Расчет валов на усталостную прочность
Определим коэффициенты запаса прочности для предположительно опасных сечений валов, принимая, что нормальные напряжения изменяются по симметричному циклу, а касательные – по отнулевому (пульсирующему). Вал I – сечение под опорой «А» (рисунок 3) Исходные данные для расчета: - изгибающий момент под опорой «А» М1 = 139826 Н·мм; - диаметр вала под опорой «А» dI = 35 мм; Назначаем материал вала – сталь 45 нормализованная (за исключением резьбового участка – закаленного токами высокой частоты) [2, с. 34, таблица 3.3], имеющую механические свойства: - временное сопротивление на разрыв sв = 570 МПа - предел выносливости по нормальным напряжениям
s-1 = 0,43 · sв = 0,43 · 570 = 245 МПа
- предел выносливости по касательным напряжениям
t-1 = 0,58 · s-1 = 0,58 · 245 = 142 МПа
Определяем коэффициент запаса усталостной прочности в сечении под опорой «А» (концентратор напряжения – посадка с натягом)
где Ss – коэффициент запаса усталостной прочности при изгибе
kσ / (εσ∙β) = 2,83 [2, с. 162 … 166] – коэффициент концентрации напряжений изгиба, учитывающий тип концентратора (kσ), диаметр вала (εσ) и шероховатость поверхности вала (β); sV – амплитуда цикла изгибных напряжений при симметричном цикле
W – момент сопротивления изгибу сечения вала
ψσ = 0,2 [2, с. 164] - коэффициент чувствительности вала к постоянной составляющей нормальных напряжений; sm – постоянная составляющая цикла нормальных напряжений (напряжение от осевых сил)
где Fa = 3990 Н – осевая сила на червяке (раздел 2) St – коэффициент запаса усталостной прочности при кручении
kτ / (ετ∙β) = 3,27 [2, с. 162 … 166] – коэффициент концентрации напряжений кручения; tV – амплитуда цикла напряжений при кручения
WКР – момент сопротивления кручению сечения вала
WКР = 2 ∙ W = 2 ∙ 4209 = 8418 мм3
ψτ= 0,1 [2, с. 164] - коэффициент чувствительности вала к постоянной составляющей касательных напряжений; τm = tV = 2,8 МПа – постоянная составляющая цикла касательных напряжений (при отнулевом цикле изменения напряжений кручения); Из расчета видно, что фактический коэффициент запаса усталостной прочности для опасного сечения вала S = 2,5 равен допустимого коэффициент запаса [S] = 2,5 [2, с. 162], следовательно, рассчитанный вал обладает достаточной усталостной прочностью. Вал I – сечение, проходящее через полюс зацепления червяка и червячного колеса (рисунок 3) Исходные данные для расчета: - изгибающий момент в середине червяка М2 = 389879 Н·мм; - диаметр впадин червяка dМI = 56 мм. Определяем коэффициент запаса усталостной прочности в сечении под шестерней (концентратор напряжения – резьба)
где Ss – коэффициент запаса усталостной прочности при изгибе
kσ / (εσ∙β) = 1,05 [2, с. 162 … 166] – коэффициент концентрации напряжений изгиба; sV – амплитуда цикла изгибных напряжений при симметричном цикле
W – момент сопротивления изгибу сечения вала, имеющего шпоночный паз
мм3
ψσ = 0,2 [2, с. 164] – коэффициент чувствительности вала к постоянной составляющей нормальных напряжений; sm – постоянная составляющая цикла нормальных напряжений (напряжение от осевых сил)
St – коэффициент запаса усталостной прочности при кручении
kτ / (ετ∙β) = 1,07 [2, с. 162 … 166] – коэффициент концентрации напряжений кручения; tV – амплитуда цикла напряжений при кручения
WКР – момент сопротивления кручению сечения вала
WКР = 2 ∙ W = 2 ∙ 172141 = 34482 мм3
ψτ= 0,1 [2, с. 164] - коэффициент чувствительности вала к постоянной составляющей касательных напряжений; τm = tV = 0,6 МПа – постоянная составляющая цикла касательных напряжений (при отнулевом цикле изменения напряжений кручения); Из расчета видно, что фактический коэффициент запаса усталостной прочности S = 10 больше предельно допустимого коэффициент запаса [S] = 2,5 [2, с. 162], следовательно, рассчитанный вал обладает достаточной усталостной прочностью. Вал II – сечение под зубчатой шестерней (рисунок 4) Исходные данные для расчета: - изгибающий момент под зубчатой шестерней М2 = 566297 Н·мм; - диаметр вала под зубчатой шестерней dMII = 60 мм; Материал вала – сталь 45 нормализованная [2, с. 34, таблица 3.3]. Определяем коэффициент запаса усталостной прочности в сечении под зубчатой шестерней (концентратор напряжения – шпоночный паз)
где Ss – коэффициент запаса усталостной прочности при изгибе
kσ / (εσ∙β) = 2,19 [2, с. 162 … 166] – коэффициент концентрации напряжений изгиба; sV – амплитуда цикла изгибных напряжений при симметричном цикле
W – момент сопротивления изгибу сечения вала, имеющего шпоночный паз
мм3
t = 7 мм – глубина шпоночного паза на валу; b = 18 мм – ширина шпоночного паза; ψσ = 0,2 [2, с. 164] – коэффициент чувствительности вала к постоянной составляющей нормальных напряжений; sm – постоянная составляющая цикла нормальных напряжений (напряжение от осевых сил)
где Fa = 1200 Н – осевая сила на червячном колесе (раздел 2) St – коэффициент запаса усталостной прочности при кручении
kτ / (ετ∙β) = 2,42 [2, с. 162 … 166] – коэффициент концентрации напряжений кручения; tV – амплитуда цикла напряжений при кручения
WКР – момент сопротивления кручению сечения вала
мм3
ψτ= 0,1 [2, с. 164] - коэффициент чувствительности вала к постоянной составляющей касательных напряжений; τm = tV = 10,1 МПа – постоянная составляющая цикла касательных напряжений (при отнулевом цикле изменения напряжений кручения); Из расчета видно, что фактический коэффициент запаса усталостной прочности для опасного сечения вала S = 3 больше допустимого коэффициент запаса [S] = 2,5 [2, с. 162], следовательно, рассчитанный вал обладает достаточной усталостной прочностью. Проверять усталостную прочность в месте посадки червячного колеса без необходимости, так как изгибающий момент в этом сечении М1 = 267651 Н·мм < М2 = = 566297 Н·мм, а концентратор напряжений (шпоночный паз) такой же, как и для сечения в месте посадки шестерни. Вал III – сечение под зубчатым колесом (рисунок 5) Исходные данные для расчета: - изгибающий момент под зубчатым колесом М2 = 1613317 Н·мм; - диаметр вала под зубчатым колесом dМIII = 90 мм. Определяем коэффициент запаса усталостной прочности в сечении под зубчатым колесом (концентратор напряжения – шпоночный паз)
где Ss – коэффициент запаса усталостной прочности при изгибе
kσ / (εσ∙β) = 2,4 [2, с. 162 … 166] – коэффициент концентрации напряжений изгиба; sV – амплитуда цикла изгибных напряжений при симметричном цикле
W – момент сопротивления изгибу сечения вала, имеющего шпоночный паз мм3
t = 9 мм – глубина шпоночного паза на валу; b = 25 мм – ширина шпоночного паза; ψσ = 0,2 [2, с. 164] – коэффициент чувствительности вала к постоянной составляющей нормальных напряжений; sm = 0 МПа – постоянная составляющая цикла нормальных напряжений (при отсутствии осевых сил); St – коэффициент запаса усталостной прочности при кручении
kτ / (ετ∙β) = 2,68 [2, с. 162 … 166] – коэффициент концентрации напряжений кручения; tV – амплитуда цикла напряжений при кручения
WКР – момент сопротивления кручению сечения вала
мм3
ψτ= 0,1 [2, с. 164] - коэффициент чувствительности вала к постоянной составляющей касательных напряжений; τm = tV = 8,6 МПа – постоянная составляющая цикла касательных напряжений (при отнулевом цикле изменения напряжений кручения); Из расчета видно, что фактический коэффициент запаса усталостной прочности S = 3,3 больше предельно допустимого коэффициент запаса [S] = 2,5 [2, с. 162], следовательно, рассчитанный вал обладает достаточной усталостной прочностью. Вал III – сечение под опорой «Д» (рисунок 5) Исходные данные для расчета: - изгибающий момент под опорой «Д» М1 = 1195001 Н·мм; - диаметр вала под опорой «Д» dI = 85 мм;
Назначаем материал вала – сталь 45 нормализованная [2, с. 34, таблица 3.3]. Определяем коэффициент запаса усталостной прочности в сечении под опорой «Д» (концентратор напряжения – посадка с натягом)
где Ss – коэффициент запаса усталостной прочности при изгибе
kσ / (εσ∙β) = 3,42 [2, с. 162 … 166] – коэффициент концентрации напряжений изгиба; sV – амплитуда цикла изгибных напряжений при симметричном цикле
W – момент сопротивления изгибу сечения вала
ψσ = 0,2 [2, с. 164] - коэффициент чувствительности вала к постоянной составляющей нормальных напряжений; sm = 0 МПа – постоянная составляющая цикла нормальных напряжений (при отсутствии осевых сил); St – коэффициент запаса усталостной прочности при кручении
kτ / (ετ∙β) = 3,67 [2, с. 162 … 166] – коэффициент концентрации напряжений кручения; tV – амплитуда цикла напряжений при кручения
WКР – момент сопротивления кручению сечения вала
WКР = 2 ∙ W = 2 ∙ 50265 = 100530 мм3
ψτ= 0,1 [2, с. 164] - коэффициент чувствительности вала к постоянной составляющей касательных напряжений; τm = tV = 11,2 МПа – постоянная составляющая цикла касательных напряжений (при отнулевом цикле изменения напряжений кручения); Из расчета видно, что фактический коэффициент запаса усталостной прочности для опасного сечения вала S = 2,5 равен допустимого коэффициент запаса [S] = 2,5 [2, с. 162], следовательно, рассчитанный вал обладает достаточной усталостной прочностью. Заключение
При выполнении проекта производился расчет привода подвесного цепного конвейера, включающий в себя червячно-цилиндрический редуктор и электродвигатель, соединенные втулочно-пальцевой муфтой. Спроектированный в результате проекта редуктор имеет кинематические и силовые характеристики, обеспечивающие требуемое тяговое усилие и производительность конвейера.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |