Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Теория монополии



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Глава 2. Теория монополии 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.

Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике.

С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Вместе с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР[1]. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными[2] компаниями. На этой основе подчас возникают крупные фирмы.

Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов НИОКР позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки.

Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения играют роль своеобразного "буфера", сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии - это опорные узлы всей конструкции национального хозяйства.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

Объем представленной курсовой работы составляет 35 листов. Текст работы разбит на три крупные главы, каждая из которых содержит несколько параграфов.

Первая глава курсовой работы посвящена анализу монополизма как экономического явления. В ней рассмотрены сущность и виды монополий, соотношение и проблемы взаимодействия монополии и конкуренции. Во второй главе работы изложены вопросы экономического поведения фирмы-монополиста в условиях рыночной экономики. Третья глава работы содержит анализ российского монополизма на примере РАО «Газпром». В ней рассматриваются такие актуальные вопросы, как: антимонопольная политика (изложены проблемы правового регулирования монополизма и ограничения конкуренции на основе действующего законодательства Российской Федерации); основные направления демонополизации в российской экономике. В заключении подведены основные итоги работы и сделаны выводы по ключевым вопросам данной темы. Работа содержит несколько рисунков, графиков и таблиц, в которых наглядно представлена анализируемая информация. В ходе написания работы были подобраны и проанализированы около 20 источников, в результате из 15 был использован материал. Список источников, использованных при написании, представлен на последних листах работы.

Глава 1. Монополизм как экономическое явление

 

Основы монополизма

Что такое монополия?

 

Монополия - это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции[3]. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т. е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма.

В нашей литературе термин "монополия" охватывает, как правило, широкий круг экономических структур, для обозначения которых в работах зарубежных экономистов применяются наряду со словом "монополия" термины "олигополия", "двусторонняя монополия"[4].

Двусторонняя монополия - это взаимодействие единого поставщика или объединенного покупателя (такая ситуация возможна в системах транспорта, энерго-, водо-, газоснабжения и иных существенно важных системах жизнеобеспечения общества).

Олигополия - это наличие на рынках немногих поставщиков, число которых может колебаться от 2 ("дуополия") до 7-8. Собственно "монополия" - явление достаточно редкое, если не сказать уникальное.

 

§1.1.2. Монополизация экономики

Монополизация экономики - это процесс захвата фирмами ключевых позиций в области производства и реализации продукции, установление ими своего монополизма. Монополизация экономики может иметь естественное, либо искусственное происхождение.

Низшими формами монополизации экономики являлись временные соглашения о ценах - их участники обязывались в течение известного периода продавать свои товары по единым ценам (такие соглашения именовались конвенциями, пулами, рингами).

Такие соглашения могут возникать и сегодня. Но основными формами монополизации экономики выступают картели, синдикаты, тресты и концерны.

Картель - это объединение ряда предприятий одной отрасли производства, при котором его участники, сохраняя свою собственность на средства и результаты производства, вступая между собой в длительные соглашения об установлении единых цен, о делении рынков по потребителям и продукции и т. п.

Синдикат - это объединение предприятий одной отрасли, при котором собственность на средства производства сохраняется за участниками соглашения, а произведенная продукция является собственностью всего синдиката (т. е. сохраняется производственная самостоятельность участников синдиката, но утрачивается их коммерческая самостоятельность).

Трест - это объединение предприятий на базе установления общей собственности на средства производства.

Концерн - корпорация, возникающая на основе акционерного капитала (или капитала общества с ограниченной ответственностью) и объединяющая под эгидой головной компании ("холдинга") формально независимые предприятия путем установления финансового контроля над ними.[5]

 

§1.2. Монополистическая практика

Монополистическая практика - это действия хозяйствующих субъектов, в ходе которых реализуется их доминирующее положение в экономике (рыночная власть), либо это действия, направленные на монополизацию экономики. Имеются различные разновидности такой практики.

Государственная монополистическая практика осуществляется центральными правительственными органами и включает:

· государственную национализацию рентабельных предпринимательских фирм,

· создание новых акционерных компаний с удержанием контрольного пакета акций в руках государственных органов (такие компании внешне независимы, но фактически их зависимость от государства гораздо большая, нежели при административно-командной системе),

·  принудительное навязывание предпринимательским фирмам государственных заданий,

· директивное распределение товаров и принудительное навязывание партнеров по хозяйственным связям,

· государственное директивное планирование производства и реализации товаров,

· государственное директивное установление цен на товары, произведённые предпринимательскими фирмами, базирующимися на негосударственном капитале,

· наложение запретов на формы и объекты торговли.

Монополистическая практика предпринимательских фирм включает навязывание партнерам дискриминационных условий договоров, в том числе:

· возложение на них обязанностей исключительной купли-продажи с данной предпринимательской фирмой и навязывание условий договора, не относящихся к предмету этого договора;

· изъятие товаров из обращения,

· прекращение производства товаров, потребность в которых существует, ради создания искусственного дефицита;

· сговор между фирмами с целью недопущения на рынок потенциальных конкурентов;

· навязывание покупателям принудительного ассортимента в качестве условия реализации товара,

· демпинг и др.

В российской практике легко обнаружить все названные формы монополистической практики - от так называемого "принудительного ассортимента" до планомерного уничтожения товаров на мясокомбинатах, в холодильниках для усиления спроса[6].

 

Глава 2. Теория монополии

 

Чтобы определить, как влияет монополизм на рыночную экономику, остановимся на теории монополии. Что такое монополия? Как формируются издержки предприятия-монополиста, исходя из каких принципов оно устанавливает цену на свою продукцию и как определяет объем производства?

Понятие чистой монополии также обычно является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать такую продукцию у фирмы-монополиста.

Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.

Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

Какой объем производства должен обеспечить монополист, с тем, чтобы его прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции,- на равенстве предельного дохода и предельных издержек.



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Глава 2. Теория монополии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Теория монополии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)