Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционный суд в системе конституционного контроля.



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Конституционный суд в системе конституционного контроля. 0.00 из 5.00 0 оценок





Как отмечалось во второй главе, система конституционного контроля охватывает достаточно обширный круг государственных органов, среди которых следует выделить следующие:

1. Специализированные органы конституционного контроля - конституционные суды и квазисудебные органы;
2. Неспециализированные органы конституционного контроля, как-то:
а) глава государства;
б) парламент - как правило, в отношении принятых им законодательных актов;
в) правительство - как правило, в отношении принятых им и нижестоящими исполнительными органами административных актов;
г) суды общей юрисдикции (в странах с американской моделью конституционного контроля эти суды, не будучи специализированными органами, являются основными институтами конституционного контроля, в странах же с европейской моделью суды общей юрисдикции осуществляют полномочия по конституционному контролю только в той мере, в какой это не отнесено к юрисдикции специализированных органов конституционного контроля. В странах с такой моделью законы неподконтрольны обычным судам).
Для того, чтобы выявить особенности органов специализированного конституционного контроля (в основном это конституционные суды), следует обратиться к европейской (централизованной, концентрированной) модели конституционного контроля, так как иной подход находился бы за пределами одной из моделей и касался бы различий самих моделей конституционного контроля. Наш выбор продиктован также и тем обстоятельством, что в странах с американской моделью конституционного контроля основные органы контроля - суды общей юрисдикции - ни институционально, ни функционально не обособленны в специфическую систему конституционного контроля, в которой решение именно конституционно-правовых вопросов было бы профессиональной обязанностью судьи.
Итак, своеобразие специализированных органов конституционного контроля проявляется в следующем:
1. В подавляющем большинстве стран к формированию этих органов избирательный корпус ни прямо, ни косвенно не причастен: основой их легитимации является воля как минимум двух ветвей власти - законодательной и исполнительной;
2. В состав этих органов допускаются не только профессиональные судьи, но и другие лица, в том числе и лица, не являющиеся юристами;
3. Специализированный орган конституционного контроля, если даже включается в судебную систему, тем не менее занимает в ней автономное положение;
4. По своему статусу орган специализированного конституционного контроля является одним из высших конституционных органов: основы его организации и деятельности регламентитуется самой конституцией и имеющим более высокую, чем у обычного закона, юридическую силу законом (конституционным или органическим);
5. Основной функцией этих органов является конституционный контроль;
6. Основной формой их деятельности является конституционное судопроизводство (даже квазисудебные органы конституционного контроля действуют в рамках особых процедурных правил);
7. Специализированные органы обладают большой автономией в процессуальных вопросах (конституционный суд рассматривается некоторыми правоведами как «хозяин процесса»). Подобная самостоятельность, сильная процессуальная роль суда не присуща судам американской модели, да и судам общей юрисдикции в европейской системе конституционного контроля;
8.Юрисдикция этих органов распространяется на институты законодательной, исполнительной, а нередко и судебной властей;
9. Им принадлежит исключительная прерогатива принятия окончательных решений, особенно в сфере контроля конституционности нормативных актов, поскольку даже нуллификационный акт неспециализированного органа конституционного контроля (например, отмена парламентом закона по причине его неконституционности) сам может стать объектом специализированного конституционного контроля;
10. Решения этих органов имеют, как правило, весомое правовое обоснование, что компенсирует слабость их легитимационной основы, причем, вне зависимости от того, являются ли основания их решений объязательными или нет, суды общей юрисдикции следуют в фарватере аргументации конституционных судов;
11. Решения специализированных органов конституционного контроля в подавляющем большинстве стран окончательны и общеобязательны. Их юридическая сила равна силе положений самой конституции.

Таким образом, специализированные органы (так как в большинстве стран это конституционные суды, речь идет именно о них) - это основные институты конституционного контроля, в отличие от неспециализированных органов, для которых осуществление конституционного контроля является побочной функцией, вытекающей из основной деятельности. Само осуществление конституционного контроля неспециализированными органами имеет необязательный (за исключением случаев, когда такая обязанность возлагается на них особо самими специализированными органами) и эпизодический (непостоянный) характер. Кроме того, некоторые неспециализированные органы конституционального контроля выступают в качествеорганов конституционногонадзора, тем самым становясь вспомогательными органами конституционного контроля. Так, в большинстве стран европейской модели глава государства не осуществляет контроля над правовыми актами, а другие его полномочия (право вето, подписание законов и т.д.), связанные с решением конституционно-правовых вопросов, имеют надзорный характер (следует сказать, что в юридической литературе некоторых стран промульгацию президентом законов считают контрольной, а не надзорной функцией, хотя этот вопрос является достаточно спорным). Однако в любом случае неоспоримо, что монополия окончательных решений в абсолютном большинстве случаев остается за специализированными органами конституционного контроля. Система конституционного контроля, как уже отмечалось, охватывает также государственные органы, общественные объединения и граждан, являющихся субъектами права на обращение в конституционный суд. На наш взгляд, эти субъекты конституционно-правовых отношений являются субъектами конституционного надзора.

Система субъектов конституционного надзора включает в себя:

1. Органы публичной власти:

а) органы государственной власти или наделенные самостоятельными правами их структурные подразделения или части их состава, как-то:
- президент (глава) государства, надзирающий за соблюдением конституции посредством права вето, обращения в конституционный суд, отстранения должностных лиц,виновных в нарушении конституции и т.д.;
- парламент или установленная законом часть его членов - как субъекты обращения в конституционный суд;
- сам конституционный суд в случае, если он наделен правом рассмотрения дел по собственной инициативе;
- правительство;
- суды общей юрисдикции как субъекты обращения в конституционный суд;
- субъект федерации;
- защитник народа (прав человека) или прокурор;
б) органы местного самоуправления;

2. Союзы физических лиц как субъекты права на обращение в конституционный суд:

а) политические партии;
б) общественные объединения.

3. Физических лиц как субъектов права на обращение в конституционный суд:

а) граждан;
б) иностранных граждан;
в) лиц без гражданства.

Всистеме конституционного контроля особый интерес представляют взаимоотношения конституционного суда с судами общей юрисдикции.
Опытзарубежныхстран свидетельствует, что в этом вопросе существуют три разновидности подходов:
первый (типичен для Германии, Австрии, Италии, Испании) -когда вопрос определения конституционности нормативных актов является исключительной прерогативой конституционного суда. Другие суды в этом вопросе выступают субъектами обращения;
второй - когда все суды осуществляют конституционный контроль, однако в случае обжалования или опротестования их решений последнее слово принадлежит конституционному суду (классическим примером может служить Португалия);
третий - когда орган конституционного контроля в лице конституционного суда не имеет каких-либо функциональных отношений с другими институтами судебной системы. Таким исключительным и ничем себя не оправдывающим примером ныне служит Армения.
Достойно внимания и то обстоятельство, что во многих странах непосредственное участие в формировании конституционных судов принимают другие институты судебной власти (Италия, Испания, Турция, Грузия и т.д.).
Конституционный суд Австрии, в соответствии со ст. 140 Конституции, вопрос конституционности законов принимает к рассмотрению по представлению Административного или Верховного суда, а также по представлению того суда, который был полномочен рассматривать дело в качестве суда второй инстанции. В том же случае, если данный закон подлежит применению в Конституционном судев связи с решением правового спора, то Конституционный суд вопрос конституционности этого закона может принять к рассмотрению по собственной инициативе.
В ГерманииФедеральный Конституционный суд осуществляет серьезные опосредованные контрольные функции по отношению ко всей судебной системе. В его полномочия входит решение вопросов, связанных со смещением судей, вплоть до земельных.
Ст. 163 Конституции Испании предусмотрено, что если судебный орган при рассмотрении какого-либо вопроса считает, что та или иная норма, имеющая силу закона и применяемая к данному делу, может противоречить Конституции, то, он, без приостановления ее действия, в установленном порядке обращается в Конституционный суд для получения заключения последнего.
Ст. же 152 Конституции Турции предусмотрено: если при рассмотрении какого-либо конкретного дела суд общей юрисдикции обнаружит, что закон, декрет, обладающий силой закона, неконституционны, или же если утверждение одной из сторон о неконституционности имеет серьезные основания, то суд должен отложить рассмотрение дела до принятия Конституционным судом решения по этому вопросу. Если суд общей юрисдикции не уверен в обоснованности заявления о неконституционности, то вопрос этого заявления и основного решения по делу решает Кассационный суд.
Одной из существенных особенностей конституционного правосудия в Португалии является то, что здесь функционирует "система смешанного типа", т.е. полномочия решать вопрос конституционности нормативных актов по конкретным делам имеют также все суды общей юрисдикции, в товремя как их решения по этим вопросам могут быть обжалованы в Конституционный суд. Обращающийся в суд общей юрисдикции может потребовать перенесения решения вопроса конституционности в Конститу­ционный суд. Двух постоянных представителей в Суде имеет прокуратура. Если конкретная правовая норма по конкретным делам трижды признается несоответствующей Конституции, то представители прокуратуры вСуде могут инициировать процедуру абстрактного контроля. В этом случае постановление Суда имеет всеобъемлющий характер и действие данной нормы прекращается.
Во многих странах право обращения в конституционный суд лицо приобретает лишь в том случае, когда другие возможности исчерпаны. В этом плане конституционные суды и суды общей юрисдикции также имеют функциональные связи.

 

5.3. Полномочия конституционных судов

Полномочия конституционных судов, как правило, определяются конституцией. Все полномочия можно условно разделить на две группы:основные, или характерные полномочия, и дополнительные, или вспомогательные полномочия.

К числу основных полномочий можно отнести:
- определение конституционности нормативных актов;
- официальное толкование положений конституции;
- разрешение споров между различными органами власти по вопросу полномочий;
- защиту конституционных прав человека.
К числу вспомогательных полномочий относятся:
- контроль над выборами;
- дача заключений по различным вопросам;
- рассмотрениевопросов, связанныхсдеятельностью партий и т.д.
Среди классических примеров можно выделить Австрию, где полномочия Конституционного суда достаточно обширны и четки. Помимо полномочий определения конституционности нормативных актов и официального толкования Конституции, здесь Конституционный суд решает также:
- вопросы законности и конституционности международных договоров;
- споры по поводу конституционности деятельности руководителей высших органов государства (Президента страны, Правительства, правительств земель, губернаторов, руководства мэрии Вены и т. д.);
- споры, возникшие между различными судами, между судами и административными органами;
- правовые споры между различными органами власти;
- вопросы конституционности и законности правовых актов;
- споры между органами центральной власти и органами земель, а также между последними;
- споры, связанные с выборами представительных органовлюбого уровня, начиная с общин, если нарушения повлияли на результаты выборов;
- вопросы, связанные с рассмотрением дел (в том числе уголовных), возбужденных против Президента Федерации, членов Правительства, членов правительств земель и ряда других должностных лиц (как, например, руководства столицы, председателей советов школ земель или исполняющих их обязанности и т. д.) в случае нарушения ими закона, если это связано с исполнением ими служебных обязанностей (четко установлено, в каком случае какой государственный орган обращается);
- вопросы нарушения норм международного права;
- споры, возникшие между защитником прав человека и государственными органами.
Типичным примером является также Германия, где Конституционный судимеет право толкования Основного закона. Кроме того, ст. 93 Основного закона предусмотрено, что Федеральный Конституционный суд разрешает дела:
1) о толковании Основного закона по поводу споров об объеме прав и обязанностей верховного федерального органа или других участников, которые Основным законом или регламентом верховного федерального органа наделяются собственными правами;
2) в случае расхождениямнений или сомнений относительно формальной и фактической совместимости федерального права и права земли с Основным законом, либо совместмости права земли с другим федеральным правом--по предложению Федерального Правительства, правительства земли или 1/3 членов Бундестага;
3) в случае расхождениямнений о правах и обязанностях Федерации и земель, в частности, при исполнении землями федерального права и при осуществлении федерального надзора;
4) по другим спорам публично-правового характера между Федерацией и землями, между разными землями или в пределах одной земли, поскольку не предусмотрен иной судебный порядок;
4-а) (включен29.01.1969 г.) о конституционных жалобах, которые могут быть поданы каждым, кто утверждает, что публичная власть нарушила одно из его основных прав,содержащихся в статьях 20 (абз. 4), 33, 38, 101, 103 и 104;
б) (включен 29.01.1969 г.) о конституционных жалобах общин и объединений общин по поводунарушения законом права на самоуправление, предусмотренное ст. 28, а в отношении законов земель при условии, что жалоба не может быть подана в конституционный суд земли;
5) в других предусмотренных Основным законом случаях.
Ст. 18 Основного закона в редакции от 28 июня 1993 года предусматривается, чтотот, кто в качестве средства борьбы против основ свободного демократического строя злоупотребляет правом на свободу мнений, в частности, на свободу печати (ст. 5, ч. 1), свободу преподавания (ст. 3, ч. 3), свободу собраний (ст. 8), свободу объединений (ст. 9), тайну переписки, почтовой и телесвязи (ст. 10), правом собственности (ст. 14) или убежища (ст. 16-а), лишается этих основных прав. Лишение указанных прав и его объем определяются Федеральным Конституционным судом.
Ч. 2 ст. 21 Основного закона предусматривает, что партии, которые своей программой или поведением своих сторонников стремятся нанести ущерб основам свободного демократического строя или упразднить его, или же подвергнуть опасности существование Федеративной Республики Германия, неконституционны. Вопрос неконституционности решает Федеральный Конституционный суд.
Ст. 61 Основного закона предусматривает:
“(1) Бундестаг или Бундесрат могут возбудить в Федеральном Конституционном суде обвинение против Президента Федерации в умышленном нарушении им Основного закона или другого федерального закона. Предложение о возбуждении обвинения должно быть представленоне менее чем1/4 частью членов Бундестага или не менее чем1/4 частью голосов Бундесрата. Бундестаг или Бундесрат могут принять решение о предъявлении обвинения не менее чем 2/3 голосов. Обвинение поддерживается представителемвидвинувшего обвинение органа.
(2) Если Федеральный Конституционный суд установит, что Президент виновен в умышленном нарушении Основного закона или федеральных законов, то он может его сместить. После предъявления обвинения Федеральный Конституционный суд правомочен временным приказом решить, что Федеральный Президент не может исполнять свои должностные обязанности.
Ст. 98 Основного закона устанавливает:
“Если федеральный судья на службе или вне ее нарушит принципы Основного закона или конституционного строя какой-либо земли, то Федеральный Конституционный суд может по предложению Бундестага большинством 2/3 своих членов распорядиться о переводе такого судьи на другую должность или об увольнении его в отставку. В случае умышленного нарушения Суд может постановить о смещении с должности.”
Ст. 100 предусматривается, что при возникновении спора в отношении нормы международного договора, суд должен обратиться в Конституционный суд.
24 июня 1968 г. Основной закон был дополнен целым разделом, ст. 115-g которого предусмотрено, что даже в период состояния обороны не допускается нанесения ущерба конституционному статусу Федерального Конституционного суда и исполнению им и его судьями своих конституционных обязанностей. Закон “О Федеральном Конституционном суде” может быть изменен только законом совместного комитета и лишь при условии, что это также и по мнению Федерального Конституционного суда необходимо в целях сохранения способности Суда к функционированию. До издания подобного закона Конституционный суд может принимать необходимые меры для сохранения работоспособности Суда. Решения принимаются Конституционным судом большинством голосов присутствующих судей.
Ст. 126 (переходные и заключительные положения) предусмотрено, что при возникновении спора Федеральный Конституционный суд решает, продолжает ли действовать данное федеральное право, или нет.
Приведенные примеры в основном исчерпывающим образом представляют рамки полномочий конституционных судов. Наряду с этим в ряде стран (в частности, Турции, Иране, Греции и т.д.) есть характерные особенности.

 

 

* Сравнительнуюподборку полномочий смотрите в приложении к настоящей главе (с. 64)

 



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Конституционный суд в системе конституционного контроля. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституционный суд в системе конституционного контроля.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)