Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




На рынке труда в 2008 г. закрепились основные тенденции, наметившиеся в 2006 - 2007 гг. по росту численности занятых в экономике, установлению относительно невысокого и стабильного уровня регистрируемой безработицы. Так, прием работников восполнил их выбытие на 104,2% (101,8% в 2007 г.), принято работников на 38,4 тыс. человек больше, чем уволено. На 22,7% снизились масштабы высвобождения работников - с 11 тыс. чел. в 2007 г. до 8,5 тыс. в 2008 г.

В то же время, начиная с ноября 2008 г., отмечено увеличение объемов вынужденной неполной занятости. Масштабы вынужденной неполной занятости на производстве увеличились с 122 тыс. чел. в 2007 г. до 140,9 тыс. чел. в 2008 г. (на 15,5%), при этом число работающих в режиме неполного рабочего времени сократилось на 6,2%, число находившихся в отпусках по инициативе нанимателя увеличилось на 44%. Это явилось следствием влияния мирового финансового кризиса на экономику республики. Спрос на рабочую силу с октября 2008 года снижался. На 1 января 2009 года в органы государственной службы занятости поступили сведения о наличии 50,7 тыс. вакансий (на 01.01.2008 - 50,8 тыс.).

Численность занятых в экономике в 2008 г., по оценке, составила 4,520 тыс. чел. при прогнозном показателе в диапазоне 4,460 – 4,535 тыс. чел. Уровень безработицы к численности экономически активного населения снизился с 1% на начало 2008 г. до 0,8% на конец года, численность безработных уменьшилось с 44,1 тыс. человек до 37,3 тыс. человек. Уровень занятости составил 72,5% .

В тоже время на рынке труда существует ряд проблем, над решением которых продолжалась работа в 2009 г.: эффективное использование трудовых ресурсов, повышение их качества и конкурентоспособности. Особую актуальность это направление приобретает в наших условиях, связанных с негативными демографическими тенденциями:

- уменьшение численности населения и сокращение трудовых ресурсов;

- проблемы занятости в отдельных регионах республики со сложной ситуацией на рынке труда;

- дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труду по территориальному и профессионально-квалификационному признаку, повышение территориальной мобильности рабочей силы; обеспечение трудоустройства обязанных лиц;

- обеспечение занятости отдельных категорий граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (молодежь, инвалиды, лица из МЛС).

Качественный состав безработных в последние годы претерпевает определенные изменения. При уменьшении общей численности безработных, отличительной особенностью является увеличение в их составе удельного веса лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, их удельный вес увеличился до 25%. Достаточно остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, дают около 40 % всего контингента безработных. В Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют около 53% в экономически активном населении и около 65% – в общей численности безработных. Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин, а именно: первоочередное право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3-х лет. В 2008 году обучение основам предпринимательской деятельности по направлению службы занятости прошли более 300 женщин. Государство поощряет женскую инициативу, связанную с организацией самозанятости и предпринимательской деятельности. Так, в прошлом году службой занятости предоставлены субсидии и денежные средства для организации собственного дела 2695 тыс. безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку, – женщина. Для снижения остроты женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.

На 1 апреля нынешнего года на учете по безработице в органах госслужбы занятости состояли менее 23,1 тыс. женщин. Кстати, на 1 марта их было почти 23,6 тыс. Причем, в предыдущие месяцы численность безработных женщин возрастала: за февраль текущего года, как и за январь, их стало больше на 0,3 тыс.

Среди регионов республики больше всего безработных женщин насчитывается по-прежнему в Гомельской и Брестской областях (соответственно 4,2 тыс. и 4 тыс.), меньше всего - в Минске (2,3 тыс.).

Снижается и удельный вес женщин в структуре безработных. Этот показатель на 1 апреля текущего года равнялся 52,7% (для сравнения: на 1 января - 57,1%, на 1 февраля - 54,8%, на 1 марта - 54,3%, а на 1 апреля 2009 года доля безработных женщин была 56,4%, их численность составляла 56,4 тыс. человек).

В плане мероприятий на текущий год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы содержится отдельный раздел, касающийся женщин. Он включает организацию специализированных ярмарок вакансий с преимущественным использованием женского труда. Безработные матери, которые длительное время не работали в связи с уходом за ребенком, получают первоочередное направление на профобучение. Им предоставляется возможность освоить специальности, пользующиеся повышенным спросом на рынке труда, а также дающие возможность заняться индивидуальной трудовой деятельностью, надомным трудом. Кроме того, предусматривается содействие безработным женщинам-матерям, не работавшим в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3-х лет, адаптация на рабочих местах в рамках "Молодежной практики". Поставлена задача охватить этой программой не менее 50% нуждающихся в трудоустройстве безработных женщин. [8]

Решение проблем обеспечения занятости населения в текущем году осуществляется посредством реализации:

- комплекса мер содействия занятости населения на 2010 г;

- государственной программы содействия занятости населения на 2009 - 2010 годы.

Реализация Мероприятий направлена на выполнение заданий Программы социально-экономического развития и прогноза на 2009 год по удержанию уровня безработицы к концу года в пределах 1,1-1,2% и увеличению численности занятых в экономике до 4,580 – 4,650 тыс. человек, на конец 2010 г., соответственно, 1,0 – 1,1 % и 4,740 – 4,775 тыс. человек.

На реализацию мер активной политики в 2009 г. в рамках Программы занятости предусмотрено около 174 млрд. руб., в том числе средств государственного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь – 150,7 млрд. руб. За четыре месяца 2009 года обеспечено удержание уровня безработицы (на 1.05.2009 - 1% к численности экономически активного населения).

В январе-июне 2010 года в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 166,8 тыс. человек (99,% к соответствующему периоду 2009 года), из них признаны безработными 108,2 тыс. человек (101,4%). Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве в январе-июне 2010 года нуждалось 227,3 тыс. человек (102,3% от уровня 2009 года), в том числе 148,5 тыс. безработных (103,1%  от уровня 2009 года).

В рамках реализации Плана мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы в январе-июне 2010 г. достигнуты следующие результаты:

- республиканскими и местными органами государственного управления обеспечено создание новых рабочих мест, на которые трудоустроено 84,3 тыс. человек, в том числе 1,1 тыс. безработных - на рабочие места, созданные с выделением бюджетных ссуд;

- на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу 96,4 тыс. человек, из них 66,8 тыс. - безработных;

- направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 12,7 тыс. безработных, трудоустроено 1,074 тыс. безработных из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики»;

- организована адаптация к трудовой деятельности 304 инвалидов;

- оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 1664 безработным;

- на новое место жительства и работы переселено 241 семья безработных;

- в оплачиваемых общественных работах приняли участие 42,8 тыс. человек, в том числе 27,7 тыс. безработных.

За счет всех источников финансирования на селе создано 11 тыс. рабочих мест, в том числе 450 – в агрогородках. Из общего количества рабочих мест 265 создано нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд.

       За январь – июнь 2010 года в сельской местности трудоустроено 14,9 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка для организации собственного дела 298 безработным, направлено на профессиональное обучение 2,7 тыс. безработных, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 25,5 тыс. человек, в том числе 12 тыс. – безработных.

Особое внимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых городах. За январь-июнь 2010 года в них создано 16056 рабочих места. Из общего количества рабочих мест 674 создано нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд.

В 25 малых городах с устойчиво высоким уровнем безработицы, включенных в Государственную программу, создано 3804 рабочих места.

По состоянию на 1 июля 2010 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 38,9 тыс. безработных (93,3 процента к уровню 2009 года).

Количество вакансий в сравнении с январем текущего года увеличилось и составило на 1 июля 2010 г. − 54,4 тыс. (119,6 процента к уровню 2009 года). Напряженность на рынке труда в сравнении со вторым кварталом 2009 года снизилась и составила в целом по республике 1 безработный на одно рабочее место.

Уровень безработицы удерживается в социально допустимых пределах - на 1 июля 2010 г. он составлял 0,8 процента к численности экономически активного населения (задание Программы - 1,2-1,5 процента).

Уровень безработицы составил:

- в Брестской области 1,0% при прогнозе 1,6;

- в Витебской - 1,1 при прогнозе 1,6;

- в Гомельской – 1,0 при прогнозе 1,4;

- в Гродненской – 1,0 при прогнозе 1,4;

- в Минской – 0,8 при прогнозе 1,2;

- в Могилевской – 1,0 при прогнозе 1,5;

- в г. Минске – 0,4% при прогнозе 0,6%.

Из 118 районов и 12 городов областного подчинения в 77 регионах республики уровень безработицы 1% и ниже, в 46 регионах уровень безработицы составил от 1,1 до 1,5%, в 7 регионах - от 1,6 до 2,0%. [3].

Наниматели на данном этапе активно используют вынужденные отпуска и неполное рабочее время как антикризисные меры, направленные на сохранение трудовых коллективов, проявление социальной ответственности к своим сотрудникам, которые в нынешних условиях используются многими странами. Вместе с тем, на случай ухудшения ситуации на рынке труда министерством уже подготовлен и реализуется комплекс дополнительных мер, направленных на сохранение стабильной ситуации и недопущение роста безработицы.

Предусмотрена корректировка Программы занятости в части усиления активных мер политики занятости, таких, как:

-      организация оплачиваемых общественных работ;

- организация предпринимательской деятельности безработных;

- организация опережающей переподготовки работников, находящихся под риском увольнения;

- создание субсидированных рабочих мест.

Данные направления поддержаны финансовыми ресурсами за счет перераспределения объемов финансирования с других направлений. В целях дополнительной социальной поддержки граждан, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы, подготовлен и внесен в Правительство Республики Беларусь проект Указа Главы государства о предоставлении данной категории граждан возможности участия в оплачиваемых общественных работах наравне с безработными и выплаты им заработной платы из средств, направляемых на обеспечение занятости населения. Также предусматривается возможность регистрации в качестве безработных высвобожденных работников, являющихся акционерами предприятий.

В каждом регионе разрабатывается информационная база данных об объектах общественных работ, о сезонных и временных работах, местонахождении и видах работ для организации временной занятости работников промышленных предприятий, находящихся в вынужденных отпусках. Данные базы будут доводиться до всех промышленных предприятий, отправляющих своих работников в вынужденные отпуска.

Принято постановление Министерства о критериях массового высвобождения. Подготовлено и внесено в Правительство Республики Беларусь предложение об увеличении в 1,2 раза задания по созданию рабочих мест в малых городах. Постоянно актуализируется автоматизированная информационная система «Общереспубликанский банк вакансий», обеспечен свободный доступ к нему всем гражданам, желающим трудоустроиться либо поменять место работы, что в конечном итоге способствует созданию благоприятных условий для трудовой миграции населения. В настоящее время прорабатываются вопросы:

- увеличения размера пособия по безработице и стипендии для граждан, направленных на профессиональную подготовку;

- предоставления финансовой поддержки безработным на развитие агроэкотуризма, ремесленной деятельности наравне с предоставлением финансовой поддержки для организации предпринимательской деятельности;

- стимулирования нанимателей, создающих субсидированные рабочие места в малых городах и сельской местности для трудоустройства молодежи в рамках «Молодежной практики» в части пересмотра размера компенсационных выплат по заработной плате в сельской местности и малых городах. [6].

Чтобы наглядно представить динамику занятости и безработицы, рассмотрим следующие приложения: занятость по уровню образования ПРИЛОЖЕНИЕ А;  состав безработных по категориям ПРИЛОЖЕНИЕ Б и динамику уровня безработицы ПРИЛОЖЕНИЕ В в Республике Беларусь на основании данных Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Исходя из представленных приложений, можно сделать следующие выводы:

- наибольшее количество безработных по уровню образования наблюдается среди населения с общим средним образованием и достигает более 15 тыс. человек, что противоположно населению с высшим и послевузовским образованием, которое составляет менее 4 тыс. человек. Это говорит о том, что люди с высшим образованием более востребованы на рынке труда в связи с их высокой профессиональной подготовкой;

- динамика уровня безработицы говорит о том, что в последнее время наблюдается как минимум ее стабильность, а это свидетельствует об эффективном действии Государственной программы занятости населения Республики Беларусь.

Таким образом, можно сделать основной вывод о том, что в стране существует проблема скрытой безработицы и необходимо ее решать, а не закрывать глаза на эту ситуацию. Причем решение этой проблемы возлагается на государство, которое в настоящее время активно применяет меры по ее решению. Наравне со скрытой безработицей существует проблема трудоустройства у женщин, несмотря на тенденцию снижения безработных. Однако для исправления данной ситуации необходимо не только вмешательство государство, которое будет направлено на дальнейшее развитие страны во всех сферах и трудоустройства женщин-безработных, но и рассмотрение сложившихся общественных отношений.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы.

Белорусский рынок труда выработал своеобразные механизмы приспособления к сложившимся условиям. Формой адаптации со стороны нанимателей стала политика работы в режиме неполного рабочего дня и неполной рабочей недели, предоставления неоплачиваемых административных отпусков. Таким образом, массовым явлением в трудовых отношениях республики стала скрытая безработица, характеризующаяся вынужденной неполной занятостью. Со стороны наемных работников также действует гибкий механизм адаптации на вынужденную неполную занятость.

Во-первых, трудовое законодательство гарантирует оплату простоя по производственным причинам в размере 2/3 тарифа. «Непроизводительная» заработная плата превышает в несколько раз пособие по безработице и тем самым удерживает работников от поисков новой работы.

Во-вторых, предприятия являются дистрибьюторами государственной системы социальной защиты населения - только занятые в народном хозяйстве находятся под социальной защитой государства. Кроме того, коллективные договора предприятий предлагают для своих работников широкий круг социальных льгот и гарантий за счет своих собственных средств.

Относительно высокая распространенность нерегистрируемых трудовых отношений в сфере параллельной активности связана с тем, что вторая работа носит преимущественно характер случайных и кратковременных приработков. Можно отметить, что роль неформальной занятости в белорусской экономике неоднозначна. С одной стороны, можно говорить о ее позитивном влиянии на расширение занятости и повышение доходов граждан. Ведь в современных условиях участие населения в неформальной занятости, по существу, является одним из элементов его защитной реакции, адаптации к меняющейся социально-экономической ситуации. С другой стороны, усиление латентных процессов в сфере занятости уменьшает доступ к контролю и регулированию отношений между субъектами рынка труда со стороны государства и профсоюзов.

Необходимо отметить, что административный метод регулирования вопросов занятости и своеобразные формы адаптации рынка труда рассчитаны на краткосрочный период. В дальнесрочной же перспективе такие механизмы регулирования и приспособления консервируют реформирование рынка труда, осложняют макроэкономическую стабилизацию.



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)