Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Соли металлов в составе пигментов красок.




Многие соли металлов, так же как и оксиды, являются пиг­ментами художественных красок. Карбонат и сульфат кальция в виде мела, толченого известняка и гипса обычно используются для изготовления основы живописи — грунта. Невозможно рас­сказать о всех случаях применения солей в живописи. В табл. 2 собраны сведения о некоторых солях, использующихся для изго­товления красок и грунтов.

Подробнее остановимся на сульфидах — наиболее распростра­ненных пигментах — и на малахите.

Сульфиды. Яркая окраска некоторых природных соединений серы привлекала внимание художников еще в глубокой древности. К числу издавна применявшихся пигментов относятся киноварь, реальгар и аурипигмент.

Голубые пигменты интересны тем, что позволяют существенно расширить зеленую цветовую гамму за счет совместного ис­пользования голубого и желтого пигментов в разных пропорциях. Колористическая формула «желтый + голубой = зеленый» на­ходит широчайшее применение в лакокра­сочной промышленности. Подавляющее большинство современных бытовых зеле­ных красок получают именно благодаря использованию этого приема. Однако го­лубые пигменты представляют интерес и сами по себе.



Из неорганических пигментов голубого цвета очень популярен ультрамарин. Этот пигмент в быту известен как синька и широ­ко используется при стирке для подсинивания белья. Синьку можно взять для опытов по получению цветных красок. Получить этот пигмент трудно, так как это длительный и сложный процесс, требующий специально­го оборудования и предъявляющий особые требования к качеству используемого сырья.

Глинистая масса, по сути, и есть глина, ведь ультрамарин — это алюмосиликат на­трия с объемной кристаллической решеткой, в ячейках которой расположены ионы на­трия и серы. Смесь каолина, серы, угля и соды длительное время выдерживают при высокой температуре. Происходящие про­цессы схематично можно представить сле­дующим образом. Образуется смесь поли­сульфидов натрия

Na2CO3 + С + nS = Na2Sn + СО + СО2,

алюмосиликата натрия

     Al2O3 • 2SiO2 • 2H2O  ® Na2O • Al2O3 • mSiO2

              x(Na2O • А12О3 • mSiO2) +® (Na2O • А12О3 • mSiO2)x • Na2Sn

Таблица 2. Применение солей в живописи

Название соли или название краски Соль Цвет Примечания
Мел Гипс СаСОз CaSO4 • 2Н2О Белый Входят в состав художественных грунтов и клеевых красок
Свинцовые белила 2РbСО3-Рb(ОН)2   Один из древнейших пигментов, токсичен, темнеет под действием H2S
Бланфикс (баритовые постоянные белила) BaSO4   Промышленный выпуск налажен в 1830 г.
Цинковая желтая Баритовая желтая ZnCrO4 ВаСгО4 Желтый Получены Л. Н. Вокленом в 1809 г.
Азурит (горная синяя) 2CuCO3·Cu(OH)2 Синий В природе часто встречается с малахитом
Берлинская лазурь (прусская синяя, милори) Fe4[Fe(CN)6]3  

Под действием щелочей разрушаются с образованием оксида железа. Не применимы во фресковой живописи

Вивианит (охра синяя) Fe3(PO4)2·8H2O  
Швейнфуртская зелень Cu(CH3COO)2-3Cu(AsO2)2 Зеленый Очень токсична, во второй половине XIX в. применялась в качестве инсектицида
Малахит(горная зелень) CuCO3·Cu(OH)2 -//-

В живописи широко применялись в старину, сейчас практически не используются

Ярь-медянка Cu(CH3COO)2· 3Cu(OH)2  
Темный кобальт Co3(PO4)2 Фиоле- товый Получена М. Сальветатом в 1859 г.
Нюрнбергская фиолетовая (NH4)3PO4·MnO2   Используется в живописи с 1868 г.

Берлинский ученый А. С. Маргграф (1709-1782) разработал стабиль­ный метод получения «щелочи, воспламенен­ной бычьей кровью», которая впоследствии получила название «желтая кровяная соль» (гексацианоферрат(П) калия), а в России в XVIII-XIX вв. из-за основного назначения называлась синькалью. Гемоглобин крови содержит железо, а ее белки — хими­чески связанные азот и серу. При прокали­вании с кровью поташ К2СО3 реагирует с азотсодержащими соединениями и превра­щается в цианид калия KCN, а ионы железа Fe2+, взаимодействуя с продуктами разложе­ния серосодержащих соединений, переходят в сульфидную форму

Fe2+ + H2S ® FeS + 2H+

Когда спекшуюся массу обрабатывают водой, сульфид железа реагирует с цианидом калия, а образующуюся желтую кровяную соль выделяют методом кристаллизации:

6KCN + FeS ® K4[Fe(CN)6] + K2S.

В основе получения берлинской лазури лежат обменные реакции с ионами железа Fe3+. Их изучали и проделывали в первой половине XVIII в. многие естествоиспытате­ли: и английский ученый Р. Б. Вудворд, и не­мецкий - А. С. Маргграф, и русский — М.В. Ломоносов:

3K4[Fe(CN)6] + 4Fe3+ ® Fe4[Fe(CN)6]3¯ + 12К+;

K4[Fe(CN)6] + Fe3+ ® FeK[Fe(CN)6] +3K+.

Несколько позже, в 1780-1790 гг., англий­ский промышленник Турнбуль (дед первоот­крывателя инертных газов У. Рамзая) привзаимодействии красной кровяной соли (гексацианоферрата(Ш) калия) и соли желе-за(П) получил весьма похожий на берлин­скую лазурь синий пигмент, получивший название «турнбулева синь».

2K3[Fe(CN)6] + 3Fe2+ ® Fe3[Fe(CN)6]2¯ + 6К+;

 K3[Fe(CN)6] + Fe2+ ® FeK[Fe(CN)6]¯ + 2K+.

По прошествии многих лет было установ­лено, что турнбулева синь и берлинская лазурь практически идентичны, поскольку в реакционной массе возможна реализацияследующих ионных обменов:

Fe2+ + [Fe3+(CN)6]3-  Fe3+ + [Fe2+(CN)6]4-

Состав выпускаемого промышленностью пигмента несколько более сложен и может быть принципиально выражен формулой

Fe4[Fe(CN)6]3 • K3Fe(CN)6 • nH2O

да и получают его другим методом, но суть процесса сохранилась: высаждение из реак­ционной массы нерастворимого гексациано-феррата железа. Его легко получить, сливая растворы железного купороса и красной кровяной соли или сульфата железа(Ш) и желтой кровяной соли. При проведении опыта нужно следить, чтобы реакционная смесь не была щелочной, а соль железа была взята в некотором избытке по отношению к кровяной соли.

Впрочем, берлинская лазурь — не единст­венный синий пигмент.

История синего венецианского стекла по праву может быть названа кровавой и не в столь безобидном смысле, как с желтой кро­вяной солью и берлинской лазурью. Вене­цианские средневековые мастера строжай­ше оберегали тайну окраски стекла в чис­тые синие цвета и беспощадно карали от­ступников. А тайна сводилась к введению в состав стекла соединений кобальта. Некото­рые соединения кобальта используются в качестве очень высококачественных, но весьма дорогостоящих художественных пигментов. Например, алюминат кобальта СоО•А12О3 так и называется — кобальт си­ний. К сожалению, самостоятельно полу­чить кобальт синий сложно, а вот изгото­вить фиолетовые кобальтовые пигменты можно попробовать.

Кобальт фиолетовый светлый — это мо­ногидрат кобальт-аммоний фосфата:

Со2+ + NH4PO42- + Н2О —- CoNH4PO4 • Н2О.

Малахит всегда был дорог и не слишком доступен для художников. Кроме того, он имеет свойственный только ему оттенок и не может удовлетворить все потребности живописцев в зеленых тонах. Поскольку выбор природных минералов зеленого цвета невелик (см. табл. 2), в старину для приготовления красок широко использовали растения. Например, известные французские миниатюристы братья Поль, Эрман и Жеаннекен Лимбурги, использовали две зеленые краски — малахитовую и из диких ирисов.

Краски растительного происхождения имеют меньшую проч­ность: хлорофилл, являющийся их хромофором, постепенно раз­рушается, и яркие зеленые тона превращаются в коричнево-олив­ковые: осень медленнее, чем в природе, но все же наступает...

Название малахит происходит от греческого «маляхэ» (мальва). Полагают, что это обусловлено сходством узора малахита с рисунком на округлых листьях растения;

В Древнем Египте малахит использовали для отделки интерьеров зданий, из него изготавливали ювелирные изделия и амулеты. Краской, приготовленной из тонко растертого малахита, богатые египтянки обводили глаза. Это выполняло и защитную функцию: пылинки не попадали в глаза, прилипая к густой краске.

Малахит считают русским камнем: пока в мире не найдено месторождений, которые по богатству могли бы сравниться с уральскими (Гумешевское, Медноруднянское, Высокогорское и др.). В качестве зеленой краски использовали мелко истертый, хорошо известный вам как поделочный камень – малахит .Сейчас зеленые краски в основном получают синтетическим путем. Многие из них в основе своего красящего пигмента содержат оксид хрома(III) Cr2O3, называемый еще хромовой зеленью.

 (NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O

В древности малахит использовали в создании мозаик; позже он нашел применение для изготовления вещей в технике флорентийской мозаики, возникшей во Франции в XVI в.

В 1835 г. на Урале была обнаружена огромная глыба малахита массой 250 т. Это сделало возможным создание в Эрмитаже (Санкт-Петербург) уникального малахитового зала.

Итак есть хрома­тические пигменты, необходимые для сос­тавления цветовой гаммы радуги:

· красный — свинцовый сурик (Рb3О4) или товарный красный железооксидныи пигмент;

· оранжевый — смесь красного пигмента с желтым;

· желтый — свинцовый крон (РbСrО4), товарные охра или желтый железооксидныи пигмент;

· зеленый — медянка (Сu(СН3СОО)2 Cu(OH)2 • Н2O), зеленый крон (Сr2О3) или смесь желтых и голубых пигментов;

· голубой — малахит ((СuОН)2СО3) или товарный ультрамарин ((Na2O -А12O3 mSiO2)x·Na2Sn);

· синий — берлинская лазурь (Fe4[Fe(CN)6]3 ·KxFe(CN)6·nН2О);

· фиолетовый — кобальт фиолетовый светлый (CoNH4PO4•Н2О) и кобальт фиолетовый темный (Со3(РО4)2).

В дополнение к хроматическим пигмен­там имеются ахроматические:

· белый — оксид цинка ZnO или диоксид титана ТiO2;

·  черный — сажа.

Связующие вещества.

Любая краска состоит из пигмента (о котором сказано выше) ,наполнителя и связующего вещества. Главная задача связующих веществ закрепить покрытие на грунте и связать их друг с другом.

 

Темперные краски.

Темпера - краска, связующим которой выступают различные эмульсии. Эмульсии могут быть приготовлены из сырья природного происхождения - яичный желток, воск, цельное яйцо, казеин, смеси клеевого раствора с маслом и др. В качестве искусственной эмульсии иногда может выступать клей ПВА.Темперная живопись разнообразна по приёмам и фактуре, допускает как гладкое, так и густое, пастозное письмо. Темпера на желтке или смеси желтка с варёным маслом или масляным лаком используется чаще в станковой живописи. Основной техникой станковой живописи в средние века была темпера на яичном желтке (для предохранения от порчи в краски добавляется квас или пиво, уксус, сок фигового дерева, сухое белое вино). Русские иконописцы и западноевропейские мастера писали на хорошо просушенных досках (липовых, дубовых, пальмовых, кипарисовых и др.). На проклеенную доску наклеивался тонкий холст (паволока) на которую накладывался слоями грунт (левкас) из животного клея и мела. Ярким примером иконографии является Владимирский образ Богородицы написанный Евангелистом Лукой в Iв н.э. В современном искусстве темпера применяется для станковых и декоративно-прикладных работ. Темпера отличается значительной прочностью; краски её хорошо сохраняют свой цвет и тон.

Энкаустика или восковая темпера

Энкаустика и ее разновидность восковая темпера яркостью и сочностью красок. Многие ранехристианские иконы написаны именно в этой технике. Приготовление энкаустики заключается в смешении пигмента с горячим воском. Прочность энкаустической живописи главным образом объясняется свойствами связующего – пчелиного воска. Этот материал способен в течение тысячелетий сохранять мягкость и эластичность, поскольку обладает свойством «дышать» вместе с деревянной основой картины, т. е. сжиматься при понижении температуры и расширяться при ее повышении, так же как дерево, а поскольку воск водонепроницаем, то в результате температурных колебаний в нем не возникает трещин и разрывов

 

Масляные краски

Масляными называют краски, в которых в качестве связующих использованы растительные масла или их производные - олифы. Для изготовления масляных красок подходят только так называемые "быстросохнущие " масла. Для художественных красок раньше использовали наиболее качественные их разности - ореховое, маковое, льняное, конопляное масло. В настоящее время практически все краски делаются на основе льняного масла, т.к. оно содержит наибольшее количество триглицеридов ненасыщенных карбоновых кислот. При контакте с воздухом все перечисленные масла высыхают: ненасыщенные карбоновые кислоты окисляются и полимеризуются. В результате образуется прочная прозрачная пленка. Линоксин – пленка, образуемая льняным маслом, отличается наибольшими прочностью и эластичностью.

Акварельная краска

В акварельных красках в качестве связующего используются водорастворимые растительные клеи, дающие при высыхании смываемую пленку. Краски известны с давних времен, широко были распространены в средневековом Китае. Изготавливаются на основе водорастворимых связующих: смолы гуми-арабика (аравийской акации), меда и др. В наши дни акварельные краски нашли применение в реставраторском деле.

Силикатные краски

Краски, в которых в качестве связующего использовано жидкое стекло. Жидкое стекло представляет собой водорастворимый силикат калия K2O*nSiO2 или натрия Na2O*nSiO2. В отличии от других лакокрасочных систем, силикатные краски образуют не поверхностную пленку, а химически взаимодействуют с окрашиваемой поверхностью, в результате чего создают с ней единое тело. Силикатные краски безусловно относятся к наиболее долговечным и устойчивым. Окраска некоторых зданий в Германии, выполненная в середине 19 века до настоящего времени совершенно не изменилась.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (623)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7