Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция №1.3 Счетоведение в раннее средневековье



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Лекция №1.3 Счетоведение в раннее средневековье 0.00 из 5.00 0 оценок




План лекции №1.3:

1.3.1 Великое переселение народов и влияние арабской культуры на народы Европы

1.3.2 Влияние церкви, крестовых походов и хозяйственного строя и уклада жизни раннего средневековья на развитие счетоведения

1.3.3 Памятники счетного искусства раннего средневековья

Содержание:

          Многие авторы отмечают следующие наиболее важные предпосылки, оказавшие сильное влияние на развитие счетного искусства в эпоху раннего средневековья: 1) великое переселение народов Азии в Европу; 2) вызванное переселением народов влияние арабской культуры на народы Европы; 3) возросшее влияние церкви и ее обогащение; 4) крестовые походы; 5) хозяйственный строй и уклад жизни в раннем средневековье.

Рассмотрим их подробнее.

1.3.1 Великое переселение народов Азии в Европу. Походы и завоевания, начатые гуннами, разрушили скифский мир и открыли средневековый период в истории Юго-Восточной Европы. Наследие скифской цивилизации вошло в культуру германских, славянских, финно-угорских, кавказских и тюркских народов. Значительные группы скифо-сармато-аланского населения участвовали в формировании многих средневековых народов и государств. Продолжательницей же языковых, культурных и политических традиций скифского мира оставалась Алания, выжившая наперекор постигшим ее потерям и катастрофам. В 1922г. русский ученый М.И. Ростовцев писал: «В большинстве исследований, посвященных эпохе переселения народов, почти игнорируется роль, которую сыграли сарматы и, в особенности, аланы в завоевании Европы. Но мы не должны никогда забывать о том, что аланы длительное время проживали в Галлии, что они вторглись в Италию, а вместе с вандалами вошли в Испанию и покорили Африку...»[13]. В отличие от различных германских племен, существенно преобладавших в общем потоке миграции, аланы представляли собой индо-иранские племена кочевников. Аланы были единственным негерманским народом, основавшим в этот период значительные населения в Западной Европе. Гунны были вытеснены из Европы; аварцы, мадьяры, булгары и славяне селились только в Восточной Европе. Аланы давно заслуживают серьезного внимания ученых, как уникальное явление в Западной Европе.

Гунны и аланы обрушились на готов (германские племена готов с III в. жили в Северном Причерноморье) и, вовлекая их в свое движение, в 376 г. достигли дунайской границы Римской империи. Часть готов подчинилась завоевателям, другие бежали на римскую территорию, в панике бросая имущество. Так начиналось великое переселение народов.

Как известно, пышный расцвет греко-римской культуры окончился трагически: раздираемая внутренними противоречиями, она погибла, попав в железные тиски азиатских народов, охвативших ее с севера и с юга. Азиатские народы, в лице турок-сельджуков, разгромили восточную часть бывшей Римской империи, впоследствии ставшей независимой Византийской империей. Другие азиатские народы, гунны, хотя и косвенно, стали причиной полного разгрома и уничтожения западной части Римской империи.

Но от классической греко-римской культуры оставались еще некоторые следы в африканских ее колониях. Эти остатки были смыты другим азиатским народом - арабами, двинувшимися из Аравийского полуострова и взявшими в клещи ту же злосчастную греко-римскую культуру с юга. Движимые побуждениями хозяйственного порядка - поисками новых торговых путей, новых плодородных земель, нашедшие свое выражение и в области религиозных устремлений, арабы после смерти Магомета (632 г.) неудержимо хлынули за пределы Аравийского полуострова. Быстро завоевав Палестину, Сирию, почти всю Малую Азию, Месопотамию, Персию, Туркестан, Северную Индию, арабы двинулись на Африку. Почти без всяких усилий завоевав Египет, арабы овладели Триполитанией, Тунисом, Алжиром и Мавританией, в 711г. переправились через Гибралтар и быстро покорили Испанию.

          Влияние арабской культуры на народы Европы. Следует отметить, что между силами, уничтожившими греко-римскую культуру, существовало глубокое различие. С севера это была всеразрушающая дикая сила, которая, разрушив прежнее, ничего нового не дала. Нашествие гуннов, вандалов и других народов было только разрушительным потоком, уничтожавшим все на своем пути и ничего не создавшим, и поэтому после нашествия этих народов и разгрома Римской империи с севера на месте прежней культуры оставалась беспросветная дикость и темнота. Другое дело арабы: они несли собственную культуру, и, кроме того, явились не разрушительным потоком, а движением, ассимилировавшим все те народы, которых они встречали на пути своего продвижения. В отличие от северных завоевателей, арабы не гнали перед собою народы, а проходили сквозь них. Будучи уже достаточно культурным народом, арабы везде насаждали свою культуру и оказали чрезвычайно благотворное влияние на отдельные народы. В эту эпоху беспросветного мрака только у арабов сохранились не только следы, но и довольно значительные очаги культуры, где шло развитие, как общих знаний, так и знаний специальных, и, в частности, счетоведения. Влияние арабских купцов на всемирную торговлю того времени было настолько сильным, что и до настоящего времени в торговом обиходе остался ряд слов арабского происхождения (караван, сарай, магазин, амбар, тара, тариф, адмирал, догана, т.е. таможня), а также проникшие в общий разговорный язык (бурнус, туфли, юбка, кафтан, софа, матрац, альков, абрикосы, алгебра, азимут, талисман, арбалет и др.). А организация их войска была такова, что при всяком корпусе был свой секретарь, который вел счет захваченного и распределял доли. Одна пятая добычи шла в пользу общины, остальное раздавалось воинам. При втором халифе, Омаре, был устроен верховный счетный двор "Диван". В частной торговой практике арабы ввели в оборот векселя, что было вызвано опасностью торговых путешествий и перевозки денег.

В период раннего средневековья в обществе сформировалась интеллектуальная элита - абацисты. Это были математики-профессионалы, которые в совершенстве освоили технику счета римскими числами, крайне неудобными. Абацисты предлагали свои услуги всем, у кого были проблемы со счетом, что для тех времен означало львиную долю европейского населения, включая знать и купечество.

После появления в Европе работ Луки Пизанского (начало XIII в.) группа математиков (т.н. алгоритмисты) попыталась ввести в обиход более простые арабские числа. Абацисты поняли, что лишаются выгодной кормушки и престижного положения, отчего бойкотировали нововведение, объявив алгоритмистам идеологическую войну. Простота использования арабских чисел была объявлена средством прельщения людей. Идеологическая война длилась свыше 300 лет (по начало XVI в.) и закончилась поражением абацистов[14].

Таким образом, обнаруживающееся во всех русскоязычных книгах по истории счетоведения утверждение, будто арабские числа не применялись в средневековой европейской бухгалтерии потому, что были чересчур сложны для понимания, находит опровержение. Римскими числами было будто бы удобнее оперировать в расчетах[15]. Налицо попытка вычеркнуть из всемирной истории научной мысли событие, которое заняло по времени 300 лет, т.е. больше, чем монголо-татарское иго[16].

1.3.2 Влияние церкви. На фоне всеобщего варварства в этот период, можно с уверенностью утверждать, что единственным сохранившимся институтом оставалась церковь, которая не так сильно пострадала в этот период. Именно церковь стала приютом для всех пострадавших. И, как следствие, здесь стали собираться значительные имущественные богатства. Поэтому совершенно естественно, что именно церковь имела все потенциальные возможности продолжать дальнейшую разработку счетных знаний и применять счетное искусство на практике. Основным источником богатств церкви были всякого рода дары. В раннее средневековье пользовалось широким распространением учение, в силу которого в дарениях в пользу церкви усматривалась любовь к Богу, а подаяния в пользу той же церкви приравнивались молитве. Подаренное церкви не могло быть отобрано обратно, так как за это, по учению церкви, требовавшему обратно дар были уготованы вечные муки в аду.

Обладая весьма значительными капиталами, церковь принимала участие в торговых операциях и, в частности, в ярмарочной торговле. Насколько тесно были связаны между собой церковные богослужения и ярмарки, видно хотя бы из того, что слово «месса» (feriae) обозначало и обедню, и ярмарку. Ярмарочная торговля была тесно связана с церковными праздниками потому, что праздники привлекали большое количество паломников, что способствовало организации ярмарок, как места встречи продавцов и покупателей. В целях устройства церковных праздников, как средства привлечения паломников и, следовательно, покупателей, купцы не останавливались перед тем, чтобы организовать эти праздники искусственно, заполучив в свое распоряжение такие святыни, которые могли бы привлечь некоторое количество пилигримов. Так, например, венецианцы в чисто коммерческих целях всячески старались приобрести, преимущественно путем насилия, разные святыни, и, в конце концов, они добыли руку Варфоломея и мощи Марка.

          Крестовые походы. На сегодняшний день несомненен тот факт, что основным стимулом крестовых походов явились вовсе не религиозные побуждения, а самые прозаические расчеты. В результате крестовых походов установились оживленные торговые отношения Европы того времени с Азией. Таким образом, они косвенно послужили весьма серьезным толчком к развитию налогообложения и счетного искусства.

Известно, что Первый крестовый поход проходил на началах самофинансирования[17]. Деньги брались в кредит, в залог крестоносцы отдавали свои земли, строения, права и регалии. Вскоре после того, как в 1144 г. мусульмане отбили город Эдессу и был объявлен Второй крестовый поход (1147 г.), английский король Генрих II под страхом отлучения от церкви повелел в течение двух недель со дня опубликования соответствующего указа уплатить по два пенса с фунта любых доходов, включая натуральные, и всех движимых имуществ, за исключением драгоценных камней и парадного платья. Сборщиками были утверждены местные священники, которые собирали средства и передавали их вышестоящему церковному начальству. Иерархическая сетка церкви оказалась готовым налоговым агентом, к тому же именно по линии церкви происходило премирование добросовестных плательщиков — им отпускалась треть всех грехов.

Четвертый крестовый поход финансировался чрезвычайным сбором, причем инициативу перехватила церковь. Папа Иннокентий III, установив налог на новый, 1199г., продлил его действие (он, правда, плохо собирался, хотя был не десятиной, а всего-то сороковиной) на время экспедиции в октябре 1208г. к еретикам-альбигойцам (ее пришлось объявить Пятым крестовым походом) и даже изобрел Шестой крестовый поход (в Египет, в 1213г.).

Совершенно ясно и то, что великое переселение народов на севере и распространение арабов на юге перерезали все упомянутые выше торговые пути и тем самым нанесли тяжелый удар торговым интересам отдельных государств, в частности Византии и остаткам Римской империи.

В организации крестовых походов приняли участие три города, кровно заинтересованные в благополучном исходе всей этой авантюры, а именно: Византия, Венеция и Генуя. Результатом крестовых походов стало образование крупнейших торговых республик – Венеции и Генуи. Последние в полной мере использовали все выгоды и преимущества своего территориального положения и после крестовых походов стали крупными центрами мировой торговли. Совершенно ясно, что именно Венеция и Генуя, поскольку они стали центрами мировой торговли, должны были явиться также центром развития всего того, что имеет какое-либо отношение к развитию торговой деятельности, в том числе и счетоведения.

Это обстоятельство указывает на то, что только общие экономические условия, возможно, совершенно случайно, дали возможность итальянцам считать себя творцами двойной системы счетоводства. Именно крестовые походы переместили центр мировой торговли в республики северной Италии и тем самым сделали центром мировой торговли и развития счетного искусства.

Если крестовые походы явились благоприятным фактором в деле развития счетного искусства, то в эту же эпоху имел место и другой фактор, оказавший чрезвычайно сильное отрицательное влияние на развитие счетного искусства. Таким фактором был хозяйственный строй средневекового общества, известный под названием цехового строя. Особенности цехового строя оказались именно такими, при наличии которых не было никаких побудительных причин для дальнейшего развития и практического применения счетного искусства.

          Хозяйственный строй и уклад жизни раннего средневековья. Цеховой строй отрицательно повлиял на развитие учёта в средневековье, так как не было никакой практической необходимости в ведении счетоводства для отдельных ремесленников. Характерной особенностью цехового строя являлось то, что все участники цеха были поставлены под строгий надзор всего цеха в целом. Этот надзор имел целью создать условия полного равенства в производстве и сбыте. Для этого закупали сырьё сообща и распределяли его по одинаковым ценам среди всех членов цеха. Если же член цеха закупал сырьё самостоятельно, он был обязан по требованию всякого другого члена цеха уступить ему часть сырья по той цене, по которой он сам его купил. В целях равенства цехи запрещали иметь больше определённого количества подмастерьев и учеников и платить им выше установленного цехом размера вознаграждения. Технические установки также были для всех членов цеха общими.

          Таким образом, до тех пор, пока господствующей формой производства было ремесло при наличии цехового строя, для развития счетного искусства не было подходящих условий, и только появление и развитие крупных торговых частновладельческих предприятий и хозяйств создает все условия для развития счетного искусства и его совершенствования.

1.3.3. Памятники счетного искусства раннего средневековья. Галаган А.М. приводит памятники эпохи раннего средневековья, охватывающей собою время до начала литературного периода в истории счетоведения, т.е. до 1494 года, до выхода в свет книги Л.Пачоли[18]. Самым ранним памятником счетного искусства рассматриваемой эпохи является составленная по приказу английского короля Вильгельма Завоевателя Книга кадастра (точный перевод – Книга страшного суда). Составление Книги кадастра происходило в 1086г. С этой целью предварительно была произведена опись всего имущества, принадлежавшего отдельным гражданам, с указанием количества земли, скота, инвентаря, разных угодий др. Составленные списки пересылались в Винчестер, где на основании этих списков и была составлена Книга кадастра. Таким образом, эта Книга, по существу, представляла собою полный инвентарь всего имущества, принадлежавшего всем гражданам королевства Вильгельма Завоевателя. Более поздним памятником является другой документ, также английского происхождения, относящийся к 1130г. Этот документ представляет собою одну из книг английского казначейства того времени и содержит записи по приходу, расходу и остатку денежных сумм казначейства.

В 1911г. профессор университета в Модене А.Латтес опубликовал сообщение о том, что в архиве г.С.Мария в Имоле монахом Гаддони была найдена рукопись, относящаяся к 1257, 1260 и 1262 гг. Рукопись содержала отрывочные записи расчетов между неизвестной торговой компанией и отдельными лицами. Записи производились на двух сторонах – в дебет и в кредит. В найденной рукописи большинство записей значилось в кредите.

Следующим интересным памятником являются записи церковного казначейства Парижа, относящиеся к 1295-1296 гг. В последнее время была найдена рукопись неизвестного флорентийского банкира, содержащая записи эпохи около 1211г. Рукопись была исследована профессором Ф.Беста и оказалась отрывком из ресконтро клиентов банкира. Счета велись в основном правильно, на двух страницах, при чем дебет был расположен на левой странице, а кредит – на правой. Такой же внешний вид имели и другие счетные книги, относящиеся к 1272-1275 гг. и принадлежавшие частью банкиру М.Якони, частью его компаньону Н.Камби. Книги Якони и Камбии велись вполне верно: дебет помещался на левой стороне страницы, кредит – на правой. Необходимо, однако, отметить, что порядок ведения счетных книг общеустановленным не был. В одной счетной книге, относящейся к 1360г. и найденной в архиве Вероны, записи прихода и расхода велись весьма оригинальным способом: запись прихода начиналась с первой страницы книги, а запись расхода – с последней, в середине книги обе серии записей сходились.

Памятники счетных записей, относящиеся к эпохе раннего средневековья, имеются так же во Франции, Германии, Испании. Во Франции пользуются известностью счетные книги братьев Бони, относящиеся к 1339-1345 гг., а также книги Гюго Тераль, относящиеся к 1330-1332 гг. Эти книги велись по простой системе, записи в них выполнялись по правилам, установленным для аналитических книг. В Германии известны счетные книги братьев Германа и Иоганна Виттенборгов в Любеке (1329-1360 гг.), Вико Гельдернзена в Гамбурге (1367-1377 гг.), Торгового общества Бекингузен в Любеке (1409-1437 гг.), Отто Руланда в Ульме (1442-1464 гг.), Иоганна Клингенберга (1331-1336 гг.) и др.

В Испании счетных книг интересующей нас эпохи почти не имеется, но зато существуют точные указания, что здесь впервые в истории счетной науки была сделана попытка регламентировать в законодательном порядке обязательность ведения счетоводства. Первый закон о торговых книгах был издан в Испании в середине XIII столетия. Вслед за этим законом были изданы законы о морской торговле (1340г.), о товарной торговле (1495 и 1544 гг.), и, наконец, к середине XVI столетия все ранее изданные законы о торговых книгах были вновь пересмотрены, и был издан новый закон от 4 декабря 1549 г., устанавливавший подробные правила ведения счетных книг. Так как в Испании уже выявилась необходимость законодательного нормирования порядка ведения записей в счетных книгах, то нетрудно заключить, что в этой стране уже с начала XIII столетия применялись счетные книги, хотя памятников счетного искусства этой эпохи мы не имеем.

Особенно богатая коллекция счетных книг эпохи раннего средневековья была найдена, как и следовало ожидать, в Италии. Исследования виднейших историков счетоведения (Беста, Альфери, Ригобо, Чеккерелли) установили, что в Италии еще задолго до появления первого печатного труда по счетоводству многие торговые хозяйства вели свои книги по всем правилам счетного искусства. В архиве Флоренции находятся книги торговой компании Бене, относящиеся к 1320г. Эти книги велись по простой системе, но записи в них производились в отдельные счета, с особыми сторонами для дебета и кредита. Книги той же компании, относящиеся к 1392г., уже велись, согласно исследованиям профессора Чеккерелли, по двойной системе, причем, как показали исследования А. Тофани, для ведения книг по двойной системе во Флоренции существовали особы специалисты – бухгалтеры, на которых возлагалась обязанность проверки счетных записей по поручению магистрата. Кроме того, во Флоренции в это же время существовала школа для обучения арифметике (по арабскому начертанию). Обучение счетоводству в это время считалось делом чрезвычайной важности для коммерсанта, а потому сыновья купцов посылались даже в другие города для изучения счетоводства. В тех же книгах за 1365г. есть запись, удостоверяющая произведенный расход на изучение счетоводства сыном одного из членов компании под руководством знаменитого тогда преподавателя Кальдерени, в Болонье. В архивах той же Флоренции имеются счетные книги торгового дома Медичи. Книги относятся ко времени 1395, 1412 и 1424 гг.. Уже с 1395г. счетные книги Медичи ведутся по двойной системе. В Венеции пользуются известностью счетные книги бр.Соранцо (1406-1434 гг.), которые велись по двойной системе, и книги Бадоера (1436-1439 гг.) и Варбариго (1430-1440 гг.), которые также велись по двойной системе. В книгах Варбариго имеется запись об уплате учителю Троило некоторой суммы за обучение счетоводству, из чего можно вывести заключение, что преподавание счетоводства практиковалось задолго до появления в свет труда Луки Пачоли.

Особый интерес представляют счетные книги Генуи. Эти счетные книги представляют собой первый в истории счетоведения пример ведения счетоводства по двойной системе. Эти книги велись по двойной системе счетоводства, с соблюдением всех правил, установленных для ведения записей по системе двойного счетоводства. Таким образом, было установлено, что первыми в истории счетоведения книгами, которые велись по двойной системе, явились книги Генуэзской городской общины. Следовательно, двойная система счетоводства была известна задолго до появления труда Луки Пачоли.

    Генуя имела оживленные торговые отношения с Венецией, Флоренцией и другими городами Италии. Поэтому становится вполне понятным распространение двойной системы по всей Италии; в частности, установлено, что во Флоренции в первую очередь стали применять двойную систему именно те хозяйства, которые имели наиболее оживленные отношения с генуэзскими торговыми предприятиями.

    Победа Венеции, естественно, переместила центр развития торговли и всех институтов последней именно в Венецию, а потому Венеция вскоре стала тем очагом, в котором с особой энергией культивировалось счетное знание. В Венецию ездили купцы разных государств для того, чтобы там изучить искусство торговли и исчисления. Совершенно ясно, что оживленные отношения Венеции с другими государствами, в частности с Германией, привели к тому, что немецкие купцы позаимствовали у венецианцев искусство ведения счетных записей по двойной системе, поэтому двойная система счетоводства постепенно проникала в Германию. Этим и объясняется то, что уже с начала XVI столетия счетные книги отдельных немецких торговых предприятий ведутся по двойной системе.

    Труд по ведению записей был для купцов того времени чрезвычайно большим, часто почти непосильным. Трудность ведения счетных записей объяснялась, прежде всего, тем, что общая грамотность той эпохи была весьма невысокой, невежество отдельных классов, даже высших, достигало поразительных масштабов. Карл Великий прилагал много стараний к тому, чтобы повысить уровень знаний своих придворных, и, в конце концов, добился блестящих результатов.

    Что касается купцов, общим правилом у них стал обычай самим непосредственно вести все записи и счетные книги. Никаких специальных лиц по ведению записей в счетные книги в эпоху до начала XV столетия не было. В то же время общая грамотность купцов была весьма невысокой. Еще хуже обстояло дело с искусством исчисления, проще говоря, с арифметикой. Центром изучения искусства исчисления была Венеция, поэтому сюда направлялись те, кто желал получить высшие знания в области искусства исчисления. Насколько невысокими были требования и насколько малыми сведениями довольствовались ученики, видно хотя бы из того, что знание четырех правил арифметики, простого тройного правила товарищества уже считалось высшими знаниями по арифметике, а умение производить деление - признаком высшей купеческой подготовки.

    Совершенно очевидно, что низкий уровень знаний и, в частности знания арифметики, в значительной степени мешал вести счетные книги надлежащим порядком.        

Ещё одна причина невысокого качества счетных книг того времени - употребление римского начертания цифр. Арабское начертание цифр стало известно с 1202г., когда была опубликована классическая работа Леонардо Фибоначчи (Леонардо Пизано) под названием «Liber Abaci». Появление в свет труда Леонардо Фибоначчи можно рассматривать как весьма важный момент в деле развития торговых отношений. В самом деле, введение во всеобщее употребление арабского начертания цифр в значительной степени содействовало облегчению арифметических действий и, следовательно, содействовало широкому распространению знаний арифметики. Знание же арифметики служило большой помощью при выполнении всякого рода расчетов по торговым операциям и сделкам.

          Леонардо Фибоначчи не был изобретателем нового начертания цифр. Им стал живший в начале IX столетия в Багдаде ученый Абу-Абдаллах-Мохамед-бен-Муза-Алховаризми, родом из провинции, расположенной к северу от нынешней Хивы. Абу-Абдаллах составил для халифа Аль-Мамуна арифметику, в которой излагал систему индусов, и ввел знак 0, называвшийся по-арабски цифрой. Система Абу-Абдаллаха приняла название Алгоризм, потому что у себя на родине автор назывался Алхаризми. Отсюда произошло слово «алгоризм», ставшее термином, а система, вводящая арабское начертание цифр, получила известность в Европе.

Алгоризм быстро был воспринят современниками Фебоначчи. Попытки применить арабское начертание при записях в счетные книги появились немедленно после того, как стал известен труд Фибоначчи. Однако, в 1299г. особым законом, изданным во Флоренции, было запрещено пользоваться при записях в счетные книги арабскими цифрами. Мотивы запрета сводились к тому, что при использовании арабских цифр, всякого рода исправления и искажения сумм записей становились более трудными. Поэтому для поддержания доказательной силы записей в торговые книги предписывалось пользоваться исключительно римскими цифрами.

          Таким образом, купцы и иные лица, ведущие записи в счетные книги, должны были пользоваться исключительно римскими цифрами. Такой порядок сохранился до середины XV столетия. Все упомянутые выше книги, счетные книги Якопи, Бони, Соранцо, Барбариго, Руланда, книги Генуэзской общины, - все эти книги велись исключительно с применением римских цифр. Первой книгой, в которой было применено арабское начертание цифр, были книги Якова Бадоера (1436-1439 гг.). С этого времени уже все счетные книги в большинстве случаев ведутся с арабским начертанием цифр.

Техника записей во всех счетных книгах эпохи раннего средневековья была весьма простой. В большинстве случаев книги велись до тех пор, пока все листы не были заполнены полностью. Заключение книги и счетов были операциями крайне сложными для бухгалтеров того времени, поэтому производились весьма редко, а то и вовсе не производились. Если же и производились, то для такого рода работы отводилось несколько месяцев.

Рекомендуемая литература к модулю №1:

Основная литература:

1. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Высотская А.Б. Налогообложение и бухгалтерский учет: от папируса к матричному моделированию, Ростов н/Д, 2010.

Дополнительная литература

- Дикань К.В. Налоговые системы древности и их влияние на поведение хозяйствующих субъектов // ЭКО. 2002. № 10.

- История экономических учений: Учеб. пособие /Под ред. В Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2001.

- Малюга Н.М., Давидюк Т.В. Двойная запись в бухгалтерском учете: историко-теоретический аспект. Житомир, 2003.

- Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: Учеб. Пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.

РУБЕЖНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

ПО МОДУЛЮ №1

 


[1] Гуляева А.Ф. «Введение в специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» учебно-справочное пособие, Ростов н/Д, 2003.

[2] Галаган А.М. Счетоводство в его историческом развитии. – Л.: Государственное издательство, 1927. – 170 с.

[3] Если сравнить с принципами современного складского учета, то совершенно очевидно, что его принципы едва ли изменились с течением времени.

[4] Лихачев Н.П. Древнейшие буллы и печати Ширпурлы. СПб. 1907. С. 226.

[5] Позмаков Н.С. Учет в докапиталистических системах хозяйствования. Л., 1940. С. 156.

[6] Никольский М.В. Документы хозяйственной отчетности древнейшей эпохи Халдеш. Т. 3. СПб., 1908. С. 53.

[7] Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М., 1914. С. 30-31.

[8] Барац С.М. Курс двойной бухгалтерии. СПб. 1912. С. 778.

[9] См, например, Галаган А.М. Счетоводство в его историческом развитии. Л. 1927. С.170

[10] Моммзен Т. История Рима. В 5 Т . Т. 1. М., 1936. С. 206.

[11] Гуляева А.Ф. "Введение в специальность "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" Учебно-справочное пособие, Ростов н/Д, 2003.

[12] Там же

[13] Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России: древние народы юга России. 1922. С. 160.

[14] Катасонов В.Н. Метафизическая математика XVII века. М.1993. С. 11.

[15] Цыганков К.Ю. Очерки теории и истории бухгалтерского учета. М. 2007. С. 25-26.

[16] Бердышев С.Н. Место сталинизма в глобальной экоистории, М. 2008.

[17] Сапов Г.Г. От Моисея до наших дней.//Отечественные записки №4 2002.

[18] Галаган А.М. Счетоводство в его историческом развитии. М.-Л. 1927.

 



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Лекция №1.3 Счетоведение в раннее средневековье 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция №1.3 Счетоведение в раннее средневековье

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)