Техническая эксплуатация автотранспортных средств
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра «Тракторы и автомобили» КУРСОВАЯ РАБОТА На тему «Техническая эксплуатация автотранспортных средств» Выполнил студент гр-И 41 Башилов А.А Принял: к.т.н., доцент Горбатенков А.И. ТВЕРЬ 2007г.
Введение Основной целью данной курсовой работы по технической эксплуатации автотранспортных средств является привитие устойчивых навыков практического применения теоретических знаний в области планирования, проведения работ по техническому обслуживанию и диагностированию в условиях автотранспортных предприятий, парков сельскохозяйственных предприятий, а также станций технического обслуживания. Объектом курсовой работы является условное хозяйство. Основной задачей автотранспорта является полное и своевременное удовлетворение экономики страны и населения в перевозках. Техническая эксплуатация является важнейшей системой АТ. ТЭА реализует потенциальную возможность осуществления транспортного процесса. ТЭА как наука определяет пути и методы наибольшей эффективности управления техническим состоянием автопарка с целью обеспечения регулярности и безопасности перевозок при полной реализации технических возможностей конструкции и уровнем надежности а/м, а также оптимизация материальных и трудовых затрат. Основными задачами технической эксплуатации являются: Реализация потенциальных свойств автомобиля, заложенных при его создании · Снижение затрат на содержание автомобиля и поддержание его работоспособности · Увеличение производительности автомобиля за счет уменьшения простоев в неисправном состоянии Пути решения задач: · Изменение закономерностей изменения технического состояния а/м · Разработка и применения научно обоснованных методов поддержания а/м в работоспособном состоянии · Повсеместное применение планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта и ее совершенствование · Организация материально-технологического снабжения и хранения подвижного состава
1. Анализ природно-производственных условий эксплуатации автотранспортных средств предприятия 1.1. Характеристика дорожных и природно-климатических условий Дать характеристику дорожному покрытию, условиям движения, типу рельефа местности и природно-климатическому району. А также определить категории условия эксплуатации в соответствии с исходными данными. Исходные данные Дорожные условия: дегтебетон ( при расстояниях перевозок более 20 км), грунт укрепленный ( при расстояниях перевозок до 20 км). Природно-климатический район: теплый. Тип рельефа местности: холмистый. Условия движения: за пределами пригородной зоны. По приложению 5 таблице 5.1. За пределами пригородной зоны ( более 50 км от границ города). Дорожные покрытия: Д3- дегтебетон, щебень (гравий) без обработки; Тип рельефа местности: холмистый Р3(свыше 300 до 1000 м). Категория условия эксплуатации – 2(при расстояниях перевозок более 20 км) Дорожные покрытия: Д5- грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытие; Тип рельефа местности: холмистый Р3(свыше 300 до 1000 м). Категория условия эксплуатации –4(при расстоянии перевозок до 20 км).
1.2. Характеристика автопарка предприятия Исходные данные Марки автомобилей: ГАЗ–САЗ-4509; ЗИЛ – 4331; КаМаЗ – 55102. Марка автомобиля: ГАЗ–САЗ-4509 Количество автомобилей – 7шт; Тип автомобиля – самосвал; Грузоподъемность – 4 т; Тип и марка двигателя – ГАЗ-542.10/Д (125 л.с.); Нормативный расход топлива – 17 л. (на 100 км); Нормативный пробег автомобиля: до 1-го капитального ремонта – 200 тыс.км; до списания – 350 тыс.км. Средний пробег автомобилей данной марки –54617км; Пробег на конец грузоперевозок: № 1 –96100км; 2 –91200км; 3 –99400км; 4 –172100км1км; 5 –23000(после КР)км; 7 –140700км; Марка автомобиля: ЗИЛ-4331 Количество автомобилей – 8 (шт); Тип автомобиля – бортовой; Грузоподъемность – 6 т; Тип и марка двигателя – ЗИЛ-645/Д (185 л.с.); Нормативный расход топлива – 25 л. (на 100 км); Нормативный пробег автомобиля: до 1-го капитального ремонта – 300 тыс.км; до списания – 540 тыс.км. Средний пробег автомобилей данной марки – 55217км; Пробег на конец грузоперевозок: № 8 –108200км; 9 –58700км; 10 –89700км; 11 –209700км; 13 –137900км; 14 –182000км; Марка автомобиля: КаМаЗ-55102 Количество автомобилей – 6 (шт); Тип автомобиля – самосвал; Грузоподъемность – 7 т; Тип и марка двигателя – КамаЗ-740.10/Д (210 л.с.); Нормативный расход топлива – 32 л. (на 100 км); Нормативный пробег автомобиля: до 1-го капитального ремонта – 300 тыс.км; до списания – 540 тыс.км. Средний пробег автомобилей данной марки – 67050км; Пробег на конец грузоперевозок : № 16 –85000км; 17 –85900км; 18 –85300км; 19 –58400км; 20 –57600км; 21 –30100км;
2. Расчет потребного автопарка предприятия 2.1. Составление годового календарного плана транспортных работ предприятия Основой расчета потребного количества транспортных средств для предприятия или его подразделения являются календарные планы перевозок. В случае определения нужного количества транспортных средств для с-х предприятия основой могут быть также технологические карты на возделывание с-х культур. Транспортные работы предприятия, поддающиеся планированию (перевозка строительных материалов, готовой продукции, удобрений, кормов и т.д.) представляется в форме таблицы 1 Таблица 1 План грузоперевозок предприятия
2.2 Расчет годового календарного плана транспортных работ Календарный план выполняется в виде таблицы. Графы 1-4 и 11 таблицы 1.2. заполняются по данным таблицы 1.1. Количество календарных дней подсчитывается по календарю. Количество рабочих дней подсчитывается по календарю с учетом всех выходных и праздничных дней, приходящихся на рассматриваемый период. Продолжительность рабочего дня Трд указывается в часах, которая не должна превышать допустимые по охране труда значения. Нормативная продолжительность смены в сельском хозяйстве составляет 7 ч, за исключением вредных условий работы. В графах 8, 9 указывается класс груза и соответствующий коэффициент использования грузоподъемности, Кг. В графе 10 приводится категория условий эксплуатации. Категория условий эксплуатации зависит от следующих трех показателей [2]: типа дорожного покрытия, рельефа местности, места эксплуатации автомобиля. В графе 11 указывается расстояние перевозки груза Lпг в километрах Графы 12, 13, 14 заполняются по результатам обоснования марочного состава грузовых автомобилей, а также прицепов для выполнения соответствующих транспортных работ. Выбор осуществляется для каждой отдельной работы на основании имеющихся рекомендаций по эффективному использованию транспортных средств, а также, возможно, ограничений на использование той или иной марки автомобилей. В графе 14, после заполнения графы 23, определяются конкретные автомобили, выполняющие данную транспортную работу. В графе 15 указывается общая грузоподъемность транспортного агрегата Qa, включающая грузоподъемность автомобиля и прицепа. В графах 16, 17 указываются соответственно скорости движения транспортного агрегата с грузом и без груза. В графах 18, 19 приводятся соответственно часовая W и дневная Wd производительности транспортных агрегатов в тоннах перевезенного груза, которые определяются по нормативным данным или расчетным путем [3]. В общем случае часовую производительность транспортного агрегата можно определить по формуле
W=QA*Kг/Tц.TP где Тц тр - продолжительность транспортного цикла, ч. Время транспортного цикла определяется как сумма времени движения и времени погрузочно-разгрузочных операций, выраженных в часах ТЦ.ТР.=tДВ+tПР Время движения транспортного агрегата определяется по формуле tДВ=Lпг/(βe×VT), где βе - коэффициент использования пробега; Vт - техническая скорость, км/ч. Так как чаще всего при организации перевозок грузов вынуждены использовать маятниковые маршруты (βе = 0,5), формула (3) может принять следующий вид: tДВ=2×Lпг/VT, Время погрузки и разгрузки tnp можно определить по нормативным данным или расчетным путем [4]. tПР=tП + tР + tд Дневная производительность определяется следующим образом Wд=W×TPд В графах 20, 21 указываются соответствующие производительности в тонно-километрах Wткм и Wдткм, получаемые с учётом расстояния перевозки Lпг из графы 11 в виде произведений: часовая производительность Wtkm , ткм/ч, Wткм=W×Lпг дневная производительность Wдткм, ткм /день, Wдткм=Wd×Lпг В графе 22 указывается общее число рейсов Ze, совершённых транспортным средством для выполнения транспортной работы. Количество рейсов определяется по формуле Ze=Ω/(Qa×Kг) В графе 23 рассчитывается потребное количество автомобилей для выполнения каждой i-й работы по формуле nai = Ω/(W×TРд×Др) В графе 24 определяется суммарный пробег Lni автомобилей данной марки на каждой работе по данным граф 11, 22. Lni=2Lпг×Ze В графе 25 определяется пробег в расчете на один инвентарный автомобиль данной марки по данным графы 24 в соответствии с формулой LП1=Lni/nai где nai - инвентарное количество автомобилей данной марки из графика машиноиспользования. Приведём наглядный пример расчета: 1- Работа №=4.2; 2- Транспортная работа - Бобы и бобовые; 3- Объём работ,Q=290; 4- Календарные сроки: 27июля – 10сентября; 5- Количество календарных дней- 49; 6- Количество рабочих дней-36; 7- Продолжительность рабочего дня – 7; 8- Класс груза-2; 9- Коэффициент грузоподёмности-0.85; 10- Расстояние грузоперевозок-70км; 11- № автомобиля-10; 12- Грузоподъёмность-6т; 13- Скорость с грузом-49км/ч; 14- Скорость без груза-49км/ч; Расчет: Часовая производительность: W=QA*Kг/Tц.TP,= (6*0,85)/2,4=1,39; ТЦ.ТР.=tДВ+tПР =((2*70)/49)+(0,3+0,3+0,22)=2,4; Дневная производительность: Wд=W×TPд=1,39*7=9,72; Часовая производительность: Wткм=W×Lпг=1,39*70=97,17; Дневная производительность: Wдткм=Wd×Lпг=70*9,72=680,22; Количество рейсов: Ze=Ω/(Qa×Kг)=290/(6*0,85)=56,8. Принимаем=57рейсов; Требуемое количество автомобилей: nai = Ω/(W×TРд×Др)=290/(1,39*7*31)=0,96. Принимаем=1автомобиль; Общий пробег автомобилей: Lni=2Lпг×Ze=2*70*57=7980км; Пробег на 1 автомобиль: LП1=Lni/nai=7980/1=7980км; 2.3 Построение графиков машиноиспользования График машиноиспользования строится для каждой выбранной марки грузового автомобиля По горизонтальной оси откладываем календарное время в месяцах от января до декабря, разделенных на пятидневки. Для каждой операции по оси абсцисс откладываем календарное время выполнения работы Дк в соответствии с графами 4, 5 таблицы 2.2. По оси ординат откладываем потребное количество грузовых автомобилей nai- для выполнения каждой i-й работы из графы 23. Также следует указывать номер выполненной работы из графы 1 таблицы 1.2. Корректировка графика осуществляется следующими способами: изменение календарных сроков выполнения работ и продолжительности рабочего дня в допустимых пределах; перераспределение транспортных работ между разными марками автомобилей; выравнивание площадей на графиках за счет изменения количества автомобилей, занятых на одной операции в разные периоды ее выполнения; использованием прицепов. 2.4. Определение необходимого количества автомобилей и выбор недостающих автомобилей Потребное количество грузовых автомобилей каждой марки па определяется по наибольшей ординате каждого графика машиноиспользования после корректировки. Списочное число Ncn автомобилей по маркам определяется с учетом простоев автомобилей в ТО и ремонте:
Ncn = na/τтг, где τтг - коэффициент технической готовности (Ктг=0,9). Количество недостающих автомобилей Nн рассчитывается помарочно: Nн = Ncn-Nф, где Nф - фактическое число автомобилей данной марки на предприятии. Расчёт: ГАЗ - 4509 Списочное число: Ncn = na/τтг,=6/0,9=6,667=7 автомобилей; Количество недостающих автомобилей: Nн = Ncn-Nф,=7-7=0-лишних машин нет; ЗИЛ – 4331 Списочное число: Ncn = na/τтг,=6/0,9=6,667=7 автомобилей; Количество недостающих автомобилей: Nн = Ncn-Nф,=7-8=-1 – машина лишняя, отдаём в аренду другому хозяйству; Камаз – 55102 Списочное число: Ncn = na/τтг,=6/0,9=6,667=7 автомобилей; Количество недостающих автомобилей: Nн = Ncn-Nф,=7-6=1 – машины не хватает, берём в аренду у другова хозяйства.
3. Определение программы по техническому обслуживанию автомобилей предприятия 3.1 Построение графиков пробега автомобилей Исходными данными для составления годового плана ТО являются: - пробег автомобилей на начало планируемого периода; - планируемые пробеги на каждый автомобиль; - периодичность проведения видов ТО в километрах пробега. Существует несколько методов планирования ТО автомобилей. В курсовой работе используется графический метод, позволяющий определить виды ТО, их количество и сроки проведения для каждого автомобиля предприятия. 3.2. Корректировка периодичности видов технического обслуживания. Перед построением план-графика ТО автомобилей производим корректировку периодичности видов ТО. Предварительно на графиках пробега автомобилей параллельно оси пробега строим шкалы ТО-1, ТО-2, КР по маркам или группам автомобилей с одинаковой периодичностью. Соответствующие номера ТО на шкале, проставляем на основании нормативов пробега для конкретного типа автомобилей, скорректированных в соответствии с условиями эксплуатации. Корректировка осуществляется по формулам LTOi=LHTOiK1K3; Lkp=LHKPK1K2K3; где LTOi,Lкр - периодичность i-ro вида обслуживания и КР автомобиля данной марки, км; LHTOi , LHKP - нормативная периодичность i-ro вида обслуживания и КР, км; K1 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации; К2 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава; К3 - коэффициент корректирования нормативов зависимости от природно-климатических условий. Исходные данные: Таблица 3
Расчет LTOi=LHTOiK1K3=4000*((1+1)/2) =4000км. Для всех марок автомобилей. LTOi=LHTOiK1K3=16000*((1+1)/2) =16000км. Для всех марок автомобилей. Lkp=LHKPK1K2K3=200000*((1+1)/2) =200000км. Для ГАЗ-4509. Lkp=LHKPK1K2K3=300000*((1+1)/2)=300000км. Для ЗИЛ-4331 и КАМАЗ-55102. 3.3 Построение план-графика технического обслуживания Построение план-графика ТО осуществляем в следующей последовательности. От соответствующих делений для ТО - 1 и ТО - 2, а также капитального ремонта на вертикальной шкале ТО проводим горизонтали до пересечения с кривой пробега конкретного автомобиля данной марки. Затем от полученных точек пересечения опускаем вертикали до пересечения с соответствующими календарными шкалами ТО - 1 и ТО - 2 и ставим условные значки. Центр принятого знака соответствует календарному сроку проведения ТО данного вида. 3.4 Расчет производственной программы по техническому обслуживанию Количество ТО - 1 и ТО - 2 в расчете на n-ый автомобиль nnTО-1 и ппТО-2 определяем по числу соответствующих знаков на календарной шкале ТО. Общее количество ТО каждого вида для автомобилей данной марки в течение j-ro месяца определяется в виде суммы NTOiMj=Σ nnTОij Где NTOiMj - суммарное количество ТО i-гo вида в j-м месяце для автомобилей данной марки. Месячное число обслуживаний NЕОс.Мj выполняемых ежедневно при возврате подвижного состава с линии и выпуске на линию, определяется из выражения: NЕОс.Мj = noj * Дpj где Дpj – количество дней работы рассматриваемого подвижного состава в j-ом месяце. Месячное число обслуживаний NЕОс.Мj выполняемых перед ТО и ТР. NЕОс.Мj =(NТО-1.Mj+NТО-2.Mj) * 1,6 где NТО-1.Mj и NТО-2.Mj – соответственно месячное количество ТО-1 и ТО 2; 1,6 – коэффициент, учитывающий проведение ЕО при ТР. Пример расчёта Для ГАЗ№1; NTOiMj=5 ТО-1; NTOiMj=2 ТО-2; NЕОс.Мj =2*23=46 NЕОт.Мj =(NТО-1.Mj+NТО-2.Mj) * 1,6=(2+5)*1,6=11,2=12;
Таблица 4 Программа технического обслуживания автомобилей
2.5 Корректировка нормативов по трудоемкости технического обслуживания Корректирование нормативных трудоемкостей ежедневных и плановых технических обслуживании производится по выражению ti=ti(H)K2K5 где ti - скорректированная трудоемкость i-ro вида обслуживания, чел.-ч; V, - нормативная трудоемкость i-ro вида обслуживания, чел.-ч; К2, K5 - коэффициенты, учитывающие соответственно модификацию подвижного состава и число автомобилей в АТП. Корректирование удельной трудоемкости текущего ремонта производится: tTP=tTP(H) K1K2K3K4K5 гдe tTP - скорректированная удельная трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч/1000 км; tTP - нормативная удельная трудоемкость ТР, чел.-ч/1000 км; K1,K3,K4 - коэффициенты, учитывающие соответственно категорию условий эксплуатации, климатический район и пробег подвижного состава с начала эксплуатации. Нормативные трудоёмкости ЕО, ТО и ТР, коэффициенты корректирования и скорректированные нормативные трудоёмкости ЕО,ТО и ТР необходимо оформить в виде таблицы 2.4. Пример расчёта: Для автомобиля ГАЗ-4509 tEOc = tEOc(H) * K2 * K5= 0,42*1,00*1,20=0,50 tEOm= tEOm(H) * K2 * K5= 0,42*1,00*1,20=0,50 tTO-1= tTO-1(H) * K2 * K5= 2,20*1,00*1,20=2,64 tTO-2= tTO-2(H) * K2 * K5= 9,10*1,00*1,20=10,92 tTP = tTP(H) * K1 * K2 * K3 * K4 * K5=3,70*1,20*1,00*0,90*0,70*1,20=3,36 tCO = 0.2 * tTO-2 = 0.2*10,92=2,18
Таблица 5 Корректирование трудоемкости ЕО, ТО, ТР и СО.
2.6 Расчет объемов работ ЕО, ТО и ТР. Объем работ ЕО и ТО в течение заданного месяца для автомобилей каждой марки определяем по выражению: ТiMj=Nimj×ti где Timj - объем работ i-ro вида обслуживания в j-м месяце, чел.-ч; Nimj -суммарное количество обслуживании i-ro вида автомобилей данной марки j-M месяце; ti - трудоемкость i-ro вида обслуживания, чел.-ч. Объем работ по ТР определяется по выражению TTPMj=LПi×tTP/1000 Далее суммируют значения трудоемкостей по видам для всех марок транспортных средств. Суммируя трудоемкости по водам работ в данном месяце определяют общую трудоемкость работ в j-ом месяце. Сложив значения трудоемкости работ по каждому месяцу получают общую годовую трудоемкость работ по ТО и ТР автомобилей, исходя из которой проводится расчет потребного количества производственных рабочих. Результаты расчетов необходимо занести в таблицу № . С целью уточнения расчетов потребного количества рабочих, необходимо месячные значения трудоемкости представить в виде гистограммы и определить наиболее нагруженный месяц, для которого при необходимости провести расчет потребного количества рабочих. Пример расчёта: Для автомобиля ГАЗ-4509 TEOc январь= NЕОс. январь *tEOc =46*0.50=23.2 TEOm. январь=NЕОm. январь *tEOm =12*0.50=6 TTO-1январь=NTO-1.январь* tTO-1=5*2.64=13.2 TTO-2январь= NTO-2январь* tTO-2 =2*10.94=21.8 TTP январь= (LПянварь* tТР)/1000 =(26540*3.36)/1000=89.16 TCO.январь = NCO.январь*tCO=6*2.18=13.08
Таблица 6 Программа текущего ремонта автомобилей
(0.02 сек.) |