Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Глава 1. Этапы проведения научного исследования




Ващенко А.Н.

Ващенко А.А.

Мурунова И.А.

Методические рекомендации по прохождению научной практики


Содержание

Введение. 4

Глава 1. Этапы проведения научного исследования. 7

Глава 3. Подготовка рукописи научной работы.. 13

3.1. Композиция научной работы.. 14

3.2. Язык и стиль научной работы.. 16

Глава 4. Оформление работы.. 18

4.1. Представление табличного материала. 18

4.2.Использование отдельных видов текста. 25

4.3. Применение графиков и формул. 31

4.4. Оформление библиографического списка. 35

Глава 5. Форма отчетности по научно-исследовательской практике. 43

Заключение. 45


Введение

 

Реформирование экономической системы в России предъявляет серьезные требования к профессионализму работников в области экономики. Отсутствие систематизированного опыта работы в рыночной среде, делает необходимым постоянное развития навыков осуществления решений нетривиальных задач. В этой связи, большую роль играет двухуровневая система российского образования, в частности магистратура, предусматривающая развитие творческих способностей профессионала, выражающееся в проведении научных исследований, имеющих важное теоретическое и практическое значение в различных секторах экономики. Иными словами, наука становится важной составляющей в повышении эффективности бизнеса и ускорении карьерного роста специалиста в организации.



Всякое исследование в науке предпринимается для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Осознание противоречия между ограниченностью имеющегося научного знания и потребностями его дальнейшего развития и приводит к постановке новых научных проблем в экономике, экономическая наука таит в себе большое количество нерешенных задач, имеющих важное значение для стабилизации отечественного народного хозяйства. Многообразие общественных отношений, обобщаемых категорией «экономика», дает возможность начинающему исследователю-экономисту простор для реализации творческого потенциала. Функционирование промышленности, сельского хозяйства, торговли, банковского, страхового, фондового секторов экономики осуществляется на фоне глобальной информатизации общества, усложнения процесса принятия решений. Поэтому повышается роль экономиста, способного решать исследовательские задачи, то есть обладающего возможностями проводить необходимые научные изыскания и внедрять их в практику управления различными объектами.

Научно-исследовательская практика проводится со студентами магистрантами с целью их подготовки к решению задач научно-исследовательского характера, приобретения практического опыта проведения научно-исследовательских работ, получения навыков самостоятельного проведения экспериментальных исследований с участием в выполнении научных работ.

    Основными объектами прохождения научно-исследовательских практик могут быть проектные, исследовательские и научно-исследовательские предприятия, организации и учреждения, оснащенные современным оборудованием, приборами и оргтехникой, в которых ведутся научные исследования по проблемам, полностью отвечающим основным программам подготовки магистров.

    Цель практики - проведение магистрантом научного исследования по избранной и утвержденной на заседании кафедры и совете факультета тематике в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к организации и содержанию опытно-экспериментальной работы.

    Задачи практики:

¾ Овладение магистрантом современной методологией научного исследования, прежде всего в области экономики;

¾ Применение современных методов сбора, анализа и обработки научной информации в области экономики;

Тренировка изложения полученных результатов в виде отчетов, публикаций, докладов.

Приступая к прохождению научно-исследовательской практики, надо принять во внимание, что любая научная проблема тем и отличается от простого вопроса, что ответ на нее нельзя найти путем простого преобразования имеющейся информации. Решение проблемы всегда предполагает выход за пределы известного и поэтому не может быть найдено по каким-то заранее известным, готовым правилам и методам. Однако это не исключает возможности и целесообразности планирования исследования, а также использования некоторых средств и методов для решения конкретных проблем экономической науки. Это делает необходимым проведении научно-исследовательской практики, которая в концентрированной форме прививает магистранту навыки  по организации научного труда.

Таким образом, целью предлагаемого методического пособия является разработка программы прохождения научно-исследовательской практики для студентов - магистрантов направления «Экономика».

В методическим пособии решены следующие задачи:

1. Сформулированы и разъяснены основные этапы научного экономического исследования;

2. Изложены и показаны на конкретных примерах принципы постановки цели исследования и его задач, выбора объекта и предмета;

3. Показано использование методологического инструментария в научной работе;

4. Освещены принципы изложения достигнутых результатов исследования в научной работе;

5. Приведены правила оформления научной работы.

Объектом этой методической работы является методика научного исследования, предметом – алгоритм осуществления исследовательской работы в экономической сфере.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми задачами была определена структура предлагаемого методического пособия, которое состоит из введения, пяти глав, списка литературы и приложений.

В основе данного пособия лежит анализ научных работ, выполненных молодыми учеными Южного федерального округа в форме диссертаций и монографий.


Глава 1. Этапы проведения научного исследования

Процесс научного исследования, в том числе и экономического можно разбить на следующие этапы:

1. Выбор темы, подбор литературы по выбранной теме и обоснование актуальности осуществляемого исследования;

2. Постановка цели и конкретных задач исследования;

3. Определение объекта и предмета исследования;

4. Выбор методов (методики) проведения исследования;

5. Описание процесса исследования;

6. Формулировка теоретических выводов;

7. Разработка мер по использованию результатов исследования в хозяйственной практике.

Выбор проблем в большой степени определяет стратегию исследования и направление научного поиска. Выбор темы исследования предполагает отделение уже известного науке от того, что пока еще не известно. Для этого оцените Ваш круг экономических интересов и проблем, стоящих перед Вами в практической или научной деятельности.

До начала организации специальных исследований необходимо изучить литературные и другие источники по данному вопросу, включая статистические сборники, отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, диссертации, депонированные рукописи, материалы зарубежных фирм и информацию из ИНТЕРНЕТа. Это позволяет установить степень разработанности вопроса.

Усложнение экономических процессов и явлений закономерно обусловило и значительное увеличение количества научной литературы, представляющей разные точки зрения и объяснения складывающихся ситуаций. Поэтому перед исследователем встает задача из всего многообразия монографий и статей на интересующую его экономическую тему выбрать работы тех авторов, которые внесли наибольший вклад в разработку выбранной проблемы. Как правило, на труды наиболее компетентных ученых в интересующей Вас отрасли знаний делаются неоднократные ссылки в литературе, посвященной данному вопросу. Изучение специальной литературы позволит Вам определить основные понятия, ключевые положения и новые термины по рассматриваемому вопросу, подобрать иллюстративный фактический материал, статистические данные, которые возможно будет использовать в дальнейших расчетах. Это сформирует аргументационную базу для доказательства действующих тенденций и закономерностей в рамках определенной экономической системы. Привлечение статистических показателей позволит определить количественные параметры рассматриваемых процессов.

При изучении литературных источников оформляют карточки и необходимые выписки в специальных тетрадях, компьютерных файлах (или формируют из выписок электронные папки). В карточке или в личной компьютерной базе данных необходимо указать выходную информацию изучаемой (конспектируемой) работы (в соответствии с ГОСТом).

Картотеку по литературным источникам удобнее группировать по:

1) функциональному признаку (например, отдельно формируется картотека по темам: литература по методологическим вопросам и категориальному аппарату; зарубежный опыт, отечественные научные школы, статистические сборники)

2)  по тематическому (по содержанию глав).

В дополнение к библиографической картотеке полезно делать картотеки базовых терминов и понятий. В процессе проработки литературных источников Вы определяете методологические и теоретические основы данной проблемы, рассматриваете представленные в литературе точки зрения разных ученых по изучаемому вопросу. Занесение точек зрения различных авторов по Вашей проблеме в картотеку позволяет сделать сравнение, проанализировать их аргументы, выявить противоречия, критически оценить их взгляды на рассматриваемый вопрос. В ходе размышления над сгруппированными цитатами из литературных источников вырабатывается, пополняется и уточняется собственный научный аппарат исследования, приобретаются навыки подбора аргументов для доказательства своих позиций по тем или иным вопросам. Таким образом, Ваша собственная научная идея постепенно включается в систему научных знаний.

Картотеки при необходимости можно заменить компьютерной базой данных.

Наряду с составлением картотек работа с литературными источниками включает в себя составление конспектов, выписок, светокопий, материалов из ИНТЕРНЕТа. В конспектах и выписках следует отметить, для решения какого вопроса можно их использовать. Изучая литературу, важно сосредоточить внимание не только на достижения и результаты других авторов, но и на «белые пятна» в общей проблеме. Именно они должны стать предметом Вашей научной работы.

При большом объеме используемой литературы рекомендуется делать специальный обзор по разделам темы. Часто в литературных источниках необходимые сведения разбросаны по разным разделам. Тогда возникает потребность составления специальных сводок, таблиц. В примечании к ним указывают страницы работы, на основании которых составлена таблица. В том случае, если таблица разработана исследователем по неопубликованным данным, отмечается, какое проводилось обследование.

На первом этапе, в процессе сбора и изучения литературных источников формируется замысел исследования. То есть возникает некая основная идея, которая предопределяет структурные элементы методики, определяет дальнейший порядок проведения исследования. Центральным звеном замысла служит проблема исследования, нечто неизвестное науке, что предстоит открыть, доказать или уточнить. Работая над проблемой исследования, необходимо найти неопровержимые аргументы, что выполненные ранее исследования не разрешили ее.

В рамках проблемы формулируется тема исследования, являющаяся ее качественной характеристикой. Необходимо очень тщательно подходить к формулировке темы исследования, так как точное в смысловом отношении название темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Например,

1. Вы избрали областью своего исследования инвестиционную деятельность предприятия, то тема Вашего исследования может звучать так: «Расширение инвестиционного потенциала агропромышленного комплекса Южного федерального округа».

2. Вас интересуют проблемы предпринимательской деятельности, тогда тему научной работы можно сформулировать следующим образом: «Управление жизненным циклом розничного торгового предприятия»

3. Если исследование проводится по управлению персоналом, то тема может быть конкретизирована следующим образом: «Формы управления человеческим капиталом в условиях информатизации экономики»

В каждом случае полезно воспользоваться советом научного руководителя для конкретизации темы исследования.

На втором и третьем этапах исследования формируются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи их изучения. В качестве объекта исследования выбирается та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Объект исследования всегда шире предмета, т.к. предмет отражает только часть, одну сторону объекта, тогда как объект имеет гораздо более многомерную сущность. В этот момент необходимо учитывать, что мир целостен и неделим, и именно мы его искусственно разделяем на объекты разных наук, проводим "водоразделы" между ними, упуская из виду многие чрезвычайно важные и интересные феномены.

Продолжим пример, начатый выше. В этих случаях объектами исследования могут быть:

1. Региональная инвестиционная система;

2. Розничные торговые предприятия;

3. Человеческий капитал.

Как уже отмечалось, предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска, в каждом объекте можно выявить несколько предметов исследования.

В продолжение начатого примера, предмет исследования может быть поставлен следующим образом:

1. Факторы повышения инвестиционного потенциала агропромышленного комплекса Южного федерального округа;

2. Этапы жизненного цикла розничного торгового предприятия;;

3.  Факторы воздействия информационных технологий на формы управления человеческим капиталом .

Из предмета исследования непосредственно вытекают его цель и задачи. Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Обратите внимание, что цель ставится одна, постановка в исследовании нескольких целей считается некорректной, с точки зрения логики исследования.

В наших условных исследованиях целями будут:

1. Разработка механизма повышения инвестиционного потенциала агропромышленного комплекса Южного Федерального округа;;

2. Минимизация кредитного риска коммерческого банка путем разработки методики оценки имущества, предоставляемого в залог, на основе международных стандартов оценки;

3. Совершенствование методики расчета цены капитала предприятия, для выбора критериев оценки инвестиционных проектов.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, изучаемого объекта.

Например, исходя из выбранных целей условных исследований, первая задача в них может быть поставлена как:

1. Уточнить содержание регулирующей функции налогов в условиях инфляционной экономики;

2. Исследовать роль залога в системе управления кредитным риском коммерческого банка;

3. Уточнить понятие цены капитала предприятия, как критерия принятия инвестиционного решения.

Вторая задача заключается в анализе реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития. В нашем примере вторая задача может звучать так:

1. Доказать необходимость снижения налогового бремени предприятиям перерабатывающей промышленности для ускорения экономического роста в Волгоградской области;

2. Доказать недостаточность стандартных методов оценки предмета залога при кредитовании;

3. Раскрыть содержание понятия средневзвешенной цены капитала предприятия в экономике России.

Третья задача сопряжена со способами преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. К примеру, в наших исследованиях третья задача может быть сформулирована следующим образом:

1. Раскрыть механизм регионального налогового кредита и его стимулирующую роль для перерабатывающего производства в условиях инфляционной экономики;

2. Показать особенности принятых в международной практике методов оценки залога, по сравнению с российскими;

3. Сформировать методику расчета цены спонтанных источников финансирования предприятия.

Четвертая задача направлена на выявлением путей и средств повышения эффективности процессов, совершенствования исследуемого явления, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом. Завершая приводимый пример, четвертую задачу в приводимых исследованиях сформулируем так:

1. Рассчитать оптимальный размер налогового кредита для перерабатывающих предприятий Волгоградской области;

2. Провести оценку товара в обороте (на примере зерновых ресурсов) на основе международных стандартов;

3. Сформировать оптимальную структуру капитала ЗАО «Альфа» для финансирования освоения нового производства.

 В принципе, исследователь не обязан в точности придерживаться такого порядка постановки задач. Однако, с точки зрения нашего исследовательского опыта, молодому ученому в экономических научных исследованиях не целесообразно ставить перед собой более 6 задач.

Поставленные задачи в последствии определяют план и структуру печатной научной работы.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (114)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.032 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7