Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательная и правовая база охраны природы



2019-12-29 192 Обсуждений (0)
Законодательная и правовая база охраны природы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основным Законом Российской Федерации является Конституция. Согласно Конституции РФ, в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

ü вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

ü природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;

ü земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды[18] (ст. 72 Конституции РФ).

Согласно Конституции РФ, по предметам совместного ведения, к которым относится охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности, должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Федерации. Нормативно-правовая база в этой области на региональном уровне формируется на основе федеральных законов с учетом местных условий. В соответствии с требованиями Конституции РФ законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».[19]

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается проводимыми государством мерами по мониторингу окружающей среды, планированию мероприятий по ее охране, предотвращению экологически вредной деятельности и мерами по оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных экологических фондов, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.

За последние годы природоохранное законодательство развивалось в направлении формулирования и уточнения экологической политики государства, его экологических функций, разграничения компетенции в этой области между органами государственной власти - федеральными и региональными, определения прав и обязанностей граждан и обеспечения их экологической безопасности.

Нормы об охране окружающей природной среды содержатся в Земельном кодексе, Водном кодексе, Лесном кодексе, Воздушном кодексе, Градостроительном кодексе, в Законах РФ «Об охране окружающей среды», «О животном мире», «О недрах», «Об особо охраняемых природных территориях» и многих других нормативных правовых актах РФ. Основные направления экологической политики России определены Указом Президента РФ от 04.02.1994 N 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

Закон РФ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.


Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.[20]

Основные принципы охраны окружающей среды

ü соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

ü обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

ü научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

ü охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ü ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

ü платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

ü независимость контроля в области охраны окружающей среды;

ü презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

ü обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

ü обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

ü учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

ü приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

ü допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

ü обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

ü обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

ü сохранение биологического разнообразия;

ü обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

ü запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

ü соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ü ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

ü организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

ü участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

ü международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.[21]

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

à земли, недра, почвы;

à поверхностные и подземные воды;

à леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

à атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В связи с введением платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов существенно возросла роль используемых при этом нормативов, стандартов, правил и требований, являющихся важнейшим звеном механизма обеспечения действенности законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Законом «Об охране окружающей среды» устанавливаются следующие виды нормативов:

ü нормативы качества окружающей среды;

ü нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

ü иные нормативы в области охраны окружающей среды;

ü своеобразные нормативы - государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды.[22]

Экологические нормативы устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ, другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией.

Проекты нормативов разрабатываются самими предприятиями, учреждениями и организациями - природопользователями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения.

Предприятиям, учреждениям и организациям - природопользователям устанавливаются нормативные объемы предельно допустимых и временно согласованных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду с указанием этапов и сроков достижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов.

Лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов) для складирования, способы и условия хранения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения. Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов. В соответствии с установленными нормативами предприятиям, учреждениям и организациям - природопользователям в установленном порядке выдается разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, использование (изъятие) природных ресурсов, размещение отходов.

Министерство природных ресурсов РФ осуществляет общее методическое обеспечение работ по установлению экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещение отходов.

Итак, экологическое законодательство имеет своей целью создание и сохранение правопорядка в сфере экологических отношений как гарантии реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду.

Из этой цели вытекает основная задача экологического законодательства, которая заключается в регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы; по охране окружающей среды и природных ресурсов; по обеспечению экологической безопасности; по рациональному использованию природных ресурсов.


Заключение

 

Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая ситуация сложилась во многих регионах нашей страны в результате некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний и действий вслепую, потребительского отношения к природным богатствам.

Значение охраны природы как неприемлемого условия выживания человечества и каждого человека сейчас осознается нашим обществом, однако, к сожалению, оно мало готово к последовательной и безусловной реализации природоохранных мер, причем не только из-за недостатка необходимых для этого средств, но и вследствие отсутствия экологической культуры населения, несформированности экологического мышления у работников народного хозяйства.

Таким образом, решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений. Вступающие в трудовую жизнь люди должны иметь четкое представление о том, что природные ресурсы не бесконечны и технология производства любой продукции должна удовлетворять такому, с экологической точки зрения, требованию, как минимальной потребление материалов и энергии. Они должны хорошо знать законы природы, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное течение различных процессов. У них должно быть выработано «экологическое мировоззрение», т. е. сознание приоритетного решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработок современных технологий, создание машин и механизмов, при всяком хозяйственном начинании, а также твердое убеждение в том, что без уверенности в безвредности для окружающей среды того или иного мероприятия оно не должно реализовываться.

Производственная деятельность людей должна постепенно менять основу. Предстоит новая модернизация, которую естественно назвать экологической, поскольку она будет ориентироваться на создание производств, не разрушающих равновесного состояния биосферы, т. е. вписывающихся в ее биогеохимические циклы.

Преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно. Тем более, невозможно поддержание состояния равновесия, если общество не будет преобразовывать само себя, свою нравственность, а будет опираться только на технические решения. Человечество ожидает длительный и весьма трудный процесс совместного преобразования природы и общества, причем решающее значение в его длительности будет иметь формирование цивилизации, отвечающей новым потребностям человека, согласованным с новыми реалиями окружающей природы.

Новая цивилизация для того, чтобы она оказалось способной обеспечить дальнейшее существование на Земле человечества как развивающегося вида, должна опираться не только на новую технологическую основу производственной деятельности людей, но и на глубокое понимание места человека в окружающем мире, без чего невозможно формирование новой нравственности, т.е. нового общественно необходимого поведения людей. Широкая образованность носителя планеты необходима и для становления новой морали, т.е. духовного мира людей.

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.

Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.

Только по-настоящему образованное и интеллигентное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы или в период своей истории, когда оно сможет реализовать режим конволюции природы и общества. Это утверждение столь очевидно, что оно тоже может быть включено в исходную систему постулатов. Государство, которое не уделяет должного внимания проблемам экологии, лишает себя будущего.

Следовательно, наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру во взаимоотношениях между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, которое естественно назвать экологическим.


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации принята всенар. голосованием 12.12.1993 (ред. от 14.10.2005 № 6-ФКЗ). – М., 2005.

2. Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 12.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2005 №199-ФЗ) // Собрание законодательства – 2002. - №

3. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г. № 174-Ф3.

4. Учебник: «Курс: Экология». Разработано д. ф.- м. н. проф. Ю. М. Полищук, для студентов Современного Гуманитарного Университета.

5. Вернадский В. И. «Химическое строение биосферы Земли и её окружения», Лениздат, 1999.

6. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Э. В. Гирусова, проф. В. Н. Лопатина. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.

7. Франсуа Рамад «Основы прикладной экологии: Воздействие человека на биосферу» М. – ЮНИТА 2004г.

8. Экологический энциклопедический словарь. М., изд. дом «Ноосфера», 1999г

9. Закон РФ «Об охране окружающей среды»: теория и практика / М. М. Бринчук, О. Л. Дубовик // Государство и право. – 2003.-№ 3.

10. Экономические основы экологии: учебник / В. В. Глухов, Т.П. Некрасова. – 3-е изд. – СПб., 2003.

11. «Переход неизбежен» / Т.А. Акимова // Экология и жизнь. – 2006. - № 2.

12. Принципы экологического законодательства / И.А. Игнатьева // Государство и право. – 2003. - № 9.

 


[1] См.: Экологический энциклопедический словарь. М., изд. дом «Ноосфера», 1999г.

[2] См.: Франсуа Рамад «Основы прикладной экологии: Воздействие человека на биосферу» М. – ЮНИТА 2004г.

[3] См.: Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Э. В. Гирусова, проф. В. Н. Лопатина. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. –стр.-142

[4] См.: Вернадский В. И. «Химическое строение биосферы Земли и её окружения» стр. – 52.

[5] См.: Учебник: «Курс: Экология». Разработано д. ф.- м. н. проф. Ю. М. Полищук, для студентов Современного Гуманитарного Университета стр.- 39.

[6] См.: Экологический энциклопедический словарь. М., изд. дом «Ноосфера», 1999г.

[7] См.: Экологический энциклопедический словарь. М., изд. дом «Ноосфера», 1999г.

[8] См.: там же.

[9] См.: Экологический энциклопедический словарь. М., изд. дом «Ноосфера», 1999г.

[10] См.: Федеральный Закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г. № 174-Ф3.

[11] См.: Экологический энциклопедический словарь. М., изд. дом «Ноосфера», 1999г.

[12] См.: Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: учеб. пособие / В.Ф. Протасов. – 3-е изд. – М., 2001. – С. 65

[13] См.: Принципы экологического законодательства / И.А. Игнатьева // Государство и право. – 2003. - № 9. – С. 37

[14] См.: «Переход неизбежен» / Т.А. Акимова // Экология и жизнь. – 2006. - № 2. – С. 19

[15] См.: Экономические основы экологии: учебник / В.В. Глухов, Т.П. Некрасова. – 3-е изд. – СПб., 2003. – С. 48

[16]См.: Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: учеб. пособие / В.Ф. Протасов. – 3-е изд. – М., 2001. – С. 70

[17] См.: Там же – С. 71

[18] См.: Конституция Российской Федерации принята всенар. голосованием 12.12.1993 (ред. от 14.10.2005 № 6-ФКЗ). – М., 2005. – С. 39

[19] См.: Там же. – С. 26

[20] См.: Закон РФ «Об охране окружающей среды»: теория и практика / М.М. Бринчук, О.Л. Дубовик // Государство и право. – 2003. - № 3. – С. 33

[21]См.: Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 12.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2005 №199-ФЗ) // Собрание законодательства. – 2002. - № 2. – Ст. 133

[22] См.: Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 12.01.2002 № 7-ФЗ.



2019-12-29 192 Обсуждений (0)
Законодательная и правовая база охраны природы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательная и правовая база охраны природы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)