Исследование включало три основных этапа.
Содержание Введение Глава 1. Психолого-педагогические основы коллективного обучения старших дошкольников 1.1 Формы организации обучения старших дошкольников 1.2 Способы организации коллективной работы старших дошкольников 1.3 Игровые формы обучения дошкольников Глава 2. Эмпирическое исследование личностно-ориентированного взаимодействия педагога с дошкольниками в процессе игровых форм обучения 2.1 Организация и описание экспериментального исследования 2.2 Результаты и выводы экспериментального исследования Заключение Библиографический список Приложение
Введение
На сегодняшний момент на фоне все возрастающего ускорения научно-технического прогресса, переизбытка информации, возрастает роль коммуникативных способностей отдельного человека, способности работать в команде. Данные способности наиболее эффективно развиваются в дошкольном возрасте. Естественно, что все это не могло не отразиться на насущных задачах дошкольного образования. Постепенно стала наблюдаться тенденция перехода от информативных к активным формам и методам обучения с включением элементов проблемности, исследовательского поиска, широкого использования самостоятельной работы дошкольников. Научный интерес к развивающим методам был вызван разработанной в отечественной и зарубежной педагогической психологии 30-х - 60-х годов XX века проблемой взаимосвязи обучения и развития (Л.С. Выготский. С.Л. Рубинштейн. Л.В. Занков, Ж. Пиаже и др.). Идеи названных авторов легли в основу личностно-ориентированного обучения дошкольников (С.В. Зайцев, Г.М. Анохина, Н.Б. Крылова, И. Д.Лушников). Необходимо отметить и тот факт, что на протяжении длительного времени в психологической и педагогической науке в целом изучение психики человека, ее развития шло в основном в направлении изучения отношений «человек-предмет», «человек-орудие». Исследовались психические процессы, состояния, свойства человека, когда он взаимодействовал с вещной действительностью. Теперь же все большее значение стало придаваться выяснению психологических особенностей в отношениях «человек-человек», «человек-группа», выявлению взаимосвязей между познанием и общением. В психолого-педагогических исследованиях показано, что одной из ведущих деятельностей учащихся любого возраста является общение, т.е. «процесс взаимодействия и взаимосвязи субъектов, в котором происходит обмен информацией, деятельностью и ее результатами. Опытом, умениями, навыками, эмоциональными состояниями» [12, С.28]. Эффективность коллективной (групповой) деятельности вызывает все меньше сомнений и подтверждается экспериментально в исследованиях по социальной психологии и психологии общения. Изучение учеными-психологами групповой деятельности дает им основание полагать, что в рамках группы дети получают дополнительные возможности к обучению за счет взаимодействия с другими детьми. Объект исследования - процесс коллективного обучения старших дошкольников. Предметом исследования являются игровые формы коллективного обучения старших дошкольников. Цель данного исследования: изучить условия успешного осуществления коллективного обучения старших дошкольников в форме игры. Задачи исследования: 1.Рассмотреть формы организации обучения старших дошкольников. 2. Проанализировать способы организации коллективной работы старших дошкольников. 3.Изучить особенности развития игры дошкольников. 4. Практически исследовать условия успешного осуществления коллективного обучения старших дошкольников в форме игры. Гипотеза исследования состоит в том, что организация игровых форм коллективного (группового) обучения старших дошкольников достаточно успешна, если взаимодействие педагога и дошкольника осуществляется на личностно-ориентированной основе. Методологической основой исследования являются положения о ведущей роли деятельности в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский); психологическая концепция о социальной обусловленности и индивидуальном выражении интеллектуального, эмоционального и волевого развития (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Методы исследования: Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование педагогов, использование диагностической методики «Да и нет не говори», качественный и количественный анализ полученных результатов. Исследование включало три основных этапа. 1 этап – теоретико-аналитический: проведен анализ литературных источников по вопросу коллективного обучения старших дошкольников. Рассмотрены формы и способы организации коллективного обучения. Конкретизированы объект, предмет и гипотеза исследования. 2 этап – опытно-экспериментальный: определены формы, методы и цель проведения опытно-экспериментальной работы. Определена методика выявления особенностей взаимодействия педагога и дошкольника при организации игровых форм коллективного обучения. 3 этап – описательно-итоговый: проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформированы основные выводы, завершено литературное оформление курсовой работы.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |