Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Глава I . Сущность механизма государства




Введение

 

Вопросы о государстве, его понятии, сущности, роли и механизме в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела любого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.



Государственная власть осуществляется в разных сферах общественной жизни, в разных формах и разными методами. Все это обусловливает создание особого механизма, под которым понимают всю совокупность органов, призванных осу­ществлять управление обществом и реализовывать основные на­правления государственной деятельности.

Представленная работа посвящена теме "Механизм государства Российской Федерации как система реализации государственной власти". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов, множество дискуссионных мнений относительно понятия механизма государства. Дискуссии нередко возникают по поводу соотношения таких понятий, как государственный аппарат и механизм государства. Имеются разногласия и при определении системы органов, реализующих основные направления государственной деятельности и являющихся составными частями государственного механизма. В связи с этим необходимо изучить и систематизировать имеющиеся точки зрения, касающиеся данной темы, выработать наиболее целесообразное понятие механизма государства, определить его признаки, структуру, а также проанализировать особенности функционирования и развития  механизма Российского государства на современном этапе.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер,  в иных источниках  по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы механизма государства. Немаловажен учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.

Цель исследования состоит из конкретных задач, а именно: изучить механизм государства РФ как системы реализации государственной власти посредством определения подхода к пониманию механизма государства, сравнения категорий «механизм» и «аппарат» государства; описания структуры механизма государства, формирование чёткого понимания функционирования каждого структурного элемента данного механизма, принципов реализации механизма государства; обозначения современных проблем, связанных с реализацией государственной власти, а так же предложений по совершенствованию работы механизма государства.

Методологическую основу исследования составляют Конституционное право, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы РФ и законы Ивановской области. В работе использованы официальные сайты органов законодательной, представительной и исполнительной  власти, периодические издания, в том числе: Российская, Независимая газета, газета Труд, общественно-политические журналы Комерсантъ - Власть, Эксперт и иные источники.

В рамках написания дипломной работы преобладают такие методы исследования, как: моделирование, сравнение, анализ и синтез.

Теоретическая значимость работы заключается в попытке определения сущности механизма государства, его структуры и принципов деятельности, выделения актуальных проблем функционирования государственного механизма и путей выхода из них.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, списка сокращений и приложения.

В первой главе отражены теоретические моменты, рассматриваются различные подходы к пониманию механизма государства, определена связь между категориями «механизм» и «аппарат» государства.

Вторая глава работы раскрывает структуру и принципы реализации государственного механизма, функционирование конкретных структурных элементов.

Третья глава затрагивает основные проблемы современности, связанные с реализацией государственной власти соответственно и механизма государства в частности, а также предложения по совершенствованию работы механизма государства.

Следует сказать, что, несмотря на большой интерес к вышеуказанной теме в современной науке, с одной стороны, была отмечена, ее недостаточная разработанность, с другой стороны, что даёт нам возможность изучить её в полной мере.

 

 

Глава I . Сущность механизма государства

Прежде чем начать рассмотрение сущности понятия механизм государства и выявить основные подходы по его определению, следует начать с того, что необходимо указать, что же представляет само понятие «государство». В научной литературе существуют различные точки зрения по вопросу определения государства, но эта дискуссия не ставит под сомнение тот факт, что современное правовое государство призвано быть гарантом стабильности, безопасности для своих граждан, обеспечивать упорядоченность и организованность общественных отношений, признание и полное понятие в качестве высшей ценности человеческой личности, ее прав и свобод, что должно реализовываться в деятельности всего механизма государства в целом.

Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы. Подобную систему государственных органов, профессиональных коллективов Н. И. Матузов и А. В. Малько называют механизмом государства.1

Понятие "механизм государства" преимущественно находит свое место в отечественной теории государства и права, а не зарубежной.

_______________________

1 Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов / Н.И Матузов, А.В. Малько; под ред. Н.И. Матузова. М.: Юристъ, 2004. С. 118.

 

Как отмечает Е.А. Парасюк, исследователи иностранного государства чаще всего выделяют такие понятия, как государственная власть, институты государства, форма государства, формы правления. И, тем не менее, для обогащения понятийного аппарата и отражения специфики государственного развития нашей страны вполне оправданно использовать данное понятие, поскольку государственная власть реализуется через государственный механизм.1

В.К. Бабаев, указывает, что основным орудием государственной власти считается  госаппарат и госорганы как его звенья. Вместе с тем государственный механизм трактуется и в другом смысле, а именно, как совокупность государственных органов, организаций, вооруженных сил и материальных средств государственной власти.2 Государство, по мнению В.К. Бабаева, нельзя рассматривать как застывшую систему. Оно действует, функционирует и развивается как единая система со своими элементами. Понятие "механизм государства" служит системообразующим для восприятия его как целостного явления. Оно служит для связи элементов государства, с целью придания динамического смысла. По мнению того же автора, механизм государства есть структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы. В нем есть такие элементы, как: государственные органы, публичные службы, корпорации и процедуры принятия государственных решений.

В таком подходе к механизму государства полнее отражаются государственные явления и рычаги устойчивого функционирования государства. При всей важности государственных органов, образующих государственный аппарат, ими нельзя ограничивать объем данного понятия.

 

_______________________

1 Парасюк, Е.А. Теоретико-правовое исследование понятия механизм государства // Российская юстиция.2009. N 11.

2 Бабаев, В.К. Теория государства и права: учебник для вузов / В.К. Бабаев; под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2003. 320.

 

Одним из наиболее важных доказательств служат конституционные характеристики государства.1

В отечественных конституциях всегда закреплялась система органов государства, основы управления государственными организациями, государственные планы и бюджеты. В действующей Конституции Российской Федерации установлены основы организации государства, принципы осуществления государственной власти, компетенция федеральных государственных органов, порядок введения налогов, управления государственной собственностью, утверждения и исполнения бюджета, федеральных программ. В конституциях и уставах субъектов Российской Федерации регулируются вопросы организации власти, их финансов, бюджета и налогов.2

Государственный механизм призван функционировать эффективно и бесперебойно, иначе решение политических, экономических и социальных задач не будет результативным, и государство станет слабеть. Для этого необходимо соблюдение следующих важных условий: обеспечивать стабильность власти и устойчивость конституционных институтов; последовательно выполнять функции, возложенные на государственные органы; правильно использовать методы правового регулирования в экономической, социальной и политической сферах; поддерживать баланс элементов механизма государства, не допуская преувеличенной роли одних и недооценки других; способствовать демократизации власти и широкому участию граждан в управлении государственными делами. В то же время общественная практика в России и в других государствах свидетельствует об отклонениях от конституционной модели механизма государства.

 

___________________

1 Бабаев, В.К. Теория государства и права: учебник для вузов / В.К. Бабаев; под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2003. 321.

2 Парасюк, Е.А. Теоретико-правовое исследование понятия механизм государства // Российская юстиция.2009. N 11.

Возникают такие структуры, которые действуют параллельно с государственными институтами или даже присваивают их функции. Отмечены случаи воспрепятствования деятельности законных органов, нарушение законодательства, лоббизм и коррумпированность, что пагубно влияет на процесс и уровни принятия государственных решений.1

Поэтому важнейшей задачей государственного механизма является своевременное и эффективное решение актуальных проблем развития общества и государства и предотвращение негативных явлений.
По заверению М.Н. Марченко, государственный механизм действует и развивается не изолированно от институтов гражданского общества. Его взаимодействие с органами местного самоуправления имеет два правовых основания. Оно исходит из общности решаемых задач в сфере экономики и социального развития. И вместе с тем закон допускает возможное наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Причем последним должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства. Государство контролирует реализацию переданных полномочий. Взаимодействие механизма государства с местным самоуправлением способствует расширению демократической базы государственной власти. Реализации конституционного права граждан на участие в управлении государственными делами отвечает и курс на сотрудничество государственных органов с общественными объединениями граждан - партиями, профсоюзами.2

Диалоги и умение достигать договоренности между госорганами и объединениями граждан приводят в итоге к общественному согласию. Оппозиционные действия и политическое давление нередко порождают конфликты.

___________________

1 Бабаев, В.К. Теория государства и права: учебник для вузов / В.К. Бабаев; под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2003. 323.

2 Марченко, М.Н. Теория государства и права: учеб. пособие / М.Н. Марченко; под общ. ред. М.Н. Марченко. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Проспект, 2004. С. 402.

Для гражданского общества и механизма государства М.Н. Марченко отмечает такие ключевые проблемы, как доверие и поддержка населения. Отчуждение граждан от власти ведет к конфронтации и ослабляет государственный механизм. Все более важным становится партнерство государственных структур и профессиональных ассоциаций (банков, предприятий, малого предпринимательства  и др.). Это позволяет правильно сочетать публичные и корпоративные интересы. Неумелые поступки должностных лиц и государственных органов и учреждений, плохое владение ситуацией нередко вызывают скорее протест, чем позитивные формы политического участия граждан.1

В связи с этим, М.Н. Марченко рекомендует создавать  демократический стиль отношений между властями и населением, а гласность, доступность и высокая политико-правовая культура должна служить средствами решения этой задачи. Механизм государства, охватывает все государственные органы, олицетворяет государство, представляет собой его, реальное материализованное воплощение. Государство не может существовать вне и без государственного механизма.2

В.К. Бабаев отмечает, что понятие механизм государства раскрывается через характерные черты или признаки, которые позволяют отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Во-первых, механизм государства - это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и других федеральных законах.

 

___________________

1 Марченко, М.Н. Теория государства и права: учеб. пособие / М.Н. Марченко; под общ. ред. М.Н. Марченко. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Проспект, 2004. С. 403.

2  Там же. С. 404.

Во-вторых, механизм государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом, как отмечает В.К. Бабаев,  необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции. В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.1 В развитие данного положения в статье 11 Конституции определено, что государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации - образуемые ими органы государственной власти. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.2

В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.3

Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

___________________

1 Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря, с изменениями от 30 декабря 2008. Опубликовано 21 января 2009. Ст. 10.

2 Там же. Ст. 11, 12.

3 Бабаев, В.К. Теория государства и права: учебник для вузов / В.К. Бабаев; под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2003. 325.

 

В-четвертых, механизм государства располагает необходимыми материальными средствами на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Особенность этих придатков в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве самостоятельных частей как государственные органы, а именно как придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.1

В рассмотренные материальные средства, придатки механизма государства не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объединения. Их не следует смешивать. Последние соотносятся с государственным механизмом как составные элементы единой для данного общества политической системы.2 Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к выводу: механизм современного Российского государства - это единая система законодательно закрепленных принципов, основанных на разделении властей и располагающих необходимыми материальными придатками, а именно, системой государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

Таким образом, "механизм государства" включает четыре составляющих:

1) структурную - совокупность определенных органов;

2) функциональную - совокупность определенных функций, для реализации которых и создана указанная выше группа органов;

 

________________

1 Бабаев, В.К. Теория государства и права: учебник для вузов / В.К. Бабаев; под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2003. 326.

2 Там же. С. 327.

    3) инструментальную - совокупность определенных полномочий, способов, методов, приемов и средств реализации указанных функций;

4) правовую - совокупность определенных правовых норм, определяющих структурную организацию государственных органов, а также их полномочия, методы и формы реализации функций государства. Все эти составляющие находятся во взаимной связи и взаимной зависимости. Они и составляют механизм государства.

В.С. Нерсесянц даёт следующее определение понятию механизм государства: «механизм государства - это система государственных органов с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные процессы, а также способами реализации задач и функций государства».1
Механизм государства определяется его сущностью. Эта необходимая связь может быть охарактеризована как связь причины и следствия, которая опосредуется влиянием формы государства. В эксплуататорском государстве этот механизм включает систему органов и учреждений, через которую политические силы реализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом. В нем воплощается материальная сила власти, он всегда существует в определенной форме, которая обеспечивает реальность этой силы. Вместе с тем на механизм государства оказывают влияние состояние экономического базиса, соотношение политических сил, цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм, и вносятся необходимые изменения.

В.С. Нерсесянц выделяет следующие особые свойства механизма государства:

 

________________

1 Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов / В.С. Нерсесянц; под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма-Инфра – М, 1999. С. 258.

- механизм государства состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается только управлением;

- образующие его государственные органы иерархически соподчинены друг другу, каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования;

- в механизме государства обязательно наличие организационных и материальных орудий принуждения;

Государственный механизм, В. С. Нерсесянц, называет "государственной» или "публичной» властью. Он создается для осуществления функций государства и связь эта наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата. Под государственным аппаратом В.С. Нерсесянц, понимает часть механизма государства, представляющую собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. В структуру механизма государства наряду с государственным аппаратом входят государственные учреждения и государственные предприятия. Государственные учреждения - это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли. Государственный аппарат специально предназначается для осуществления государственной власти, на его структуру и принципы формирования оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования государственного аппарата, появления новых органов государства.1

В наиболее абстрактной форме В.С. Нерсесянц видит структуру государственного аппарата в виде основных блоков, а именно:

- органы законодательной власти - непроизводные от других и основа для иных органов;

- органы исполнительной власти (органы государственного управления) - исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части; они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления);

- правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения.2

В современной юридической литературе понятие "механизм государства" не является однозначным. В связи, с чем существует острая необходимость уяснения причиноследственных связей данных понятий. На основании чего обратимся к мнению различных авторов.

Итак, по мнению С.А. Комарова и А.В. Малько государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность органов, наделённых властными полномочиями для реализации государственной власти. В структуру механизма государства входят также государственные учреждения и государственные предприятия. 3

________________

1 Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов / В.С. Нерсесянц; под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма-Инфра – М, 1999. С. 260.

2 Там же. С. 262.

3 Комаров, С.А., Малько, А.В. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов \ С.А. Комаров, А.В. Малько; под общ. ред. С.А. Комарова. М.: Норма, 2000. С. 236.

По заверению Н.И. Матузова и А.В. Малько понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделённых для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом ещё и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата,

опираясь на которые государственный аппарат действует.1 Элементный состав «механизма государства» полностью идентичен составу, предложенному С.А. Комаровым и А.В. Малько. Они также отмечают научную позицию, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но в динамике.2

В.С. Нерсесянц даёт общее определение механизму и аппарату государства, как системе органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном порядке наделены государственно-властными полномочиями и реализуют функции государства. Понятие «механизм», «аппарат» и т.д., используемые при характеристике государства, восходят, по словам В.С. Нерсесянца, к механическим представлениям о государстве как о машине, техническом аппарате, точном механизме, которые служат моделью и образцом для конструирования и работы государственной машины.3

В другом источнике Н.И. Матузов и А.В. Малько отмечают тесную связь между категориями «механизм государства» и «государственный аппарат».

________________

1 Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: курс лекций / Н.И Матузов, А.В. Малько; под общ. ред. Н.И. Матузова. Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Юристь, 2001.С. 100.

2 Там же. С. 102.

3 Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов / В.С. Нерсесянц; под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма-Инфра – М, 1999. С. 262.

Последний, принято употреблять в 2-х смыслах – в широком и более узком. В широком смысле, понятие государственного аппарата, как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства. В более узком смысле под государственным аппаратом понимается аппарат государственного управления.1

Парасюк Е.А., в своём исследовании понятия «механизм государства» отмечает множественность мнений различных авторов и отмечает, что одни ученые под механизмом понимают аппарат государства, т.е. систему его органов, с помощью которых осуществляется государственная власть.2 При этом механизм (аппарат) государства определяется как специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.3

В.М. Сырых также рассматривает понятие механизма государства через системы его органов и определяет его как совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть и обеспечивающих реализацию функций государства.4 Однако, при всей важности государственных органов, образующих государственный аппарат ими нельзя ограничивать объем данного понятия.

Проведя анализ указанных выше определений, становится очевидным, что в юридической литературе  понятия "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

________________

1 Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов / Н.И Матузов, А.В. Малько; под ред. Н.И. Матузова. М.: Юристъ, 2004. С. 118.

2  Сторонниками такого понимания механизма государства являются В.Д. Перевалов, В.М. Сырых, В.А. Четвернин, Р.В. Енгибарян и др.

3 Парасюк, Е.А. Теоретико-правовое исследование понятия механизм государства // Российская юстиция.2009. N 11.

4 Сырых, В.М. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / В.М. Сырых; под ред. В.М. Сырых. М.: Юстицинформ, 2001. С. 28.

При этом очевидно, что более точным было бы определять механизм государства как указанную систему в динамике, т.е. в действии, в процессе осуществления государственной власти, включающую в себя такие  компоненты как: государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия. Государственный аппарат как аппарат управления реализует законодательную, исполнительную и судебную функции.

Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм - это постоянно функционирующее выражение государства, а аппарат государства - это система всех органов государства, наделенных властными полномочиями, созданных для решения стоящих перед ним задач и осуществления функций.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.036 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7