Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система социологии (1920)



2019-12-29 376 Обсуждений (0)
Система социологии (1920) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Главная теоретическая работа русского периода творчества П.А. Сорокина ‑ «Система социологии» посвящена Сорокиным памяти М. Ковалевского и Е. Де Роберти. Но, скорее всего, это символическое прощание с учителями-эволюционистами. Выход социологии из кризиса он видит в углублении принципов методологического натурализма на базе объективной физиологии «рефлексологии (И. Павлова, В. Бехтерева, Г. Зеленого, Д. Уотсона, С. Пармели и др.). Впоследствии сам Сорокин справедливо отнесет свои воззрения к умеренной форме «русского бихевиоризма»[11]. В этой книге были сформулированы многие существенные элементы его подхода к обществу как к «социальной системе» и определены некоторые понятия структурного анализа в социологии.

С новых позиций он определял социологию как теоретическую дисциплину, изучающую «специфически-социальные явления», которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы, подразумевая под этим «внешние двигательные реакции индивида, живущего в среде себе подобных», т.е. поведение взаимодействующих лиц[12].

Упор на наблюдаемые реакции индивида, на анализ системы «стимул ‑ реакция» заставили Сорокина обратить внимание на разработку нового раздела общей социологии ‑ теории «социального поведения» (ее изложению посвящен первый том), значительно потеснив традиционные со времени Конта разделы «статики» и, особенно, «динамики». Изучение последней, скептически отмечал Сорокин, вообще не является делом социологии, а скорее философии истории.

Социальное поведение, по Сорокину, основано на психофизиологических механизмах рефлекторного типа. Впрочем в отличие от радикального бихевиоризма Сорокин под влиянием Петражицкого стремится учитывать субъективно-мотивационные аспекты поведения индивида. Но объяснение их роли было совершенно несостоятельным, так как Сорокин просто указывает, что они представляют собой «переменные» величины какого-либо «коллективного рефлекса»; последнему же придается значение интегрального фактора всей общественной жизни.

Абсолютизируя поведенческую установку, Сорокин объявляет межличное взаимодействие индивидов исходным элементом общества и группы. Взаимодействие двух индивидов есть простейшее социальное явление как с методологической точки зрения (ввиду доступности его для непосредственного наблюдения), так и с точки зрения структурной роли в общественной жизни, которая представляет собой систему взаимодействий. В конкретном социальном взаимодействии Сорокин вычленяет ряд элементов: индивиды, действия («акты») и символы («проводники») действия, каждый из которых классифицируется и подробно рассматривается в качестве функционального элемента социальной системы. Характеристика индивидов дается с точки зрения их возможностей приспособления к внешней среде: наличие нервной системы и способность реагировать на стимулы, наличие потребностей, обеспечивающих межиндивидуальные контакты и т.п. В духе социологов этого времени, увлекающихся всевозможными классификациями, Сорокин выдвигает собственную классификацию потребностей, дающую, по его мнению, возможность перейти к анализу социального поведения с точки зрения имеющихся в нем биологических и психологических черт. Его схема построена на критической переработке классификаций, предложенных В. Вагнером, В. Парето, Э. Россом, Л. Уордом, П. Лавровым и т.д.

Каждый «акт» представляет собой, во-первых, внутреннюю реализацию психологической жизни взаимодействующих индивидов, а во-вторых, ‑ внешний раздражитель, вызывающий ту или иную реакцию у других лиц. «Вся жизнь людей представляет почти сплошной поток таких акций и реакций. Каждый из нас в течение каждого дня встречается со множеством людей, получает раздражение от множества действий других индивидов и принужден ежеминутно в той или иной форме реагировать на них». Социальный мир ‑ своего рода «вечный двигатель», непрерывно испускающий волны раздражения и непрерывно заставляющий нас реагировать на эти импульсы[13]. Все эти акты Сорокин формально делит на: интенсивные и слабые, мгновенные и продолжительные, сознательные и бессознательные

Третий элемент взаимодействия, по Сорокину, ‑ совокупность «проводников», передающих реакцию одного индивида к другому: язык, письменность, живопись, музыка, орудия труда, деньги и т.д. В них объективируется цепь «стимул — реакция»[14]. Эти явления, говорит Сорокин, имеют «громадное значение для понимания социальной жизни», ибо насыщенность проводниками существенно изменяет различные аспекты взаимодействия, социального пространства и времени как форм, в которых оно протекает. Насыщенность определенного природно-географического пространства множеством социальных проводников (железнодорожная, телеграфная, телефонная связь и т.п.) сокращает социальное пространство. Как географическая карта земли не совпадает с социально-политической, считает Сорокин, так и природно-географическое пространство не совпадает с социальным пространством[15].

Кроме того, наличие «проводников», «символов» дает возможность объективно, количественно измерить степень интенсивности взаимодействия (допустим, строгим учетом числа писем и телеграмм, падающих в среднем на индивида данной территории, количества митингов, лекций, заседаний в течение определенного времени, числа телефонных абонентов и разговоров, количества газет и их подписчиков, библиотек, их посетителей к числа взятых книг и т.п.)[16].

«Проводники», по Сорокину, делятся на два типа: физические и символические. Роль первых связана с их материальными свойствами, а роль вторых — со значением, которое им приписывается[17]. Таковы в современном обществе символы патриотиз­ма, власть денег, атрибуты власти и т.п. Фетишизация товара, открытая Марксом, утверждал Сорокин, есть частный случай общего закона символизации проводников.

«Проводники» постепенно, слой за слоем «оседают», «кристаллизуются» и создают в итоге новую, неприродную сферу ‑ «социально-техническую, культурную как застывший результат прошлых взаимодействий, органически включенных в настоящие взаимодействия»[18]. Поэтому, солидаризуясь с Дюркгеймом, Сорокин подчеркивает, что все элементы материальной культуры, когда бы они ни были созданы, раз они включены в орбиту нашего сегодняшнего поведения, должны неизбежно считаться реальным элементом общества наравне с индивидами и их отношениями.

Итак, по Сорокину, основная, универсальная единица социологического анализа ‑ взаимодействие, ибо вся «общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двоих или большего числа индивидов; и обратно, комбинируя различные процессы взаимодействия, мы может получить любой сложнейший из сложнейших общественных процессов, любое социальное событие, начиная от увлечения танго и футуризмом и кончая мировой войной и революциями... Процессы взаимодействий являются теми нитями, из совокупности которых создается ткань человеческой истории... На отношения взаимодействия распадаются все социальные отношения, начиная с отношений производственных и экономических и кончая отношениями религиозными, правовыми и научными»[19].

Общественная жизнь действительно состоит из действий, взаимодействий или отношений индивидов. Однако важнейшая задача общественной науки ‑ не просто констатировать, но объяснить эти действия. Для этого следует объединить эти отношения в определенные общественные системы и подсистемы: политические, социальные, экономические, культурные или идеологические, выяснить их внутреннюю связь (взаимодействие) друг с другом и внешней средой. Таким образом, в общественной жизни существует несколько уровней взаимодействия (совсем неравноценных), которые должны быть точно очерчены. Поэтому постулируемое Сорокиным положение о том, что общественная жизнь есть взаимодействие индивидов, без его дальнейшей конкретизации теоретически бессодержательно.

Сорокин в своих теоретических построениях опирался на бихевиоризм. Благодаря акценту на механический характер связи между стимулом и реакцией и методологическому упору на «наблюдаемое» поведение бихевиоризм особенно подходил для предлагаемых им всевозможных классификаций, придавал конструкциям вид «точной», «объективной» науки. Сорокин выдвигает следующие принципы классификации взаимодействий:

1) чисто формальный критерий, согласно которому явления выбираются в зависимости от количества взаимодействующих индивидов (односторонняя или двусторонняя связь, длительность контактов и т.п.);

2) «неформальный» критерий, позволяющий выделять взаимодействие в зависимости от характеристик индивидов (расовых, половых, возрастных, семейных, профессиональных и т.п.), от их психологической мотивировки и ориентации в акте взаимодействия.

Наибольший интерес в его книге представляет очерк «организованных» форм поведения. Там, где взаимодействие индивидов не кратковременно, а постоянно и длительно, полагает Сорокин, там оно «кристаллизуется», стандартизируется и организуется. В основе этого процесса лежат социальные реакции на биопсихические стимулы (симпатия, стадность, самозащита, внушение, верование и т.п.). Реакция на эти стимулы, повторяясь, рождает привычку, которая оформляется, социализируется неосознанно (обычай), а затем осознанно (закон). Совокупность осознанных форм поведения в определенной сфере (семья, управление, власть, собственность и т.п.) дает нам социальный институт. Система институтов носит название социального порядка или организации. В неорганизованных, нестандартизованных формах поведения (толпа, публика и т.п.) нет постоянных биопсихических стимулов, а действуют стимулы случайные и быстро меняющиеся, отсюда аморфность, неинтегрированность связей.

Сорокин справедливо подчеркивает, что анализ «непосредственно-данного» поведения необходимо должен сочетаться с анализом общественной структуры, в которой складываются в конечном итоге многие компоненты поведения, система личности и символы. Однако это важное требование остается декларативным, ибо он стремится сохранить бихевиористскую формулу «стимул ‑ реакция» в качестве главного объясняющего принципа. Психологическая интерпретация взаимодействия невольно сужала все виды общественных взаимодействий или отношений до весьма упрощенной личной связи между двумя индивидами[20]. Причем этот простейший вид взаимной стимуляции и реакции, взятый уже в системе социальных координат, переходит в понятие «группа»; механическая совокупность групп понималась Сорокиным как «общество».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, Питирим Сорокин родился в 1889 году в селе Турья Яренского уезда Вологодской области, назван в честь епископа Питирима, признанного местным святым. Мать была коми, отец - русский.

В годы Первой русской революции (1905-1906 гг.) втянулся в революционную деятельность партии эсеров. Более трех месяцев провел в царской тюрьме. Его становление как социолога прошло в Санкт-Петербурге. Здесь он окончил вечернюю школу (Черняевские курсы), где провел два года. В 1909 г., то есть уже в 20-летнем возрасте) сдал экзамены за гиназический курс. В 1909 г. поступил в Психоневрологический институт в С.-Петербурге, где проучился один год. Стремясь избежать призыва в армию, в 1910 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентом третьего курса, опубликовал свою первую книгу «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914).  В данной работе преступность рассматривается как результат принципиальной разнородности и даже «разорванности» системы социальных отношений, несоответствия «шаблонов поведения» различных социальных групп. В перспективе человечество в состоянии решить проблему преступности, перейдя на качественно иной уровень социальной интеграции и согласия.

Систему своих взглядов этого периода он сам позже охарактеризовал как «разновидность эмпирического неопозитивизма». Параллельно занимался революционной деятельностью и пару недель отсидел за это в тюрьме.

В 1915 году П.Сорокин сдает магистерский экзамен, с 1917 года он - приват-доцент Петербургского университета, а с 1920 - профессор, руководитель кафедры социологии. Он в своих трудах развивает социологические идеи Дюркгейма, с которым ведет активную переписку, вносит собственный существенный вклад в развитие мировой социологической науки.

 

В 1917 г., после Февральской революции, социология в России приобрела характер официально признанной научной дисциплины. П.Сорокин в 1919-1922 гг. был руководителем межфакультетской кафедры, затем - отделения социологии Петроградского университета. В 1917 г. он принял активное участие в революции на стороне партии эсеров. После Октября 1917 г. встал в оппозицию большевистскому режиму, принимал участие в политической борьбе на Севере. В 1918 г. дважды арестовывался большевиками и находился на грани расстрела. В конце 1918 г. он прекратил активную политическую деятельность и 23 декабря 1918 г. был восстановлен в числе преподавателей юридического факультета Петроградского университета, где начал чтение курса «Уголовной социологии».

Главная теоретическая работа русского периода творчества П.А. Сорокина ‑ «Система социологии» В данной работе П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

В сентябре 1922 г. П.Сорокин с группой других ученых, не принимающих марксистскую идеологию и большевистскую политику, был выслан из Советской России.

В историко-социологической литературе традиционно принято, хотя, видимо, не вполне справедливо, разграничивать два периода творчества Сорокина — русский и американский. Конечно же, русский Сорокин и Сорокин-американец довольно не похожи друг на друга и по кругу анализируемых проблем, и по характеру использования матери ала, и по степени зрелости и самостоятельности создаваемых теорий. Однако очевидно, что интегральная сущность всех его работ всегда оставалась неизменной. Более того, и все его мировоззрение было пронизано интегральным синтезом и в политических взглядах, и даже на уровне жизненной философии. В этом смысле принципиальное отличие между ранним и поздним Сорокиным заключается лишь в глобализме его теории: если он начинал довольно традиционно для социальной мысли рубежа веков, то в гарвардский период превратился в могущественного макросоциолога, рассматривающего цивилизацию в качестве атомарной единицы своего анализа.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голосенко И.А. Питирим Сорокин как историк социологии //Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 4.

2. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991;

3. Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина // История буржуазной социологии первой половины ХХ века. М., 1979.

4. Гофман А.Б. От классика к классику. Дюркгейм и ранний Сорокин // Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. Материалы к Международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения П.А.Сорокина. М.-СПб., 4-6 февраля 1999 г. М.-СПб.: Изд-во СПб ГУП, 1999. С.238-240.

5. Дальняя дорога: Автобиография. М.: ТЕРРА, 1992.

6. Диспут П. А. Сорокина // Экономист. 1922. № 4—5

7. Дойков Ю.В. Питирим Сорокин // США. Экономика. Политика. Идеология. 1992. N 6.

8. Долгий путь: Автобиографический роман. Сыктывкар: «Шинас», 1991.

9. Долгое путешествие // За и против. 1991. № 4, № 5, № 6.

10. Зиглина Т. Кризис современного западного общества в контексте теории социокультурной динамики П.А. Сорокина //Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1997. № 1.

11. Ковалевский М. М. Предисловие // Сорокин П. А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1914. С. VII .

12. Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 37.

13. Письмо Э.Дюркгейма к П.Сорокину. // Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина. Русский период деятельности. Самара: Социол.центр “Социо”, 1992.

14. Сорокин П. Дальняя дорога. М.: Терра, 1992.

15. Сорокин П.А. Долгий путь. Сыктывкар, 1991.

16. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1914.

17. Сорокин П.А. Система социологии. ТТ.1-2 /Изд. подгот. Липский А.В. и Сапов В.В. М.: Наука, 1993. (I изд. – 1920).

18. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992

19. Сорокин, П.А. Главные тенденции нашего времени. Наука, Москва, 1997.

20. Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина // СОЦИС.1999. № 6.

21. Sorokin P. Russian Sociology in Twentieth Century. — American Journal of Sociology, 1927, vol.31, p.58-59.

22. Sorokin P. Social Mobility. N.Y., 1928; Idem. Sociocultural Causality, Space and Time. N.Y., 1947

 


[1] Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991

 

[2] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992

 

[3] Ковалевский М. М. Предисловие // Сорокин П. А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1914. С. VII .

 

[4] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992

 

[5] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992

 

[6] Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 37.

[7] Диспут П. А. Сорокина // Экономист. 1922. № 4—5

[8] Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1914.

 

[9] Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1914.

 

[10] Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1914.

 

[11] Sorokin P. Russian Sociology in Twentieth Century. — American Journal of Sociology, 1927, vol.31, p.58-59.

 

[12] Сорокин П.А. Система социологии. ТТ.1-2 / Изд. подгот. Липский А.В. и Сапов В.В. М.: Наука, 1993. (I изд. – 1920).

 

[13] Сорокин П.А. Система социологии. ТТ.1-2 / Изд. подгот. Липский А.В. и Сапов В.В. М.: Наука, 1993. (I изд. – 1920).

[14] Сорокин П.А. Система социологии. ТТ.1-2 / Изд. подгот. Липский А.В. и Сапов В.В. М.: Наука, 1993. (I изд. – 1920).

[15] Сорокин был одним из первых социологов, проводящих различие между понятиями «социального» и «географического» пространства. В дальнейшем он уточняет эту идею в ряде работ (см.: Sorokin P. Social Mobility. N.Y., 1928; Idem. Sociocultural Causality, Space and Time. N.Y., 1947).

[16] Сорокин П.А. Система социологии. ТТ.1-2 / Изд. подгот. Липский А.В. и Сапов В.В. М.: Наука, 1993. (I изд. – 1920).

[17] Сорокин П.А. Система социологии. ТТ.1-2 / Изд. подгот. Липский А.В. и Сапов В.В. М.: Наука, 1993. (I изд. – 1920).

[18] Сорокин П.А. Система социологии. ТТ.1-2 / Изд. подгот. Липский А.В. и Сапов В.В. М.: Наука, 1993. (I изд. – 1920).

[19] Сорокин П.А. Система социологии. ТТ.1-2 / Изд. подгот. Липский А.В. и Сапов В.В. М.: Наука, 1993. (I изд. – 1920).

[20] Сорокин П.А. Система социологии. ТТ.1-2 / Изд. подгот. Липский А.В. и Сапов В.В. М.: Наука, 1993. (I изд. – 1920).



2019-12-29 376 Обсуждений (0)
Система социологии (1920) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система социологии (1920)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)