Соли металлов в составе пигментов красок.
Многие соли металлов, так же как и оксиды, являются пигментами художественных красок. Карбонат и сульфат кальция в виде мела, толченого известняка и гипса обычно используются для изготовления основы живописи — грунта. Невозможно рассказать о всех случаях применения солей в живописи. В табл. 2 собраны сведения о некоторых солях, использующихся для изготовления красок и грунтов. Подробнее остановимся на сульфидах — наиболее распространенных пигментах — и на малахите. Сульфиды. Яркая окраска некоторых природных соединений серы привлекала внимание художников еще в глубокой древности. К числу издавна применявшихся пигментов относятся киноварь, реальгар и аурипигмент. Голубые пигменты интересны тем, что позволяют существенно расширить зеленую цветовую гамму за счет совместного использования голубого и желтого пигментов в разных пропорциях. Колористическая формула «желтый + голубой = зеленый» находит широчайшее применение в лакокрасочной промышленности. Подавляющее большинство современных бытовых зеленых красок получают именно благодаря использованию этого приема. Однако голубые пигменты представляют интерес и сами по себе. Из неорганических пигментов голубого цвета очень популярен ультрамарин. Этот пигмент в быту известен как синька и широко используется при стирке для подсинивания белья. Синьку можно взять для опытов по получению цветных красок. Получить этот пигмент трудно, так как это длительный и сложный процесс, требующий специального оборудования и предъявляющий особые требования к качеству используемого сырья. Глинистая масса, по сути, и есть глина, ведь ультрамарин — это алюмосиликат натрия с объемной кристаллической решеткой, в ячейках которой расположены ионы натрия и серы. Смесь каолина, серы, угля и соды длительное время выдерживают при высокой температуре. Происходящие процессы схематично можно представить следующим образом. Образуется смесь полисульфидов натрия Na2CO3 + С + nS = Na2Sn + СО + СО2, алюмосиликата натрия Al2O3 • 2SiO2 • 2H2O ® Na2O • Al2O3 • mSiO2 x(Na2O • А12О3 • mSiO2) +® (Na2O • А12О3 • mSiO2)x • Na2Sn Таблица 2. Применение солей в живописи
Берлинский ученый А. С. Маргграф (1709-1782) разработал стабильный метод получения «щелочи, воспламененной бычьей кровью», которая впоследствии получила название «желтая кровяная соль» (гексацианоферрат(П) калия), а в России в XVIII-XIX вв. из-за основного назначения называлась синькалью. Гемоглобин крови содержит железо, а ее белки — химически связанные азот и серу. При прокаливании с кровью поташ К2СО3 реагирует с азотсодержащими соединениями и превращается в цианид калия KCN, а ионы железа Fe2+, взаимодействуя с продуктами разложения серосодержащих соединений, переходят в сульфидную форму Fe2+ + H2S ® FeS + 2H+ Когда спекшуюся массу обрабатывают водой, сульфид железа реагирует с цианидом калия, а образующуюся желтую кровяную соль выделяют методом кристаллизации: 6KCN + FeS ® K4[Fe(CN)6] + K2S. В основе получения берлинской лазури лежат обменные реакции с ионами железа Fe3+. Их изучали и проделывали в первой половине XVIII в. многие естествоиспытатели: и английский ученый Р. Б. Вудворд, и немецкий - А. С. Маргграф, и русский — М.В. Ломоносов: 3K4[Fe(CN)6] + 4Fe3+ ® Fe4[Fe(CN)6]3¯ + 12К+; K4[Fe(CN)6] + Fe3+ ® FeK[Fe(CN)6] +3K+. Несколько позже, в 1780-1790 гг., английский промышленник Турнбуль (дед первооткрывателя инертных газов У. Рамзая) привзаимодействии красной кровяной соли (гексацианоферрата(Ш) калия) и соли желе-за(П) получил весьма похожий на берлинскую лазурь синий пигмент, получивший название «турнбулева синь». 2K3[Fe(CN)6] + 3Fe2+ ® Fe3[Fe(CN)6]2¯ + 6К+; K3[Fe(CN)6] + Fe2+ ® FeK[Fe(CN)6]¯ + 2K+. По прошествии многих лет было установлено, что турнбулева синь и берлинская лазурь практически идентичны, поскольку в реакционной массе возможна реализацияследующих ионных обменов: Fe2+ + [Fe3+(CN)6]3- Fe3+ + [Fe2+(CN)6]4- Состав выпускаемого промышленностью пигмента несколько более сложен и может быть принципиально выражен формулой Fe4[Fe(CN)6]3 • K3Fe(CN)6 • nH2O да и получают его другим методом, но суть процесса сохранилась: высаждение из реакционной массы нерастворимого гексациано-феррата железа. Его легко получить, сливая растворы железного купороса и красной кровяной соли или сульфата железа(Ш) и желтой кровяной соли. При проведении опыта нужно следить, чтобы реакционная смесь не была щелочной, а соль железа была взята в некотором избытке по отношению к кровяной соли. Впрочем, берлинская лазурь — не единственный синий пигмент. История синего венецианского стекла по праву может быть названа кровавой и не в столь безобидном смысле, как с желтой кровяной солью и берлинской лазурью. Венецианские средневековые мастера строжайше оберегали тайну окраски стекла в чистые синие цвета и беспощадно карали отступников. А тайна сводилась к введению в состав стекла соединений кобальта. Некоторые соединения кобальта используются в качестве очень высококачественных, но весьма дорогостоящих художественных пигментов. Например, алюминат кобальта СоО•А12О3 так и называется — кобальт синий. К сожалению, самостоятельно получить кобальт синий сложно, а вот изготовить фиолетовые кобальтовые пигменты можно попробовать. Кобальт фиолетовый светлый — это моногидрат кобальт-аммоний фосфата: Со2+ + NH4PO42- + Н2О —- CoNH4PO4 • Н2О. Малахит всегда был дорог и не слишком доступен для художников. Кроме того, он имеет свойственный только ему оттенок и не может удовлетворить все потребности живописцев в зеленых тонах. Поскольку выбор природных минералов зеленого цвета невелик (см. табл. 2), в старину для приготовления красок широко использовали растения. Например, известные французские миниатюристы братья Поль, Эрман и Жеаннекен Лимбурги, использовали две зеленые краски — малахитовую и из диких ирисов. Краски растительного происхождения имеют меньшую прочность: хлорофилл, являющийся их хромофором, постепенно разрушается, и яркие зеленые тона превращаются в коричнево-оливковые: осень медленнее, чем в природе, но все же наступает... Название малахит происходит от греческого «маляхэ» (мальва). Полагают, что это обусловлено сходством узора малахита с рисунком на округлых листьях растения; В Древнем Египте малахит использовали для отделки интерьеров зданий, из него изготавливали ювелирные изделия и амулеты. Краской, приготовленной из тонко растертого малахита, богатые египтянки обводили глаза. Это выполняло и защитную функцию: пылинки не попадали в глаза, прилипая к густой краске. Малахит считают русским камнем: пока в мире не найдено месторождений, которые по богатству могли бы сравниться с уральскими (Гумешевское, Медноруднянское, Высокогорское и др.). В качестве зеленой краски использовали мелко истертый, хорошо известный вам как поделочный камень – малахит .Сейчас зеленые краски в основном получают синтетическим путем. Многие из них в основе своего красящего пигмента содержат оксид хрома(III) Cr2O3, называемый еще хромовой зеленью. (NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O В древности малахит использовали в создании мозаик; позже он нашел применение для изготовления вещей в технике флорентийской мозаики, возникшей во Франции в XVI в. В 1835 г. на Урале была обнаружена огромная глыба малахита массой 250 т. Это сделало возможным создание в Эрмитаже (Санкт-Петербург) уникального малахитового зала. Итак есть хроматические пигменты, необходимые для составления цветовой гаммы радуги: · красный — свинцовый сурик (Рb3О4) или товарный красный железооксидныи пигмент; · оранжевый — смесь красного пигмента с желтым; · желтый — свинцовый крон (РbСrО4), товарные охра или желтый железооксидныи пигмент; · зеленый — медянка (Сu(СН3СОО)2 Cu(OH)2 • Н2O), зеленый крон (Сr2О3) или смесь желтых и голубых пигментов; · голубой — малахит ((СuОН)2СО3) или товарный ультрамарин ((Na2O -А12O3 mSiO2)x·Na2Sn); · синий — берлинская лазурь (Fe4[Fe(CN)6]3 ·KxFe(CN)6·nН2О); · фиолетовый — кобальт фиолетовый светлый (CoNH4PO4•Н2О) и кобальт фиолетовый темный (Со3(РО4)2). В дополнение к хроматическим пигментам имеются ахроматические: · белый — оксид цинка ZnO или диоксид титана ТiO2; · черный — сажа. Связующие вещества. Любая краска состоит из пигмента (о котором сказано выше) ,наполнителя и связующего вещества. Главная задача связующих веществ закрепить покрытие на грунте и связать их друг с другом.
Темперные краски. Темпера - краска, связующим которой выступают различные эмульсии. Эмульсии могут быть приготовлены из сырья природного происхождения - яичный желток, воск, цельное яйцо, казеин, смеси клеевого раствора с маслом и др. В качестве искусственной эмульсии иногда может выступать клей ПВА.Темперная живопись разнообразна по приёмам и фактуре, допускает как гладкое, так и густое, пастозное письмо. Темпера на желтке или смеси желтка с варёным маслом или масляным лаком используется чаще в станковой живописи. Основной техникой станковой живописи в средние века была темпера на яичном желтке (для предохранения от порчи в краски добавляется квас или пиво, уксус, сок фигового дерева, сухое белое вино). Русские иконописцы и западноевропейские мастера писали на хорошо просушенных досках (липовых, дубовых, пальмовых, кипарисовых и др.). На проклеенную доску наклеивался тонкий холст (паволока) на которую накладывался слоями грунт (левкас) из животного клея и мела. Ярким примером иконографии является Владимирский образ Богородицы написанный Евангелистом Лукой в Iв н.э. В современном искусстве темпера применяется для станковых и декоративно-прикладных работ. Темпера отличается значительной прочностью; краски её хорошо сохраняют свой цвет и тон. Энкаустика или восковая темпера Энкаустика и ее разновидность восковая темпера яркостью и сочностью красок. Многие ранехристианские иконы написаны именно в этой технике. Приготовление энкаустики заключается в смешении пигмента с горячим воском. Прочность энкаустической живописи главным образом объясняется свойствами связующего – пчелиного воска. Этот материал способен в течение тысячелетий сохранять мягкость и эластичность, поскольку обладает свойством «дышать» вместе с деревянной основой картины, т. е. сжиматься при понижении температуры и расширяться при ее повышении, так же как дерево, а поскольку воск водонепроницаем, то в результате температурных колебаний в нем не возникает трещин и разрывов
Масляные краски Масляными называют краски, в которых в качестве связующих использованы растительные масла или их производные - олифы. Для изготовления масляных красок подходят только так называемые "быстросохнущие " масла. Для художественных красок раньше использовали наиболее качественные их разности - ореховое, маковое, льняное, конопляное масло. В настоящее время практически все краски делаются на основе льняного масла, т.к. оно содержит наибольшее количество триглицеридов ненасыщенных карбоновых кислот. При контакте с воздухом все перечисленные масла высыхают: ненасыщенные карбоновые кислоты окисляются и полимеризуются. В результате образуется прочная прозрачная пленка. Линоксин – пленка, образуемая льняным маслом, отличается наибольшими прочностью и эластичностью. Акварельная краска В акварельных красках в качестве связующего используются водорастворимые растительные клеи, дающие при высыхании смываемую пленку. Краски известны с давних времен, широко были распространены в средневековом Китае. Изготавливаются на основе водорастворимых связующих: смолы гуми-арабика (аравийской акации), меда и др. В наши дни акварельные краски нашли применение в реставраторском деле. Силикатные краски Краски, в которых в качестве связующего использовано жидкое стекло. Жидкое стекло представляет собой водорастворимый силикат калия K2O*nSiO2 или натрия Na2O*nSiO2. В отличии от других лакокрасочных систем, силикатные краски образуют не поверхностную пленку, а химически взаимодействуют с окрашиваемой поверхностью, в результате чего создают с ней единое тело. Силикатные краски безусловно относятся к наиболее долговечным и устойчивым. Окраска некоторых зданий в Германии, выполненная в середине 19 века до настоящего времени совершенно не изменилась.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1213)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |