Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II . Практическое изучение психофизиологических предпосылок речевого развития детей



2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Глава II . Практическое изучение психофизиологических предпосылок речевого развития детей 0.00 из 5.00 0 оценок




Методики для выявления сформированности психофизиологических предпосылок речевого развития

 

Результаты теоретического исследований свидетельствуют о наличии у детей с ОНР III уровня предпосылок к недостаточному формированию речи.

В настоящее время существуют различные методики для изучения психофизиологических предпосылок развития речи у детей старшего дошкольного возраста. З.А. Репина [26] предлагает следующие методики:

Опознание фонем на материале слов:

1. Материалом исследования служат картинка и слова, близкие по звуковому составу, одинаковые по длине и ритмическому рисунку: рука - мука, стол - стул, торт - порт, ворот – город. Экспериментатор предлагает упражнение: "Я буду называть слова, а ты покажи картинку. К двум картинкам задаются три вопроса, чтобы избежать случайного выполнения. "Покажи, где стул? Где стол? Где стол?"

2. Материалом исследования служат картинка и слова с оппозиционными фонемами (слова-паронимы): бочка-почка, дочка-точка, удочка-уточка, крыша-крыса, Мишка-мышка, катушка-кадушка, трава-дрова, коса-коза, суп-зуб, шар-жар, Луша-лужа, рак-лак, Марина-малина.

Экспериментатор дает задание: "Я буду называть слова, а ты внимательно слушай и постарайся правильно показать картинку". Затем перед ребенком раскладываются пары картинки и задаются вопросы: "Покажи, где бочка? Где почка? Где дочка? Где точка?" и т. д.

3. Материалом исследования служат картинки и слова, включающие в свой состав звуки близкие во месту образования: м-н-г, п-м, 6-м, т-н, н-т-д-н (малина Полина — Галина, медаль педаль). Дается задание, аналогичное предыдущему.

4. Материалом исследования служат правильно произносимые слова и асемантические звукосочетания, отличающиеся лишь одним звуком. Заменяются парные фонематические звуки: м-н, 6-н, д-т, г-к, с-з, ш-ж, с-ш, з-ж, ч-ш, ч-ть, ш-щ, с-ц. Асемантичные звукосочетании иправильные слова чередуются в случайном порядке (ячик ящик, четка щетка, зивот живот, жаяц заяц, ландыс ландыш, нолоток молоток, можницы ножницы). Экспериментатор дает задание: "Я буду называть слова правильно и неправильно, когда я скажу слово неправильно, ты меня поправь. Скажи, а как сказать слово правильно?"

5. Предлагаются задания:

—Вспомните слова о зиме со звуком [о];

—На лесной опушке жил лесной зверек, в названии которого был звук [о]. Отгадай кто мог быть?

Найдите одинаковый звук в словах: жук, жаба, ежи, ужи, стрижи, нежинка, лыжи

—Игра "Кто больше?" Назовите животных, в названии которых есть звук [ж].

—Придумайте любые слова со звуком [ж].

—Найдите звук, который преобразовал кота в крота.

—Рассмотрите картинки. Найдите одинаковый звук: зонт, замок, забор, заяц, коза, глаза, роза, гнездо.

— Каждой вещи — свое место. Разложи по полкам вещи: на первую — в названиях которых есть звук [ш], на вторую — в названиях которых есть звук [c]; на первую — в названиях которых есть звук [ш], на вторую — в названиях которых есть звук [с] (п-6, т-д, к-г, в-ф, с-з и т. д.).

—Твердый - мягкий. Поднимите синюю карточку, если в названии предмета согласный твердый (д, т, б, п, г, к и т. д.), а зеленуюесли мягкий (дерево, садовник, Денис, дом, дуб, дети, орден).

Опознание фонемы на материале текстов. Материалом исследования служат стихи, пословицы, поговорки, загадки, небольшие тексты.

1. Стихи. Экспериментатор инструктирует: "Я буду читать стихотворение. Вы внимательно слушайте и скажите, какой звук чаще всего встречается в нем".

2.

Петушки, Петушки рапетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться!

В. Берестов

Я жук, я жук,

Я тут живу,

Жужжу.жужжу,

Гляжу, лежу,

Всю жизнь жужжу: ж — ж — ж - ж

Г. Виеру

Резиновую Зину

Купили в магазине,

Резиновую Зину

В корзине принесли.

Она была разиней,

Резиновая Зина,

Упала из корзины —

Измазалась в грязи

А. Барто

 

Опознание фонем на материале слогов

1. Материалом исследования служат ряды слогов, состоящие из звуков оппозиционных и далеких по способу и месту образования. Чтобы исключить зрительное восприятие артикуляции. Губы закрываются экраном. Экспериментатор называет ряд слогов и дает задание: "Я буду называть слоги. А ты подними флажок, если услышишь в слоге звук с, з, ш, ж, ч, ц, щ, р, л, ж т. д.".

Предлагается ряд слогов: са, ма, со, но, ло, су, ру, еы, и т.д.

2. Экспериментатор называет серию слогов с фонетически близкими звуками и дает инструкцию: "Я буду называть тебе слоги, а ты внимательно слушай и повторяй их".

Предлагаются серии из трех стогов:

Ча ба ча 6а маба са ш а са ма са ша

Ча да ча да на да за жа за жо за жа

Га ка га ка га ко ца са ца са ца са

жа ша жа шажаша ча тя ча тя ча тя

да та да та да та ща ша ща ша ща ша

Опознание фонем на материале звуков. Материалом исследования служат ряды, состоящие из оппозиционных фонем и фонем, далеких по месту и способу образования. Чтобы исключить возможность зрительного восприятия артикуляции, губы закрываются экраном.

1. Экспериментатор называет:

—серию звуков, далеких по месту и способу образования, и дает инструкцию: "Я буду называть звуки. А ты, если услышишь, звук [с] (з, ш, ж, ч, щ, р, л и т. д.) подними синюю фишку».

—серию артикуляционно близких звуков и дает задание: "Я буду называть звуки, а ты внимательно слушай и повторяй за мной".

2. Экспериментатор задает вопросы, на которые должен ответять ребенок. Материалом исследования служат звукоподражания.

Оценивается:

—состояние фонематического слуха;

—нарушение различения звуков, близких по акустическим признакам;

—нарушение различения звуков, близких по способу и месту образования;

—нарушение дифференциации слов-паронимов;

нарушение дифференциации слов, близких по звуковому составу.

Праксис лицевой мускулатуры (сначала по образцу, затем по словесным указаниям):

• поднять брови;

• нахмурить брови;

• сморщить нос;

• надуть щеки;

• поочередное надувание щек;

• втянуть щеки;

• поднять брови, а затем сморщить нос.

Оценивается:

—трудности нахождения отдельных поз;

—трудности переключения с одной позы на другую;

—амплитуда движений;

—наличие персевераций;

—контроль за собственными действиями.

Обследование двигательной функций артикуляционного аппарата.

1.Исследование двигательной функции губ. Ребенку предлагается выполнить следующие задания:

• вытянуть губы в "трубочку";

• воспроизвести "хоботок";

• широко улыбнуться;

• "округлить" губы;

• воспроизвести "оскал" с закрытым ртом;

• воспроизвести "оскал" с открытым ртом;

• воспроизвести рисунок губ на все гласные звуки.

Задания выполняются по образцу, затем по словесной инструкции.

2.Исследование двигательной функции челюсти. Ребенку предлагается выполнить следующие задания:

• раскрыть рот, как при произнесении звука [а];

• полураскрыть рот;

• сделать движение нижней челюстью вправо;

• сделать движение нижней челюстью влево;

• подвинуть нижнюю челюсть вперед.

Упражнения выполняются по образцу, затем по словесной инструкции.

1 Исследование двигательной функции языка. Ребенку предлагается выполнить следующие задания:

• положить широкий язык на нижнюю губу;

• прижать кончик языка к верхней губе;

• потянуть кончик языка к подбородку;

• дотянуться кончиком языка до верхних резцов;

• дотронутъся кончиком языка до правого угла рта;

• дотронуться кончиком языка до левого угла рта;

• выгнуть среднюю часть спинки языка;

• выгнуть заднюю часть синяки языка

Исследование двигательной функции мягкого нёба.

• пропеть гласный [а]

• произнести гласный на твердой атаке [а 'а 'а];

• произнести гласный [а] на мягкой атаке [ааа];

• произнести гласный [а] на замедленной фазе выдоха (на придыхании)

Оценивается:

амплитуда движении (объем движений достаточный, ограниченный); длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость), темп движения (нормальный, выражен период включения в движение, быстрый, медленный);

тонус мышц артикуляционного аппарата (нормальный, вялый, повышенный); точность выполнения артикуляционных движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);

наличие синкинезий (отсутствуют, наблюдаются содружественные движения языка и головы и т.д.);наличие гиперкинезов (отсутствуют, наблюдается "беспокойство" кончика языка);

наличие саливации (отсутствует, повышенное слюнонакопление при выполнении артикуляционных поз, саливация).

Обследование динамической организации движений артикуляционного аппарата

Ребенку предлагается выполнить следующие задания.

1. На динамическую организацию движений кончика языка вне рта:

• тянуть язык к подбородку, затем к носу;

• тянуть язык к подбородку, затем к верхней губе;

• тянуть язык к подбородку, затем произвести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания губ);

• производить движения языком вправо и влево (имитация движения маятника).

• На динамическую организацию движений кончика языка внутри рта. Исходное положение — рот широко открыт.

• дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до верхних;

дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до альвеол; дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до правой и левой щеки.

3.На динамическую организацию движении языка и челюсти:

· зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко открыть рот;

· зафиксировать кончик языка у нижних резцов в широко позевать;

· дотронуться кончиком языка до верхних десен и широко открыть рот;

· дотронуться кончиком языка до альвеол, широко открыть рот и позевать.

4.На динамическую организацию движений языка и губ:

зафиксировать кончик языка у нижних резцов, губы при этом принимают различные артикуляционные позы: округляются, как при [а], растягиваются, как при [и], растягиваются и округляются, как при [ы], [э], вытягиваются "трубочкой", как при [о], "хоботком»

· зафиксировать кончик языка у верхних резцов, губы при этом принимают перечисленные артикуляционные позы;

• зафиксировать кончик языка у альвеол, губы при этом принимают перечисленные артикуляционные позы.

5. На координацию движении языка, челюсти и выдоха:

•зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко открыть рот и произвести длительный выдох;

• поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот и произвести длительный выдох;

• зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот к произвести длительный выдох.

6. На координацию движений языка, губ, выдоха. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов:

• открыть рот, как при звуке [а], и произвести длительный выдох;

• растянуть губы в улыбку, как при звуке [и], и произвести длительный выдох;

• округлить губы, как при звуке [о], и произвести длительный выдох;

• вытянуть губы "трубочкой", как при звуке [у], я произвести длительный выдох;

речевой развитие ребенок психофизиологический

• зафиксировать кончик языка у верхних резцов (губы при этом принимают перечисленные артикуляционные позы) и воспроизвести выдох.

Оценивается:

—последовательность выполнения движений;

—трудность переключения с одного движения на другое;

 

 

—инертность движения, застревание на каком-то одном движении.

Для выполнения кинестетической основы артикуляционных движений предлагаются задания:

1)на выполнение отдельных артикуляционных движений (см. исследование двигательной функции артикуляционного аппарата);

2)на определение положения губ, языка в процессе произнесения фонем:

•произнеси звук [о] и скажи, в каком положении находятся губы при произнесении этого звука?

• произнеси звук [и] и скажи, в каком положении находятся губы при его произнесении?

• произнеся звук [у] и скажи, в каком положении находятся губы при произнесении этого звука?

•произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находится конечик языка — за верхними или нижними зубами?

• произнеси звуки [с], [з] и скажи, где находится кончик языка — за верхними или нижними зубами?

• произнеси звуки [ш], [ж] и скажи, где находится кончик языка — за верхними или нижними зубами?

•произнеси звуки и скажи, где находится кончик языка — за верхними или нижними зубами?

Обследование кинетической основы артикуляционных движений

Для обследования кинетической основы предлагаются задания на воспроизведение не артикуляционных движений, а:

• на движения языка и челюсти;

• положения языка и губ;

• на движения языка, губ, челюсти;

• на повторение серии звуков;

• на повторение серии слогов.



2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Глава II . Практическое изучение психофизиологических предпосылок речевого развития детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II . Практическое изучение психофизиологических предпосылок речевого развития детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)