Обследование психофизиологических предпосылок речевого развития
В ходе экспериментальной работы нами проводилось исследование психофизиологических предпосылок речевого развития, в частности исследование зрительного и слухового восприятия, а также обследование двигательной функции артикуляционного аппарата. В эксперименте участвовали 2 группы детей: 1) 10 детей с нормальным речевым развитием 2) 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня Исследование проводилось в МДОУ № 27 г.Копейска. В эксперименте принимали участие дети подготовительных групп «Колосок» и «Лучики». Для исследования слухового восприятиянами было выбрана методика З.А. Репиной. В первой серии заданий детям предлагалось опознание фонем на материале текстов, слов, слогов и звуков. Во второй заданий для исследования зрительного восприятия детям предлагалось опознать картинки и назвать их. В третьей серии заданий детям предлагалось выполнить серию артикуляционных упражнений для обследования двигательных функций артикуляционного аппарата. Оценивание производилось по следующим критериям: 4 балла – самостоятельное правильное выполнение задания; 3 балла – выполнение задания с незначительными ошибками; 2 балла – выполнение задания после оказания помощи; 1 балл – выполнение задания с ошибками после оказания помощи; 0 баллов – не справился с заданием. В ходе проведённого исследования были выявлены следующие результаты:
Результаты обследования детей с нормой речевого развития (в баллах)
Результаты обследования детей с ОНР III уровня (в баллах)
Анализ проведённой работы
Каждый балл приравняем к 25 % , следовательно, выполнив задание на 4 балла, то есть без ошибок, ребенок получает 100 % результат. Полученные результаты занесём в таблицу.
Результаты обследования психофизиологической базы речи детей
Из приведённой выше таблицы можно сделать вывод, что психофизиологическая база речи значительно лучше сформирована по всем показателям у детей с нормальным речевым развитием, чем у детей с ОНР III уровня. Исследования слухового восприятия показало, что дети с нормой выполняют 85 % предложенных заданий, в то время как дети с ОНР III уровня выполняют только 50,5 % детей. При исследовании зрительного восприятия дети с нормой речевого развития справились с 87,5 % заданий, а дети с ОНР выполнили лишь 60 % заданий. При обследовании двигательной функций артикуляционного аппарата с заданиями справились 85% детей с нормой и 60 % детей с ОНР III уровня. Таким образом дети с общим недоразвитием речи III уровня отстают от детей с нормальным речевым развитием по всем обследуемым показателям. Выводы по II главе
В ходе экспериментальной работы проводилось исследование психофизиологических предпосылок речевого развития. Результаты исследования показали, что образом дети с общим недоразвитием речи III уровня отстают от детей с нормальным речевым развитием по всем обследуемым показателям: по сформированности зрительного и слухового восприятия, а также по состоянию двигательных функций речевого аппарата.
Заключение
Психофизиологические предпосылки имеют важное значение в процессе формирования речи ребенка дошкольного возраста. Зрительное восприятие играет огромную роль в формировании предметных значений слов и употребляемых детьми грамматических категорий. Обогащение зрительными образами конкретного содержания речи способствует образованию правильного соотношения между непосредственно чувственным и словесно-логическим познанием в ходе психического развития ребенка в норме. В ходе экспериментальной работы проводилось исследование психофизиологических предпосылок речевого развития. Результаты исследования показали, что дети с общим недоразвитием речи III уровня отстают от детей с нормальным речевым развитием по всем обследуемым показателям: по сформированности зрительного и слухового восприятия, а также по состоянию двигательных функций речевого аппарата.
Литература: 1. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 293 с. 2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб.для студентов вузов. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 384 с. 3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности №2002 «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М: Просвещение 1988 г. – 334с. 4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Педагогика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения яз.: Кн. Для логопеда. - Просвещение, 1987. - 160 с: ил. 5. Винтаева Т.Н., Чендырева Н.В. Разработка индивидуальных образовательных программ по развитию речи дошкольников с ДЦП. «Логопед в детском саду» № 2 (5), 2005. – с. 46 – 51. 6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. проблемы общей психологии./Под ред. В.В. Давыдова, - М: Педагогика, 1982 – 504с. 7. Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи: Пособие для воспитателей детских садов. - Чувашское книжное издательство, Чебоксары , 1976. - 128 с. 8. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1998. -373 с. 9. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинина. – М.: ООО «Аспект», 2005. – 448 с. 10.Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция). Л.П. Григорьева, Л.И. Фильчикова, З.С. Алиева и др./Под редакцией Л.П. Григорьевой. – М.: ИКЦ «Академкнига». – 2002. – 415 с. 11.Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с. 12.Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: Психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – С-Пб, 2004 г. – 480с. 13.Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2006. - 380 с: ил. 14.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: кн. Для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 224 с.: ил. 15.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М: Смысл, - 2000 г. – 511с. 16.Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. Фак. Пед. вузов / под.ред.Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. – 312 с. 17.Логопедия: учеб. Пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1998.-528с: ил. 18.Лурия А.Р. Мозг и психологические процессы. М.: «ИНФРА», 2000 г.- 485 с. 19.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной, - 3-е изд., испр. -М.: АРКТИ, 2005. - 240 с. 20.Основы специальной психологии: Учеб. Пособие студ. сред. Пед. учеб. заведений / Л.Л. Кузнецова, Л.И. Лереслени, Л.Ж. Солнцева и др. - 2 - е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 480 с. 21.Пискунов М.А. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия. Под ред. Н.М. Щелованова, Медгиз, 1962 22.Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектологических факультетов пед. институтов. – 2-е издание дополнено и переработано. – М: Просвещение, 1973 г. – 272с. 23.Приходько О.Г. Речевое развитие детей с церебральным параличом и система коррекционного воздействия. «Логопед в детском саду» № 6 (15), 2006. – с.14 - 18. 24.Pay Ф.А., Pay Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. - М., 1959. – 205 с. 25.Pay Е.Ф., Синяк В.А., Логопедия. (Пособие для учащихся педучилищ и воспитателей.) М., «Просвещение», 1969.-127 с. 26.Репина З.А. «Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми дефектами речи: Учеб. пособие гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1995. – 121 с. 27.Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.: ил. 28.Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова и др., Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. -.2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с. 29.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет. Сада/ Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с. 30.Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - M: Просвещение, 1989. - 223 с: ил. 31.Флоренская Ю.А. Избранные работы по логопедии/ Ю.А. Флоренская; сост. Е.Е. Швецова. – М.: АСТ, 2007. – 223 с. 32.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М: Просвещение, 1989. – 239 с. 33.Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов, студентов пед. вузов и родителей. - СПб.: КАРО, Дельта, 2004. - 272 с. 34.Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология». - М.: АРКТИ, 2003.- 192с: ил. 35.Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб., Изд-во «Дидактика плюс», 2001. - 272 с.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |