиратель­ное законодательство. Помимо формирования многоман­датных округов, существенная особенность выборов 29 марта 1987 года - то, что на собраниях по выдвиже­нию кандидатов в депутаты предоставлялась возможность рассматривать, как правило, не одну, а несколько канди­датур по избирательному округу. Также в избира­тельных бюллетенях теперь предусматривалось указание, кроме обычных данных, места работы, должности или заня­тия кандидата в депутаты, что давало возможность более детально рассматривать социальный состав депутатского корпуса.

Внесенные изменения в Закон о выборах в местные Советы расширял возможности населения участвовать в подготовке и проведении выборов:

 Представители в состав избирательных комиссий могли выдвигаться пер­вичными общественными организациями и их органами: органами общественной самодеятельности по месту жи­тельства населения (сельскими, уличными, домовыми коми­тетами), советами женщин, ветеранов войны и труда, рай­онными потребительскими обществами, обществом «Зна­ние» и т.д.

Расширялись функции участковых избирательных ко­миссий. Избиратель­ные комиссии получали больше прав по вопросам рас­смотрения заявлений граждан о неточностях в списках из­бирателей.

Законодательство впервые предусмотрело и установ­ку кабин для голосования, так чтобы каждый голосующий обязательно прошел через них и только потом опускал бюллетень в избирательную урну.

В соответствии с новым законодательством в экспери­ментальных районах выборы в соответствующие Советы столкнулись, в отличие от прежнего порядка, не поодно­мандатным, а по многомандатным избирательным окру­гам. В Постановлении отмечалось, что число кандидатов должно, как правило, превышать число мандатов по изби­рательному округу. Всего по этим округам подле­жало избранию более 94 тысяч народных депутатов СССР.

По Указу Президиума ВС РСФСР расширялась роль органов общественной самодеятельности по месту жительства населения (сельские, уличные, домовые комитеты и т.д.). Они получали право выдвижения кандидатов.

Изменения избирательного процесса происходили не только в экспериментальных избиратель­ных округах. На многих предвыборных собраниях выдвига­лось и обсуждалось более одной кандидатуры, а иногда по несколько кандидатов в депутаты.

Избирательный эксперимент с многоман­датными округами устранял излишнюю социальную напря­женность и известный дискомфорт для кандидатов, связан­ные с предвыборной конкуренцией, поскольку предостав­лял им шанс стать хотя бы резервным депутатом. Во-вто­рых, была создана психологическая обстановка, которая являлась новой как для электората, так и для представите­лей власти.

Следующим этапом на пути формирования демокра­тических представительных органов государственной вла­сти стали выборы народных депутатов СССР 26 марта 1989 года. На XIX Всероссийской конференции КПСС, ко­торая проходила с 28 июня по 1 июля 1988 года, в ходе острых дискуссий была принята резолюция «О демократи­зации советского общества и реформе политической сис­темы». В ней, в частности, говорилось о том, что избира­тельная система нуждается в существенном обновлении, и намечались основные пути этого обновления. Это - обес­печение неограниченного выдвижения кандидатур, широ­кое и свободное их обсуждение, включение в избиратель­ные бюллетени большего числа кандидатов, чем имеется мандатов, строгое соблюдение процедуры выборов, регу­лярная отчетность депутатов и возможность их отзыва.

На сессии Верховного Совета СССР 1 декабря 1988 года принимаются законы СССР «Об изме­нениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР».

Одна из важ­нейших гарантий демократизации избирательной системы - конституционное закрепление возможности выбора депутатов в одномандатных избирательных округах из нескольких кандидатов, другими словами, проведение выборов на конкурентной основе. Согласно Закону число кандидатов в народные депутаты не ограничивалось, каж­дый участник собрания по выдвижению кандидатов в депу­таты мог предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою. Основным Законом так же гарантирова­лось, что в избирательные бюллетени может быть включе­но неограниченное число кандидатов (статья 100 Консти­туции СССР).

Впервые конституционной нормой стало выдвижение кандидатов в депутаты собраниями избирателей по месту жительства. Собрание считалось правомочным, если на нем присутствовало 500 избирателей, проживающих на территории избирательного округа.

Принципиально важное и необходимое нововведение, существенно демократизирующее избирательный процесс, - закрепление права кандидата в депутаты выступать с программой своей будущей деятельности (Закон о выборах, статья 45). Но если кандидат предлагает изменить систему государственных органов, то это уже нарушение законодательства о выборах и, соответственно, кандидат мог быть привлечен к судебной ответственности. Сразу же на­чало работать Положение о предвыборной программе. Меняется характер предвыборной деятельности канди­датов в депутаты. Теперь в их распоряжении команды (до десяти человек) из доверенных лиц, которые могут вести диалоге избирателями, агитировать за кандидата. По сути дела, советское общество впервые после многих десятиле­тий своей истории имело дело с возрождающейся полити­ческой борьбой.

В Законе о выборах появляется и статья 7, по которой на заседаниях избирательных комиссий, в том числе при регистрации кандидатов в депутаты, подсчете голосов на избирательном участке, определении результатов выбо­ров по округу и подведении общих итогов выборов вправе присутствовать представители трудовых коллективов, об­щественных организаций, собраний избирателей, дове­ренные лица, а также представители печати, телевидения, радио. Тем самым расширялась открытость в деятельности избирательных комиссий, появляется общественный конт­роль за подсчетом голосов.

Начало 1989 года ознаменовалось первыми более-менее свободными выборами в СССР. Процесс демократизации, охвативший в то время страну, шел неодинаково. Доля избирателей, принявших участие в выборах, была не одинакова в разных районах страны.

26 марта 1989 года прошли основные выборы, а в апреле и мае довыборы и повторные голосования в ряде избирательных округов.

В составе Съезда появились также депутаты, пред­ставляющие социальные группы, которых не было ни в од­ном из прежних созывов Верховного Совета: священнослу­жители, сельские арендаторы, руководители арендных коллективов и кооперативов. Социальный состав нового депутатского корпуса подтверждал, что разнарядочный принцип формирования представительных органов власти уходил в прошлое.

Таким образом, избирательные кампании 1987 и 1989 годов стали этапами на пути к формированию на демократической основе высших представительных орга­нов государственной власти. Избирательный эксперимент 1987 года имел большое психологическое значение. Он разрушал устоявшиеся догмы (выборы без выбора), откры­вал возможность для свободного обсуждения вопросов избирательной системы. В тоже время многоступенчатая система выдвижения кандидатов в депутаты позволяла правящей элите отсеивать неугодных кандидатов. Выборы 1989 года проходили уже в другой обстановке. Нараба­тывалась практика выдвижения нескольких кандидатов на один депутатский мандат, формирования избирательных союзов, выдвижения и обоснования программ кандидатов в депутаты. Выборы показали советским людям, что от их голоса и мнения во многом зависит путь, по которому пой­дет страна.

 



2019-12-29 235 Обсуждений (0)
Преобразование избирательной системы в советский период 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Преобразование избирательной системы в советский период

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)