Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дифференцированный подход к составлению учебных программ.



2019-12-29 604 Обсуждений (0)
Дифференцированный подход к составлению учебных программ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Специалисты единодушно придерживаются того мнения, что учебные программы для одаренных детей должны качественно отличаться от программ рассчитанных на детей со средними способностями.

Пассов (1982) предложил семь принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста:

 

1. Содержание учебной программы для одаренных и талантливых детей должно предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем;

2. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые;

3. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний;

4. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников;

5. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии;

6.  Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т. д.

7. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами.

 

§2.4 Некоторые концептуальные модели [3] .

В разработке программ обучения одаренных детей раннего возраста были использованы три концептуальные модели, условно названные: «Свободный класс», «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли и «Таксономия целей обучения» Блума. Эти модели находят широкое применение потому, что дают принципы и основы для процесса преподавания. Прежде всего они помогают разработчикам индивидуализировать программы для одаренных талантливых детей. Ещё одним аспектом, говорящим в пользу концептуальных моделей, является то, что с их помощью легче объяснить сущность программ специалистам другого профиля и родителям. И наконец, последним важным моментом, говорящим в пользу применения моделей, является то, что они нацеливают составителей программ уделять больше внимания каждому одаренному или талантливому ребенку.

 

Модель «Свободный класс».

Система свободных, не организуемых жестко занятий, представляется наиболее подходящей для обучения одаренных дошкольников. Эта система, в центре которой находится ребенок, предполагает эффективное использование учебного времени, помещения и учебной программы. В системе свободных занятий упор делается на индивидуальной исследовательской деятельности. Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют свое время, выбирая предметы изучения в соответствии со своими интересами и т. п. Учитель в «Свободном классе» строит процесс обучения таким образом, чтобы поощрять в ребенке инициативу, независимость, изобретательность и творческий подход, т. е. именно те качества, которые присущи одаренным детям.

Идея и основополагающие принципы «Свободного класса», по всей вероятности, в наибольшей степени сообразуются с потребностями и запросами одаренных детей. Неформальный и нетрадиционный подход к занятиям открывает перед одаренными детьми возможность выбора поля деятельности в соответствии со своими интересами, наклонностями и способностями.

Занятия в «Свободных классах» не ограничивается строгим расписанием. Во время занятия ученики занимаются выбранным ими самими делом, а учитель, передвигаясь по классу, внимательно наблюдает за детьми, беседует с ними. Занятия по системе «Свободный класс» не предполагает наличия какой-то одной обязательной программы. Обучение ведется на основе элементов из многих отдельных программ с привлечением обширного вспомогательного материала и оборудования.

Учитель в «Свободном классе» не замыкается на преподавании учебного материала по строго составленному расписанию. При работе с детьми учитель прежде всего обращает внимание на то, каким образом дети включаются в процесс познания, а также на уровень их социального и эмоционального развития. Будучи свободным в выборе методики преподавания, учитель в «Свободном классе» волен стимулировать и направлять естественно любопытство, любознательность, самостоятельность, интеллектуальные и творческие способности одаренного ребенка. Все это позволяет сделать вывод, что система свободного обучения предоставляет широкие возможности для проявления и развития потенциала, заложенного в одаренном ребенке – дошкольнике.

 

Модель Рензулли: «Три вида обогащения учебной программы».

Модель Рензулли во многом напоминает модель «Свободный класс», а второй вид этой модели имеет некое сходство с моделью Блума.

Модель Рензулли начала широко применятся с 1977 г., но ещё раньше Рензулли активно знакомил с ней педагогов, работающих с одаренными детьми. Согласно замыслам автора, программа, построенная на основе этой модели, должна быть ориентирована на достижение двух основных целей.

Программная цель № 1: Учебная программа для одаренных детей позволяет учащимся посвящать большую часть времени тем видам деятельности, которые представляют для них наибольший интерес. Интенсивность и объем этой деятельности, а также методы решения задач определяются самими детьми.

Программная цель № 2: Основная задача учителя, работающего по программе для одаренных и талантливых детей, состоит в том, чтобы помочь каждому учащемуся ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам, и овладевать методами и исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.

Рензулли охарактеризовал занятия по «обогащенной методике обучения» как «выходящие за рамки установленной учебной программы и опережающие её». Рассмотрим вкратце особенности каждого из трех видов усовершенствования программ.

Вид I – общая познавательная деятельность.

Этот вид предполагает знакомство учащихся с самыми различными областями и предметами изучения, которые могут их заинтересовать. В результате такого ознакомления у одаренных детей появляется возможность определить те области знания, которые они хотели бы изучать более глубоко. Роль учителя состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку сделать свой собственный выбор. Важным качеством учителей является умение разбудить в детях исследовательский интерес. Необходимо постоянно ориентировать детей на поиск все новых форм деятельности.

Вид II – групповое обучение.

Процесс обучения, организованный в соответствии с этим видом модели Рензулли, призван развивать у детей способности к мышлению и восприятию. Во время занятий учащиеся приобретают мыслительные навыки достаточно высокого уровня, позволяющие им более успешно осваивать учебный материал. Занятия могут строиться по принципу «брейнсторминга» (т.е. «мозгового штурма»). Предлагаются задания на тренировку наблюдательности, способности оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать и классифицировать.

Вид III – исследование и решение задач индивидуально и в малых группах.

Занятия в рамках этого вида модели Рензулли существенно отличаются от предыдущего:

1. Ребенок принимает активное участие как в постановке проблемы, так и в определении методов её решения;

2. Не существует ни стандартного метода решения, ни однозначного правильного ответа.

3. Выбранная область исследования отражает круг интересов самих учащихся.

Вид III предполагает, что учитель является руководителем и советником. Он применяет самые разнообразные способы выявления интересов каждого ребенка, включая практическое приобщение детей к разнообразным видам деятельности.

 

Модель Блума «Таксономия целей обучения».

Модель Блума, ориентированная на сферу познавательных функций, также доказала свою пригодность в качестве основы для разработки программ обучения одаренных дошкольников.

Определение. «Таксономия является системой классификации предметов, принципов или фактов в соответствии с их сущностными и логическими взаимосвязями».

В своей модели Уильямс сделал попытку объединить когнитивные и аффективные аспекты развития. Модель имеет три раздела. В первом разделе представлены основные предметы изучения: музыка, изобразительное искусство, естествознание, арифметика, обществознание и язык. Во втором рассматриваются различные аспекты стратегии преподавания и поведения учителя: его умения вводить определения, привлекать аналогии, видеть расхождения и противоречия, задавать наводящие вопросы. В центре внимания третьего раздела находятся показатели развития учащегося как в познавательной, так и в эмоционально – личностной сферах: быстрота, гибкость, оригинальность и точность мышления; любознательность, наличие воображения.

Каждая из приведенных моделей является надежной основой для разработки индивидуализированной программы.

 



2019-12-29 604 Обсуждений (0)
Дифференцированный подход к составлению учебных программ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дифференцированный подход к составлению учебных программ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (604)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)