Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика проявления внимания у младших школьников на уроках физической культуры



2019-12-29 261 Обсуждений (0)
Специфика проявления внимания у младших школьников на уроках физической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Трудно переоценить значение внимания для эффективности занятий физическими упражнениями. Ничто не может быть воспринято и усвоено без сосредоточения психической деятельности – без внимания.

На уроках физической культуры следует использовать все типы внимания ученика. Если на уроке преобладает произвольное внимание учащихся, увеличивается психическое напряжение, что со временем может привести школьников к потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Неконтролируемая активизация непроизвольного внимания влечет за собой переход учебного занятия в акт развлечения, и решение образовательных и воспитательных задач становится невозможным.

Следовательно, только умелое чередование активизации произвольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий уровень продуктивности занятий физической культурой. Так, при разучивании физического упражнения, когда ученики осваивают его, важно активизировать произвольное, внешнее внимание, чтобы создать ориентировочную основу деятельности. Когда же школьники должны или сами планировать выполнение упражнения, или мысленно повторять его, или осуществлять самоконтроль за его выполнением, необходимо преобладание произвольного, внутреннего внимания. При выполнении различных учебных действий могут преобладать те или иные виды внимания. Например, в основной деятельности учитель может актуализировать различные виды внимания и, наоборот, в качестве разрядки может целенаправленно отвлекать внимание школьников.

В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Недостатки непреднамеренного внимания заключаются в том, что оно прекращается по окончании вызвавших его раздражителей. Учитель должен знать раздражители и условия, с помощью которых можно привлечь внимание младших школьников. К их числу относится: изменение силы голоса, интонации, четкая команда, новый прием в обучении, необычный сигнал. Особенно важны для привлечения внимания учащихся наглядность, занимательность урока, а также его игровая форма.

Кроме того, устойчивость произвольного внимания у младших школьников кратковременна. Дети 7-8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10 - 15 минут. Экспериментально доказано, что младшие школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7 - 8 упражнений, даже если на это планировать 8 - 10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. В соответствии с особенностями данного периода развития психики, школьники младших классов с трудом концентрируют внимание на собственных мыслях и представлениях. Важно помнить, что дети этого возраста оценивают себя, исходя из той оценки, которую дают им взрослые, что и вызывает интерес к учебным занятиям, формирует «компетенцию» как аспект самосознания, которое, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, составляет центральное психическое новообразование младшего школьника [5].

Следовательно, учитель физической культуры, работающий со школьниками младших классов, в первую очередь должен: не затягивать выполнение любого упражнения, давать ученикам минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки, больше показывать их.

Например, обучая младших школьников приземлению в прыжках, вначале надо остановить их внимание только на положении ног, не указывая на другие детали, например на положение туловища, рук и так далее.

У младших школьников слабо развита способность распределять и сосредоточивать внимание. Если они заняты одним делом, то плохо справляются с другим параллельным заданием. Для сосредоточения внимания им требуется некоторое время. Исходя из этого, учебную работу следует проводить в относительно медленном темпе, чрезмерно замедленный темп вызывает скуку, которая разрушает внимание [13].

Как уже упоминалось, устойчивость внимания у младших школьников непродолжительна. Периодическая смена характера учебных заданий, приемов обучения и самих упражнений помогает поддерживать внимание учащихся. Если учителю необходимы многократные повторения одного и того же упражнения, то его лучше сочетать и разнообразить с другими, новыми упражнениями.

Необычность обстановки на уроках физической культуры, новизна, яркость и привлекательность инвентаря и снарядов могут переключать непроизвольное внимание младших школьников на объекты, не имеющие в данный момент отношения к изучаемым упражнениям. Кроме того, возбуждение учащихся, возникающее на уроках физической культуры, если оно достигает значительной величины, мешает сосредоточению их внимания.

Поэтому, следует с одной стороны, тщательно продумывать содержание урока, организацию и условия проведения с тем, чтобы по возможности избегать моментов, отвлекающих внимание учащихся, а с другой стороны, систематически воспитывать произвольное внимание, обладающее большой устойчивостью и целенаправленностью.

 



2019-12-29 261 Обсуждений (0)
Специфика проявления внимания у младших школьников на уроках физической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика проявления внимания у младших школьников на уроках физической культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)