Первый этап: психология как наука (Аристотель, Демократ, Платон)
Содержание
Введение Глава I. Основные исторические этапы развития психологического знания. 1. Первый этап: психология как наука о душе. 2. Второй этап: психология как наука о сознании. 3. Третий этап: психология как наука о поведении. 4. Четвертый этап: психология как наука о фактах, закономерностях, механизмах психики. Глава II. Основные направления в психологической науке. 1. Бихевиоризм. 2. Психоанализ. 3. Гештальтпсихология. 4. Гуманистическая психология. 5. Трансперсональная психология. 6. Онтопсихология. 7. Тенденции и перспективы развития психологической науки. Заключение. Список литературы. Введение
Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VII в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них. В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а точнее (VI в. до н. э. – сер. XIX в.); второй – когда психология развивалась как самостоятельная наука (сер. XIX в. – настоящее время). В последних главах будут более подробно рассмотрены темы развития психологической науки, а также ее основные направления, перспективы и тенденции развития отечественной и зарубежной психологии.
Глава I. Основные исторические этапы развития психологического знания Первый этап: психология как наука (Аристотель, Демократ, Платон)
Аристотель в своем трактате «О душе» выделил психология как своеобразную ???обнаять знания и впервые выдвинул идею о неразделимости души и тела. Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Душа делает тело живым. В душе – причина – основа всех проявлений живого тела. Душа как форма тела означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Душа неразрывно связана с телом: она есть ??? тела. Действует не душа, а соответствующее тело, но тело одушевлённое. Главная функция души – реализация биологического сосуществования организма. Центр «психе?» находится в сердце, когда поступают впечатления от органов чувств. Они сообразуют источник, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного явления, подчиняют себе поведение. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений создаёт память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является ???разум), привносимый извне в виде божественного разума. Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности возникают из низшего и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущения, оставляющие след в виде представлений-образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трёх направлениях: по сходству, по сложности и контрасту. Тем самым он указал основные виды связей – ассоциаций психических явлений. Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Демокрит приписывает душе движение в материальном смысле как пространственное перемещение. Душа, по мнению Демокрита, смертна и уничтожается вместе с телом. Он считал, что душа принадлежит всем, даже мёртвому телу. Характерно, что отличая душу от тела, Демокрит считает её телом, хотя и особым телом. Началом и источником познания являются ощущения и восприятие. Они дают знание о вещах. Демокрит называет чувственное познание «тёмным» родом познания. Для Демокрита характерно такое понимание процесса познания, при котором его чувственная ступень не отрывается от мышления, хотя они, безусловно, различаются. Чувство рассматривается в системе атомистического материализма в связи с этическими проблемами, как основание для этики. Демокрит различал удовольствие и неудовольствие, как показатели полезного и вредного. Целью жизни он считал «спокойное состояние духа, которое не тождественно удовольствию. Достижение этой цели состоит в умеренности и гармоничности жизни. Проблема воли разрешается Демокритом на основе учения о необходимости и случайности. Всё существующее в жизни подчинено необходимости. По Демокриту, ничего не происходит случайно и для всего есть некая причина. Демокрит отвергает идеалистическое учение о целесообразности в природе и движения души всецело обуславливаются извне. Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону душа – это что-то божественное, отличающееся от тела, и она существует прежде, чем соединяется с тем. Она есть образ и истечение мировой души. Это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда последнее заковывает её тело раздираемо?? Различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала придаёт целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле, а после смерти вступает в божественный «мир идей». И в зависимости, какой образ жизни вёл человек, после его смерти душу ждёт различная судьба.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |